В 2014 г., как и пять лет назад, российский рынок ИБП оказался в числе наиболее пострадавших от кризиса. Как отмечают аналитики ITResearch, его объем в штуках опустился даже ниже уровня кризисного 2009 г. Хотя денежные показатели оказались заметно выше за счет продолжавшегося почти все последние годы сдвига в сторону инфраструктурных решений. Впрочем, в 2014 г. и эта тенденция сменилась на противоположную — денежные показатели падали быстрее.

Объем и динамика

Заметное падение рынка ИБП отмечалось еще в относительно «благополучном» 2013 г., когда, по данным ITResearch, его объем уменьшился на 17% в штуках и на 9% в деньгах (по сравнению с показателями 2012 г.). В прошлом году геополитические факторы существенно ускорили отрицательную динамику.

По данным ITResearch, в I квартале 2014 г. в России было продано 322 тыс. ИБП на сумму 85 млн. долл. По сравнению с IV кварталом 2013 г. рынок сократился практически вдвое, однако годовая динамика выглядела еще не столь драматично — по сравнению с I кварталом 2013 г. продажи в штуках снизились на 12%, в деньгах — лишь на 4%. Но уже во II квартале спад заметно ускорился. По сравнению с тем же кварталом 2013 г. продажи упали на 20% в штуках, а в деньгах — на 28%. Активность корпоративных заказчиков в течение всего прошлого года резко снижалась. Не исправил ситуацию и традиционно «урожайный» IV квартал. Напротив, в годовом исчислении продажи уменьшились чуть ли не на треть — по сравнению с тем же кварталом 2013 г. они обвалились на 30,5% в штуках и на 30,6% в деньгах.

«Динамика рынка, более-менее негативная (но терпимая), отмечавшаяся в течение первых трех кварталов, к концу 2014 г. стала резко отрицательной, несмотря на то, что планировались неплохие отгрузки и проекты. Однако обвальная девальвация рубля, а также отсутствие финансирования и санкции привели к обрушению всех планов», — так прокомментировали аналитики ITResearch неутешительные итоги последнего квартала.

В целом, по данным этой компании, в 2014 г. на российском рынке было продано 1,55 млн. ИБП-устройств на сумму 390,5 млн. долл. По сравнению с 2013 г. в натуральных показателях падение рынка составило 20,6%, а в денежных — 22,5%.

Оценки IDC схожи с данными ITResearch, хотя абсолютные величины поставок выглядят еще более пессимистично. «По нашим оценкам, в 2014 г. объем поставок составил 1,4 млн. ИБП на сумму 360 млн. долл., что соответствует падению на 20% в штуках и в деньгах в сравнении с 2013 г.», — сообщает Алексей Гвозденко, аналитик IDC.

Оценивая объем российского рынка ИБП и его динамику в 2014 г., представители большинства вендоров и дистрибьюторов ориентируются на данные аналитиков или называют близкие к ним цифры. Тем не менее многие сообщают, что им как минимум удалось сохранить долю рынка.

«Динамика бизнеса нашей компании не сильно отличалась от рыночной. Сохранение доли на уровне 53% можно считать неплохим результатом в текущих реалиях», — отмечает Тимур Алтышев, директор департамента решений для домашних и корпоративных сетей подразделения IT Business компании Schneider Electric.

В представительстве Eaton в целом согласны с оценкой ITResearch. «Несмотря на то что результаты первого полугодия 2014 г. были не такими успешными, как мы ожидали, во втором нам удалось адаптироваться к текущей ситуации и отыграть долю рынка (по данным ITResearch, по итогам IV квартала 2014 г. компания на российском рынке ИБП занимает 11,9%)», — говорит Максим Рубаненко, директор по продажам направления «Качественное электропитание» Eaton в России.

«Аналитические отчеты по российскому рынку указывают на падение в сегменте ИБП на 25–30%, это совпадает с нашими оценками, — сообщает Андрей Маркин, глава представительства Powercom в России, Казахстане и республике Беларусь. — По предварительным оценкам, снижение наших годовых показателей вполне соотносится со средними значениями по рынку ИБП в целом. И с уверенностью можем сказать, что Powercom сохранила свою долю».

