В Аугсбурге (Германия) прошел традиционный форум информационных технологий VISIT 2007, организованный компанией Fujitsu Siemens Computers. В этом году его посетили более 6,5 тыс. человек — партнеров и клиентов вендора из 60 стран мира. Форум проходил под девизом «Зеленые» ИТ: для улучшения бизнеса — для улучшения планеты» (Green IT: For a better business. For a better Planet).

Первое полугодие в цифрах

Выступивший на пресс-конференции президент и главный исполнительный директор Fujitsu Siemens Computers Бернд Бишофф рассказал об основных финансовых показателях компании в первой половине 2007 финансового года.

С апреля по сентябрь 2007 г. прибыль (до уплаты налогов) повысилась с 4 до 14 млн. евро, при этом операционная прибыль выросла на 11% по сравнению с аналогичным периодом прошлого финансового года и составила 20 млн. евро. Доходы компании немного снизились (на 2%) — до уровня 3,011 млрд. евро, что стало следствием стратегических преобразований, проводимых в компании, и сложной обстановки на рынке.

К внешним факторам, отрицательно сказавшимся на росте доходов компании, Бернд Бишофф отнес падение доходов от продаж ИТ-оборудования в Западной Европе и Германии, снижение курса доллара по отношению к евро и более чем 10%-ное снижение средней отпускной цены (ASP) на ПК и ноутбуки.

По словам главы Fujitsu Siemens Computers, позитивное влияние на доходы компании оказал рост бизнеса (выше средних показателей рынка) в таких направлениях, как серверы стандартной архитектуры (на 11% по сравнению с первым полугодием 2006 ф. г.) и потребительские мобильные устройства (на 14%). В качестве позитивных факторов он назвал также решение компании передать партнерам бизнес по ремонту оборудования (несмотря на то, что это привело к снижению оборота на 85 млн. евро в первом полугодии 2007 ф. г.), концентрацию ресурсов на управлении сервисами (Managed Services) и на прибыльных направлениях в потребительском секторе.

В целом президент Fujitsu Siemens Computers доволен результатами первого полугодия 2007 ф. г.: «Мы добились поставленной цели — сбалансировать значения прибыли до уплаты налогов и операционной прибыли. При этом мы сосредоточились на управлении сервисами, продолжали перегруппировку сил на потребительском рынке, хотя это повлияло на наши показатели в краткосрочной перспективе».

Во второй половине финансового года (закончится 31 марта 2008 г.), по оценкам Fujitsu Siemens Computers, на ИТ-рынке ожидается небольшое оживление спроса, что позволяет рассчитывать на повышение доходов и прибыли компании.

Говоря о долгосрочных планах, Бернд Бишофф отметил, что Fujitsu Siemens Computers продолжит работу на стратегических направлениях: мобильность и динамические центры обработки данных. А новое подразделение Service Division — интегрированное в структуру компании после приобретения сервисного бизнеса у Siemens Business Services в 2006 г. — поможет сконцентрировать ресурсы компании на быстрорастущем рынке управляемых сервисов.

Экологически рациональный бизнес Fujitsu Siemens Computers

  1. Ремаркетинг, вторичная переработка и восстановление. На заводе компании в Падерборне перерабатываются около 8 тыс. т старого оборудования в год. Почти 20% продукции с маркой Fujitsu Siemens Computers отправляется на повторное использование; из оставшейся части восстанавливается 98% и лишь 2% утилизируется (требования, установленные директивой «Отходы электрического и электронного оборудования» (WEEE) допускают уровень отходов до 25%).

    Программы сдачи и обмена старого оборудования действуют в 30-ти странах. Компания планирует организовать прием и вторичную переработку собственных продуктов на рынках, не охваченных директивой WEEE.

  2. Энергоэкономичные продукты. К их числу относятся: линейка профессиональных ПК ESPRIMO; профессиональные ноутбуки LIFEBOOK; продукты для центров обработки данных, сервер PRIMERGY RX300 S3.

    Со времени выпуска первого в мире «зеленого» ПК в 1993 г. Fujitsu Siemens Computers была признана лидером в разработке энергоэкономичных профессиональных продуктов. Стратегия компании в области энергосбережения закреплена во внутренних нормах разработки FSC03230.

