Минувший год оказался уникальным по количеству событий, повлиявших как на мировую экономику, так и в особенности на экономику нашей страны. Впервые за новейшую историю бизнес оказался заложником политических интриг. Проблемы подступали со всех сторон: цены на нефть, ажиотаж на валютном рынке, торговые и экономические санкции. Такого давления наша экономика прежде не испытывала. Неудивительно, что начиная с весны 2014 г. и особенно в период резкого обвала рубля эксперты и аналитики рисовали мрачные перспективы. Но, к счастью, самые негативные прогнозы не сбылись, хотя сводки с фронтов экономической войны нервы всем потрепали изрядно.

Рынок ИТ и в частности рынок сетевого оборудования, о котором речь пойдет ниже, находились в русле общих тенденций, сохраняя свою специфику. Мнения экспертов по основным позициям совпадали. В частности, как отметил Игорь Белик, коммерческий директор компании Treolan, на рынок сетевого оборудования оказали влияние все тренды минувшего года: санкции, импортозамещение в госзакупках, уменьшение бюджетов в долларовом эквиваленте. Все это негативно отразилось на объемах сделок.

«При этом есть и своя специфика, — подчеркивает Игорь Белик. — Телекоммуникационное оборудование относится к оборудованию двойного назначения, поэтому канал был лишен возможности поставлять ряд привычных решений в рамках отдельных проектов. На этом фоне свое место под солнцем отвоевывала продукция вендоров из Азии. Их представители ведут сейчас достаточно агрессивную политику, и это, несомненно, изменит структуру рынка».

По словам Михаила Коробко, руководителя департамента телекоммуникационных решений компании Landata, ключевыми факторами, которые повлияли на российский рынок, стали санкции и экономический кризис, одно из последствий которого — девальвация рубля. В условиях резкого роста рублевых цен многие заказчики начали искать для своих проектов более доступные решения, при этом, как правило, не желая поступаться качеством и функциональностью. Михаил Коробко добавил, что долгие годы явным лидером сетевого рынка была компания Cisco. Влияние ее бренда настолько сильно, что на соответствующую продукцию рынок зачастую ориентировался по умолчанию. Среди других крупных игроков также в основном выделялись американские производители. Но в 2014 г. внимание заказчиков стало смещаться в сторону оборудования поставщиков из Юго-Восточной Азии. Корпоративный сегмент в первую очередь ориентируется на продукцию компании Huawei. В течение последних нескольких лет этот вендор активно развивал бизнес-направление Enterprise, позиционируя себя как лидера. У продукции Huawei, как утверждает Михаил Коробко, отличное качество, при этом она, как правило, существенно дешевле западных аналогов.

Марина Белоусова, руководитель отдела продаж компании «Тайле», сравнивает ситуацию прошлого года с другими аналогичными периодами. «Кризис 1998 г. был сопряжен с дефолтом, мы видели настоящий коллапс финансовой системы, — говорит она. — Кризис 2008 г. оказался относительно коротким, мы почувствовали движение вперед уже через полгода. Экономические потрясения 2014 г. продлятся долго, и преодолеть их смогут наиболее стойкие компании. Но главное отличие нынешней ситуации — политическая окраска, которой прежде не было».

По оценке Ивана Иашагашвили, генерального управляющего Brocade в России и странах СНГ, ситуация на сетевом рынке в 2014 г. отражала состояние нашей экономики. Однако сложные условия и санкции не ограничивали, а скорее меняли направление развития. Главное отличие, как считает Иван Иашагашвили, заключалось в том, что в условиях сокращения ИТ-бюджетов заказчики искали различные способы оптимизации затрат и обращали внимание на продукты и решения с хорошей окупаемостью и высокой эффективностью. Он добавил, что многие компании начали проявлять заинтересованность в модернизации своей инфраструктуры на основе современных технологических решений и перехода на гибкие, адаптивные и открытые сетевые архитектуры. Большинство из них столкнулось с тем, что их сетевая инфраструктура стремительно устаревает под давлением таких новых трендов, как Big Data, облачные, социальные и мобильные технологии. Эти тренды оказывают серьезное влияние на предприятия и потребителей. Доля новых решений пока занимает небольшой процент рынка в России, но их применение растет гораздо быстрее, чем классические направления. В кризисных условиях, когда возможности инвестиций в ИТ-инфраструктуру компаний существенно ограничены, появляется стимул к перестройке ИТ-архитектур на основе передовых технологий.

