Австралия, Австрия, Бразилия, Великобритания, Венгрия, Вьетнам, Германия, Египет, Индонезия (о. Бали), Иордания, Ирландия, Испания, Китай, Малайзия (о. Борнео), Мальта, Мексика, Португалия (о. Мадейра), Сингапур, Таиланд, Турция, Чехия, Шотландия, ЮАР, Ямайка, Япония... Это список стран, в которых за последние годы побывали партнеры дистрибьюторской компании «Марвел».

Наверное, немногие компании, работающие в нашей стране, могут похвастаться таким богатым опытом проведения разнообразных партнерских мероприятий. А главное — их географией.

Уже более 10 лет эти поездки организует Марина Отставнова, руководитель отдела маркетинга компании «Марвел». Каждый раз, опираясь на опыт прошедших мероприятий, она вносит коррективы в подготовку и программу предстоящих. Мы попросили ее рассказать читателям CRN/RE об особенностях организации поездок в экзотические страны.

1. Глаза боятся, руки делают... (Не бойтесь сложного пути!)

Нас никогда не останавливали сложности, связанные с путешествием в далекую «нетуристическую» страну. Наоборот, всегда хочется попробовать себя на нелегком маршруте, показать нашим партнерам по бизнесу далекие уголки нашей планеты. Мы не боимся работы с посольствами разных стран. Начиная с первого путешествия в «нетуристическую» тогда ЮАР мы стали готовить для них интересные презентации о «Марвел», об истории наших поездок. Это существенно упрощает процедуру получения визы.

И нас, и партнеров уже не смущают долгие перелеты в дальние страны. С 2005 г. мы готовим интересные викторины и раздаточные материалы для чтения в самолетах. После ЮАР, Бразилии и Мексики перелеты на остров Борнео, в Австралию и Японию воспринимались достаточно легко. В 2008 г. мы планируем поездку в Новую Зеландию, и многие наши партнеры смело «рвутся в бой», веря в то, что «Марвел» продумает за них все мелочи и сделает путешествие комфортным.

Мы всегда понимали, как решать эти непростые задачи, старались заранее получить максимум информации о возможных сложностях, связанных с каждым подобным путешествием.

2. Летали... знаем!

Продумывая наши поездки, мы стараемся выбрать удобные дни для вылета и прилета группы. Обычно «пунктом» отправления и возвращения является Москва. Поскольку многие наши партнеры приезжают со всей России, мы стараемся, чтобы группа после далекого путешествия вернулась в пятницу или субботу и люди могли восстановить силы и адаптироваться после долгого перелета и смены часовых поясов.

Мы никогда не пользуемся чартерами, а рассматриваем разные варианты перелетов хорошо зарекомендовавшими себя авиакомпаниями и стараемся подбирать оптимальное время стыковок. Наши группы летали самолетами British Airlines, KLM, Lufthansa, Австралийских, Вьетнамских, Сингапурских, Эмиратских, Тайских авиалиний. При длительных перелетах порой останавливаемся даже в середине пути на ночлег, как было, к примеру, в Бангкоке при возвращении из Австралии.

Приятно осознавать, что за всю историю проведения академий у нас не было ни сбоев, ни задержек, связанных с перелетами.

3. Доверяй, но проверяй!

Первые поездки за рубеж планировались и продумывались нами из России. Так мы готовили первую зимнюю академию в Германии (1998 г.), затем в Австрии (2000 г.) и Таиланде (2001 г.). Но уже при подготовке пятой зимней академии в ЮАР в 2002 г. нам пришлось задуматься о проверке маршрута заранее, до того, как вся группа отправится в эту далекую экзотическую страну.

Несмотря на то что все, казалось бы, происходило совсем недавно, в те годы в нашей стране еще не было грамотных туристических агентств, которые бы могли тщательно спланировать всё для большой группы — от перелета и питания до передвижения по стране и возможных коллективных «действ». В процессе подготовки этого мероприятия, переписываясь с местным агентством, которое выступало в качестве принимающей стороны, мы столкнулись с недопониманием. ЮАР на тот момент была неизведанной страной, и мы поняли, что сначала надо отправить туда своих людей, чтобы пройти маршрут по предложенной программе. Этот опыт «разведывательной» поездки очень пригодился нам во время проведения самой академии.

В следующем году в Бразилию мы также послали наших «разведчиков»: оказалось, что отели, расположенные на Амазонке, не готовы принять большие коллективы, эта местность предназначена для небольших групп энтузиастов — любителей дикой природы. Наш инспекционный тур на Борнео позволил найти интересные варианты активного отдыха и лично ощутить все трудности подъема на гору Кинабалу, куда мы изначально собирались вести всю группу. Проверочная инспекционная поездка в Японию показала, что для этой высокоразвитой страны большими проблемами являются организация активного отдыха, понятного для русских людей, и питания 90 человек. Много времени ушло на поиск интересных мест для обедов и ужинов, где смогла бы разместиться наша солидная группа.

