Сервисы а-ля-WebEx сегодня прочно вошли в бизнес-практику. Они помогают решать конкретные задачи: сокращение затрат на командировки без ограничения личного общения, проведение семинаров, встреч, совещаний и т. д.

В компании «Открытые Технологии» идея внедрения видеоконференцсвязи возникла еще в 2006 г. Как генеральному подрядчику проекта в ОАО «Связьинвест», нам требовались тесные онлайн-коммуникации с 15-тью региональными представительствами. Система в компании прижилась, мы активно используем ее и сегодня.

Внедряя у себя ВКС, мы ставили конкретные задачи. В первую очередь это:

  1. обеспечение активного участия региональных представительств в регулярных совещаниях;
  2. организация встреч с территориально удаленными заказчиками и партнерами, сокращение времени и затрат на командировки;
  3. повышение компетенций сотрудников региональных представительств через участие в про­водимых в центральном офисе семинарах, обучении и т. п.

Основой разработанной для собственных нужд системы стали решения Cisco и Polycom. Основной особенностью организации внутренней ВКС было обеспечение приватности — даже в корпоративной сети требовалось организовать защищенные сессии связи, исключающие несанкционированное подключение и утечку информации. В качестве сети пере­дачи аудио- и видеоданных использовалась локальная сеть компании, где удаленные офисы и рабочие места подключаются к сеансам через защищенное VPN-соединение. VPN-каналы были построены по типу «звезда» поверх обычных каналов доступа в Интернет. Это решение, с одной стороны, оказалось экономичным, а с другой, достаточно защищенным, чтобы мы могли обсуждать коммерческие и финансовые вопросы без ограничений. Отсутствие каналов между удаленными офисами с гарантированной полосой пропускания потребовало регулярного контроля и тонкого тюнинга для обеспечения прием­лемого качества связи. ­Поэтому система ВКС «Открытых Технологий» была интегрирована с традиционной офисной АТС, а также SIP-сервером. Таким образом, благодаря VPN-соединениям, связывающим региональные представительства компании, нам удалось при высоком соотношении цена/качество получить сервис, работающий верой и правдой уже более шести лет.

Стоит заметить, что за годы эксплуатации некоторые функции («бантики») отпали. Так, оказались невостребованными коллективное редактирование до­кументов и совместная работа с приложениями. Вместе с тем система активно используется для проведения еженедельных планерок генерального директора, оперативных коммерческих совещаний с региональными представительствами, производственных встреч для решения сложных вопросов в филиалах.

Практика внутренней ИТ-службы «Открытых Технологий» говорит о том, что самым сложным является обеспечение видеоконференцсвязи между неза­висимыми организациями. Для создания универсального способа подключения разных ИТ-инфраструктур и прохож­дения аудио- и видеопотоков данных через корпоративные информационные системы безопасности требуются огромные инвестиции. Поэтому техническую реализацию совещаний с заказчиками и партнерами, удаленную презентацию и обучение мы передаем на аутсорсинг (WebEx Conferencing компании Cisco). Тем самым получаем следующие преимущества:

  • снижение затрат на командировки на начальных стадиях коммерческих сделок;
  • оптимизация использования на встречах разделяемых трудовых ресурсов;
  • относительные гарантии качества по сравнению с условно-бесплатными сервисами видеокоммуникаций.

В последнее время многие компании задаются вопросом: нужна ли собственная система ВКС? можно ли обойтись функционалом офисных АТС в части телефонных конференций? безопасны ли сервисы Skype, WebEx и аналогичных систем?

На наш взгляд, любой сред­ней и крупной российской организации просто необходимо иметь как внутреннюю систему видеоконференций, так и внешние сервисы видеокоммуникаций. Мимический образ собеседника существенно более важен, чем то, как и что он говорит. Этим и объясняется тот факт, что телефонные конференции, организуемые через офисные АТС, скорее используются в качестве дополнения к видеоконференцсвязи. Например, это может быть исключительная возможность подключения к диалогу мобильного абонента.

Ключевым же фактором выбора между внутренней или внешней системой становится обеспе­чение приватности переговоров и снижение стоимости эксплуатации. О безопасности переговоров в бесплатных службах видеозвонков или коммерческих сервисах лучше умолчать. Особенности требований российского и зарубежного законодательства можно относительно просто найти в Сети.

На что необходимо обратить внимание при создании собственной системы ВКС:

1) обеспечение удаленных офисов и рабочих мест минимальными требованиями к каналам доступа в Интернет (особенно при наличии асимметрических каналов — минимум 386kbps);

2) выбор наиболее эффективных кодеков оптимизации аудио- и видеотрафика;

3) распределение аудио- и видеотрафика для достижения оптимального качества сессий;

4) регламентирование порядка проведения совещаний и администрирования системы.

В зависимости от масштабов системы, требований к качеству и функциональности стоимость может варьироваться от нескольких десятков до нескольких сотен тысяч долларов.

Сегодня ведущими производителями оборудования ВКС явля­ются Cisco, Polycom и LifeSize.

Cisco, после приобретения компании Tandberg, лидирует на рынке ВКС и Telepresence. Компания предлагает лучшее ка­чество видео, богатый функционал и широкую линейку оборудования. Однако цена на систему ВКС Cisco, скорее всего, окажется выше, чем у других вендоров.

Компания LifeSize (подразделение Logitech) предлагает ВКС, идеальные для СМБ. Эта компания также известна тем, что первой выпустила на рынок ­видеотерминалы с поддержкой HD-видео. Отличительная особенность решений LifeSize — простота в использовании, дружественный интерфейс и относительно невысокие цены. Но там, где предъявляются повышенные требования к отказоустойчивости и масштабированию инфраструктуры ВКС, оборудование этого вендора не подойдет.

Polycom занимает позицию между Cisco и LifeSize, предлагая инфраструктурное оборудование, отвечающее требованиям крупных предприятий, а также более доступное для среднего бизнеса. Отличительная черта оборудования Polycom — возможность бесшовной интеграции в решение унифицированных коммуникаций Microsoft за счет непосредственной поддержки протоколов и кодеков, используемых MS.

Также на рынке ВКС сейчас активно действует китайская Huawei, предлагая современные HD-видеотерминалы (в т. ч. Full HD 1080p) и хорошо масштабируемые серверы многоточечной связи. По нашим прогнозам, если стоимость оборудования этого вендора окажется не выше основных конкурентов, то в скором будущем Huawei может получить свою рыночную долю в сегменте корпоративной ВКС.

Что касается стоимости операционной поддержки системы, то она полностью зависит от выб­ранного производителя. Так, компания «Открытые Технологии» на содержание собственной системы видеоконференцсвязи тратит несколько тысяч долларов в год. Основные статьи расходов — сервисное обслуживание оборудования и ресурсы инженеров для настройки и поддержания работоспособности системы. Что касается подсчетов трафика, необходимого для организации сеансов видеоконференцсвязи, то наш опыт показывает, что они настолько ничтожны, что ими можно пренебречь. Мы, анализируя экономику системы ВКС, для себя решили, что внутренняя система будет существовать вне зависимости от привлекательности предложений внешних сервисов.

Итак, взгляните на статьи командировочных расходов в вашей компании. Возможно, пришла пора оптимизировать издержки с помощью внедрения системы ВКС?

Об авторах:
Максим Темнов, ИТ-директор компании «Открытые Технологии»;
Алексей Власов, системный архитектор компании.