Мало кто верит прогнозам исследователей рынка, но при этом почти все с большим интересом эти прогнозы читают.
Впрочем, великий английский писатель Джон Голсуорси говорил: «Если вы не думаете о будущем, у вас его и не будет». И помня об этом, в начале нового года мы обратились в ведущие аналитические компании, изучающие российский рынок ИТ, с просьбой подвести итоги и рассказать о наиболее интересных тенденциях минувшего года, а также о ближайших перспективах в различных сегментах.
Неоднозначный рост
Минувший год аналитики оценивают в целом как весьма благоприятный для российского ИТ-рынка. Тем не менее этот успех они не склонны считать безоговорочным. Например, специалисты РБК полагают, что темпы роста ИТ-рынка не соответствуют общей тенденции, характерной для новых отраслей экономии в России.
По оценке компании, в 2003 г. оборот российского ИТ-рынка вырос примерно на 17%. В то же время для рынка телекоммуникаций этот показатель составил не менее 40%, а темпы роста рекламного рынка, равно как фармацевтического и биотехнологического, превзошли 30%.
«Такой инновационный рынок, как ИТ, должен каждый год прирастать новыми, высокодоходными направлениями. Старый набор сегментов, конечно, позволит ему расти по 15% в год в денежном выражении, но вряд ли больше», — считает аналитик РБК Александр Чачава. Законодательные проблемы, а также последствия «утечки мозгов» в 90-х годах могут негативно сказаться в 2004 г. на развитии перспективных направлений ИТ-отрасли, полагают в РБК. Вместе с тем рост рынка в 2004 г. в количественном (штучном) выражении вполне возможен на уровне 20—25%.
В свою очередь, аналитики компании Market-Visio не склонны сравнивать темпы роста объема ИТ-рынка с показателями других отраслей, отмечая, что прирост на уровне 18% и так примерно втрое превышает среднее значение для российской экономики. Хотя исследователи не видят причин для стагнации в краткосрочной перспективе, они не прогнозируют и грядущего увеличения темпов роста ИТ-рынка, полагая их в нынешних условиях близкими к пиковому значению. В своих выводах они опираются как на показатели динамики ИТ-индустрии в других странах, так и на собственные оценки расходов российских предприятий на ИТ. В частности, ожидается, что в 2004 г. объемы инвестиций в ИТ могут увеличиться примерно на 17—18%.
Потребительский бум
В 2003 г. многие производители компьютеров и периферии рапортовали об успешных продажах и высоком уровне спроса на свою продукцию. И в целом аналитики разделяют их оптимизм. В частности, по данным ITResearch, рост продаж в ряде сегментов рынка аппаратного обеспечения в 2003 г. зарегистрирован на уровне не менее 15% в год, а в некоторых — и значительно больше. Это говорит о том, что признаков насыщения здесь не видно, и, по оценкам компании, при сохранении существующих общих тенденций в экономике подобные темпы в ближайший год сохранятся.
Вместе с тем ряд аналитиков высказывают определенные опасения относительно сохранения потенциала роста флагмана ИТ-рынка — компьютерного оборудования.
Так, например, Александр Чачава считает, что в 2004 г. оно будет одним из наименее привлекательных с точки зрения доходности, прежде всего в сегментах ПК и серверов. «Падение цен и насыщение в корпоративном сегменте при том, что прибыльность розничного сегмента очень низка, могут оказать весьма негативное влияние на бизнес компьютерных компаний», — полагает аналитик. О снижении темпов роста продаж компьютеров в корпоративном сегменте говорят и специалисты Market-Visio. По оценкам компании, в 2003 г. прирост составил чуть больше 8% и в 2004 г., скорее всего, будет мало отличаться от этой величины.
Подобные данные позволяют сделать вывод о том, что поступательный рост рынка компьютерного оборудования на фоне снижения цен во многом может быть связан с бумом в потребительском секторе и в СМБ. Косвенным подтверждением этого может служить и бурный рост продаж тех видов оборудования, для которых одним из основных целевых рынков являются массовые потребители. В первую очередь, речь идет о сегментах ноутбуков и ЖК-мониторов, значительную положительную динамику в которых в 2003 г. единодушно отмечают все исследователи.
Например, по данным ITResearch, цены на некоторые «демократические» модели ноутбуков в 2003 г. почти достигли уровня, при котором можно говорить о массовом платежеспособном спросе на них.
