Компания готовится к консолидации рынка ПО для защиты информации

Джон Томпсон, председатель правления, президент и главный управляющий Symantec, считает, что рынку ПО для защиты информации нужна встряска. И если она случится, то Symantec, по его мнению, будет одним из тех игроков, кто окажется на самом верху, «когда пыль осядет».

Сегодня Symantec сосредоточилась на развитии антивирусного ПО, технологий построения межсетевых экранов, методов обнаружения вторжения и оценки уязвимости. Минувшим летом она ввела в действие новую программу работы с каналом (в том числе и первую программу сертификации) и сумела построить сеть из почти 14 тыс. партнеров. Теперь Symantec планирует передать направление услуг по внедрению и интеграции своим партнерам, которые получат также возможность перепродавать услуги по управлению защитой данных.

«Реселлеры, строящие бизнес на базе наших продуктов, могут не беспокоиться — Symantec не станет конкурировать с ними на рынке услуг», — подчеркнул Томпсон.

Это приятная новость для реселлеров, ведь согласно прогнозу IDC, мировой рынок решений и услуг в области защиты информации к 2005 г. должен вырасти в три раза и составить 21 млрд. долл. против 6,7 млрд. долл. в 2001 г.

Робин Ламперти, вице-президент фирмы FireTower, предлагающей услуги по сетевой безопасности, отметила, что новая стратегия Symantec дает поставщику реальные шансы стать лидером рынка.

Хотя политика Symantec пока вызывает вопросы у аналитиков отрасли, компания уже увеличивает свою долю рынка. По оценке Брайана Берка, аналитика IDC, покупка Axent помогла Symantec занять в прошлом году второе место на мировом рынке ПО для защиты информации. Контролируя 10% этого рынка с оборотом 5,1 млрд. долл., Symantec по пятам преследует Computer Associates (CA), доля которой составляет 12%.

В отдельных сегментах рост Symantec был особенно быстрым. Например, на рынке антивирусного ПО доля компании возросла в 2000 г. до 26%, и увеличилась на 21% по сравнению с 1999 г. Network Associates, главному конкуренту Symantec в этом секторе, в 2000 г. принадлежала самая большая доля — 29% — которая, однако, выросла лишь на 6% по сравнению с 1999 г. Исследование Gartner Dataquest показало, что Symantec — поставщик номер один программ для защиты информации. Согласно результатам этого исследования, в прошлом году доля Symantec составляла 14,7% с оборотом 3,3 млрд. долл.; следом за ней шли: CA (14,3%), IBM (13,1%), Network Associates (10,4%) и Check Point Software Technologies (8,6%).

По мнению Томпсона, рынок средств для обеспечения информационной безопасности переполнен компаниями, предлагающими «точечные продукты». Чтобы помочь клиентам разобраться в нагромождении программ, Symantec намерена предложить интегрированный набор продуктов, который сможет работать с системами защиты информации других поставщиков.

«Мы стараемся создать набор продуктов, пояснил Томпсон, — которые хорошо интегрированы между собой и с другими решениями и благодаря централизованной функции управления помогают снизить стоимость сопровождения».

Сегодня в семейство продукции Symantec входят: Norton Antivirus, Mail-Gear и I-Gear (фильтрация информационного наполнения), Desktop/Enterprise Firewall, Enterprise VPN, VelociRaptor (устройство для создания межсетевого экрана/VPN), Intruder Alert и NetProwler (обнаружение вторжения), Enterprise Security Manager и NetRecon (оценка уязвимости), а также pcAnywhere (корпоративное администрирование). Летом 2002 г. компания планирует выпустить решение для централизованного управления этими продуктами, а также программами других поставщиков. Отдельные компоненты будущего решения скоро появятся в составе некоторых продуктов.

Томпсон отверг какие-либо параллели между планом Symantec и стратегией Network Associates.

«Network Associates заявила, что вы покупаете все или ничего. Наш путь иной — это набор интегрированных продуктов, которые работают как отдельные компоненты или работают все вместе», — пояснил он.

Пока Symantec воплощает в жизнь свой комплексный подход, по данным Чарлза Колоджи из IDC, другие поставщики, в частности CA, уже предлагают интегрированный набор средств защиты информации. Check Point, поставщик межсетевых экранов, также сотрудничает с разработчиками антивирусов, средств обнаружения вторжения и других родственных технологий. Такое партнерство позволяет Check Point сконцентрировать свои усилия на межсетевых экранах, тогда как Symantec, берущаяся за многое, обречена выпускать продукты, которые «никогда не станут номером один в своей категории».

Но некоторые реселлеры Symantec убеждены, что ее стратегия интегрированных продуктов с централизованным управлением — это именно то, что нужно. «В большинстве категорий продуктов, таких, как межсетевой экран или системы для обнаружения вторжения, часто есть два-три поставщика, которые занимают верхний уровень, — говорит Трэвис Хартман, директор по средствам информационной безопасности в CompuCom Systems. — Часто возможности предлагаемых решений очень похожи, и выбор продукции становится вопросом функциональной совместимости с другими устройствами или удобства управления».

Инженеры предпочитают лучшие в своем классе продукты, но некоторые реселлеры считают, что существует реальная опасность перегрузить администратора, а кроме того, есть программы, которые не могут работать совместно. Попытка Network Associates создать единый пакет потерпела неудачу, потому что компания просто купила линейки продуктов, не потрудившись адаптировать их друг к другу и интегрировать в единое целое, а также потому, что неумело работала с каналом.

Реселлеры признают, что Symantec, напротив, оказывает внимание каналу, оставляя услуги по интеграции партнерам. Санджей Калра из Icons, считает, что этот шаг Symantec должен помочь его компании. «Я хочу, чтобы компания-разработчик ПО была нацелена на продукт, а не на услуги», — пояснил он.