Очередная (девятая) конференция DISTREE Russia & CIS прошла в конце июня в Санкт-Петербурге. В ней участвовали представители российских регионов, а также стран СНГ. На долю последних пришлось 10% участников форума, еще 20% — прибыли из Москвы, а оставшиеся 70% — из регионов России. Организаторы DISTREE Russia & CIS изначально позиционировали мероприятие как «возможность для вендоров встретиться с основными продавцами (ретейлерами и реселлерами) ИТ (а теперь и бытовой техники) в одном месте и в одно время».

На этот раз воспользовались этой возможностью представители 102 компаний (373 человека, данные с официального сайта форума), относящихся по классификации Distree к «вендорам»: компании, которые ищут партнеров, ­готовых продвигать их технику. Эти участники оборудовали собственные стенды на ставшей уже традиционной для DISTREE Russia & CIS «выставке». Противоположную сторону ИТ-канала представляли розничные продавцы (147 делегатов из 107 компаний) и реселлеры (85 человек из 73 компаний).

Проведение конференции поддержали AMD («платиновый» спонсор); Dell, «Лаборатория Касперского» и Symantec («золотые»); Casper, Microsoft и Sony («серебряные»), а исследовательская компания GfK стала официальным партнером мероприятия.

Напомним, что в Северную столицу DISTREE Russia & CIS переехала в прошлом году: организаторы объяснили это решение тем, что в Москве не осталось площадок, способных собрать «под одной крышей» всех желающих.

По словам Фредерика Симарда (см. фото), президента и соучредителя DISTREE Events (организатора DISTREE Russia & CIS), опыт прошлого года был настолько удачен, что его решили повторить: «Предпочтения наших гостей очевидны. Опрос участников прошлогодней конференции показал следующее: 70% высказались за Санкт-Петербург, а оставшихся 30% обе столицы устраивают одинаково. Конечно, не последнюю роль играет время проведения конференции — пик „белых ночей“. Но мы в первую очередь ориентировались на удобство делегатов. В этом году для проведения мероприятия была выбрана гостиница „Пулковская“ — отель с большим номерным фондом. А это значит, что у нас была возможность разместить всех участников в одном месте, чего нам никак не удавалось в столице. Кроме того, отель расположен недалеко от аэропорта и станции метро, что существенно ­облегчило решение логистических вопросов. И конечно же, очень важно то, что гостиница смогла предоставить нам площади для выставки, зал для пленарных заседаний и необходимое количество mee­ting-rooms, в которых проходили и презентации вендоров, и ставшие уже традиционными встречи в формате один-на-один».

Встречи one-to-one уже давно стали визитной карточкой DISTREE Russia & CIS. В этом ­году, по данным организаторов, удалось провести более 2,5 тыс. таких «мини-переговоров». Планировались встречи с помощью специальных веб-инструментов, которые позволяют делегатам создать собственный график переговоров еще до начала конференции.

Каждый год организаторы DISTREE Russia & CIS предлагают участникам опробовать и оценить новые формы общения. Так, некоторое время назад параллельно с общей программой конференции был запущен «второй по­ток» — Стратегический форум, на который приглашаются представители ведущих игроков ИТ-рынка. По прошествии трех лет можно утверждать, что данный формат обсуждения острых проблем ИТ-рынка не только прижился, но и пришелся «по вкусу» его участникам.

А вот как оценят делегаты «Академию IT-канала» (новую секцию, появившуюся в программе только в этом году), станет ясно после обработки «финальных» анкет. По крайней мере так утверждает Фредерик Симард: «Мы стремимся, чтобы время делегатов конференции распределялось равномерно между встречами „один-на-один“ и докладами, позволяющими получить информацию о ситуации на рынке. И мы стараемся не допускать перекосов ни в одну, ни в другую сторону. Но, если нам удается найти новых спикеров, которые, по нашему мнению, предлагают интересный для аудитории контент, мы обязательно включаем их в программу. В этом году таких докладов набралось на целую секцию „Академия IT-канала“. Кстати, появилась она благодаря пожеланиям участников конференции. Каждый год мы спрашиваем у них, что понравилось, что нет, чего не хватает... Так вот в прошлом году результаты опроса показали, что недостает именно такой формы подачи информации — презентаций реальных экспертов рынка о проблемах и путях их решения. Будем ли мы практиковать это в будущем? Пока не знаю. Все будет зависеть от того, как оценят это нововведение слушатели. И если они выскажутся „за“, мы с удовольствием продолжим эту практику».

