В конце 2009 г. Seagate отметила 30-летие со дня основания. О том, какими результатами в мире и в России компания отметила юбилей и каковы ее планы на текущий год, обозревателю CRN/RE Владимиру Смирнову рассказали Марк Уитби, вице-президент по маркетингу и продажам в ЕМЕА, и Максим Фролов, директор по продажам в России и СНГ.

CRN/RE: В отчете за II квартал 2010 финансового года (IV календарный квартал 2009 г.) сказано, что квартальная выручка Seagate составила 3 млрд. долл., а чистая прибыль — 533 млн. долл. Является ли это показателем того, что компания погасила все задолженности и вновь стала прибыльной?

Марк Уитби: Результаты нашей компании в IV календарном квартале 2009 г. превзошли самые оптимистические ожидания. Во-первых, в этом квартале был отмечен достаточно высокий спрос на жесткие диски (ЖД), в частности в сегменте накопителей для серверов. Это положительно повлияло на прибыль Seagate.

Во-вторых, мы сфокусировались на развитии тех направлений бизнеса, где получаем максимальную прибыль. Поэтому для Seagate IV квартал прошедшего года стал лучшим по показателям удельной прибыльности (маржинальности) за всю историю компании. Это свидетельствует об экономическом выздоровлении Seagate.

В настоящее время мы ориентируемся на получение максимальной прибыли на акцию, а не на завоевание большей доли рынка. Это объясняется тем, что в таких прибыльных видах бизнеса, как, например, поставка ЖД в корпоративный сегмент рынка (для серверов и СХД), наша доля по-прежнему высока. Там, где прибыль ниже, мы стремимся поддерживать долю, отражающую баланс между присутствием в данном сегменте рынка и финансовым благополучием компании.

В то же время должен подчеркнуть, что в IV квартале на мировом рынке ЖД мы улучшили наши позиции в отдельных сегментах.

Максим Фролов: В IV квартале 2009 г. на российском рынке Seagate также работала успешно. Здесь мы увеличили свои доли в каждом из четырех сегментов, куда мы поставляем свои ЖД: корпоративных заказчиков, ЖД для настольных ПК, накопителей для ноутбуков и нетбуков, внешних ЖД.

CRN/RE: По данным IDC, в 2009 г. в России рынок серверов сократился на 49%, а рынок СХД — на 38,5%. За счет чего Seagate удалось достичь положительных результатов в поставках ЖД для этих видов оборудования?

М. Ф.: Мы стремимся продавать не только наиболее прибыльные, но и наиболее емкие накопители, что отвечает основным запросам корпоративных заказчиков и тенденциям на рынке. Например, для серверов, обрабатывающих критически важные приложения, мы первыми выпустили и предложили премиум-модели ЖД, обладающие емкостью и производительностью, превосходящими эти показатели продуктов наших конкурентов. Наши ЖД оснащены наиболее скоростными интерфейсами SAS и FibreChannel. Для СХД у нас также есть специально спроектированные наиболее емкие и скоростные накопители, которые успешно продаются.

CRN/RE: В прошлом году Seagate начала поставки нескольких моделей ЖД с новыми скоростными интерфейсами SAS и USB 3.0. Чем вызвано их появление?

М. У.: Мы считаем, что должны оставаться «пионерами» в освоении и продвижении наиболее перспективных технологических решений. Уже отмечено, что возрастающие объемы данных, которые используют пользователи, в частности, при обмене видео, требуют более высоких скоростей записи/чтения накопителей. Требования повышенной скорости работы накопителей возникают и при использовании их в серверах и СХД. Наши новые ЖД позволят заказчикам существенно упростить использование их инфраструктуры хранения данных. Следующим шагом в этом направлении стал выпуск Seagate в конце 2009 г. первых твердотельных накопителей SSD Pulsar для комплектации серверов и СХД.

CRN/RE: Российские производители и системные интеграторы проявляют интерес к накопителям Pulsar?

М. У.: Спрос на эти устройства на локальных рынках весьма незначителен. Во-первых, мы в первую очередь стремимся поставлять эти накопители своим ОЕМ-партнерам для использования в серверах и СХД.

Во-вторых, такие накопители стоят дорого, удельная стоимость хранимого на них гигабайта информации весьма высока, поэтому локальным производителям и системным интеграторам пока невыгодно их применять. Кризис заставил всех клиентов экономить, поэтому влияние стоимостных показателей сказывается наиболее заметно.

CRN/RE: По прогнозу IDC, твердотельные накопители в ближайшие годы найдут широкое применение в ноутбуках и нетбуках, обеспечивая им более высокую производительность. Планирует ли Seagate выпускать такие устройства?

М. У.: Накопитель Pulsar разработан для наиболее производительных серверов и СХД. Что касается ноутбуков, для них вполне достаточно применять внешние ЖД, которые стоят значительно дешевле. Однако в будущем мы не исключаем возможности выпуска твердотельных накопителей для ноутбуков при условии, что их продажи будут коммерчески выгодны.

