Питерская компания Lanck* начиналась в 1992 г. с небольшого магазина на Фонтанке, 48.
Она была одной из первых компьютерных компаний, зарегистрированных в Петербурге, — на ее уставных документах стоит подпись Владимира Путина, работавшего в то время в мэрии города.
Компания была маленькой и первое время держалась главным образом на личной энергии своих создателей — супругов Владимира Просихина и Надежды Паперной.
Вдвоем они делали процентов восемьдесят продаж, вдвоем добивались благосклонности серьезных заказчиков, первым из которых стала Ленинградская атомная электростанция.
Руководители Lanck, как, впрочем, и большинства других «ранних» компьютерных компаний, конечно, не знали, сколько лет им суждено вести свой бизнес и не имели долгосрочных планов, хотя и чувствовали: потенциал есть — некоторое понимание местного рынка, немного контактов на Западе и личная репутация.
Первые три года компания развивалась только как реселлерская. Переломным моментом стало подписание в 1994 г. дистрибьюторского договора с Acer — молодая компания поднялась на новый уровень.
В следующем году был открыт офис Lanck в Москве, который возглавил Александр Калинин. Московский офис быстро наращивал бизнес и во многом способствовал превращению компании из региональной в работающую в общероссийском масштабе. Но одновременно росли и трения между двумя офисами, копились взаимные претензии...
Разрешить проблему «терапевтическими» средствами не удавалось, и в декабре 1996 г. было решено разорвать отношения. На базе московского офиса возникла компания LanData во главе с Александром Калининым, а Lanck пришлось создавать в Москве новое отделение — его возглавил Николай Рычков.
«Развод» прошел вполне цивилизованно, хотя стоил немалых усилий и времени. «Мы (с А. Калининым. — Ред.) люди активные, с амбициями, склонные, порой, агрессивно решать проблемы, но грани не переходили. Золотую середину мы искали ... в жесткой борьбе... и в конечном счете пришли к определенному соглашению. Наш раздел прошел цивилизованно, я его считаю продажей компании», — говорил тогда Просихин.
Постепенно у Lanck начали добавляться и другие направления бизнеса.
Сначала розничный магазин, созданный совместно с питерской фирмой «Ронд»; спустя пару лет начала развиваться розничная сеть «Компьютерный мир». Затем направление системной интеграции. В 1997 г. начали провайдерский бизнес, а еще спустя пару лет входящая в холдинг компания «ЛАНК Телеком», постепенно расширяя спектр предоставляемых услуг, становится полноценным оператором связи.
Не все начинания оказались жизнеспособными. Так, в 1999 г., в период Интернет-бума, Lanck совместно с американской компанией Astrive Inc. создала фирму Astrive Russia, которая, как предполагалось, займется Интернет-разработками, ориентируясь преимущественно на американский рынок. Но... поиграли немного в этот бизнес и перестали: продали свою долю менеджменту Astrive Inc. По мнению Просихина, это был слишком маленький бизнес, не имевший достаточного потенциала.
Как считает глава Lanck, пока все идет хорошо — компания поглощена решением текущих задач, преодолением очередных трудностей, достижением намеченных стратегических целей и т. д. — никакая специальная «миссия» компании не нужна. О ней начинают задумываться, когда возникают серьезные проблемы. По крайней мере, так было в Lanck: о миссии здесь вспомнили после августовского кризиса 1998 г., уже после того как были приняты необходимые и довольно очевидные «аварийные» меры.
«Миссия, конечно, нужна — для менеджмента и для окружающих людей. Отчасти это полезно, а отчасти — просто игра ума. Но все-таки в Lanck есть определенный «драйв», потому что основной собственник поддавливает. А для себя я не обязан публично формулировать миссию», — говорит глава компании.
Все же в 1999 г. миссия и стратегия развития Lanck были сформулированы, и компания в определенной степени этим предначертаниям следует. Хотя при столь большой диверсификации бизнеса, как у Lanck, говорить о некой общей для холдинга миссии проблематично. Одно дело, скажем, сеть «Компьютерный мир», миссия которой определена четко: лидерство на розничном рынке Северо-Запада, и совсем другое — производство оптики, не имеющее отношения к ИТ-рынку.
До августовского кризиса руководители Lanck при формировании холдинга** старались следовать принципам построения бизнеса, популярным на Западе: финансовая независимость и собственная инфраструктура отдельных компаний, ежедневное подведение баланса и т. д. Однако после 17 августа пришлось многое пересмотреть. В частности, три ранее независимые компании холдинга были слиты в одну — «Ланк-Дистрибуция» (сейчас «Ланк Компьютеры и телекоммуникации»), при этом персонал был сокращен на 25%.
Тогда же изменился и подход к дистрибуции.