4. Предупрежден — значит вооружен

Вопрос безопасности — один из основных при подготовке любой поездки. Мы стараемся предупредить участников о возможных опасностях в той или иной стране, хотя прекрасно понимаем, что все они взрослые люди и в состоянии контролировать свое поведение и отвечать за себя самостоятельно. Особые меры безопасности были предприняты еще в 2002 г. в ЮАР, когда мы отказались от посещения потенциально опасных для «белых» людей районов этой страны. А например, во время дилерской академии в Бразилии (2003 г.), находясь в Рио-де-Жанейро, где очень развита уличная преступность, мы настоятельно рекомендовали ходить группами минимум из четырех человек. При этом «ответственных» за такие мини-группы назначали из числа менеджеров компании «Марвел». Интересно, что эти предупреждения порой оказываются действительно полезными — так, попытка нападения в Бразилии уличных воришек на небольшую группу наших людей была успешно отражена.

5. Подскажи принимающей стороне, как надо принимать русские группы

Очень часто нам приходится подсказывать туристическим агентствам, какие виды коллективных активностей будут иметь наибольший успех у русских групп. Например, на острове Мадейра мы сами предложили провести фотоохоту — командную игру на автомобилях, в ходе которой участники объехали самую красивую часть острова в поисках ответов на вопросы викторины и предоставили ответы в виде фотоотчета. В ЮАР мы инициировали гонки на квадроциклах по местным виноградникам и предложили посоревноваться на известном курорте в Сан-Сити. Для многих из нас это был первый опыт организации таких соревнований.

В Мексике принимающая сторона предлагала только обзорные экскурсии — нам пришлось добавить в них свою «изюминку». Так, был инициирован непростой подъем на пирамиду в Теотиуакане: на ее вершине «альпинисты» сделали интересные групповые фото. На известном мексиканском курорте Канкун мы отправились в небольшое путешествие (в масках и ластах) по подводным пещерам.

В экзотической стране, располагающей к отдыху, порой очень сложно обеспечить «явку» на деловую часть конференции. И здесь мы тоже находим нестандартные решения. Например, в Австралии выступление представителей одного из наших вендоров проходило на борту теплохода, идущего по Сиднейской бухте. Там же, на далеком зеленом континенте, другая конференция проходила на отдельном острове, в условиях, максимально приближенных к диким природным, — в непосредственной близости от партнеров «Марвел» расположились кенгуру и другие экзотические животные. Как правило, нестандартные места проведения конференции обеспечивают 100-процентную посещаемость. Это позволяет совместить деловую часть программы и знакомство с культурой и природой страны.

6. Мы за «безопасный экстрим»!

Программы наших поездок не ограничиваются обычными экскурсиями. Мы считаем, что интереснее и эффективнее проводить время активно: самостоятельно путешествовать на машинах в поисках «сокровищ», погружаться с маской и ластами в подводные пещеры, покорять горные вершины, как, например, во время зимней дилерской академии в ЮАР в 2002 г. или на острове Борнео в 2005 г. Но при этом нам, организаторам, крайне важно заранее проверять предложенные опции. Когда мы совершали пробное восхождение на гору Кинабалу (высота 4101 м) на острове Борнео, оказалось, что это под силу далеко не всем и есть жесткие ограничения по состоянию здоровья. В результате из 80 участников академии лишь 20 человек отправились к вершине. Их мы готовили заранее еще в России. Многих нам пришлось отговаривать от восхождения, за что впоследствии они были нам благодарны.

Мы всегда предусматриваем альтернативы. Например, на Борнео для тех, кто не стал совершать восхождение на Кинабалу, был предложен спокойный рафтинг по тропическим джунглям. А в Австралии, куда мы ездили в 2006 г., те участники, кто не отважился подниматься на Сиднейский мост, могли наблюдать за восхождением своих коллег с борта предварительно заказанной прогулочной яхты, курсирующей по Сиднейской бухте.

7. У природы нет плохой погоды...

К этому выводу мы пришли, испытав капризы природы в разных странах. Иногда погода вмешивается в наши планы. В Южной Африке, во время командных соревнований в саванне, неожиданно разразилась гроза: на высокой скорости чуть не столкнулись две машины, молнии разрывались в непосредственной близости от участников, и все мы промокли до нитки. Но зато потом, согревшись у каминов, долго вспоминали эти события.

