Бизнес есть бизнес. Капиталистические джунгли, как было принято выражаться в риторике тридцатилетней давности. Человеческие, дружеские отношения между участниками рынка, прямыми конкурентами? О чем вы?!

Однако после прихода реального капитализма на российскую землю выяснилось, что не одно только бытие определяет сознание. Люди не способны эффективно действовать в вакууме нормального человеческого общения. К тому же если вести речь не о создателях и владельцах компаний, а о наемных работниках, то им-то друг с другом вообще нечего делить. Текучка кадров, особенно в ИТ-отрасли, велика — не ровен час, завтра окажешься на высокой позиции в компании, с которой еще вчера напрямую состязался на прежнем рабочем месте. Конкуренты начинают воспринимать друг друга не как врагов — а скорее как соперников в спорте.

Так что потребность в неформальных и взаимоприятных контактах в мире ИТ-бизнеса существует. Другой вопрос — каким образом ее удовлетворять? Выездами на дилерские мероприятия, на организуемые вендорами конференции, на всевозможные форумы и выставки? Можно, но хочется ведь совместить достойное времяпрепровождение с какой-то здоровой (безалкогольной!) разрядкой. А лучше спорта в этом отношении человечество ничего пока не придумало.

Вот почему зародившиеся десять лет назад любительские спортивные турниры ComputerBall пришлись ко двору в ИТ-сообществе. У их истоков стоял директор по маркетингу компании ComputerAge Тенгиз Хухашвили. Ему запомнился дружеский футбольный матч между командами дилеров и Verysell (с Алексеем Терентьевым во главе), удачно увенчавший в 1998 г. очередную конференцию Softeach. Накал исключительно позитивных эмоций всех участников игры оказался таким сильным, что стало жаль прощаться с этими ощущениями на неопределенный срок.

Сразу же после той конференции ComputerAge направила приглашения поучаствовать в организации футбольного турнира — и многие участники ИТ-рынка с готовностью откликнулись. Результат порадовал всех. В том же 1998-м Тенгиз Хухашвили организовал фонд поддержки и развития спорта Active Life, с той поры оказывающий помощь в проведении турниров ComputerBall. Впрочем, речь идет уже не только о футболе, но и о волейболе, баскетболе, боулинге и теннисе. Организованный при содействии Active Life теннисный турнир IT Boss Open, собирающий на кортах первых лиц ИТ-компаний, получил поддержку Федерации тенниса России — и в первый же год своего проведения был номинирован на звание лучшего любительского турнира.

* * *

Сегодня мы предлагаем вашему вниманию рассказ Тенгиза Хухашвили о прошлом и настоящем спортивных ИТ-турниров — о том, что ценного они внесли в формирование цивилизованного ИТ-сообщества и насколько высока их востребованность. Сам Тенгиз 17 лет посвятил легкой атлетике, четыре года играл в футбол за юниорскую и юношескую команды тбилисского «Динамо». И теперь, занимаясь ИТ-бизнесом, находит силы и средства для организации любительских спортивных мероприятий. Больше того — заражает своим энтузиазмом других!

Преданья... не такой уж старины

Соревнования ComputerBall родились как серия ежегодных турниров по мини-футболу, волейболу и баскетболу для представителей ИТ-компаний. В основе этой затеи желание организовать активный отдых, поддержать спортивную форму участников, создать дружественную атмосферу, сплачивающую компьютерное сообщество. По моим ощущениям — и не только моим — эта идея на наших соревнованиях воплощается в жизнь.

Начиналось все на чистом энтузиазме — и первый турнир был, наверное, самым парадоксальным. Чуть ли не весь московский ИТ-рынок поднялся в едином порыве. Половину участвовавших в нем команд выставили IBM, HP, Compaq, Samsung... Другая половина — наши коллеги по рынку. Поддержать свои команды выезжали целыми офисами; считалось почти предательством, если кто-то отказывался болеть за своих. Такое впечатление, что любовь к футболу жила в людях в каком-то законсервированном состоянии.