«Минувший год оказался непростым, но бывало и хуже, — говорит Сергей Саакян, заместитель руководителя отдела поставок компании NetLab. — Самая большая проблема — массовые сокращения бюджетов в проектах. Кроме того, покупательная способность частных лиц также была не на высшем уровне. Но главным отличием 2014 г., в сравнении с кризисом 2008 г., стало то, что в прошлом году события развивались не так стремительно, как прежде, что позволило нам своевременно реагировать на них».

Специалисты RRC подчеркивают, что ИТ-индустрия в России до сих пор сильно зависит от импорта и стоимости ввозимой продукции. Локальные производства еще только начинают развиваться и существенно повлиять на рынок пока не могут. Поэтому его состояние во многом определяется курсом национальной валюты и ее покупательной способностью. А прошлый год ознаменовался отказом Центрального Банка от поддержки курса рубля, сильнейшей со времен кризиса 2008 г. девальвацией и повышением инфляционных ожиданий населения.

«По нашим оценкам, российский рынок сетевого оборудования в 2014 г. стал меньше в пределах 15%, — комментирует ситуацию Павел Гаврилин, директор департамента „Сети и телекоммуникации“ компании „Марвел-Дистрибуция“. — В других сегментах рынка ИТ сокращение было еще более существенным. Мы оцениваем общий объем рынка сетевого оборудования в 2014 г. в России в 3,5 млрд. долл. в ценах вендоров, причем примерно две трети этого объема приходится на оборудование для операторов связи и корпоративных заказчиков».

Руслан Чиняков, вице-президент компании OCS, отметил, что начиная с апреля 2014 г. сетевой рынок оказался одновременно под воздействием санкций на ввоз оборудования двойного назначения и разворотом в сторону импортозамещения. Как следствие, в первой половине года отмечались частые задержки в поставках и даже полные отказы со стороны вендоров, а также отказы заказчиков по причине американского происхождения устройств или неприемлемых сроков поставок. Во второй половине года к этому добавились секторальные санкции, а затем девальвация рубля, которая привела к невозможности осуществления многих проектов в рамках утвержденных бюджетов. В целом это привело к серьезному спаду в поставках сетевого оборудования.

Михаил Кириченко, директор департамента дистрибуции TP-LINK в России, заметил, что в прошлом году участники рынка уделяли много внимания вопросам оптимизации складов, минимизации финансовых рисков, стратегии закупок, отдавая предпочтение наиболее востребованным категориям товаров. По его оценке, в 2014 г. объем ИТ-рынка в штучном выражении в сегменте сетевого оборудования не претерпел значительных изменений.

А по мнению Сергея Васюка, главы представительства D-Link в России и странах Балтии, основным трендом минувшего года стал переход к мобильным решениям, поэтому больше всего спрос упал на десктопы, ноутбуки и соответствующие программные средства и вырос на облачные решения с использованием смартфонов и планшетов. Также значительно повысился спрос на беспроводные решения корпоративного уровня, а продажи, например, устанавливаемых в десктопы сетевых адаптеров и неуправляемых коммутаторов сократились. Резкое увеличение курса доллара и нестабильность валюты свели на нет возможность прогнозировать стоимость оборудования в рублях в краткосрочной и долгосрочной перспективе.

