В последние годы из-за продолжающейся консолидации сокращается число компаний, выпускающих компоненты для сборки компьютеров. Сейчас большую часть этого сегмента российского рынка занимает продукция ASUSTeK, Foxconn, MicroStar, GIGABYTE и ECS. О тенденциях рынка, о результатах, достигнутых Foxconn за прошедший год, о планах работы компании обозреватель CRN/RE Владимир Смирнов беседует с главой российского представительства Александром Трухачевым.

CRN/RE: Изменилась ли, по вашему мнению, ситуация на российском рынке комплектующих в 2007 г.?

Александр Трухачев: Да, ситуация начала меняться, проявились новые тенденции. Прежде на рынке России доля ведущих мировых вендоров, таких как Acer, Fujitsu Siemens Computers, HP, была невелика. Но 2007 г. стал для них годом перелома, они впервые смогли занять заметную долю рынка. По нашим оценкам, их суммарная доля в этом году может составить 12–13%.

Кроме того, под давлением растущего спроса на ноутбуки, продажи которых в России ежегодно увеличиваются на 50–60%, рост рынка настольных систем по сути остановился. Во всяком случае для производителей комплектующих этот сегмент российского рынка явно перестал расти и, возможно, даже уменьшился за счет увеличения доли готовых ПК ведущих вендоров. Правда, получить какие-либо достоверные оценки сейчас сложно.

На этом фоне возникла еще одна необычная тенденция. Настольный ПК постепенно превращается в нишевый продукт, который используется там, где его сложно заменить ноутбуком. Он все более наполняется мультимедийными функциями, расширяются его возможности как игрового компьютера, а это приводит к росту цен на ПК. По нашим оценкам, средняя цена настольного ПК за этот год увеличилась почти на 40–50% — если в 2006 г. такой компьютер стоил 350 долл., то сегодня его цена превысила 500 долл. Свою роль в этом процессе играет и возросший уровень покупательной способности населения.

CRN/RE: Как в изменившихся условиях развивается бизнес Foxconn в России?

А. Т.: Все эти перемены, естественно, отразились на наших продажах. Так, в 2007 г. мы, видимо, сможем продать всего на 10% больше системных плат, чем в прошлом году. В конце 2006 г. мы объявили о начале продаж в России графических ускорителей под маркой Foxconn и до конца года рассчитываем продать здесь 200–210 тыс. этих изделий. Зато по объемам поставок корпусов для настольных ПК мы выходим на первое место — 1,2 млн. штук (почти на 50% больше, чем в 2006 г.).

Сейчас мы пересматриваем продуктовую политику на российском рынке. Очевидно, что каждый производитель комплектующих из-за роста цены на настольные ПК будет стараться как можно дороже продавать свою продукцию, что позволит работать с большей прибылью. Для этого производители начнут предлагать российским покупателям новые продукты с уникальными функциональными возможностями и свойствами.

Недавно мы начали поставлять новые, достаточно дорогие системные платы для ПК серий Digital Life и Quantum Force (MARS), которые ориентированы на определенный сегмент пользователей — энтузиастов и любителей игр. И мы получаем от них хорошие отзывы об этих продуктах — наконец-то Foxconn выпустила системные платы, позволяющие «разгонять» компоненты.

CRN/RE: Цены на системные платы можно повысить, наращивая их функциональность, но за счет чего Foxconn сможет увеличивать цены на корпуса для ПК?

А. Т.: Наши корпуса никогда не были дешевыми, и тем не менее их продажи в текущем году превзошли все ожидания. Во-первых, мы устанавливаем в них блоки питания только известных и надежных производителей. В отличие от нас многие поставщики дешевых корпусов применяли блоки питания, которые не выдерживали нагрузок, возникающих при использовании новых процессоров и графических ускорителей. В результате ряд местных сборщиков отказался от таких корпусов.

Во-вторых, на рынке освободилось место — множество изготовителей дешевых корпусов не смогли перестроить свои производства и обеспечить выпуск продукции, отвечающей требованиям введенной в 2006 г. в Европе директивы ROHS (ограничивает использование свинца). Для перестройки завода под эти требования нужно потратить как минимум 30–50 млн. долл., а у производителей дешевых компонентов таких средств просто нет. В результате они практически потеряли рынок Европы и оказались на грани банкротства. Что касается Foxconn, то постоянное обновление продукции позволило нам серьезно укрепить свои позиции на рынке. Кроме того, продвижению наших корпусов способствовали активные маркетинговые действия.