Энтузиазма действительно хватало, и проявлялось это по-разному. К примеру, HP отправили своего человека в Англию, чтобы тот привез два комплекта формы для своей команды. Играли все, начиная от генеральных директоров, среднего менеджмента и до водителей. На самом деле экипировка — как раз не главное. На футбольном поле — как в бане: не важно, во что ты одет, главное — игра. И такой настрой был у всех, не только у самих футболистов.

На один из турниров пришелся день свадьбы сотрудника компании Samsung. Вместо того чтобы ехать на Смотровую площадку или в Парк Победы, они явились на турнир: и невеста его открыла, сделала первый удар по мячу. Такое разве забудется? Приезжают болеть целыми семьями. Беременная супруга как-то раз кричала мужу с трибуны: «Если не забьешь, рожу тебе девочку!» Или например: «Если вы сейчас не выиграете, можешь даже и не думать, как ребенка называть! Сама как хочу, так и назову!» С такой поддержкой как себя не показать? Вы когда-нибудь задумывались, в какой последовательности надо стирать и сушить форму на даче, чтобы успеть к следующей игре? Спросите у жен футболистов, которые обсуждают это во время матчей. А доводилось ли вам когда-нибудь наблюдать борьбу двух ИТ-гигантов — HP и IBM — не в тендере, а на футбольном поле?

Иногда и до смешного доходило. Кто-то приехал на новом Land Cruiser — и стоит у машины, красуется: посмотрите, мол, вот он я, а вот — мои мячик гоняют. Кто-то потом и покруче себя выставил: договорился с сотрудниками стадиона и на джипе заехал на стадион, на дорожки. Такое тоже было: турнир ведь, состязание. Соперничество — оно не только на футбольном поле, это — дело серьезное. Вот мы, наверное, все видели, как Марадона плакал, как бразильцы плакали, когда проиграли чемпионат мира. И у нас такое сплошь и рядом происходит: в послематчевых пенальти игрок не забил — и по-настоящему плачет. И полкоманды его рыдает; было такое на одном из турниров. Накал страстей — настоящий!

Но потом — в плане напряженности, настороженности — стало поспокойнее. Оказалось, что все всех знают. Никому пальцы растопыривать ни перед кем не надо. И атмосфера — именно «в верхах» — оттаяла; на поле она и так была уже вполне товарищеской. Скоро уже все ИТ-директора стояли вместе, все болели друг за друга. И настолько все проявлялось ажиотажно в первое время, что справиться с эмоциями было трудно.

Таланты под спудом

Понятно, что каждый проект рано или поздно достигает своего апогея. У нас такой момент был в 2003 г. — в турнирах участвовало 40 команд! Обычно их — 24–32. Редкий турнир проходит просто так; мы часто устраиваем параллельно какое-то дополнительное состязание. В завершение, например, турнира 2002 г. провели кубок Sun: предложили этой компании организовать в заключительный день однодневный мини-турнир. Они с удовольствием согласились, стали спонсорами — и их команда очень удачно выступила. В тот год мы сняли концертный зал «Дружба», где и провели заключительный футбольный турнир, после чего все вместе на огромном экране, который туда специально привезли, смотрели трансляцию чемпионата мира 2002 г. А затем уже состоялись два наших полуфинала и финал; там же провели церемонию награждения. Получился настоящий большой спортивный праздник, а не просто несколько футбольных матчей в один день. Всем запомнилось, все были очень довольны.

Футбол дал толчок проведению и других турниров: по волейболу, баскетболу, боулингу. Наверное, вершиной движения ComputerBall стал турнир среди боссов компьютерных компаний по теннису: IT Boss Open впервые состоялся в 2001 г. О нем много писали, снят большой фильм. В заключительный день мы арендовали спортивный комплекс Valery, туда пришли все участники со своими болельщиками, много прессы. Для награждения были изготовлены специальные эксклюзивные подарки — 16 оригинальных фигурок. Их получили все участники турнира.

