Российское представительство фирмы Deutsche Messe, специализирующейся на организации выставок в Ганновере, объявило некоторые предварительные данные об участии отечественных компьютерных и телекоммуникационных компаний в выставке CeBIT’2002, проведение которой запланировано на март следующего года.

По данным Deutsche Messe, на CeBIT’2001 были представлены 72 российские компании, включая участников коллективных стендов. При этом все фирмы разместились на 1000 кв. м (из них 400 кв. м субсидированы примерно поровну Минсвязи и Министерством промышленности, науки и технологии). В этом году заявки поступили уже более чем от 100 фирм — примерно на 2000 кв. м.

Правда, по мнению Ирины Вайссхаар, главы представительства Deutsche Messe в России и странах СНГ, удвоить площадь экспозиции российским фирмам не удастся: ее прирост в лучшем случае составит 40% (до 1400 кв. м). Однако и эту цифру она считает победой: согласно предварительным данным, Россия войдет в десятку крупнейших экспонентов, составив конкуренцию Тайваню и Гонконгу.

«Россия не в состоянии конкурировать с государствами, давно и последовательно развивающими ИТ-сферу, такими, как США или Япония, чьи стенды составляют до 10 тыс. кв. м, однако такую динамику роста сейчас не способна продемонстрировать ни одна другая страна», — отметила она. По мнению Ирины Вайссхаар, эта тенденция связана с общим состоянием экономики государства, и поэтому, весьма вероятно, присутствие отечественных компаний на CeBIT’2003 окажется еще более весомым.

Одно из наиболее актуальных направлений российского бизнеса на ганноверской выставке — программирование, именно здесь отмечается наибольший прирост числа участников. Причем если несколько лет назад представлялись преимущественно тиражируемые продукты, то сейчас центр тяжести сдвинулся в область оффшорного программирования, а сами участники экспозиции рассматривают участие в выставке преимущественно как демонстрацию своих потенциальных возможностей.

Другое существенное направление — телекоммуникации, причем преимущество будет на стороне услуг, а не технологий. Самый крупный стенд, как и в прошлом году, намерена организовать компания МТС («ВымпелКом» пока не планирует самостоятельно участвовать в CeBIT, ограничившись, возможно, коллективным стендом).

Помимо этих уже привычных сегментов бизнеса, российская экспозиция охватит в будущем году и некоторые новые. Так, участие в выставке примут фирмы, специализирующиеся на технологиях безопасности (речь идет в основном о карточных системах идентификации и контроля доступа), а также некоторые научные организации. В их числе — Суперкомпьютерный центр РАН, который планирует представить не только специализированное ПО, но и ряд прикладных технологий.

Причины, обусловливающие рост интереса к CeBIT со стороны российских фирм, как утверждает Ирина Вайссхаар, состоят в осознании своих маркетинговых потребностей. Выставки подобного уровня помогают не только обрести потенциальных заказчиков, но и сформировать имидж компании, даже если она намерена работать преимущественно на локальном рынке.

В то же время хотелось бы упомянуть еще один значимый фактор — стоимость участия. Сейчас 1 кв. м площади обходится участнику CeBIT в 167 евро. Это не конечная цена: по словам главы российского офиса Deutsche Messe, возведение павильона (второй этаж) в среднем удваивает цену квадратного метра, а издержки, связанные с подготовкой рекламных материалов и оформлением стенда увеличивают затраты еще в 4—5 раз. Впрочем, процентные соотношения издержек для большинства выставок практически постоянны, поэтому базовой является все-таки стоимость «квадрата». Для сравнения: его цена в павильонах «Экспоцентра» доходит до 300 долл. (см. CRN/RE № 20/2001). Так что в ближайшее время участие в CeBIT для российских компаний будет не только престижным, но и экономически обоснованным.