Прежде компания делала ставку на продвижение вендоров и товаров, сравнительно новых для России, но обладающих большим, по мнению Lanck, потенциалом (в свое время компания была первым дистрибьютором продукции TrippLite и Iomega, мониторов Nokia, она же вывела в Северо-Западный регион компьютеры Acer), в ряде случаев создавая на рынке новые ниши и беря на себя не свойственные дистрибьютору функции, например сервис. В середине 90-х на динамично растущем рынке эта стратегия приносила успех. Но в резко изменившихся после кризиса условиях было решено от нее отказаться и двигаться в сторону более «правильной» и широкопрофильной дистрибуции.
Среди предпринятых в этом направлении шагов — контракт с Canon, также слияние (объявленное осенью 2001 г.) с компанией Ingress — в расчете на укрупнение бизнеса и расширение спектра предлагаемых продуктов.
Конечно, ассортимент продукции постепенно расширяется, но не очень быстро и все-таки в отдельных сегментах. Так, успешно растет бизнес в области мониторов, хотя после ухода оттуда фирмы Nokia дистрибьютору пришлось переключиться на NEC-Misubishi и ViewSonic. Улучшилась ситуация с поставками оборудования в рамках тендеров, и сейчас они растут быстрее, чем поставки в рамках регулярной дистрибуции.
Оглядываясь на более чем восьмилетнюю историю своего дистрибьюторского бизнеса, глава Lanck признает: «Возможно, мы были не до конца последовательны в развитии дистрибуции, потому что она у нас получилась нишевой. Мы не стали и уже вряд ли станем широкопрофильным дистрибьютором». Да, пытаться догонять питерских коллег — компании Marvel и ОCS — уже поздно.
Тем не менее, по словам Просихина, динамика этого бизнеса (рост на 40% в год в течение последних трех лет) его устраивает, поскольку позволяет Lanck увеличивать прибыль и оставаться независимым игроком на рынке.
А оборотам больших дистрибьюторов глава Lanck не завидует. «Дистрибьюторский бизнес — специфический, — говорит он. — И в нашей стране он выхолащивается так же, как и на Западе. А легитимность у него в России ниже, поэтому капитализация за счет собственных средств очень мала. Это тяжелый и рискованный хлеб: складские риски, государство стало заниматься какой-то опричниной, нет ясной позиции у таможни ... И вообще немного напоминает работу шахтера: вот тебе отбойный молоток, дыши пылью, а еще и потолок может на голову свалиться...».
А вот своей сетью «Компьютерный мир» (принадлежит Lanck примерно на паритетной основе с фирмой «Ронд») Просихин вполне доволен: она претендует на лидерство на рынке компьютерной розницы Санкт-Петербурга; главный соперник один — сеть «Keй».
Стратегии развития этих сетей несколько различаются: «Компьютерный мир» имеет больше магазинов (13 против 10 у «Кей») и первой вышла в спальные районы города, зато конкуренты лучше перекрывают центр города, да и торговая площадь их магазинов немного больше.
По мнению экспертов, рынок компьютерной розницы в Питере в определенном смысле достиг насыщения, и дальше будет выигрывать тот, кто захватит лучшие места в городе, предоставит лучший сервис и окажется сильнее в брэндинге. Пока же, признают менеджеры Lanck, в пиковый период продаж в конце года бывает, что магазины не справляются, покупатели компьютера порой вынуждены по десять минут стоять в очереди в кассу, а это уже недопустимо... Глава Lanck рассчитывает, что в этом году оборот «Компьютерного мира» вырастет примерно на 40%.
Несколько лет назад холдинг открыл «на пробу» свой розничный магазин и в Москве, но, как признают в компании, дело не пошло — на столичном рынке слишком тесно, дорого, «к тому же мы его хуже чувствуем».
Головной офис Lanck расположен в здании Государственного университета телекоммуникаций им. М. А. Бонч-Бруевича, в котором доктор технических наук профессор Просихин заведует кафедрой информационной безопасности телекоммуникационных систем, является членом ученого совета и технического совета по телекоммуникациям. Вообще связи холдинга с наукой и образованием многообразны и это, несомненно, помогает развитию его бизнеса, особенно телекоммуникационного.
Так, совместно с университетом создан Международный центр обучения и сертификации в сфере телекоммуникаций, включающий региональную сетевую академию Cisco и центр сертификации Thomson Prometric. По обороту бизнес Lanck в сфере обучения пока невелик, хотя, по словам менеджеров компании, себя окупает и успешно развивается.
Центр обучения, находящийся на четвертом этаже здания университета, постепенно забирает весь этаж. Тем не менее, в отличие от ряда известных московских ИТ-компаний, в Lanck пока не делают на этот бизнес большую ставку — и потому, что начали его гораздо позже, всего пару лет назад, и потому, что рынок образовательных услуг в сфере ИКТ в Питере значительно меньше, чем в Москве.