Словом, стремление к цивилизованным, ярким, дружеским спортивным состязаниям в людях живет. Другое дело — нужно каким-то образом помочь ему проявиться, дать возможность выйти наружу. К сожалению, мы все так заняты работой, что попытаться вписать в этот бешеный ритм что-то еще кажется порой нереальным. Но, с другой стороны, надо понимать: если у тебя бизнес уже достаточно хорошо налажен, ты имеешь право и даже обязан позволять себе радоваться другим проявлениям жизни. Зная ИТ-рынок уже 20 лет, могу сказать, что здесь среди первых лиц очень много талантливых людей: и писатели, и художники, и фотографы, и музыканты.

Человек не может быть талантлив только в одном. Мне нравится в этом отношении высказывание Ильи Липкого: «Чтобы заниматься бизнесом, нужен необычайный талант. Если вы обладаете таким талантом, то зачем его тратить на бизнес?!» У нас в свое время даже возникла идея провести ИТ-концерт. Можно было бы собрать всех, кто хочет участвовать, провести некий кастинг, пригласить продюсера, который сказал бы, что вот вы, допустим, подходите, чтобы сыграть в квартете а-ля «Битлз», вы идеально выступите соло, у вас прекрасно получится станцевать степ, а у вас — еще что-то... В первую очередь это надо самим участникам ИТ-сообщества. Как и в любом социуме, в нем должно что-то происходить — что привлекает внимание и пробуждает эмоции.

Обратите внимание: все эти большие форумы, слеты, конференции — они со временем утрачивают свою значимость. Раньше туда первые лица рвались, потому что было интересно. Сейчас это уже почетная обязанность. Но, с другой стороны, мероприятия эти важны, и чтобы они успешно проходили, нужно сделать их неординарными. Провести, например, тот самый необыкновенный ИТ-концерт. Или же перед очередным большим форумом сделать выставку, куда люди могли бы принести что-то свое: фотографии, картины, рисунки и поделки детей... Вот это было бы увлекательно!

Волшебная сила организации

Рынок есть, люди есть, таланты есть, энтузиазм есть... Чего не хватает? Банально — организации. Это очень больная тема — даже для нас, с нашим десятилетним опытом. Раньше было немножко проще. Во-первых, наш турнир был единственным, можно сказать — эксклюзивным. Да, проводились какие-то чемпионаты и вне ИТ-индустрии — среди банков, страховых компаний и еще чего-то, — но мы настолько выделялись, что к нам тянулись команды, с ИТ напрямую никак не связанные, — хотели поучаствовать в настоящем спортивном празднике. Поэтому в рамках ComputerBall родился вдобавок бизнес-кубок для наших заказчиков. В течение года в его рамках проходит 4–5 турниров по футболу. За время проведения разного рода чемпионатов участие в них приняли уже более 200 компаний. Мало того, у нас были случаи, когда небольшая компания не могла выставить целую футбольную команду — и тогда она объединяла свои силы с другой небольшой фирмой, и все были довольны.

Отчего же так сложно все это организовывать? Допустим, руководитель компании принял решение — провести футбольный турнир. Кому это поручат? Как правило — тем, кто занимается маркетингом. А маркетинг в ИТ-компаниях стал более жестким, формализованным, и поскольку изначально в планах никакого турнира не стоит, то поднять и организовать его маркетологам достаточно трудно. Конечно, прежде всё держалось в основном на энтузиастах и любителях футбола, но тогда маркетинг был более гибким. Сейчас — такое ощущение, что любую спонтанную активность надо заранее закладывать в план и бюджет; только тогда у нее будет шанс проявиться. Да и, наверное, поколение сменилось — у нынешнего, на мой взгляд, какая-то другая любовь к футболу и вообще к спорту.

И все же наши баскетбольные чемпионаты дали толчок к созданию команды баскетболистов-айтишников, которые теперь выступают чуть ли не на чемпионате Москвы...

Другая причина, по которой трудно организовывать турниры, подобные нашему: очень много появилось компаний, которые под аналогичным флагом начали устраивать корпоративные соревнования совершенно другой окраски. Этим компаниям просто надо зарабатывать деньги; они за счет этого живут. Поэтому в их турнирах со всей очевидностью проявляется коммерческая составляющая. Мы же отстаиваем идею такого сообщества, где люди могли бы собираться, отдыхать, делиться впечатлениями. Компании начинают эффективнее сотрудничать друг с другом, познакомившись ближе на турнирах. Налаживаются личные связи. Совершенно точно знаем, что несколько семейных пар создалось на наших турнирах, — люди просто вместе отдыхали в дружественной атмосфере.