В рамках первой «Академии IT-канала» были прочитаны четыре доклада представителнй компаний Channel Experts, CONTEXT, Stawinoga Consulting и VIA): «Изменение бизнес-моделей на потребительском рынке», «Как предсказать победителей?», «Лучшая бизнес-модель для российского рынка» и «Облачные технологии: новые возможности и угрозы для ИТ-канала».

На каждый из них отводилось по 30–40 минут. Понятно, что за такое короткое время просто невозможно раскрыть заявленные темы полностью, но обозначить основные вопросы и заставить аудиторию посмотреть на эти проблемы с другой, непривычной для ИТ-игроков, точки зрения выступавшим все-таки удалось. Кроме того, в программу «Академии IT-канала» вошла презентация «Российский ИТ-рынок в 2012 году», подготовленная аналитическим агентством GfK.

По данным исследователей, в I квартале 2012 г. российский рынок ИКТ и потребительской электроники вырос на 5,9% до 9,55 млрд. долл. Подобная динамика в первую очередь была обусловлена увеличением объема продаж ИТ-продукции и фототехники. За первые три месяца 2012 г. ИТ-рынок вырос на 16,5%. Таким образом, по данным GfK, в конце I квартала текущего года его объем составил 2,86 млрд. долл. Продажи офисного оборудования и расходных материалов за тот же период увеличились на 2,7% (по сравнению с показателями I квартала 2011 г.). А вот категория «фототехника» оказалась более динамичной: +8,7% (к аналогичному показателю прошлого года). И как итог, объем данного сегмента рынка в I квартале 2012 г. достиг 438,9 млн. долл. Не так значительно, но все-таки прибавили еще две продуктовые ка­тегории «крупная бытовая техника» и «телекоммуникационное оборудование»: +3,7% и +3,2% соответственно. А вот в категориях «малая бытовая техника» и «потребительская электроника» аналитики отмечают спад продаж (по сравнению с аналогичным периодом 2011 г.) на 1 и 0,6% соответственно.

В этом году организаторы конференции решили увеличить объем аналитики и в дополнение к презентациям своего постоянного партнера, компании GfK, дали слово агентству Context.

В программе DISTREE Russia & CIS 2012 было предусмотрено время и для выступления представителей компаний-вендоров, работающих в регионе — AMD, Dell, «Лаборатория Касперского», Symantec, Casper и Microsoft — которые рассказали о своем видении ситуации на ИТ-рынке и планах на ближайшее будущее.

Ставшая уже популярной сессия «Убедить за 60 секунд» предоставила производителям возможность рассказать не о бизнес-тенденциях, а о новых продуктах и решениях. В течение минуты они должны были доказать слушателям, которые и выступали в роли жюри, что именно их новинка достойна получить приз «зрительских симпатий». В результате награду «Лучший дизайн продукта» присудили компании Ginzzu за водозащищенный мобильный телефон, а награды «Лучшая Инновация» и «Лучшая Презентация» доста­лись Parrot AR Drone.

*  *  *

В 2013 г. DISTREE Russia & CIS исполняется 10 лет. За эти годы мероприятие развивалось и менялось: две конференции сливались в одну, которая затем переезжала из одного города в другой, вводились новые форматы и формы общения, трансформировался состав делегатов, поднимались новые темы. Чем сейчас этот форум интересен каналу? Ответ на этот вопрос можно найти на официальном сайте ­DISTREE Russia & CIS, где опубликованы высказывания тех, кто посетил его в этом году. А в кулуарах участники конференции говорили, что самое главное в этом мероприятии — возможность вырваться из рутины, отвлечься от ежедневных дел и три дня посвятить только общению с поставщиками и коллегами из других регионов, узнать о планах вендоров и дистрибьюторов, обсудить накопившиеся за год проблемы во взаимоотношениях с партнерами по каналу продаж, узнать, как решают нестандартные задачи другие игроки рынка, и подслушать у каких поставщиков коллеги получают большие скидки или рибейты...