CRN/RE: В середине 2009 г. Seagate признала, что ее доля в одном из самых массовых сегментов российского рынка — ЖД для настольных ПК — сократилась. Удалось ли компании восстановить лидирующие позиции в 2009 г.?

М. Ф.: Как я уже сказал, в IV квартале 2009 г. во всех сегментах рынка мы увеличили свою долю, в сегменте ЖД для настольных ПК наша доля выросла примерно на 5%. Но мы не ставим своей целью вернуть 55% российского рынка, как это было несколько лет назад. У нас другая цель — оставаться высоко прибыльной компанией, и доля в «40%+х» для Seagate вполне сбалансированная и экономически обоснованная.

CRN/RE: В середине прошлого года Seagate оценивала российский рынок внешних жестких дисков как самый быстрорастущий. Каких результатов удалось добиться в 2009 г. в этом сегменте?

М. Ф.: В прошлом году в России было продано около 1 млн. внешних ЖД основных марок. Причем, по данным разных аналитических агентств, в IV квартале 2009 г. Seagate вышла на лидирующую позицию по продажам внешних ЖД.

Должен подчеркнуть одно важное обстоятельство — средняя цена наших внешних ЖД была существенно выше, чем у любого конкурента. Это свидетельствует о том, что и в этом сегменте рынка мы предлагаем наиболее технологичные продукты, которые поставляются в комплекте со специализированным ПО для резервирования, синхронизации и шифрования данных.

CRN/RE: Осенью 2009 г. Seagate начала поставки домашнего HD-медиаплеера FreeAgent Theater+. Какое место заняла компания в сегменте, где представлены продукты многих игроков?

М. У.: Мы не ставим перед собой задачу конкурировать на рынке мультимедиа с другими известными производителями и тем более выйти в лидеры. Мы хотим, чтобы FreeAgent Theater+ сыграл роль маркетингового инструмента для генерации дополнительного спроса на наш основной продукт — внешние ЖД, которые используются в медиаплеере в качестве носителей мультимедиа-данных, в том числе видео и музыки, загружаемой из Интернета. Кроме того, появление на полках магазинов нового продукта FreeAgent Theater+ должно способствовать повышению узнаваемости и имиджа бренда Seagate.

CRN/RE: В мае 2009 г. Seagate объявила бонусную программу для партнеров. Привлекла ли она новых участников в канал продаж?

М. Ф.: К сожалению, в 2009 г. мы столкнулись с рядом проблем, обусловленных особенностями российского рынка, которые оказались сложнее, чем мы предполагали. Поэтому мы не смогли начать реализацию объявленной бонусной программ. Надеемся, что в 2010 г. у нас это получится.

В то же время должен отметить, что на российском рынке у Seagate, как и у ее основных конкурентов, уже давно сложился прочный «костяк» партнерских сетей, который за три последних года практически не менялся. Хотя наблюдались единичные флуктуации, когда из-за недостатка финансов отдельные партнерские компании уходили из бизнеса, а другие дорастали до понимания того, что продавать ЖД интересно и выгодно, и приходили к нам или к конкурентам. Но в целом на структуру партнерской сети Seagate в России это не оказало заметного влияния.

CRN/RE: Каковы планы компании на 2010 г.? В каких сегментах российского рынка Seagate намерена наиболее активно работать?

М. Ф.: Хотя Seagate занимает ведущие позиции в корпоративном сегменте рынка, в России все в большем количестве продаются продукты международных вендоров — наших глобальных партнеров. Поэтому в страну наши ЖД поступают «внутри» серверов и СХД этих вендоров, и мы не рассчитываем на заметный объем продаж наших ЖД корпоративным заказчикам.

Безусловно, мы продолжим поставки ЖД для настольных ПК (это самый объемный сегмент рынка накопителей), хотя полагаем, что в 2010 г. рост этого рынка не превысит 15% (по сравнению с 2009 г.).

В текущем году мы намерены расширить поставки внешних ЖД и ожидаем рост продаж на 30% по сравнению с 2009 г. Во-первых, внешние накопители являются одними из наиболее прибыльных наших продуктов, они помогают выполнять основную задачу, стоящую перед компанией, — поддерживать максимально высокую прибыльность.

Во-вторых, внешние ЖД Seagate становятся всё популярнее у пользователей ноутбуков и нетбуков, которых продается больше, чем настольных систем. Это позволяет рассчитывать на успешное продвижение внешних накопителей.

Хотя в России практически нет сборки ноутбуков, но зато достигла значительных размеров база мобильных компьютеров, для модернизации и ремонта которых нужны ЖД. Достаточно сказать, что в IV квартале 2009 г. в России мы увеличили продажи ЖД для ноутбуков на 25%.

Кроме того, розничный компьютерный рынок, по нашим представлениям, в России находится в зачаточном состоянии, и он просто обязан достаточно быстро развиваться. Мы также хотим использовать это для продвижения своих продуктов.