Несмотря и вопреки

Парадоксально, но факт. Игроки сетевого рынка заявляют о том, что год был сложным, но считают его успешным, а свой сегмент называют относительно стабильным на фоне других. «В условиях общего сокращения объемов и стагнации в других сегментах наш чувствовал себя гораздо лучше, — сообщил Михаил Кириченко. — Однако наметившаяся в начале года тенденция к переходу на более скоростные устройства сменилась в сторону менее производительных и более дешевых устройств в III квартале на общем фоне повышения розничных цен. В конце 2013 г. компания отметила новую веху своего развития, заняв лидирующие позиции в сегменте домашнего беспроводного сетевого оборудования. Мы оцениваем 2014 г. как удачный, поскольку положительная динамика роста сохранилась. По результатам года мы отмечаем 20%-ное увеличение продаж в штучном выражении».

По словам Игоря Белика, сетевой рынок в 2014 г. выглядел так же, как отрасль в целом, — замедление активности во второй половине года. Тем не менее для Treolan год стал удачным: несмотря на предкризисный пессимизм и чудовищную волатильность курса, компания закончила год с незначительным сокращением долларового оборота и ростом в рублевом.

«Сетевой рынок для нас сохранял стабильность, с учетом поправок на девальвацию рубля, — говорит Андрей Кузьмич, директор по технологиям ООО „Сиско Системс“. — По корпоративным правилам мы не раскрываем показатели в отдельных регионах, так что привести конкретные цифры я не могу, но хотелось бы отметить, что в рублевом эквиваленте мы выросли, что может означать увеличение нашей доли. В целом 2014 г. выглядел лучше 2013-го, так что можно сказать, что год был успешным. Особенно нас радует возросший объем нашего российского производства, в которое мы инвестируем с 2011 г. Кстати, мы только что наладили выпуск беспроводных точек доступа Cisco Aironet 1700».

Примерно так же оценивает результаты работы и Сергей Саакян: «В подробности вдаваться не стану, скажу лишь, что на фоне остального ИТ-рынка сегмент сетевого оборудования оказался в целом стабильным». При этом он подчеркнул, что понятие удачного года весьма относительно. Если считать, что бизнес компании сократился значительно меньше относительно средних таких показателей по рынку, то можно утверждать, что год был удачным, компания увеличила свою долю. А с другой стороны, год, по итогам которого приходится сравнивать скорости падения, не может считаться неплохим.

О сложностях 2014 г. говорила Марина Белоусова. Снизился спрос на продукцию, затормозились закупки, появились неплатежи. «Объем продаж уменьшился относительно прошлых лет, однако „Тайле“ удалось сохранить общую стабильность, — отметила Марина Белоусова. — Расходы, конечно, были оптимизированы, но ни массовых сокращений персонала, ни тотального закрытия региональных филиалов, ни расторжений вендорских контрактов мы не проводили».

По словам Павла Гаврилина, для «Марвел-Дистрибуции» 2014 г. был достаточно успешным. Продажи проектного оборудования показали рост на 2% даже в долларовом исчислении. К основным достижениям работы компании в прошедшем году Павел Гаврилин относит уверенный рост продаж Extreme Networks на 63%, Aruba Networks — на 57%, D-Link — на 12%, Axis — 31%. «Второй год подряд „Марвел-Дистрибуция“ получает награду как самый быстрорастущий дистрибьютор Axis Communications», — добавил он.

Руслан Чиняков также подтверждает, что в сетевом сегменте в компании OCS был рост, и это стало очень существенным результатом для такого года. Но структура продаж и заказчики сильно изменились.

«Насколько успешным был для нашей компании прошлый год? На этот вопрос трудно дать однозначный ответ, если принять во внимание тот факт, что 2014 г. стал для бизнеса D-Link в России принципиальным: компания сосредоточилась на переходе с поставок по схеме FOB на поставки по схеме DDP, — сообщил Сергей Васюк. — Безусловно, этот сложный процесс не обошелся без потерь в объемах, что было предсказуемо. Но в итоге мы перестроились, и сейчас можно сказать, сделали это вовремя».