Когда деньги непосредственно не вовлечены в процесс, это совершенно меняет обстановку. Мы сумели добиться того, что на наши турниры команды не выставляют легионеров, — хотя попытки были. Мы такие команды просто в следующий раз не приглашали. Понятно, что каждому хочется выглядеть лучше, но... Давайте рассуждать логически. Вот выставил какой-то директор свою команду один раз. Его амбиции, его менталитет не позволят, чтобы кто-то где-то говорил, что его команда проигрывает, — тем более если турнир коммерческий и конечная цель — получить денежный приз. Совершенно естественно в такой ситуации этот директор идет и покупает игроков — в командах 2-й, 1-й лиги; как может себе позволить. У нас на самом деле такое было: выходили на поле игроки достаточно известные — например, Юрий Гаврилов играл за команду «Техносила». Но это было почетно и интересно для турнира: игрок уважаемый, известный, давно уже не в большом спорте — и к нам на турнир пришел, к тому же вместе с сыном. Бывали случаи, когда в команды включали дей

ствующих профессиональных футболистов, что в корне неправильно для дружеского турнира: человек, не профессиональный на футбольном поле, должен встречать равного себе соперника. Иначе удовольствия, радости от игры — не будет.

Спорт круглый год

А удовольствие и радость — главные стимулы к тому, чтобы компании оставались заинтересованными в наших турнирах. Поддерживали свои команды в форме. И они, я знаю, это делают на самом серьезном уровне — очень многие снимают залы, тренируются в течение года. Некоторые во время турнира (а он обычно проходит в течение трех месяцев) усердно работают с приглашенными тренерами. Понятно, что какие-то наработки должны быть; просто так надеть форму и отправиться играть — значит заведомо настроиться на проигрыш. Были команды, которые росли и растут на наших глазах. Мало того, за 11 чемпионатов у нас не было ни одной команды, которая победила бы дважды. А это значит, что пример победителя каждый раз серьезно воодушевлял какую-то другую команду, она весь год упорно шла к первому месту — и добивалась своего.

Наши соревнования дали толчок многим аналогичным городским и региональным состязаниям среди ИТ-компаний. Такой турнир проходит в Питере — там около 20 компаний регулярно участвуют. Есть турнир в Тюмени; он даже называется так же — «Компьютербол». И мы, в общем-то, не стали оспаривать правомерность названия: ну в самом деле, если в футбол играют ИТ-компании, — как еще называть? В Новосибирске — тоже свой турнир...

Мы не боимся потеряться на фоне других спортивных мероприятий: мы постоянно развиваемся, генерируем новые идеи. Плюс — копим бесценный опыт, без которого, как я уже говорил, организация простого любительского футбольного матча превращается в кошмар.

Мы даже пытались организовать международный ИТ-футбольный турнир. Согласны были немцы, испанцы, итальянцы, но всех собрать в одно время оказалось просто невозможно. Собственно, сейчас согласование всех предполагаемых участников мероприятия по времени становится основной проблемой. Вот в прошлом году, к примеру, очередной теннисный турнир не состоялся у нас по единственной причине: не смогли состыковать свободное время всех, кто изъявил желание в нем участвовать. Мы провели опрос первых лиц ИТ-компаний и выяснили, что идея им по-прежнему нравится, но в то же время —- хочется чего-то нового. Тогда родилось предложение провести турнир за границей.

Мы отыскали несколько замечательных мест в Хорватии; одним из вариантов был остров Брач, где проходит турнир ITF. Уже были приглашены западные участники — первые лица компьютерных компаний из Европы. Мы предложили особый пакет для участников — так, чтоб они могли поехать и с семьями: прогулки на яхте, фольклорные вечера, дайвинг... Но всё уперлось в то, что люди эти действительно сильно заняты. Собрать их на день-два в Москве мы еще в состоянии, но тут надо всех вывезти в Европу на неделю... Это, как оказалось, — фантастика. Все с восторгом приступили к согласованию расписаний, но в итоге выяснилось, что даже за 4—5 месяцев до заявленной даты турнира состыковать всех попросту невозможно. Дела настолько глубоко в нас сидят, что освободиться от них уже не удается. Это очень большая проблема, я считаю, ее трудно решить.

