Компания: TopS, eTopS Consulting
Должность: президент компании TopS, генеральный директор компании eTopS Consulting
Возраст: 49 лет
Образование: высшее, Московский институт нефтехимической и газовой промышленности им. Губкина; кандидат технических наук

Интуитивный менеджер

Говорят, что по разговорной лексике можно довольно точно угадать характер собеседника. Когда общаешься с Феликсом Гликманом, часто слышишь "интересно", "интуиция", "свобода".

Начнем со слова "интересно". Согласитесь, если человек строит свою жизнь, образование, карьеру, исходя из принципа "интересно-неинтересно", то ему можно только позавидовать. Разумеется, при условии получения положительных результатов. Однако не будем забегать вперед.

Как и большинство руководителей российских ИТ-компаний, Феликс Гликман закончил технический вуз. "Замечательную", на его взгляд, "Керосинку".

В 1983 г. защитил кандидатскую диссертацию и возглавил сектор ПО в НИИ литейного машиностроения. В 1988 г. сотрудники его сектора создали кооператив по разработке ПО. Первым коммерческим продуктом стал комплекс программ для планового отдела, расчета зарплаты, бухучета. Попутно организовали курсы компьютерной грамотности. "Мы занимались всякой ерундой, но при этом чувствовали себя свободными и независимыми. Однако вскоре я понял, что все это мелко, неинтересно", - рассказывает Феликс.

Тут самое время вспомнить еще одно любимое слово нашего героя - "свобода". В октябре 1991 г. Феликс Гликман, Дмитрий Москалев и два их друга создают собственную компанию TopS. "Меня пригласили последним, - замечает Гликман. - Они быстро поняли, что среди них нет человека, который должен каждый день заниматься строительством компании. Было много идей, хороший "драйв", но не хватало упорядоченности".

С самого начала решили торговать "софтом" в качестве дилера компании "Диалог-МИФИ", в то время крупного дистрибьютора ПО, где Дмитрий Москалев возглавлял дистрибьюторский отдел.

Поначалу офис TopS располагался в торговом зале компании "Нита" и представлял собой диван, рядом с которым стояла витрина с программными продуктами. Наняли сотрудника - менеджера по продажам, посадили на диван, и дело пошло. Только через полгода - летом 1992 г. - компания обзавелась "нормальным" помещением. Именно с этого момента, по мнению Гликмана, начался период осмысленного бизнеса. В октябре подписали соглашение с Hewlett-Packard по ПК и принтерам с совершенно немыслимой, как казалось, годовой квотой, которую компания, к удивлению ее руководителей, выполнила всего за четыре месяца.

Но для Гликмана куда интереснее было другое направление. "Я всю жизнь в советское время разрабатывал автоматизированные системы для промышленности, - поясняет он. - Поэтому то, что сейчас называется "системной интеграцией", всегда было у меня в голове. Я начал строить компанию именно в этом направлении".

В 1993 г. Дмитрий Москалев пришел работать в компанию, и TopS удалось подписать соглашение с Microsoft. Появилось второе направление деятельности - дистрибуция программных продуктов. Компания стала создавать дилерскую сеть, "обрастать" клиентами. Вскоре фирма занялась RISC-системами, а с 1995 г. - ERP. И в том, и в другом случае она оказалась в числе первопроходцев. "Я убежден, что компания может вырасти только на содержательных задачах, - утверждает Феликс Гликман. - Мы часто начинали направления, о которых рынок еще не задумывался, например управление вычислительными сетями. В 1994 г. мы продали MCC одну из первых копий продукта OpenView".

Однако вернемся к проектному бизнесу. "В 1995-1996 гг. произошел кардинальный поворот на рынке, - продолжает он, - и я понял, что надо выстраивать стратегию нормальной системной интеграции. Стало понятно и другое - моим знаниям не хватает базиса. В 1996 г. я пошел учиться на курс MBA в бывшей Школе международного бизнеса при МГИМО. Через два года защитился, тема диссертации - стратегия развития компании TopS. Интересно, что одна ее глава посвящена Интернет-бизнесу".

Степень MBA не превратила Гликмана в некоего "рыночного гуру". Как и раньше, он считает себя "интуитивным менеджером", а менеджмент - наукой здравого смысла, и придерживается мнения, что в России, пусть с некоторым запозданием, повторяется то, что происходит на Западе.

Тем временем компания росла, развивалась. Медленно, но неуклонно выстраивалась команда. Медленно потому, что руководство TopS всегда старалось придерживаться принципа "новые люди не должны повышать энтропию компании".

Сегодня Феликс Гликман - руководитель двух компаний: TopS, которой в ноябре исполнится уже 10 лет, и eTopS Consulting - ей всего год от роду. "Для меня всегда была очень важна эффективность бизнеса, - говорит Гликман. - И она у нас достаточно высока. Выработка на человека никогда не опускалась ниже 200 тыс. долл. в год".

Еще одна любимая тема Гликмана - управление, причем в самом широком смысле слова. Наибольший интерес для него представляют те сферы, где необходимо решать не только технологические, но организационные и "человеческие" задачи.

На вопрос, зачем он создал e-Tops Consulting, Феликс отвечает так: "Во-первых, я хотел лично руководить этим бизнесом и полностью посвятить себя ему. Во-вторых, мне необходимо было построить прозрачную компанию, куда бы пошли инвестиции. Мы их получили, уже подписали ряд контрактов, выиграли несколько тендеров по консалтингу".

Говоря о своем стиле руководства, Феликс Гликман останавливается в основном на "негативных" моментах: "Сотрудники привыкли, что я все время нахожусь в кабинете. Они знают, что дверь всегда открыта, и ко мне можно прийти за помощью и по личным делам, и производственным. Это очень увеличивает мою загруженность, и меньше остается времени и сил на те вопросы, которыми я должен заниматься. При этом я совершенно не хочу все замыкать на себя, просто руководствуюсь принципом - если не я, то кто? Считаю себя последней линией обороны, а не первой линией атаки".