CRN/RE: Будут ли скорректированы планы продвижения продуктов Foxconn в России в будущем году?

А. Т.: Мы будем следовать тенденциям, проявившимся на российском рынке, и продвигать более дорогие компоненты для сборки ПК. В частности, речь идет о корпусах, которые стоят более 100 долл. Продолжая партнерские отношения с NVIDIA, мы намерены предлагать здесь графические ускорители на базе ее графических процессоров и рассчитываем в 2008 г. увеличить количество проданных графических плат с маркой Foxconn до 400–500 тыс. шт.

Кроме того, у нас появится новый продукт, который должен заинтересовать российских сборщиков. Foxconn готова поставлять платформы (barebone-системы), собранные на своих заводах. Это установленные в корпусах системные платы, оптические приводы и графические ускорители. Каждая платформа будет изготавливаться либо по дизайну заказчика, либо поставляться с его логотипом и упаковываться в коробку, оформленную в соответствии с требованиями сборщика. Последнему останется только установить процессор, память и жесткий диск — продукты, цены на которые меняются очень быстро.

CRN/RE: Насколько привлекательным для российских сборщиков может оказаться новое предложение Foxconn?

А. Т.: Думаю, что это предложение весьма перспективно, ведь сборщику выгодно приобретать платформы, плюс к этому он получает коробку с требуемым оформлением. Кроме того, он экономит на логистике — когда все компоненты едут в Россию в одном корпусе, это обходится значительно дешевле, чем их транспортировка по отдельности.

К тому же наше предложение противоположно предложениям других тайваньских производителей, которые заявляют, что их системы уникальны по дизайну и потому стоят дороже, чем обычный ПК. Мы свои платформы позиционируем как набор компонентов, и для заказчика стоимость всех компонентов внутри платформы будет не дороже, чем их цена по отдельности.

Учитывая, что на выпуск платформ, который будет осуществляться на заводе Foxconn, тратится 70–80% времени сборки ПК, у российского сборщика появляется возможность быстрее реагировать на запросы рынка и в периоды повышения спроса на компьютеры выпускать их в три раза больше, чем обычно.

CRN/RE: Есть ли у Foxconn опыт поставки платформ российским сборщикам, и каким компаниям вы планируете их предлагать?

А. Т.: Такой опыт у нас есть. Мы поставляли первые партии платформ крупным российским производителям. Им нравится и практически нулевой процент брака, обеспеченный тестированием каждой платформы, и гарантированная совместимость с компонентами, устанавливаемыми заказчиком.

Поскольку заводы Foxconn ориентированы на массовое производство, мы готовы поставлять платформы в достаточно больших объемах — минимальная поставка — 1 тыс. платформ максимум в четырех различных конфигурациях (1 контейнер). Компания, продающая 300–400 ПК в месяц, может закупить такое количество платформ, растянув продажу компьютеров на квартал, но рискует отстать от спроса на новые модели ПК, а также проиграть по ценам. Поэтому наше предложение интересно для компаний, продающих не менее 1 тыс. ПК в месяц.

CRN/RE: В 2007 г. после запуска проекта «Один ноутбук на ребенка» на рынке появился ряд моделей доступных ПК — ноутбуки ASUSTeK, ee PC и Intel Classmate PC, а также настольные компьютеры по цене менее 300 долл. Согласны ли вы с тем, что на рынке происходит расслоение ПК по двум категориям — дешевые и hi-end, а средняя ценовая категория исчезает?

А. Т.: Действительно, такое расслоение есть, и возникает оно из-за того, что производителям нужно развиваться. Появление очень дешевых компьютеров по сути означает открытие нового сегмента рынка. Раньше среди потенциальных покупателей было 10% тех, кто хотел приобрести ноутбук за 600 долл., и теперь они, возможно, откажутся от такой покупки в пользу дешевого настольного ПК. Рынок ноутбуков потеряет эти 10% клиентов, зато очень быстро может образоваться новый сегмент «сверхдешевых» ПК, на котором хотят играть все производители, в том числе и Foxconn. Но для этого необходим реальный и устойчивый спрос на такие системы.