Можно без преувеличения сказать, что 2001-й год прошел на ИТ-рынке под знаком развития отечественного производства. Усилили свои позиции многие компании-производители, объявлен ряд совместных с зарубежными партнерами производственных проектов.

Тема российского производства становится более актуальной в том числе и потому, что государство как самый крупный заказчик начинает играть все большую роль на ИТ-рынке и соответственно диктовать свои правила. Стоит напомнить о ряде нормативных актов, согласно которым в тендерах, проводимых в интересах государственных структур и финансируемых из бюджета РФ, сначала должны рассматриваться предложения, использующие оборудование российского производства, и лишь затем зарубежные аналоги. Кроме того, ряд ведомств просто обязаны закупать только отечественную продукцию.

Другой вопрос — как это выглядит на практике. Известно, что в отношении ПК и АТС подобная политика властей приносит свои плоды. И все же от производителей можно нередко услышать: «Так-то оно так, но на самом деле мы не имеем никакого преимущества». Но это уже вопрос к контролирующим органам. Отношение зарубежных компаний к этой проблеме лучше всего высказал менеджер одного из представительств: «Когда нам понадобится стать российским производителем, мы сможем организовать это в кратчайшие сроки».

Известно, что наиболее сильные позиции на ИТ-рынке занимают российские изготовители (сборщики) ПК. И это не случайно: они способны обеспечить более низкие цены и более гибкие условия конфигурирования и поставки компьютеров, чем их зарубежные коллеги. Кроме того, практически исчезло предубеждение заказчиков к компьютерам российской сборки, и все больше крупных клиентов готовы закупать их для своих ИС. Но если деятельность компаний—сборщиков ПК, можно сказать, «на виду», о них много пишет пресса, то о том, что в России производится и много другой ИТ-продукции, известно гораздо меньше.

Наша очередная рубрика «В центре внимания» посвящена отечественному производству: российским компаниям или совместным предприятиям, которые занимаются производством в России или за рубежом, но на российские деньги. По причинам, указанным выше, мы не касаемся производства ПК.

В собранных в этой рубрике материалах речь идет лишь о нескольких фирмах-производителях. Конечно, помимо этих компаний, в России есть множество других производителей. В частности, мы сознательно не стали касаться темы ОЕМ-производства, когда компания заказывает за рубежом на чужих предприятиях продукцию под своей торговой маркой.

Спектр производимого в России компьютерного и коммуникационного оборудования довольно широк: от пассивных компонентов, в том числе волоконно-оптических, до цифровых АТС. В этом нет ничего удивительного. Несмотря на «утечку мозгов», в России еще немало грамотных инженеров, чьи разработки ни в чем не уступают зарубежным аналогам, но зачастую остаются в их тени и известны только специалистам. Несмотря на все трудности 90-х годов, сохранилось и немало действующих предприятий.

К сожалению, объемы и ассортимент производства ИТ-продукции в стране совершенно недостаточны. Одно из самых серьезных препятствий для развития производства — отсутствие современной отечественной элементной базы.
Состояние ИТ-рынка сейчас таково, что зачастую наш производитель чувствует себя комфортно в выбранной нише. Он не сталкивается с сильной конкуренцией, не имеет проблем со сбытом, наоборот — часто можно услышать, что рынок не насыщен, компания может продавать больше, но не хватает производственных мощностей. Кроме того, большинство отечественных компаний-производителей пока не очень афишируют свою деятельность, предпочитая адресную работу с клиентами. И это понятно: они вынуждены тратить деньги на выживание и развитие производства, а не на шумные маркетинговые мероприятия.

Некоторые российские компании уже не хотят ограничиваться «родным» рынком: одни сотрудничают с партнерами в СНГ, другие пробуют продавать и в дальнее зарубежье. Правда, на этом пути немало препятствий, одно из них — таможня. Экспорт оборудования требует стольких различных согласований, сертификатов и прочих бумаг, что может просто отбить охоту поставлять что-либо за рубеж. Но все же главный вопрос в другом: а есть ли у российской компании конкурентоспособное на мировых рынках предложение?

Что ждет отечественных производителей в дальнейшем? Сами они оптимистично оценивают ближайшее будущее. По крайней мере, никто не говорит о том, что условия работы усложняются. Никто не намерен отказываться от производства или продавать свой бизнес. А если разговор заходит о выходе на фондовый рынок, то не ради продажи компании, а для привлечения дополнительных средств, необходимых для дальнейшего развития. А в наше время это не так уж и плохо.