Компания: корпорация «Парус»
Должность: президент
Возраст: 42 года
Образование: высшее, Высшее военно-морское училище радиоэлектроники им. А. С. Попова

Жизнь под парусом

Когда Александра Карпачева спрашивают о причинах, по которым он оставил военную карьеру, ушел на "гражданку" и занялся частным бизнесом, он отвечает коротко: "Обстоятельства...". Вспоминая о тех временах, когда все это начиналось (вторая половина 80-х), президент корпорации "Парус" отмечает, что таких понятий, как хорошо продуманная позиция, четкий бизнес-план, стратегическая идея, раньше просто не было. Были "обстоятельства" - моральные и финансовые. В стране происходили перемены, появлялись первые ростки рыночных отношений и возможность зарабатывать деньги. Престижными стали такие профессии, как кооператор и предприниматель, а престиж военной профессии резко падал.

"Мы всегда работали за идею. Будучи офицером Главного штаба ВМФ, я занимался в Информационно-вычислительном центре (ИВЦ) разработкой и эксплуатацией систем управления кадрами флота, - говорит Александр. - И я осознавал, что мой труд востребован, мне было интересно работать, я был нужен. К тому же неплохо зарабатывал, да и Главком ВМФ нередко отмечал мой ратный труд ценными подарками. Это было замечательное время: риски были минимальными, перспектива абсолютно понятна на многие годы вперед, я занимался любимым делом. И вдруг подул ветер перемен, и мы поняли, что перестали быть нужными...".

Невостребованность труда и существенное уменьшение материальных стимулов вынуждали искать работу "на стороне", и в начале 90-х годов Карпачев в звании капитана третьего ранга ушел из Вооруженных Сил.

Однако специфика работы в ИВЦ, накопленный опыт, знания и опять же стечение обстоятельств предопределили характер и род деятельности небольшой и еще никому тогда не известной фирмы "Парус", созданной четырьмя товарищами в 1989 г. Первым проектом стал заказ Центральной клинической больницы Академии наук на разработку системы для автоматизации расчета заработной платы.

Александр Карпачев вспоминает, как шел поиск первых клиентов: "Я как самый решительный взялся за телефонный справочник и стал обзванивать больницы. Решили начать с них, так как тема была нам близка (на службе мы выполняли проекты по заказу военных финансовых и медицинских органов)".

Так появились первые клиенты, заказы, деньги и стало понятно, что этим можно заниматься. Когда в телефонном справочнике закончился перечень больниц, то решили выйти на новый рынок - учебные заведения, институты, причем тоже с медицинским уклоном. Так началось продвижение первых тиражных систем для бюджетных учреждений. А вскоре компания вышла на новое направление - создание систем для хозрасчетных предприятий, работа на рынке малого бизнеса. Вот так шаг за шагом развивалось собственное дело. Понятиями "маркетинг" и "менеджмент" тогда никто не оперировал. Многое делалось интуитивно, на свой страх и риск. "Нет чтобы взять и прочитать соответствующие инструкции, тщательно разобраться во всем, воспользоваться советами знающих людей... Нет, мы как в бою. Сначала ввязались, потом решили разобраться", - рассказывает Карпачев.

В 1991 г. компания "Парус" заняла 2-е место на конкурсе ПО для бухгалтерского учета в классе "Учет денежных средств, расчетных операций и кредитов банка". Началась первая рекламная кампания.

Когда появился интерес к программным продуктам "Паруса" в регионах, возник вопрос о построении региональной сети поддержки. "Привыкнув все делать сами, мы пошли по, казалось бы, простому пути - стали открывать собственные региональные отделения в самых крупных российских регионах. Потом мы поняли, что только своими силами не сможем удовлетворить потребности всей страны, и стали активно развивать программу партнерства (на сегодня у нас почти 180 компаний-дилеров)", - рассказывает президент "Паруса". Конечно, такая модель необязательна для рынка малого бизнеса, где распространяются тиражные решения, однако на этом рынке "Парус" имеет более 16 тыс. клиентов. В регионах дочернее отделение занимается не только сбытом и внедрением программных продуктов, но и координацией деятельности всех структур корпорации в данном федеральном округе.

На рынке же корпоративных проектов и особенно госструктур эта модель более эффективна. Может быть, благодаря именно такой модели (наличие региональных отделений и независимых партнеров) в 1999 г. корпорация выиграла 18 крупных тендеров на создание систем управления для крупных предприятий. А по итогам независимого опроса участников Второго съезда бухгалтеров и аудиторов России была признана лучшей фирмой в РФ "по разработке программных средств в области бухгалтерского учета и аудита". В том же году Президент РФ Борис Ельцин вручил Александру Карпачеву благодарственную грамоту "За большой вклад в реализацию государственных мер по совершенствованию бухгалтерского учета, аудита и налогообложения РФ".

Миссия компании сформулирована глобально: "Через процветание наших клиентов - к возрождению российской экономики". Александр Карпачев шутит по этому поводу: "Такая формулировка особенно эффективна в работе с госорганизациями, которые зачастую боятся принимать важные решения. А как можно отказать компании с такой миссией? Ты же препятствуешь развитию страны!.."

Если говорить о стиле руководства президента, то Карпачев характеризует себя так: "Я авторитарен в вопросах принятия важных стратегических решений, занимаю достаточно жесткую позицию в обсуждении основных показателей - объемов сбыта, производственных и маркетинговых программ. Когда мы подводим квартальные итоги, то целую неделю компания работает на меня, в остальное время я работаю на компанию. Та же ситуация с подведением годовых итогов".

А вообще президент корпорации не любит засиживаться подолгу на работе. По его словам, он все успевает в рабочее время. В этом ему, безусловно, помогает штат сотрудников, подобранный таким образом, чтобы работа шла быстро и эффективно.

Зимой любит уезжать с семьей на 2-3 недели кататься на горных лыжах. А летом одно из любимейших занятий - катание на доске с парусом...