Ошибка холдинга — отсутствие внятной и адекватной стратегии

В последних числах июля было объявлено о ликвидации австрийского Интернет-холдинга Red-Stars.com.

Холдинг создавался специально для инвестиций в Интернет-проекты в Восточной Европе и, по свидетельствам экспертов, был одним из немногих, кто искал объекты вложения, руководствуясь классическим рыночным критерием прибыльности компаний-акцепторов. В России холдинг начал свою деятельность в 2000 г. с запуска трех сайтов силами финансово-информационной компании Skate, в которой холдингу принадлежало 75% акций. Позже Red-Stars.com выступил ведущим инвестором для компаний Promo.ru (51% акций) и Actis Systems (размер «стратегического пакета» не оглашался).

При этом у холдинга были собственные инвесторы — Европейский банк реконструкции и развития и австрийское отделение Siemens. Они и приняли решение о прекращении финансирования Red-Stars.com. Причиной прекращения вложений в компанию стала меньшая, чем ожидалось, отдача от инвестиционных проектов.

Первые признаки проблем у Red-Stars.com появились еще весной, когда из-за нехватки средств был закрыт один из его ресурсов remedicus.com. Как считают некоторые наблюдатели, в частности Антон Носик, президент холдинга Rambler, ошибка Red-Stars.com была в отсутствии внятной и адекватной стратегии, а также в неспособности менеджеров правильно оценить возврат инвестиций. По мнению других специалистов, вина за второй пункт отчасти лежит и на российских партнерах.

На продажу принадлежащих Red-Stars.com активов австрийским законодательством отпущен год, и в начале августа представители компании приезжали в Россию для обсуждения возможных вариантов. По словам Анны Свердловой, управляющего директора Actis Systems, все сводится к тому, чтобы совместно с Red-Stars.com найти инвестора, который выкупил бы акции, либо выкупить эти акции самостоятельно.

Представители трех фирм утверждают, что никаких изменений в их работе не намечается, увольнения не планируются и т. п. Оно и понятно — перед лицом потенциальных инвесторов компании должны выглядеть привлекательно.

Впрочем, по словам Антона Лобанова, исполнительного директора Skate-Press, у фирмы устойчивый офлайновый бизнес и, кроме того, есть еще два инвестора (20% принадлежит американскому венчурному фонду и еще 5% — холдингу Independent Media).

В свою очередь, Тимофей Бокарев из компании Promo.ru еще в момент подписания соглашения с Red-Stars.com утверждал, что деньги были нужны для развития бизнеса за пределами России. «Нам Red-Stars.com был интересен своими планами создания в Восточной Европе сети компаний, — говорит он. — На момент ликвидации эти проекты не были завершены. Теперь, конечно, найти такого партнера будет сложнее, значит, будем решать эту задачу самостоятельно».

У Actis же ситуация осложняется незавершенной реструктуризацией и запутанностью отношений между собственниками. Приход нового инвестора будет означать упорядочение финансовой и организационной структуры, что поможет компании выйти из кризиса.

Red-Stars.com — не единственный западный инвестор в Рунете, и если говорить о влиянии этой истории на инвестиционный климат и настроения инвесторов в России, то, скорее всего, в нынешней не самой лучшей ситуации оно вряд ли будет заметным. Как считают наблюдатели, российский Интернет-рынок находится и так в самой нижней точке, так что любое изменение настроений возможно только в сторону улучшения. «Если кто-то отпилил сук, на котором сидел, это еще не причина закрывать всю деревообрабатывающую промышленность, — резюмирует Антон Носик. — Они сами делали свои ошибки».