Как ситуацию оценивают аналитики

По данным Gartner, в 2014 г. в России было продано 4,219 млн. ноутбуков, что на 32% меньше, чем в 2013 г. Согласно отчетам IDC, в 2014 г. сегмент российского рынка ноутбуков стал меньше на 26,9% по сравнению с показателями 2013 г., а сами поставки составили 4,87 млн. штук.

По данным аналитиков ITResearch, российский рынок ноутбуков в ноябре увеличился по сравнению с октябрем на 8%, до 565 тыс. устройств, но после этого последовало падение: годовая динамика составила 23,6%, а всего за год было продано 5,5 млн. ноутбуков. ITResearch отметила, что в конце года средневзвешенные цены на ноутбуки в рублях поднялись на 13% по отношению к октябрьским, что даже больше, чем рост курса доллара в этот период, и при такой ситуации трудно было выйти на по-настоящему большие объемы продаж. Аналитики ITResearch также утверждают, что в конце года происходил «спешный слив в канал» всех имевшихся запасов на складах в связи с девальвацией рубля. По предварительным данным, отгрузки ноутбуков уже в январе 2015 г. снизились в годовом исчислении примерно на 60%.

Как считают производители и дистрибьюторы?

По мнению Дениса Минова, менеджера по клиентским продуктам Dell в России, в 2014 г. российский рынок мобильных ПК сократился примерно на 30%: «Продажи Dell также уменьшились, однако всего лишь на 15%, то есть мы отработали лучше рынка».

Сергей Грибанов, менеджер по маркетингу продукции Fujitsu, приводит такие цифры: «За прошедший год ноутбуков Fujitsu поставлено почти на 30% меньше».

Сергей Синицын, директор департамента мобильных решений компании OCS Distribution, считает, что рынок ноутбуков сжался и существенно, а в OCS продажи этих систем снизились на 26%.

Владимир Пискунов, вице-президент по коммерческой деятельности компании «Аквариус», полагает, что корпоративные заказчики сокращали закупки ноутбуков как из-за того, что не было необходимости в обновлении ранее приобретенных устройств, так и из-за существенного увеличения рублевой стоимости мобильных ПК к концу 2014 г.

Но при общем падении этого рынка наблюдались и позитивные тенденции. Так, Виктория Тарантина, руководитель проекта iRU, считает, что в 2014 г. рыночное пространство ноутбуков стало меньше на 40%. Но в то же время она утверждает, что в компании iRU ситуация иная — продажи ноутбуков в 2014 г. по сравнению с 2013 г. не снижались, а росли — на 25%. Как и в ситуации с настольными ПК, большое влияние на это оказала политика импортозамещения и возросший спрос на российскую продукцию среди корпоративных заказчиков.

Соглашаясь с выводами аналитиков о падении российского рынка ноутбуков в целом, Лариса Шутова, директор департамента «Ноутбуки и планшеты» компании «Марвел-Дистрибуция», заявляет, что динамика продаж в ее компании оказалась лучше среднерыночной — например, в IV квартале 2014 г. продажи ноутбуков (в штуках) прибавили по сравнению с аналогичным периодом 2013 г. более 30%, причем наилучшую динамику показали продажи партнерам, работающим в корпоративном секторе.

Михаил Смирнов, руководитель отдела закупок компьютерной техники MICS, говорит, что в 2014 г. продажи мобильных ПК его компанией в количественном отношении меньше не стали.

Нетбуки возвращаются, но что им мешает?

В начале 2014 г. с российского рынка практически исчезли нетбуки, но во второй половине года компания ASUS вновь начала продажи нетбуков EeeBook X205.

Алексей Осипов, представитель по продажам компании ASUS в России, утверждает, что этот сегмент остается на рынке, и для нетбуков есть определенные сценарии использования, которые нужны современным пользователям: «Наша новая серия должна помочь приобрести доступное решение для решения ежедневных задач с отличным балансом функционала, качества и дизайна. В 2015 г. мы планируем и дальше развивать эту серию, и уже во второй половине года данный сегмент расширится».

По мнению Дениса Минова, на фоне упавшего курса рубля и возросших цен на ноутбуки действительно возникла ситуация, когда на рынке исчезли мобильные ПК в популярном прежде сегменте 10–17 тыс. руб.: «Тем пользователям, которым необходимо устройство с клавиатурой в обозначенном ценовом диапазоне, нетбук может снова стать интересен, так как массового предложения планшетов с клавиатурой на базе ОС Windows за эти деньги нет, таким образом, категория нетбуков, вероятно, снова вернется на рынок».