Мария Митюрёва, менеджер по маркетингу компании Delta Electronics, отмечает, что, по данным аналитических агентств, в 2014 г. российский рынок ИБП стал меньше на 15–20%: «Непростая экономическая ситуация, с которой столкнулись вендоры в прошедшем году, не могла способствовать активному росту рынка. Скачки валютных курсов и общая нестабильность только усугубили ситуацию. Тем не менее мы не заметили падения уровня продаж. Более того, наши финансовые показатели даже улучшились». По ее словам, изначально Delta Electronics прогнозировала рост бизнеса на 25–30%, однако затем пришлось сфокусироваться на удержании показателей 2013 г.: «Приятно отметить, что нам не только удалось их сохранить, но и вырасти. Наиболее успешным для нас стал III квартал: по его итогам прибыль компании увеличилась на 28,9%».

По оценке Александра Халаева, вице-президента по продажам Tripp Lite в регионе MENA (Ближний Восток и Северная Африка), странах СНГ и Балтии, рынок ИБП упал на 15–25%: «Вообще нам сложно делать точные оценки, ведь наши продажи в 2014 г. выросли более чем в полтора раза. Здесь мы больше ориентируемся на данные наших партнеров». Он утверждает, что в прошлом году продажи Tripp Lite на российском рынке увеличились более чем на 60%: «Главное для нас — развитие проектных решений. И здесь мы добились серьезных результатов, заняв 1,5–2% рынка. Несмотря на кризис, в 2015 г. мы будем наращивать свое присутствие на рынках всего региона СНГ и рассчитываем выйти по итогам года на долю в 3%».

«По данным нашей внутренней аналитики, объем российского рынка ИБП составляет около 340 млн. долл. в денежном выражении и 1,5 млн. единиц в штучном. За 2014 г. рынок уменьшился на четверть относительно показателей 2013 г.», — сообщает Евгений Колобов, директор по развитию компании Nippon Klick (поставщик ИБП под брендом Ippon). По его словам, «оборот компании по продукции Ippon в 2014 г. стал меньше на 19% в денежном выражении и на 21% в штучном, что в целом соответствует общей динамике рынка ИБП».

Продвижением ИБП под брендом Ippon на российском рынке занимается компания MERLION. Оценка дистрибьютором объема и динамики рынка совпадает с оценкой вендора. «В 2014 г. мы не стали исключением, кризис отразился и на продажах в дистрибьюторском канале. Однако темп падения был несколько ниже сокращения самого рынка. При этом продажи тяжелых решений вообще не снизились, а если принять во внимание сокращение персональных систем, то 2014 г. прошли даже с ростом», — утверждает Дмитрий Виноградов, директор по дистрибуции дивизиона «Широкопрофильная дистрибуция» компании MERLION. По его словам, компания лидирует на рынке дистрибуции ИБП: «В нашем товарном портфеле представлены решения всех ведущих производителей — Ippon, APC, Powercom, Eaton, CyberPower, Tripp Lite, что позволяет нам удерживать первенство с большим отрывом от конкурентов».

«По нашим оценкам, в 2014 г. российский рынок ИБП просел на 15–25%, как и ИТ-рынок в целом. Как в деньгах, так в и штуках, — говорит Сергей Тузов, заместитель директора департамента ПК и периферийных устройств компании OCS Distribution. — Оборот нашей компании по ИБП в 2014 г. снизился примерно на 12–15% в денежном эквиваленте».

Сергей Ямов, руководитель направления «Мониторы и ИБП» компании «Марвел-Дистрибуция», ориентируется на данные аналитических агентств: «По их оценке, рынок ИБП по сравнению с 2013 г. уменьшился на 20% в натуральном и 22% в денежном выражении». По его словам, итоги работы компании оказались «значительно лучше среднерыночных»: «Оборот в 2014 г. практически равен обороту, показанному в 2013 г. Нам удалось достичь этого за счет реализации ряда стратегических проектов с крупными государственными заказчиками».