В последние пару лет быстрее всего растет телекоммуникационный бизнес Lanck, сконцентрированный в компании «ЛАНК Телеком». Его доля в обороте невелика, зато маржа... Холдинг имеет лицензию на создание и эксплуатацию в течение 10 лет интеллектуальной сети связи в ряде регионов России. По словам президента Lanck, в «ЛАНК Телеком» уже вложено более 10 млн. долл., в случае успеха в ближайшие пять лет объем инвестиций составит еще порядка 30—40 млн. долл., которые он рассчитывает привлечь из сторонних источников. В случае удачи этот проект позволит компании сделать огромный скачок вперед.
«Главная проблема в том, что все наши бизнесы существуют отдельно, хотя и взаимодействуют, — размышляет глава Lanck. — А нам нужно выстроиться «свиньей», как было у тевтонских рыцарей. Тогда мы будем проламывать стены. А пока мы можем только в чистом поле играть».
Реорганизацией бизнеса президент занимается сейчас лично и надеется, что ее удастся завершить уже в этом году. Это будет абсолютно прозрачная, аудированная компания с четкой стратегией и миссией, изменится брэндинг...
Заглядывая в ближайшее будущее, Просихин рассчитывает сохранить в целом по группе компаний, в том числе и по дистрибуции, достигнутые в последние годы темпы роста и делает ставку на увеличение интеллектуальной составляющей бизнеса.
Тем не менее предполагается, что дистрибуция и розница будут составлять основу бизнеса, их совокупная доля в обороте уменьшится незначительно — примерно до 70%.
Холдинг Lanck. Создан в 1992 г. Основные направления деятельности — продажи компьютерного и телекоммуникационного оборудования, производство и экспорт оптических приборов, предоставление услуг в области телефонии и Интернета. Действующий в составе холдинга оператор связи «ЛАНК Телеком» объединяет под единой торговой маркой компании ЗАО «ЛАНК Телеком» (Санкт-Петербург и Ленинградская обл.), «СеверТрансКом» (Ярославль), «РегионСвязьСервис» (Тюмень), ExpressTelecom (Нью-Йорк). Численность занятых около 1700 человек, в том числе 400 человек в розничной сети «Компьютерный мир», около 250 — в блоке дистрибуции и системной интеграции, 750 на оптико-механическом заводе «Юпитер».
Еще в начале восьмидесятых, учась в университете, Владимир Просихин увлекся альпинизмом, достигнув довольно приличной квалификации. Как оказалось, альпинизм — «чистый и благородный» спорт — может стать и вполне прибыльным приложением сил. В виде промышленного альпинизма — помыть стекла или покрасить стены где-нибудь на высоте, сбросить снежную шапку с трубы метров в 200 высотой, громоотвод поставить... Поначалу Владимир был, как тогда называли, «рабом» — вот веревка, вот стена «от забора до обеда», вечером — тридцатник. Года через полтора выбился в «предприниматели» — работал сам, но уже привлекал помощников. А в 1987 г. стал одним из учредителей кооператива «Высотник». Дела шли успешно — число объектов росло, число работающих достигло 150 человек, и жил он по тем временам хорошо, зарабатывая кучу денег... Но не интеллектом. И спустя пару лет Просихин бросил промальпинизм, поскольку к тому времени защитил кандидатскую диссертацию и решил, что нужно заняться чем-то более интеллектуальным. А опыт «Высотника» — умение организовывать людей, вести переговоры — ему очень помог, когда начинал новое дело. Иначе, возможно, остался бы «ботаником», сидел бы в лаборатории, оптические оси юстировал...
Сквозь оптику
Почти с момента своего основания компания Lanck параллельно с ИТ занимается также бизнесом в области оптической техники. Сначала в качестве только экспортера продукции (в основном биноклей и приборов ночного видения для невоенного применения), выпускаемой рядом отечественных оптических предприятий, а затем и совладельца (совместно с американским партнером) собственной сети по дистрибуции оптической техники. В течение нескольких лет она успешно работала более чем в 70 странах, а в 2000 г. была продана, причем удачно, поскольку произошло это как раз перед началом рецессии в экономике США. В 1999 г. компания Lanck приобрела валдайский оптико-механический завод «Юпитер» — в свое время это было самое крупное в Европе предприятие по производству фотообъективов. Многие годы экспорт оптических приборов приносил солидную прибыль, повышая общую устойчивость компании. В частности, он очень выручил Lanck в период кризиса 1998 г. Когда в конце 2001 г. компания выиграла довольно крупный контракт на поставку компьютеров для проведения единого государственного экзамена, то они собирались именно на «Юпитере». Но развивать здесь производство компьютеров Lanck не хочет, ограничиваясь только сборкой под заказ. «Мы все-таки не производитель компьютерной техники», — говорит Владимир Просихин.
_________________________
* У этого названия нет особой легенды: оно пошло от электронного адреса, присвоенного главе фирмы американскими партнерами.
** На самом деле Lanck скорее не холдинг, а группа объединенных общими владельцами и тесно взаимодействующих компаний во главе с управляющей компанией (ее составляют два человека — президент Владимир Просихин и вице-президент по финансам Надежда Паперная).