Виктория Тарантина однозначно считает, что нетбуки возвращаются: «В текущей экономической ситуации часть потребителей не готова переплачивать за „лишние“ функции и выбирает для себя оптимальное сочетание „цена/свойства“. Пользователям начального и среднего уровня, как правило, уже не хватает функционала планшета, но на полноценный ноутбук недостает средств, и они могут приобрести нетбук».

Сергей Синицын также утверждает, что сейчас снова появляются нетбуки практически всех ведущих вендоров: «Ключевое слово здесь „недорогие“: не столь важен формат, сколько цена».

А вот Сергей Грибанов сомневается в том, что нетбуки смогут вернуться, ведь, по его мнению, их в полной мере могут заменить современные планшеты и устройства «2-в-1».

Подобные сомнения высказывает и Владимир Пискунов: «Спрос на недорогие мобильные системы удовлетворяется за счет планшетов и так называемых „фаблетов“. К ним можно добавить целый ряд доступных моделей класса „2-в-1“. Определенную нишу нетбуки смогут занять в случае, если их цена будет конкурентной».

Лариса Шутова полагает, что в 2015 г. нетбуки, возможно, займут крайне небольшую долю рынка за счет ценового позиционирования и инноваций.

А Михаил Смирнов вообще считает, что перспектив у нетбуков нет, поскольку их рыночную нишу во всем мире заняли планшеты: «В России практически все рыночное пространство нетбуков захватили планшеты, среди которых появились модели архитектуры x86, которые обладают тем же функционалом, сопоставимы по цене, но гораздо более компактны и удобны».

Почему не растут продажи ультрабуков?

Несколько лет назад с подачи Intel на рынке появились ультрабуки, однако аналитики утверждают, что их доля в России крайне невелика.

Сергей Грибанов так оценивает ситуацию: «Ультрабуки на рынке существуют достаточно давно, но стремительные изменения спроса и появление новых форм-факторов не лучшим образом сказываются на их популярности. Доля этих устройств в общем объеме продаж Fujitsu не превышает 10%».

По мнению Ларисы Шутовой, «этот сегмент занимает около 15% рынка, что существенно больше, чем год назад». «Мы предлагаем полный спектр решений наших вендоров, в которых ультрабуки, безусловно, выделяются», — поясняет она.

ASUS также производит ультрабуки, но, как говорит Алексей Осипов, в 2014 г. их доля в объеме отгрузок вендора осталась на уровне 2013 г.

В продажах компании iRU в 2014 г. ультрабуки занимали не более 5%. «Можно сказать, что пик продаж этих устройств уже позади и в скором времени их место займут более универсальные „трансформеры“ и полнофункциональные ноутбуки», — считает Виктория Тарантина.

По словам Михаила Смирнова, в 2014 г. продажи ультрабуков в его компании в штучном выражении не превысили 3% общего объема продаж ноутбуков.

«Тема эта в 2014 г. потеряла актуальность», — утверждает Денис Минов, объясняя это тем, что как категория ультрабуки так и не смогли сформировать в понимании покупателей уникального товарного предложения, которое отличалось бы от ноутбуков. При этом последние, как правило, дешевле: «В объеме продаж Dell ультрабуки заняли менее 1%».

Сергей Синицын убежден, что доля ультрабуков в продажах и не могла быть большой, поскольку это аппараты, как правило, верхнего ценового уровня.

Его поддерживает Владимир Пискунов, который считает ультрабуки имиджевым и нишевым товаром, в первую очередь из-за их высокой цены, поэтому спрос на них ограничен и не растет. Компания «Аквариус» не производит данную категорию мобильных ПК.

Зато растут продажи «трансформеров»

По данным Gartner, в 2014 г. в России заметно (на 40%) увеличились продажи «трансформеров», или устройств «2-в-1», совмещающих функционал ноутбука и планшета. По оценкам IDC, в IV квартале 2014 г. поставки таких систем выросли на 19,5% по сравнению с тем же периодом 2013 г.

Сергей Грибанов полагает, что «трансформеры» появились, чтобы «расшевелить» рынок мобильных устройств, и на фоне падающего спроса на традиционные ноутбуки и планшеты интерес к «трансформерам» был особенно заметен: «Объемы поставок этих устройств Fujitsu увеличились за год более чем на 40%».

Подобную точку зрения высказывает и Алексей Осипов, считая, что «трансформеры» помогли раздвинуть традиционные рамки использования ноутбуков. Но при этом заявляет, что в ASUS этот сегмент с ноутбуками не пересекается и не мешает продажам традиционных решений.

С ним согласен Владимир Пискунов, утверждая, что такие универсальные системы уже частично заменяют традиционные ноутбуки с диагональю экрана до 14 дюймов. Он говорит, что компания «Аквариус» активно продает устройства «2-в-1» в образовательные проекты, эти изделия имеют усиленную конструкцию, которая защищает их от повреждений.