«Звучат разные оценки объема рынка ИБП в деньгах — от 300–350 млн. до 500 млн. долл. Скорее всего, он ближе к нижней границе этого диапазона, — считает Денис Андреев, руководитель департамента систем бесперебойного питания компании Landata. — Очевидно, что в прошлом году продажи сильно упали — по нашим оценкам, на 25%». Итоги работы он оценивает как «вполне успешные»: «В условиях нарастающего кризиса, девальвации рубля и тревожных ожиданий заказчиков поставки с нашей стороны упали, но мы оказались существенно устойчивее, чем рынок в целом. По нашим оценкам, рыночная доля Landata в сегменте ИБП за прошлый год увеличилась как минимум на 10%».

Самые пессимистичные оценки динамики падения рынка представил Петр Приходько, руководитель группы инженерных решений компании Treolan: «Согласно нашим данным, в 2014 г. рынок ИБП сократился на 30% в денежном выражении по сравнению с 2013 г. В количественном выражении динамика практически аналогична. Мы не сильно отличались от рынка по динамике. Падение составило порядка 28% в денежном выражении и около 22% в штучном».

Тенденции и события

«Самым значимым событием, повлиявшим на весь ИТ-рынок, стала обвальная девальвация рубля, которая в сумме с ужесточением санкций привела к обрушению всех планов и прогнозов на 2014 г.», — уверен Петр Приходько (Treolan). С этим сложно не согласиться... По его словам, «из-за значительного изменения курса доллара многие игроки, работающие с госсектором, понесли значительные убытки при реализации рублевых контрактов».

«Сильных драйверов не было. В течение нескольких лет рынок хорошо подпитывал такой мощный проект, как Олимпиада в Сочи, но он закончился в 2014 г. Вообще, крупных инфраструктурных проектов в прошлом году практически не появилось. Довольно низкой была активность строительных компаний и банков», — говорит Денис Андреев (Landata).

«Обращает на себя внимание, что в 2014 г. денежные показатели снижались быстрее натуральных, тогда как в 2013 г. (и в предыдущие годы) наоборот, — отмечают аналитики ITResearch. — Это было связано с нараставшими проблемами в инфраструктурной части рынка, предельно чувствительной к бюджетным деньгам».

Тем не менее многие опрошенные игроки продолжают говорить об «утяжелении» рынка ИБП.

«Я бы отметил в качестве тенденции продолжающееся смещение в сегмент тяжелых решений», — утверждает Сергей Ямов («Марвел-Дистрибуция»). Это подтверждает и Мария Митюрёва (Delta Electronics): «Производители старались оптимизировать свои ресурсы и сосредоточиться на разработке продукции, отвечающей потребностям рынка. Многие компании сконцентрировали усилия на производстве „тяжелых“ ИБП, поскольку спрос на них постоянно растет».

Впрочем, речь идет скорее о росте «удельного веса» тех или иных сегментов в общей структуре рынка ИБП.

«Продолжается плавное утяжеление — доля сегмента ИБП для ПК (до 1 кВ·А) в общем объеме продаж уменьшается. Но при этом сегмент ИБП для серверных комнат (от 1 до 10 кВ·А) в 2014 г. сократился меньше остальных», — утверждает Тимур Алтышев (Schneider Electric).

«Мы видим достаточно любопытную ситуацию: продажи ИБП для серверов и централизованной защиты растут, даже несмотря на сложную экономическую ситуацию в стране. И в то же время уже не первый год снижаются продажи моделей low-end сегмента, в первую очередь предназначенных для защиты персональных компьютеров. Причем динамика этого снижения заметно опережает динамику сокращения рынка в целом, что говорит скорее о перераспределении акцентов, нежели о влиянии на него общих экономических факторов и кризиса», — считает Сергей Тузов (OCS Distribution).

По мнению Александра Халаева (Tripp Lite), в 2014 г. в целом продолжились и даже усилились тенденции, наблюдавшиеся в предыдущие годы: «Доля домашних ИБП сокращалась еще быстрее, как в штучном, так и в денежном выражении. Проектные решения показали скорее нулевую динамику. Увеличилась доля государственного заказа. Продолжается централизация инфраструктуры предприятий, требования к надежности и эффективности ИБП растут. При этом заказчики стремятся сокращать расходы, поэтому на первый план выходит стоимость владения оборудованием».