  3. «Зеленые» продукты. К их числу относятся: серия FUTRO C, тонкие клиенты; профессиональные ПК ESPRIMO C, ESPRIMO E и ESPRIMO P; серия ESPRIMO Q, мини-ПК; рабочие станции CELSIUS W350, CELSIUS M450 и CELSIUS V840; профессиональный ноутбук LIFEBOOK S7110 — сертифицирован на Nordic Swan; LIFEBOOK P7230 и LIFEBOOK Q2010 — отвечают требованиям Energy Star 4.0; линейка мониторов SCENICVIEW бизнес-класса; первый потребительский ПК SCALEO (осень 2007 г.); сервер PRIMERGY TX 120.
  4. Производство и логистика. Заводы в Аугсбурге и Зоммерде сертифицированы на соответствие экологическому стандарту ISO-14001. Потребление электроэнергии при производстве ПК на заводе в Аугсбурге снизилось наполовину по сравнению с 90-ми годами.

    Сложные логистические процессы неизбежно приводят к негативному воздействию на окружающую среду. Компания Fujitsu Siemens Computers стремится оптимизировать логистику входящих и исходящих потоков, чтобы свести к минимуму это воздействие. Например, побуждает поставщиков сокращать количество упаковки и всегда, где это возможно, использует морские перевозки — эти два пункта остаются главными критериями в отборе поставщиков. В исходящей логистике Fujitsu Siemens Computers стремится оптимизировать упаковку, особенно больших партий продуктов для крупных клиентов, и даже направляет поставки напрямую к заказчикам, уменьшая тем самым общую протяженность маршрута.

  5. Использование химикатов. Политика компании в использовании химических веществ отражена в нормах FSC03230. Не используются запрещенные или ограниченные законом вещества, которые, как доказано научными исследованиями, являются вредными для здоровья человека и для окружающей среды. В случае если вещества могут оказаться вредными, применяется «принцип предосторожности»: если степень вредности конкретного химического вещества не была точно установлена, Fujitsu Siemens Computers старается его не использовать, заменяя на безвредный аналог. Компания нацелена на полный вывод из производства поливинилхлоридов (PVC, ПВХ) и ингибиторов воспламенения на основе брома (BFR).
  6. Проектирование с учетом экологии. Стандарты экологии интегрированы в процесс разработки, начиная с этапа формулирования требований, и включены во все спецификации продукта. На практике проектирование, безопасное для окружающей среды, достигается соблюдением внутренних норм «Проектирование и разработка продуктов с учетом экологии» (FSC03230), которые действуют при создании всех продуктов Fujitsu Siemens Computers.

    Гарант соблюдения бизнес-партнерами экологических стандартов — требования, содержащиеся в FSC03230, включаются в каждое «Соглашение об основных условиях закупки» (Master Purchasing Agreement) с поставщиками Fujitsu Siemens Computers.

  7. Партнерство с заинтересованными сторонами: WWF — Германия; Агентство по охране окружающей среды США — программа «Проектирование для экологии», DfE; инициатива Green Grid; Институт OKO; инициатива по защите климата Climate Saver Computing.

«Зеленые» ИТ

«Мы наблюдаем возрастающий спрос на наши комплексные решения и сервисы, на инновационные решения для динамических центров обработки данных, на новое семейство ноутбуков и, конечно, на «зеленые» ИТ», — сказал Бернд Бишофф, завершая обзор финансовых показателей компании и переходя к основной теме форума VISIT 2007 — «зеленые» ИТ.

В своей презентации, а также во время публичного диалога с Джозефом Регером, директором по технологиям Fujitsu Siemens Computers, Бишофф постарался донести до участников мероприятия мысль о том, что задачи бизнеса и проблемы защиты окружающей среды могут мирно сосуществовать благодаря усовершенствованным решениям, продукции и ИТ-сервисам — т. е. баланс между экономической эффективностью и экологической безопасностью вполне возможен.

Бернд Бишофф и Джозеф Регер сконцентрировались на обсуждении двух основных вопросов: могут ли «зеленые» ИТ оказывать положительное влияние на корпоративные показатели; достаточно ли сегодня сильны аргументы для того, чтобы заставить руководство компаний-заказчиков изменить текущую политику закупок?

«Мы говорим о балансе преимуществ для бизнеса, возможных благодаря инновациям в ИТ, таким как снижение сложности, повышение гибкости настроек вычислительных сред и сокращение расходов на их поддержку, и предоставляемых этими технологиями возможностей для сохранения окружающей среды, — заявили руководители Fujitsu Siemens Computers. — Этот вопрос больше не является вопросом альтернативного выбора. Именно это мы имеем в виду, когда говорим: «Для улучшения бизнеса — для улучшения планеты». Речь идет о всеобщей пользе инвестиций в ИТ».