Специалисты RRC отмечают, что в 2014 г. структура продаж сильно изменилась и сдвинулась в сторону «кризисной модели». Другими словами, средние по размерам предприятия стали покупать в основном решения для малого бизнеса. А крупные клиенты начали откладывать расширение на более поздние сроки, используя ресурсы уже существующей инфраструктуры и направляя выделенные средства на операционные расходы. В 2014 г. доля сегмента СМБ выросла более чем на 80%, а количество сервисных контрактов — почти в 3,5 раза. Другим, наиболее подросшим сегментом оказалось беспроводное оборудование. В прошлом году компания Cisco Systems локализовала производство точек доступа, избавив таким образом своих партнеров от необходимости оформления документов на ввоз. Как следствие — увеличение объема продаж более чем в четыре раза.

Остальные сегменты рынка, как утверждают в RRC, также показали рост. Вот некоторые цифры:

  • видеоконференции и системы удаленного присутствия — в 3,7 раза;
  • системы информационной безопасности — в 2,8 раза;
  • телефония и унифицированные коммуникации — в 2,6 раза;
  • операторы связи — в 2,6 раза;
  • корпоративный сектор —почти в два раза.

В итоге, казалось бы, заведомо «провальный» год в условиях обвала рубля и санкций RRC завершила со значительным увеличением объемов продаж (более 30%).

«С учетом сложившейся экономической ситуации прошлый год можно назвать для нас в целом удачным. Компания Landata развивала компетенции на сетевом рынке, активно поддерживала партнеров в проектах по всей России, провела ряд обучающих и стимулирующих мероприятий, — рассказывает Михаил Коробко. — В нашем дистрибьюторском портфеле представлен широкий спектр сетевого и телекоммуникационного оборудования различных производителей. Продажи продуктов большинства западных вендоров в прошлом году снизились. В то же время по направлению Huawei год был очень успешным — оборот регулярно рос, более того, во втором полугодии 2014 г. продажи резко пошли вверх по всем сегментам. Стабильные позиции удалось сохранить в области дистрибуции таких линеек оборудования, как Allied Telesis и ZyXEL».

По оценке Ивана Иашагашвили, санкции и падение рубля привели к значительному сокращению бюджетов на закупку нового оборудования, решений и продуктов в компаниях. В этом плане ИТ-рынок сильно потерял в денежном выражении. Но вместе с тем в Brocade отмечают, что произошли качественные изменения. Как известно, ключевые сегменты ИТ-рынка — это расходы на аппаратные средства, ПО и ИТ-услуги. И если в предыдущие годы наблюдался значительный перекос в сторону затрат на «железо», в то время расходы на ПО и ИТ-услуги занимали небольшое место, то в 2014 г. этот перекос начал исправляться, доля расходов на «железо» стала сокращаться, а затраты на софт и ИТ-сервис — расти. И эта тенденция, по мнению специалистов Brocade, сохранится в будущем.

«Это был достаточно неплохой год для нашей компании, — добавил Иван Иашагашвили. — 2014 г. Brocade в России и СНГ стал рекордным за всю историю продаж коммутаторов FibreChannel (FC) в регионе. Оборот Brocade вырос, и это был уже четвертый год непрерывного роста. Вместе с тем мы ожидаем стабильного роста продаж и в 2015–2016 гг. Несмотря на кризисные явления 2014 г., мы сумели не только сохранить, но и нарастить долю рынка по направлению IP».

Трудности позади?

Стабилизация цен на нефть в последние недели и даже робкая тенденция к их росту, а также укрепление курса рубля дают основания надеяться, что самые трудные времена остались позади. Однако многие игроки ИТ-рынка считают, что говорить о стабилизации пока преждевременно.