Аналогичный адрес и у разработанных в iRU моделей «трансформеров» — они, как утверждает Виктория Тарантина, созданы специально для образовательных целей, и их основные пользователи — ученики и учителя школ. При этом в общем объеме продаж iRU «трансформеры» занимают около 15%.

Однако Денис Минов не склонен оптимистически оценивать будущее «трансформеров» в России: «Речь идет об отдельном сегменте российского рынка мобильных ПК, где преобладают продажи больших ноутбуков с экранами 15–17 дюймов. А „трансфомеры“ — некий гибрид малоформатного ноутбука и планшета. В 2014 г. их популярность заметно выросла, но выйдя на определенный уровень продаж, они остановятся, как это случилось с компьютерами-моноблоками. В структуре продаж Dell „трансформеры“ составили около 6%».

Подобную точку зрения высказывает Сергей Синицын: «Я думаю, эти устройства займут свое место в мобильном бизнесе, но едва ли оно будет значительным, особенно сейчас, в условиях кризиса, когда и компании консервативно подходят к закупкам, и поставщики осторожничают с предложениями для нашего рынка. Он сейчас очень узкий, устройства по цене 40–50 тыс. руб. продаются небыстро, и объемы продаж порой не оправдывают ожиданий».

Хотя, как говорит Лариса Шутова, «трансформеры» стали одной из «точек роста» и на рынке, и в бизнесе ее компании, но доля их не превышает 2–3%: «По нашему мнению, в 2015 г. существенно повлиять на сбыт традиционных ноутбуков „трансформеры“ не смогут. Снижение спроса на первые происходит совсем по другим, глобальным причинам».

Каковы перспективы рынка мобильных ПК?

Практически все представители компаний-производителей и поставщиков мобильных ПК негативно оценивают возможности развития этого сегмента рынка в России в текущем году.

Так, по мнению Дениса Минова, в связи с непростой экономической ситуацией в стране, изменением покупательной способности населения и ростом цен на электронику в 2015 г., вероятно, произойдет сильное смещение спроса в сегмент более дешевых решений, в том числе традиционных ноутбуков.

Более пессимистично настроен Алексей Осипов, который полагает, что в 2015 г. в России рынок ноутбуков сократится от 30 до 50%: «Все будет зависеть от политической и экономической ситуации. При этом мы считаем, что доля традиционных ноутбуков может увеличиться, но сделать точный прогноз сейчас весьма сложно».

Сергей Грибанов также говорит: «Объемы поставок мобильных ПК в 2015 г. снизятся, и основным приоритетом при выборе устройства станет цена, соответственно спрос сохранится на аппараты, подходящие по стоимости, а не по форм-фактору».

С ним согласен Сергей Синицын: в ближайшем будущем наиболее востребованными останутся ноутбуки с «первой ценой»: «Что будет дальше, предсказать сложно: это зависит от экономической ситуации в стране, а иногда и от политической. Ведь не секрет, что над некоторыми американскими брендами может нависнуть угроза „импортозамещения“, что повлияет на картину рынка».

Лариса Шутова также утверждает, что в 2015 г. на первый план выходит цена, поэтому она ожидает падения рынка ноутбуков, которое может превысить 30%: «По-видимому, наибольшим спросом будут пользоваться бюджетные решения. Для роста ультрабуков и „трансформеров“ общая рыночная конъюнктура станет сдерживающим фактором».

Что касается структуры рынка мобильных ПК, то, по мнению Владимира Пискунова, доля традиционных ноутбуков останется превалирующей, а «трансформеры» и устройства «2-в-1» займут свое ограниченное, но стабильное место, так как у них есть своя категория пользователей.

Аналогичного мнения придерживается и Виктория Тарантина, полагая, что основным спросом будут по-прежнему пользоваться традиционные ноутбуки: «„Трансформеры“ с их функциональными возможностями и при выгодной ценовой политике производителей могут отвоевать значительную долю рынка у ультрабуков, а также составить весомую конкуренцию крупноразмерным планшетам».

«Судя по тому, как развивалась ситуация в I квартале 2015 г., спрос сохранится только в самом низком ценовом сегменте традиционных ноутбуков, — считает Михаил Смирнов. — Производителям впору задуматься о возможности сохранить рублевые цены на самые дешевые модели на полке хотя бы на текущем уровне, так как с вымыванием старых остатков даже самый недорогой ноутбук обойдется покупателю дороже 20 тыс. руб. Будем надеяться, что к III–IV кварталам появятся основания для оптимизма».