Новые веселые старты

И тем не менее все живет, все движется. Уже готовим анонс мероприятий на следующий год. С теннисом попробуем еще раз; планировать будем теперь на сентябрь следующего года. Это все-таки более подходящий месяц, чем август: в конце лета многие выбираются на отдых с семьями. А в сентябре хоть ИТ-рынок и оживает, все-таки руководитель на несколько дней может отвлечься от дел, пока их вал не достиг привычного уровня. Видите, о чем приходится оргкомитету думать, — о семейном отдыхе первых лиц ИТ-индустрии! Впрочем, в этом году мы решили привлечь в помощь оргкомитету агентство, которое занимается организацией спортивных мероприятий. То есть идеология турниров остается нашей, а организацией будут заниматься профессионалы. Если понадобится, привлечем и туристическое агентство, это уже проще.

В этом году мы проводим первую ИТ-Спартакиаду. Дело для нас новое, поэтому будем идти к нему постепенно. Первые наметки отработаем в Подмосковье: везем туда несколько компаний с семьями на пару дней. Футбол, баскетбол, волейбол, дартс, шахматы, нарды — чем именно заниматься, придумаем на ходу. Естественно, детские соревнования; какие-то семейные эстафеты, возможно; если позволит место, то и легкоатлетическое многоборье с короткими и длинными дистанциями, прыжками, метанием. По количеству очков будут определяться победители в личном зачете, а каждый победитель вносит свои очки в копилку команды компании. По итогам выявляется самая спортивная компания на ИТ-рынке.

Особо хочу отметить: спонсорская поддержка у нас постоянно на самом высоком уровне — и призы получаются достойными праздника. Один оргкомитет — в нашем лице — со всеми спонсорами даже не справляется; нужно, пожалуй, для работы с ними выделять особое подразделение. Наши турниры спонсировали даже компании, весьма далекие от ИТ-сообщества, — American Airlines, «Цезарь Сателлит», BMW... Были даже случаи, когда к нам приходили и заявляли: «Ребята, нам настолько нравится ваш турнир, что вот вам деньги, а про нас можете даже не писать». Это — настоящее меценатство, в наши дни дорого стоит. Вообще, если в турнир вложить от души три тысячи долларов, — полдела, считай, сделано.

Я считаю, что регулярное участие в любительских спортивных турнирах, подобных нашему, — это серьезный актив для компаний, которые себя позиционируют на рынке как динамичные и развивающиеся; показатель определенной корпоративной культуры. А заодно — и показатель экономической устойчивости, а также интереса руководства к своим сотрудникам. Абсолютно точно могу сказать, что спортивная активность компании зависит от первых лиц. Главное, чтобы вся затея оставалась некоммерческой. Надо, чтобы компании понимали: выгода — не только и не столько в прямом поступлении денег. Нужно ставить перед собой высокие цели. Сами посмотрите: все, что сейчас поставлено на поток в плане совершенствования корпоративной культуры — командные тренинги, тим-билдинги, — все это уже набило оскомину, становится просто неинтересно. Компании, которые поднялись на более высокий уровень, давно уже не формируют свои команды столь примитивными методами.

На этом высоком уровне подход к сотрудникам совершенно иной. Руководители таких компаний понимают: на них работают серьезные, умные, недешево обходящиеся профессионалы. Неудивительно, что таким людям — помимо работы, семьи и многочасовой московской дороги — необходимо какое-то дополнительное поле деятельности, на котором они могли бы себя проявить. Тогда их эффективность поднимется просто до небес, причем то, насколько они «спортивны» чисто физически, значения почти не имеет. У нас на первых турнирах частенько можно было слышать такое: «Да у нас самая активная часть — менеджеры-продавцы; они сами с восторгом бегают — зачем их как-то организовывать? А вот финансы, бухгалтерию мы трогать не будем, от них толку мало...» Да ничего подобного: дайте человеку простор и возможность, и он развернется в полную силу.