«Мы научились работать при нестабильном курсе. Все дистрибьюторы расширили состав предлагаемых услуг финансовыми сервисами, с помощью которых партнеры могут управлять рисками в проектах, — отмечает Игорь Белик. — Мы видим, что тренд этого года направлен на снижение затрат на ИТ со стороны конечных заказчиков, и нам всем — вендору, дистрибьютору, интегратору — нужно прилагать усилия, чтобы убедить их в пользе, необходимости и оправданности инноваций. Опыт прошлых лет показывает, что кризис — это время, когда дистрибьютору необходимо повышать качество своего портфеля продуктов и услуг, чтобы его партнеры смогли сделать рывок и победить в борьбе за заказчика. Оценка ИТ-рынка, сделанная независимым аналитическим агентством, — снижение объема на 40% по сравнению с 2013 г.»

Руслан Чиняков также считает, что ситуация на рынке не стабилизировалась, поскольку основные причины нестабильности только усугубились. К позитивным факторам он относит остановившийся курс рубля, но текущая экономическая ситуация в стране ставит под большой вопрос реализацию множества проектов из-за недостатка доступных финансов. Поэтому в OCS настраиваются на непростой год.

«Пока рано говорить о стабильности, хотя ситуация застыла в некой позиции равновесия. Есть ощущения, что дно может быть где-то ниже, — говорит Марина Белоусова. — Скачки курса, возможно, продолжатся, поэтому спокойная жизнь нам может только сниться. Но в то же время мы как производитель делаем большую ставку на свои бренды, зарегистрированные в России. Поэтому проводимая сейчас на государственном уровне политика импортозамещения нам только на руку».

Такой же позиции придерживается и Павел Гаврилин. В его компании настраиваются на падение сетевого рынка на 25–30%. «В целом есть ощущение, что этот кризис будет самым долгим из всех пережитых нами ранее. Надо принять эту мысль и выстраивать дальнейшую работу исходя из этого, — заявил он. — Традиционная для кризисного времени оптимизация затрат не должна дойти до абсурда и „высушить“ компанию. К очередному подъему рынка надо подойти в отличной форме и с опытной командой профессионалов, чтобы воспользоваться моментом и добиться новых успехов».

Следует отметить, что достаточно большой процент топ-менеджеров ИТ-компаний склонны делать более оптимистичные прогнозы.

«На наш взгляд, пик негатива пройден, мы видим определенные признаки стабилизации, российская экономика адаптировалась к новым реалиям. Заказчики переосмысливают подходы к построению и использованию своих ИС. Появилось много новых возможностей», — говорит Иван Иашагашвили.

По мнению Михаила Коробко, ситуация на рынке постепенно стабилизируется и компания рассчитывает на положительную динамику во втором полугодии. Несмотря на ряд внешнеэкономических факторов, осложняющих бизнес, интерес партнеров к сетевому оборудованию остается достаточно высоким. Помимо этого в Landata рассчитывают на реализацию отложенного спроса.

«Не могу сказать, что ситуация полностью стабилизировалась, но наблюдаются явные признаки того, что это вот-вот наступит, — говорит Андрей Кузьмич. — Наши прогнозы на 2015 г. довольно оптимистичны, особенно для российского производства наших продуктов. Мы постоянно работаем над его расширением: в частности, только что наладили выпуск беспроводных точек доступа Cisco Aironet 1700».

Сергей Васюк также видит определенные признаки стабилизации. Но на текущий момент, по мнению руководителей D-Link, более значимой следует считать проблему значительной дебиторской задолженности партнеров второго уровня перед дистрибьюторами, что ограничивает возможности последних восстановить объемы.

По мнению специалистов RRC, 2015 г. может стать успешным. Во-первых, должен сработать фактор «отложенного спроса», и клиентам, которые не смогли приобрести оборудование в прошлом году, все равно придется покупать его в этом. А во-вторых, в бюджеты нового года уже заложены средства исходя из «новой реальности» и новых рисков.