Как считает директор ITResearch Юрий Бонкарев, в дальнейшем не исключено появление платформ-конструкторов, как это имело место в случае настольных систем, так что сборка ноутбуков сможет стать посильной для широкого круга компаний. В то же время в ITResearch полагают, что это вряд ли произойдет раньше 2005 г. «Тем не менее это очень важный момент,— уточняет Юрий Бонкарев.— Среди его последствий может быть перестройка всего рынка, включая смену ведущих игроков, так что среди лидеров рынка ноутбуков вполне могут оказаться те же компании, которые сейчас лидируют в сегменте настольных ПК».
В сегменте ЖК-мониторов главным фактором роста в 2003 г. стала замена ЭЛТ-мониторов на ЖК-устройства. В ITResearch полагают, что основными целевыми рынками для этой продукции уже можно считать и потребительский, и корпоративный сегменты, причем на домашний рынок ЖК-мониторы могут идти даже более интенсивно.
Наконец, в качестве еще одной заметной тенденции директор ITResearch отмечает появление серверов на базе процессоров Itanium сразу у нескольких отечественных производителей. Системы с Itanium — достаточно дорогие, и спрос на них определяется не только и не столько уровнем развития технологии, сколько зрелостью рынка. И, по мнению ITResearch, Itanium-серверы уже становятся востребованными среди заказчиков.
Равнение на консалтинг
По мнению большинства наблюдателей, в корпоративном секторе потребности в ИТ-услугах объективно сейчас гораздо выше, чем в аппаратном обеспечении, причем услуги не дешевеют, в отличие от компьютеров. При этом ИТ-консалтинг и аутсорсинг выделяются аналитиками как наиболее перспективные в ближайшие годы направления.
В настоящее время, по данным Market-Visio, в структуре оборота ведущих системных интеграторов консалтинг занимает около 12%, а общий объем рынка этих услуг оценивается в 20—30 млн. долл.
В свою очередь, IDC отмечает появившуюся в последние годы тенденцию к выделению ИТ-консалтинга в отдельные проекты, что свидетельствует о растущей значимости этих услуг. По мнению аналитиков, потенциальными потребителями услуг консалтинга можно считать предприятия всех отраслей. Вместе с тем сегодня реальный спрос есть лишь у наиболее крупных предприятий.
В то же время эксперты занимают разные позиции в отношении основных проблем развития рынка ИТ-услуг, что косвенным образом свидетельствует о его незрелости.
Так, по мнению Андрея Кузеева (Market-Visio), ИТ-компании еще сами не готовы к массовому предоставлению ИТ-сервисов. «Оказание услуг по поддержке инфраструктуры, аутсорсингу ИТ большому количеству мелких и средних компаний требует от поставщиков существенной реорганизации собственной бизнес-модели»,— считает он.
Однако аналитик IDC Дмитрий Кожевников полагает, что основная проблема состоит в том, что потенциальные клиенты не готовы ни принимать их, ни оплачивать.
«Существуют ИТ-услуги, которые по своей природе стандартизованы, например, аутсорсинг с использованием Интернета, — утверждает Кожевников. — При правильной организации они снимают все технические ограничения на массовые формы услуг. И ИТ-рынок ждет только заинтересованности заказчиков».
ERP не только для «крупняка»
На рынке интегрированных систем управления предприятием, по мнению специалистов IDC, заметную роль начинают играть компании среднего бизнеса. Почти все ведущие поставщики таких систем в 2003 г. объявили о готовности поставлять решения для этой категории пользователей.
В свою очередь, в Market-Visio объясняют эту тенденцию тем, что для дальнейшего развития бизнеса поставщикам необходимо выходить в новые сегменты рынка. Правда, по мнению компании, говоря о расширении бизнеса в сегмент СМБ, ведущие поставщики систем ERP все же ориентируются на предприятия с оборотом 100—200 млн. долл., т. е. на целевую группу, по российским меркам гораздо более близкую к сегменту крупных, чем малых предприятий.
Очевидно, что ориентация на новые группы заказчиков соответствует общемировым тенденциям. В то же время напрашиваются естественные вопросы: а готовы ли более мелкие предприятия использовать жесткие западные подходы к бизнесу и в состоянии ли они оплачивать подобные проекты?
Как отмечает Дмитрий Кожевников, в ряде случаев можно говорить о некомпетентности консультантов, но, как правило, успешной реализации мешает взаимная неготовность сторон, поскольку одним из главных условий использования управленческих технологий является высокая квалификация пользователей.
В IDC полагают, что в этом плане мысле в качестве ориентира можно рассматривать проект Oracle—«Связьинвест», где со стороны заказчика действуют очень квалифицированные руководители. «В принципе, нет повода сомневаться в том, что партнеры смогут в течение 3—5 лет внедрить систему Oracle и воспользоваться ее преимуществами, — считает Дмитрий Кожевников. — Однако неудача этого проекта будет свидетельствовать об определенных проблемах индустрии в целом, и с их последствиями придется столкнуться всем».
