Центр компьютерного обучения «Специалист» при МГТУ им. Баумана подвел итоги 2009–2010 учебного года и объявил об открытии нового, девятого по счету, учебного комплекса в Западном округе Москвы.

В течение последнего года «Специалист» обучил рекордное число слушателей — более 52 тыс. человек. Учебный центр работает с 1991 г., и в сентябре 2010 г. произошло знаменательное событие — в «Специалисте» закончил обучение полумиллионный слушатель. Финансовые результаты превзошли докризисные показатели — оборот вырос на 13% по сравнению с 2008–2009 учебным годом и на 3% по сравнению с 2007–2008 учебным годом. «С экономической точки зрения кризис для нашей компании закончился», — утверждает Дмитрий Гудзенко, директор центра «Специалист». Ссылаясь на данные IDC, он сообщил, что в целом в 2009 г. объем российского рынка ИТ-обучения и ИТ-тренингов сократился примерно на 40%, до 120 млн. долл. На этом фоне «Специалист» сумел заметно увеличить свою долю. Кроме того, он стал единственным учебным центром, вошедшим в рейтинг крупнейших российских ИТ-компаний по версии «РА Эксперт» («Специалист» занял 50-е место, его выручка в 2009 г. составила 377,44 млн. руб.).

По данным учебного центра, повышенным спросом традиционно пользовались курсы подготовки технических специалистов — программистов, разработчиков и операторов СУБД. По сравнению с прошлым учебным годом оборот по этому направлению вырос на 19,6%. Наибольший прирост (21,1%) зафиксирован в «экономическом блоке», включающем курсы для финансистов, бухгалтеров, специалистов по продуктам «1С». На 19% увеличился оборот по направлению «Web-технологии». Вместе с тем показатели обучения в области автоматизированного проектирования (курсы по системам AutoCAD, ArchiCAD, программным продуктам для строительной отрасли) из-за глубокого падения рынка пока не вышли на докризисный уровень.

Как подчеркнул Дмитрий Гудзенко, в течение последнего года наблюдается оживление экономики, о чем свидетельствует рост корпоративных заказов на обучение и повышение квалификации сотрудников: «Если в конце 2008 г. и в первой половине 2009 г. корпоративные бюджеты на учебу были сильно урезаны, то сейчас налицо всплеск интереса к нашим курсам. Ситуация на рынке труда меняется, спрос на квалифицированных сотрудников растет, многие компании заботятся об обучении кадров». Вместе с тем заказчики стараются экономить и выдвигают повышенные требования к соотношению цены и качества обучения.

Остается высоким спрос и со стороны частных лиц. «Найти хорошую работу и удержаться на ней в последнее время стало гораздо труднее, чем несколько лет назад. Поэтому люди более серьезно относятся к повышению своей квалификации и к профессиональному росту. Обучение, как правило, становится не эпизодическим, а регулярным», — утверждает Дмитрий Гудзенко. По его словам, если раньше слушатели в среднем изучали по 2–3 курса, то теперь, как правило, по 3–4. Наиболее целеустремленные выбирают комплексное обучение — по 5–6 курсов в длинной модульной программе.

Сегодня «Специалист» может предложить более тысячи курсов, их ассортимент в прошедшем учебном году увеличился примерно на 30%. Расширилась линейка авторизованных курсов Microsoft (Windows Server 2008 R2, Exchange Server 2010, Microsoft SharePoint 2010), «1С» (курсы по системе «1С8.2: Предприятие»), Autodesk. Появились новые направления, не связанные с компьютерными технологиями, — это прежде всего подготовка школьников к ЕГЭ и ГИА, более разнообразным стало обучение менеджеров и предпринимателей. У «Специалиста» появились и новые партнеры — компании «1С-Битрикс» и Google, а также Торгово-промышленная палата РФ, Ассоциация интернет-разработчиков, Национальный союз кадровиков, Ассоциация консультантов по подбору персонала.

С 2004 г. «Специалист» бессменно награждался как «Лучший учебный центр Microsoft в России», а в этом году получил звание «Лучшего учебного центра Microsoft в России, странах Центральной и Восточной Европы». «Специалист» обладает высшим партнерским статусом Microsoft — Gold Certified Partner for Learning Solutions, является первым и единственным в России авторизованным учебным центром Microsoft Official Distance Learning (MODL), центром сертификации Microsoft Office Specialist Authorized Testing Center, а также членом International Association of Microsoft Certified Partners (IAMCP).

«Специалист» предлагает более 300 авторизованных курсов по продуктам Microsoft, и, по словам Дмитрия Гудзенко, здесь выдается каждый четвертый сертификат корпорации в России.

Кроме того, учебный центр контролирует более 30% рынка авторизованного обучения специалистов по продуктам Autodesk.

«Специалист» активно внедряет новые формы. В последнее время растет спрос на дистанционное обучение, и в этой области политика учебного центра существенно изменилась. «Мы закрыли практически все виды дистанционного обучения, развившиеся последние 10 лет, и сосредоточились на „вебинарах“, которые проводятся по уникальной для России технологии, — говорит Дмитрий Гудзенко. — За год, без существенных финансовых инвестиций в это направление, выручка от услуг в области электронного обучения выросла более чем в два раза». По его словам, сейчас на «вебинары» приходится 3% общего оборота учебного центра, а через пару лет планируется довести их долю до 10%.

«Вебинары» позволяют слушателям, независимо от их местонахождения, «присутствовать» на очных занятиях московской учебной группы, задавать вопросы преподавателю, участвовать в дискуссиях, выполнять практические задания. За 10 месяцев этим видом обучения воспользовались более 600 человек. Помимо удобства и экономии на гостинице и проезде учеба по этой схеме обходится гораздо дешевле. По словам Дмитрия Гудзенко, разница по сравнению с очной формой достигает 40%. «Вебинарами» активно пользуются русскоговорящие жители других стран (Германия, Италия, Аргентина и др.), где авторизованное обучение с последующим получением международного сертификата обошлось бы им в несколько раз дороже.

Тем не менее основная часть оборота учебного центра приходится на очное обучение, и «Специалист» продолжает развивать это направление. Несмотря на наличие региональных филиалов (в Санкт-Петербурге, Казани и Ростове-на-Дону), примерно 97% выручки приносит работа в Москве.

В середине октября в столице был открыт новый, девятый по счету, учебный комплекс, ориентированный на жителей Западного административного округа и ближайшего Подмосковья. Он расположен в бизнес-центре Barklay Plaza, вблизи знаменитой «Горбушки». По словам Дмитрия Гудзенко, пять новых аудиторий, оснащенных современным оборудованием, позволяют увеличить число одновременно обучающихся слушателей девяти московских учебных комплексов до 1,4 тыс. человек.