Там же, в ЮАР, во время соревнований по спуску со 100-метровой отвесной скалы на Столовой горе внезапно опустилось облако тумана. И нашим скалолазам пришлось медленно погружаться в молочную бездну. Спуск потерял в зрелищности, зато находившиеся внизу тоже приняли в нем участие: они подбадривали спускавшихся участников, поддерживали их боевой дух.

В Шотландии во время сильного дождя мы решили заменить рафтинг по красивой горной реке посещением фабрики по производству виски. После такой замены все невзгоды воспринимались весело и легко...

В Японии непредсказуемые погодные условия не позволили участникам насладиться видом горы Фудзи, которую скрыл туман. Тем не менее отдых у подножия горы удался благодаря тому, что участники попробовали черные («молодильные») яйца, сваренные в вулканической лаве, и посетили знаменитый термальный комплекс с необычными горячими источниками.

Как рассказывают наши партнеры, в памяти надолго остаются именно эти непредвиденные, «острые» моменты, которые больше всего сближают и объединяют людей.

8. Готовь сани летом...

Качественная подготовка зимней поездки начинается еще летом с выбора наиболее оптимальных маршрутов, перелетов и разработки программы. Анонсы о наших зимних академиях в Австралии и Японии появлялись на нашем сайте еще в июле. Таким образом, партнеры могли заранее готовиться к этим поездкам, закупать оборудование по предложенным маркетинговым программам, планировать свое время, учитывая подобные предложения со стороны других компаний.

Предварительная подготовка мероприятий позволяет при необходимости проводить проверки маршрутов в тех странах, которые кажутся нам неготовыми к приему таких взыскательных групп, как наши.

9. Одна голова хорошо, а сто — лучше

Дилерские академии «Марвел» традиционно собирают от 80 до 100 участников. Мы ценим и дорожим мнением каждого из них. По возвращении из дальних стран проводим небольшое анкетирование и стараемся выяснить, какое впечатление оставила прошедшая поездка, уточняем пожелания на будущее. После одного из таких опросов мы, учтя советы одного из старейших участников наших вояжей, стали выдавать небольшие походные рюкзаки и вручать их участникам в начале поездки.

В ходе анкетирования мы также выясняем, какие темы, связанные с нашим бизнесом, наиболее интересны для обсуждения в ходе деловой части, семинаров и «круглых» столов. Учитывать мнения участников поездок — один из основных наших принципов.

Именно наши партнеры, отвечая на вопросы анкет, выбрали Австралию и Японию в качестве мест проведения очередных дилерских академий.

10. Такие важные «мелочи жизни»...

Планируя поездки, мы стараемся продумать любые мелочи и предвосхитить возможные проблемные ситуации.

Например, в аэропорту при отправлении в далекие теплые страны мы организуем сбор и хранение теплой верхней одежды, чтобы участникам не пришлось возить ее с собой.

Мы стремимся продумать меню каждого дня, чтобы наши путешественники могли попробовать разнообразные блюда национальной кухни. Особенно это актуально для экзотических стран, где еда зачастую непривычна для жителя России. Во многих странах мы стараемся чередовать разные кухни. Учитываем пожелания вегетарианцев или тех, кто не может употреблять в пищу, например, рыбные блюда.

Готовя поездку, мы рассылаем партнерам информацию о необходимых документах для получения визы, полезные данные о стране, график перелетов, сообщаем о климатических особенностях региона, форме одежды и обуви, подходящей для всей поездки и отдельных мероприятий в рамках нашей программы.

Непосредственно перед вылетом выдаем участникам подробную программу поездки, чтобы они могли ориентироваться во времени и пространстве и знали, куда идти или ехать, если вдруг отстали от группы. Эти раздаточные материалы за многие годы претерпели изменения и теперь выглядят как многостраничные красочные буклеты.

Если поездка подходит к концу, но уезжать не хочется, значит, во многом она удалась. Лучше завершить путешествие на острие ощущений, когда вроде бы не хватило чуть-чуть времени, чтобы увидеть всё, и хочется вернуться. Наше правило — не «ставить точку», а оставлять задел на будущее для предстоящих путешествий...

* * *

Своим партнерам по бизнесу «Марвел» дарит большую красочную книгу «100 чудес света», в которой рассказывается о необычных местах на нашей планете. Эпиграф к ней мы придумали сами, немного перефразируя строку из известного стихотворения:

«О сколько Вам открытий чудных готовит... «Марвел».

Мы стараемся вместе с партнерами увидеть побольше чудес, которыми так богата наша планета. В наших путешествиях мы преодолеваем невзгоды, вместе радуемся, и от этого наши отношения становятся еще крепче.