Другой важный вопрос заключается в том, насколько заказчики готовы к унификации средств автоматизации на предприятии. В Market-Visio считают, что говорить о высоком спросе на создание систем управления бизнес-процессами в рамках единого решения пока рано, и, скорее всего, до 2007—2008 гг. в проектах будет превалировать «лоскутная» автоматизация. «До этого срока большинство компаний не перейдет на международные стандарты в области бухгалтерии и финансового учета,— объясняет Андрей Кузеев. — Значит, и не возникнет объективная потребность в замене существующих решений унифицированными, основанными на западных стандартах».
Больше «честного» ПО
Еще одна заметная тенденция 2003 г. — усиление стремления компаний работать на лицензионном ПО. Причем сегодня эта тенденция уже вышла за рамки сегмента крупных предприятий, где работать на нелегально приобретенном ПО зачастую становится просто невыгодно. «Сейчас уже можно говорить о том, что бизнес-подход к использованию лицензионных программных решений сформировался на уровне предприятий среднего уровня. Это, в свою очередь, способно дать импульс для всего рынка тиражируемого ПО»,— утверждает Александр Чачава.
Вместе с тем, как считают наблюдатели, конъюнктура рынка ПО с открытым кодом, несмотря на обилие публикаций, остается неоднозначной. С одной стороны, отмечают в РБК, рост интереса к использованию подобного ПО наблюдается и со стороны коммерческих компаний, и со стороны ряда государственных ведомств. С другой — подобный интерес в подавляющем большинстве случаев не выходит за рамки серверных решений. И сегодня вряд ли этот вид ПО будет востребован на уровне клиентских решений. Переход с платформы Windows на ПО с открытым кодом, считают исследователи, может быть экономически целесообразен лишь в узких сегментах, на массовом уровне его ждать не стоит.
Интеграция интеграторов
Тенденция к консолидации, которая была заметна в 2003 г. и в России, и за рубежом, в ближайшие два года может охватить и российский рынок ИТ-услуг. Правда, как о сложившейся тенденции об этом пока говорить нельзя. Как считает Дмитрий Кожевников, сейчас для компаний на рынке ИТ-услуг ситуация благоприятная, поэтому серьезных стимулов к консолидации у них пока нет. Однако как только под влиянием естественных экономических циклов ситуация изменится, начнется процесс дальнейшего укрупнения больших компаний и дробления, а порой и поглощения мелких.
По мнению IDC, консолидация финансовых, технологических и кадровых ресурсов объективно необходима, чтобы обслуживать крупных заказчиков. Кроме того, в пользу объединения говорит и то обстоятельство, что сегодня практически ни одна ИТ-компания не охватывает полностью всей территории России. Наконец, чтобы конкурировать с крупными иностранными сервисными компаниями, которые начнут выходить на российский рынок, отечественным поставщикам ИТ-услуг необходимо быть «большими».
В свою очередь, аналитики Market-Visio отмечают еще один фактор, способный стимулировать объединение компаний в сфере ИТ-услуг и интеграции. Как утверждает Андрей Кузеев, в последние 1,5—2 года набирает силу тенденция к предоставлению услуг по интеграции и консалтингу в сфере телекоммуникаций компаниями, изначально предоставлявшими услуги связи на базе собственной магистральной инфраструктуры.
Такие компании, по данным Market-Visio, привлекаются для многих сложных проектов чаще, чем «обычные» интеграторы. В 2003 г. эта тенденция стала уже явной, чему подтверждение — перепозиционирование таких компаний, как Golden Telecom и «Комбеллга», и в 2004 г. она будет нарастать.
Операторы связи отхватывают часть рынка и у сетевых, и у системных интеграторов, поскольку могут предложить более низкие цены. Ведь их профильный бизнес — передача данных, и услуги сетевой интеграции способствуют привлечению клиента, затраты на которого окупаются за счет предоставления основных услуг. По оценке Market-Visio, в 2003 г. около 25% проектов по созданию территориальных сетей были реализованы с привлечением операторов связи, в то время как сетевые и системные интеграторы в сумме привлекались менее чем в 20% проектов.
Очевидно, это может угрожать благополучию сетевых интеграторских компаний, которым в ближайшее время придется либо расширять свой бизнес в область системной интеграции, либо объединяться с другими компаниями.
Оценки объема российского рынка ИТ, млрд. долл.
2001 | 2002 | 2003 | 2004 | |
РБК | 4,10 | 4,81 | 5,63 | 6,87 |
IDC | 4,10 | 4,90 | 6,04 | 6,6 |