Компания IBM заявила о намерении расширить присутствие в России и странах СНГ в соответствии с глобальной инициативой по расширению бизнеса на растущих рынках.

По словам Кирилла Корнильева (см. фото), генерального директора IBM в России и СНГ, «растущие рынки» — это одно из четырех ключевых направлений роста бизнеса производителя. Ожидается, что увеличение дохода IBM только за счет этих сегментов, в которые также ­входят инициативы «Разумная планета» и «Разумные города», облачные вычисления, бизнес-аналитика, к 2015 г. составит 20 млрд. долл.

К этому же году доля раз­вивающихся рынков должна ­достичь 30% всего бизнеса корпорации.

Растущие рынки — один из драйверов бизнеса вендора. Сегодня рост дохода IBM в таких странах составляет 11% ­годовых. В то же время на зрелых рынках доходы корпорации растут лишь на 1%. Кирилл Корнильев уверен: страны с растущими рынками об­ладают огромным потенциалом. В них проживает около 85% ­жителей нашей планеты (5,9 млрд. чел.), здесь создается примерно 80% мирового ВВП (данные за 2012 г.). Не секрет, что в процентном соотношении (от обще­го ВВП государства) ­затраты на информационные технологии здесь ниже, чем в развитых регионах. Но даже несмотря на это, можно смело предположить, что в абсолют­ном выражении рост ИТ-рынка в первом случае будет существенным.

«Но для того чтобы решить поставленные перед нами задачи, необходимо инвестировать в развитие собственного бизнеса на развивающихся рынках, в том числе и в территорию, за работу с которой отвечает наш офис, — пояснил Кирилл Корнильев. — А значит, мы в первую очередь должны развивать региональную состав­ляющую».

Напомним, что программа по расширению географического присутствия IBM в регионах России и странах СНГ была ­запущена в 2006 г.; к этому моменту помимо московского представительства вендор присутствовал в Санкт-Петербурге, на Украине, в Казахстане и Узбекистане (перечислены в хронологическом порядке открытия офисов). За пять лет, прошедшие после анонса программы, представительства были открыты в 12 городах России и стран СНГ, до конца 2012 г. начнут работать еще 10. Для претворения этих планов в жизнь компания намерена дополнительно инвестировать в развитие бизнеса в регионе 6 млн. долл., которые пойдут на усиление поддержки клиентов и партнеров. Кроме того, IBM удвоит количество сотрудников в российских регионах и увеличит численность своей партнерской сети до 4 тыс. компаний.

Кирилл Корнильев подчеркнул: «Бизнес в регионах демонстрирует уверенный рост, очевидно, что эта тенденция сохранится и в будущем. Открывая новые офисы и набирая сотрудников, мы стремимся обеспечить наших партнеров и заказчиков самыми эффективными решениями и сервисами».

С этим согласны и представители аналитических агентств.

«Россия показывает уверенные темпы роста — за прошедшие 10 лет реальный ВВП вырос на 67%, и показатель ВВП на душу населения говорит о высоком потенциале этого растущего рын­ка, — сказал Айдан Манктелов, ассоциированный директор Economist Intelligence Unit. — Страны СНГ демонстрируют схожие тенденции развития».

Соглашается с коллегой и Роберт Фариш, директор IDC в России и СНГ: «Всего несколько ИТ-рынков в мире имеют схожие с российским темпы роста на протяжении последних десяти лет. Программа IBM по расширению присутствия в регионах России соответствует концепции модернизации национальной экономики, предложенной российским правительством, согласно которой развитие экономической системы страны напрямую связано с инвестициями в регионы. Региональный бизнес — перспективная часть российского ИТ-рынка, который ранее сталкивался с нехваткой ИТ-экспертизы и поддержки со стороны провайдеров ИТ-услуг».

В подтверждение своих слов Роберт Фариш привел следующие цифры. За период с 2006-го по 2011 г. объем российского ИТ-рынка вырос на 55%. Это третье место в мире по динами­ке после Индии (+89%) и Китая (+74%). Особенно впечатляют эти цифры в сравнении с «более развитыми» странами. За тот же период ИТ-рынок США вырос на 25%. Страны ЕМЕА прибавили 10%, а Западная Европа все­го лишь 5%.

По прогнозам IDC, в период до 2015 г. ИТ-рынок России увеличится еще на 9% (в Китае — на 9%, в Индии — на 18%, в Бразилии — на 13%), тогда как средняя динамика по миру составит +5%.

Переходя к вопросу о региональной составляющей ИТ-бизнеса, Роберт Фариш подчеркнул: «На долю Москвы приходится более 50% рынка ИТ страны. Кроме этого столица сильно влия­ет на принятие деловых решений в регионах. В городах-миллионерах, без учета Москвы и Санкт-Петербурга, проживает только 10% населения страны. Но несмотря на это, на их долю пришлось 32% использования ИТ в 2011 г. Самым быстрорастущим сегментом в регионах будут ИТ-услуги. В настоящее время рост этого сегмента сдерживается нехваткой квалифицированного персонала».

Руководитель московского офиса IDC уверен, что некоторые региональные рынки ИТ будут расти намного быстрее, чем российский рынок в целом (динами­ка некоторых превысит «среднюю по стране» в 1,5 раза). В результате к 2015 г. доля регионов увеличится примерно на 5%. Однако в ближайшем будущем Москва останется крупнейшим рынком, на который будет приходиться около половины всех ИТ-затрат в стране. Тем не менее Роберт Фариш назвал некоторые из регионов, которые, по его мнению, могут стать точками роста: Север (с его транспортом и машиностроением), Калининград (как один из городов, в котором пройдет ЧМ по футболу 2018 г.), Урал и Сибирь (благодаря природным ресурсам, а также развитию металлургии, энергетики и машиностроения), Томск и Иркутск (как научно-исследовательские центры), Дальний Восток (как один из экономических и транспортных центров), Владивосток (в котором пройдет саммит АТЭС), Юг и Кавказ (благодаря развитию спорта, ­туризма, сельского хозяйства), Сочи (принимает зимние Олимпийские игры 2014 г.) и Краснодар (как один из городов ЧМ по футболу 2018 г.).

Но вернемся к планам IBM. Открытие новых офисов позволит вендору присутствовать во всех семи федеральных округах страны:

  • В Центральном в дополнение к штаб-квартире в Москве открываются офисы в Воронеже и Самаре.
  • В Южном создается новый офис в Краснодаре, таким образом усиливается уже существующий офис в Ростове-на-Дону.
  • В Приволжском вендор ­будет представлен в Нижнем Новгороде и Уфе помимо действующего офиса в Казани.
  • В Уральском округе к имеющимся офисам в Екатеринбурге и Перми добавятся представительства в Тюмени и Челябинске.
  • В Дальневосточном начнет работать офис в Хабаровске.
  • В Сибирском IBM присутствует в Новосибирске и Красноярске.
  • В Северо-Западном имеет­ся офис в Санкт-Петербурге.

На Украине вендор будет представлен в Харькове и Донецке, крупнейших индустриальных центрах страны. Кроме того, IBM также рассматривает возможность расширения присутствия в Казахстане и Узбекистане, где уже работают офисы в Алматы и Ташкенте.

Как утверждает Кирилл Корнильев, к моменту объявления (июнь 2012 г.) намеченные пла­ны по открытию региональных представительств уже выполнены примерно на 60%.