Дефицит интеллектуального спорта

Почему мы до сих пор продолжаем заниматься организацией ComputerBall и прочих турниров, почему полностью не передадим ее на аутсорсинг какому-нибудь профессиональному спортивному агентству? Тут надо понимать: мы сами кровно заинтересованы в качестве готового продукта — турнира. На сторону такое не отдашь. Вот те компании, которые сейчас проводят корпоративные состязания, — они же ставят свою деятельность на поток. А мы — уникальные; рынок наш — уникальный. Сторонняя организация в принципе не может учесть его специфику. Надо отдать должное: наше сообщество — наиболее интеллектуальное. Посмотрите на айтишников, которые оказываются на юмористических концертах: шутки ниже пояса у них отклика не находят. Не ходят в ИТ и чужие люди. Либо они осознают, что это не их сообщество, либо сообщество само их отвергает. Как инородные тела...

Все в нашем обществе основано на дефиците. Как говорил Аркадий Райкин, дефицит — великий движитель общественных отношений. И мы тоже работаем на дефиците: удовлетворяем потребность в некоммерческих спортивных ИТ-состязаниях. И наш опыт здесь уникален — ни одна из ИТ-компаний не в состоянии заниматься этим на приемлемом уровне сама, а внешние организаторы не сумеют устроить настоящий праздник. Надо ведь не просто всех собрать, чтобы они поиграли во что-то и разошлись. Должна присутствовать внутренняя теплота, которая притягивает людей. Для многих уже не секрет, что мы организовывали большие форумы для многих ИТ-компаний, правда, из некоторых соображений это не афишируется.

Впрочем, люди, конечно, бывают разные. Вот когда мы занимались первым теннисным турниром, я проводил некий маркетинг; узнавал, кто играет в теннис. А затем рассылал приглашения. Взнос для участия в турнире составлял тогда 900 долларов; это важно. Так вот от одного достаточно известного человека на нашем рынке я получил весьма смешной ответ. Мол, не ошиблись ли организаторы в единицах измерения, и это не доллары, а рубли? Если же речь именно о долларах, то, наверное, у компании — организатора турнира финансовые дела не очень хороши, и она собирается их под этим благовидным предлогом несколько подправить?.. Но если участие действительно стоит 900 рублей, то, пожалуй, приглашение будет принято... Как вы думаете, уважающий себя руководитель согласится принять участие в дешевом турнире за 900 рублей? Естественно, мы ответили — спасибо, ждем вас на следующем турнире. Кое-кто из руководителей начинал просчитывать, сколько может стоить участие в турнире «нетто»: «Я предполагаю, что продержусь на корте максимум три игры; аренда корта — 40 долларов, плюс банкет — долларов по 30 с человека, наверное... Вот за взнос в 150 долларов я бы поучаствовал». Интересно, такой руководитель хоть раз в приличный ресторан ходил? Представляете, какие страсти бы разгорелись, будь этот турнир коммерческим?

Уверен, что и на нашей спартакиаде, и прочих состязаниях дух старого доброго ComputerBall будет присутствовать в полной мере. Скорее всего, основным событием мы сделаем футбольный турнир — но приложим усилия к тому, чтобы люди играли и в баскетбол, и в волейбол. Хотим непременно что-то сделать для детей. Разумеется, найдем и такие виды спорта, в которых женщины тоже могли бы принимать участие: либо наравне с мужчинами, либо отдельными командами; устроим тогда особый турнир именно для женщин. Дело не в политкорректности: девушки в игре — это всегда захватывающее зрелище. А как они болеют, — это надо видеть! Пусть даже на стадион их в первый раз вытащили друзья или мужья — они очень быстро проникаются спортивным духом. Надо видеть тот внутренний порыв, который проявляется, когда они говорят: «Я таких эмоций в жизни не испытывала!» — ради такого стоит устраивать турниры. Впрочем, все это или подобное мы увидели во время Евро 2008. Как и в государстве, поддержка первых лиц обязательна. Итоги? Вы же видите. Успехи на мировых первенствах в баскетболе, хоккее, футболе...