Компания: КРОК Инкорпорейтед
Должность: президент
Возраст: 40 лет
Образование: высшее, Московский геологоразведочный институт; кандидат технических наук

Страсть к преодолению

Компания КРОК своим рождением в 1992 г. обязана трем профессионалам: Борису Бобровникову, специалисту по геофизическому приборостроению, его младшему брату Ивану, выпускнику Физтеха, и Евгению Мельнику, ранее техническому директору КРОК, ныне возглавляющему фирму "Атлантис". ИТ-бизнес тогда был новым перспективным направлением, и они решили реализовать себя таким образом.

Первые два года компания ввозила ПК, собиравшиеся по ее заказу в Калифорнии. То есть изначально предлагали рынку высокотехнологичное оборудование, в то время как остальные перепродавали снятую с производства технику "желтой сборки". Уже через год, когда объем продаж достиг 4 млн. долл., руководители КРОК стали понимать, что нужен brand, нужны услуги и сервис, нужна интеграция. Многие достижения КРОК принято связывать с именем Compaq - весной 1994 г. компания авторизовалась именно у этого мирового лидера. Однако КРОК поставляет не только вычислительные, но и телекоммуникационные решения, кабельные сети, системы связи, разрабатывает прикладные программные продукты. Плюс полный набор услуг - сервис, сопровождение, обучение, финансирование.

КРОК - это уже второй успешный бизнес Бориса Бобровникова.

В 1986 г. Борис защитил диссертацию, но, поняв, что в новой жизни личные приоритеты лежат вне научного мира, решил попробовать себя в коммерческой деятельности. Он активный спортсмен (в институте возглавлял сборную по горным лыжам, увлекался дельтапланеризмом), во многом именно спорт сформировал его черты характера. Поэтому вполне органично было его участие в создании сети спортивно-оздоровительных кооперативов. В годы расцвета, как вспоминает Бобровников, под его руководством было около 20 филиалов (тренажерных залов), до 300 сотрудников, а сотни тысяч посещений за три года сделали бизнес весьма успешным. "Мое формирование как менеджера произошло именно тогда", - говорит он.

А потом наступил 1992 г., и из-за изменения масштаба цен "бизнес на здоровье" перестал быть высокорентабельным. "Мы с партнером Георгием Гальпериным выгодно его продали, и, возможно, это был первый случай продажи частного бизнеса в стране", - рассказывает Бобровников. И вот тогда возник КРОК Инкорпорейтед.

Сегодня, спустя много лет, КРОК имеет свыше 180 сотрудников, оборот в десятки миллионов долларов, а также множество успешных проектов. Стратегия развития компании очень четкая: работа на рынке высоких технологий, ориентация на проектный бизнес, преимущественно крупный и средний, с целью решения разнообразных информационных задач заказчиков, постоянное увеличение количества предлагаемых работ и услуг.

"Сейчас на рынке существует не конкурс "коробок" или производителей железа, а конкурс сопутствующих услуг, и выигрывает не тот, кто продает дешевле, а тот, кто сопровождает оборудование более широким спектром сервисов", - убежден глава КРОК.

Список именитых клиентов компании, безусловно, впечатляет, как, впрочем, и у других ведущих системных интеграторов. Ведь дело не в списке, а в том, какого уровня задачи ставятся заказчиками перед той или иной компанией. В активе КРОК - проекты национального масштаба. По мнению Бориса Бобровникова, практически все, что делает компания, успешно. "Наверное, потому, что мы не беремся за невыполнимые задачи, а то, за что беремся, делаем, хотя это не всегда просто", - утверждает он. КРОК участвует во многих тендерах, в том числе и для саморазвития, для того чтобы лучше чувствовать рынок.

Каждый год компания открывает 2-3 новых направления деятельности, хотя Борис предпочитает рассказывать не о том, что делается сейчас, а о том, что уже сделано.

Например, в КРОК были разработаны сканер избирательных бюллетеней и информационная система для голосования. Первоначально система была разработана для российских избирательных органов, ныне ее применение вышло за пределы России, и в 2000 г. с ее помощью были проведены выборы парламента и президента Кыргызстана. Свидетельство успеха - благодарственные письма от Избирательной комиссии Республики и от наблюдателей ООН.

Очень удачным считают в компании выход на рынок медицинских ИС; в ближайшие годы, вероятно, будут реализованы 3-5 крупных проектов в области медицины, в том числе регионального масштаба.

В то же время некоторые направления, например услуги по сервису и сопровождению, раскручиваются в России дольше, чем можно было рассчитывать. Еще в 1997 г. все ожидали значительного роста спроса на услуги в ИТ-бизнесе, но, увы, в нашей стране за них по-прежнему не принято платить. Хотя все больше заказчиков понимают необходимость платных услуг, но пока далеко не все готовы заключать отдельные сервисные контракты. Таков наш рынок, медленно и верно двигающийся в цивилизованное русло.

Большинство сотрудников КРОК динамично растут в профессиональном и карьерном плане, и именно это президент компании считает своим главным достижением. "Я далек от мысли, что лично способствую индивидуальному росту, но я хотя бы не мешаю и стараюсь поддерживать сотрудников в этом стремлении", - признается он.

Несмотря на динамичное развитие и появление региональных филиалов (сейчас их два), КРОК пока не планирует превращаться в холдинг. По мнению президента, холдинговая структура - это несколько другая модель бизнеса, в настоящее время не оптимальная для компании. "Я не исключаю органичное перерастание КРОК в компанию холдингового типа, но не думаю, что это случится в ближайшие год-два. А загадывать больше чем на два года не в моих правилах", - говорит Бобровников.

В компании КРОК традиционно принято много работать, начиная с президента, поскольку требовательность к окружающим начинается с повышенной требовательности к себе. Он признает, что надо стремиться к 8-часовому рабочему дню, но сомневается, что эта цель достижима. По его мнению, работая по 8 часов, вероятно, можно заработать на кусок хлеба сегодня, но ни о каком развитии с профессиональной или финансовой точки зрения речи быть не может. "Не менее 25-30% времени и ресурсов компании мы вкладываем в развитие, в изучение перспективных технологий, в повышение квалификации сотрудников, - подчеркивает Борис Бобровников. - Это инвестиции в будущее".