Джозеф Регер считает, что «зеленые» ИТ, как минимум, влияют на сокращение затрат: «От эффективности энергопотребления зависит прибыль компании. И заказчики возлагают на ИТ ответственность за их счета за электричество. Как отрасль и как компания, мы должны обеспечить экономию затрат для заказчика».

Экология и VISIT

Fujitsu Siemens Computers постаралась минимизировать любое нежелательное воздействие, которое могла бы оказать на окружающую среду сама выставка VISIT (что неизбежно для событий подобного масштаба). За это вендор получил Klimaneutral Zertificat («Свидетельство об экологической безопасности») от немецкого агентства Klimabund. Оно удостоверяет, что энергия, используемая на VISIT, произведена без выброса дополнительных объемов углекислого газа. Таким образом, 80 т углекислого газа, необходимые для энергетического обеспечения выставки, были нейтрализованы благодаря материалам и технологиям, сокращающим влияние на климат. Ковровые покрытия и строительные изделия, применявшиеся на выставке, могут быть полностью утилизированы, использование бумаги и пластмасс было сведено к минимуму, часть транспортных средств, предназначенных для перевозки гостей, работала на природном газе, а службы общественного питания постарались использовать как можно больше биологически чистых продуктов местных производителей.

Оба руководителя коснулись текущей стратегии вендора в отношении защиты окружающей среды. Fujitsu Siemens Computers является первопроходцем в обеспечении экологически безопасных технологий и процессов на протяжении всего жизненного цикла каждого продукта. Компания первой внедрила программу вторичной переработки (1988 г.), первой вывела на рынок «зеленый» ПК (1993 г.) и сегодня является единственным вендором в мире, чьи ноутбуки соответствуют требованиям Nordic Swan. Ее сервер PRIMERGY TX 120 — самый экономичный по энергопотреблению на рынке. Кроме того, компания имеет полный спектр экологичных продуктов и является участником организаций Climate Savers Computing Initiative и Green Grid.

Преимущества «экологического» подхода для улучшения бизнес-показателей наглядно демонстрирует пример самой Fujitsu Siemens Computers: высокая бизнес-эффективность с привлечением меньшего количества ресурсов, экономическая рациональность — как результат энергоэффективности и высокая надежность, достигнутая благодаря использованию платформ, сокращающих применение вредоносных веществ.

Вопросы экологии все больше влияют на принятие решений о закупке ИТ — так считают руководители Fujitsu Siemens Computers. При этом они ссылаются на недавнее исследование IPSOS MORI 2007, которое показало, что за последние два года около 50% всех покупателей предпочли один продукт другому из-за его более дружественных к окружающей среде упаковки или составных частей. По данным другого исследования — Channel Survey, 2007, 52% реселлеров убеждены, что значение «зеленых» ИТ постоянно растет.

Поскольку на пресс-конференции присутствовали представители прессы не только из Германии, но и журналисты из менее экономически развитых регионов, вопрос о том, насколько тема «зеленых» ИТ является актуальной для заказчиков из этих стран, был неизбежен. По мнению руководителей Fujitsu Siemens Computers, рано или поздно об этом задумаются все, при этом у вендора будет явное конкурентное преимущество — ведь компания одной из первых в мире начала продвигать идею экологичных ИТ.

Виталий Фридлянд, директор представительства Fujitsu Siemens Computers в России и странах СНГ, высказал свою точку зрения: «В масштабах России вопросам экологии, к сожалению, уделяется недостаточно внимания. Однако российские предприниматели стремятся соответствовать западным стандартам, и ситуация постепенно меняется. Нельзя не отметить, что российские заказчики, несмотря на стереотипный подход к экологическому оборудованию как к весьма дорогому удовольствию, уделяют все больше внимания именно этому аспекту спецификации ИТ-продукции. Особенно это заметно в крупных и стабильных компаниях. Немаловажным фактором при выборе «зеленого» оборудования также являются новейшие технологические разработки, позволяющие сделать соотношение цена/качество минимальным».

Новое на выставке

Во время форума проходила выставка продукции и решений Fujitsu Siemens Computers, представленных в павильонах Dynamic Data Center, Mobility, Managed Services и Digital Home.

Было объявлено и о новинках — как отмечено в официальных сообщениях, «продолжающих политику компании по защите окружающей среды». К их числу относятся: Flexframe Infrastructure — первая в отрасли платформа для сервисно-ориентированных ИT-инфраструктур; технология x10sure 2.0; мобильные ПК LIFEBOOK S7210 и AMILO Si2636, рабочие станции CELSIUS (модели R650, R550, M460 и W360 — все на базе четырехъядерных процессоров Intel).