Максим Рубаненко (Eaton) называет положительным моментом «продолжающееся динамичное развитие российского рынка ЦОДов»: «Этот сегмент, безусловно, обеспечивал определенную долю спроса на ИБП и, мы уверены, продолжит генерировать его в 2015 г.» Он также напоминает, что рынок ИБП весьма консервативен и о каких-то новых технологических тенденциях говорить сложно: «Производители по-прежнему стремятся к высоким показателям КПД, повышению энергоэффективности и отказоустойчивости ИБП. В течение 2014 г. набирали популярность компактные и удобные в эксплуатации модульные решения, которые позволяют снизить затраты на капитальное строительство».

Примерно об этом же говорит и Дмитрий Виноградов (MERLION): «Инноваций и технологических новинок на рынке ИБП нет в течение нескольких последних лет. Но учитывая, что технологии изготовления батарей почти не меняются, совершенствование решений связано в основном с использованием более современного встроенного ПО и процессоров».

Андрей Маркин (Powercom) отмечает «перераспределение предпочтений пользователя, а вместе с этим и перераспределение долей продуктовых сегментов»: «По нашим наблюдениям, линейно-интерактивные ИБП, оставаясь пока еще самым крупным сегментом (около 60% рынка), чувствуют усиление давления с двух сторон. Покупатели, для которых важнее всего цена и/или не принципиально время автономной работы, чаще выбирают офлайн-модели. Продвинутые же пользователи или технические специалисты заказчика все чаще вместо линейно-интерактивных выбирают онлайн-ИБП — по цене они сегодня сопоставимы, а эффективность последних неоспоримо выше».

Опрошенные игроки не смогли назвать значимых событий, существенно повлиявших на российский рынок ИБП. Из глобальных поглощений можно вспомнить приобретение корпорацией Schneider Electric испанской компании AST Modular, специализирующейся на модульных ЦОДах, системах охлаждения и контроля. Это подтверждает Тимур Алтышев: «Для нас 2014 г. начался с отличной новости о приобретении компании AST Modular, что позволило нам сформировать широчайший портфель решений в области контейнерных ЦОДов». Кроме того, он называет «стратегическим шагом» создание выделенного департамента Home & Business Networks: «Примечательно, что сначала это было сделано исключительно в России, а в конце 2014 г. — и во всем мире. В результате преобразований партнеры Schneider Electric получили больше персональной поддержки даже в небольших проектах, а конечные заказчики — более широкий и доступный ассортимент продукции».

В течение прошлого года было подписано несколько дистрибьюторских соглашений, особой активностью отличилась компания CyberPower. Напомним, что, по данным ITResearch, этот вендор вплотную приблизился к пятерке лидеров рынка ИБП.

«В 2014 г. компания „Марвел-Дистрибуция“ начала продвижение online-ИБП CyberPower. Мы надеемся, что решения этого производителя займут достойное место в своем сегменте», — сообщает Сергей Ямов. Кроме того, весной прошлого года было объявлено о подписании CyberPower подобного соглашения с компанией ПРОСОФТ, специализирующейся на дистрибуции решений для автоматизации технологических процессов, а осенью — с ИТ-дистрибьютором Staten.

Некоторые игроки «значимыми событиями» называют выпуск новых продуктов.

«Несмотря на кризис в отрасли, технологии продолжают развиваться. Так, APC by Schneider Electric представила в прошлом году новое поколение однофазных ИБП с коэффициентом мощности, равным единице, обновила серию онлайновых ИБП и серию сетевых фильтров SurgeArrest Essential, выпустила новый трехфазный ИБП Galaxy VM с повышенной надежностью и энергоэффективностью. А новые продукты всегда означают новые возможности развития рынка, независимо от „кризисности“ экономики», — уверен Сергей Тузов (OCS Distribution). Об этом же говорит и Петр Приходько (Treolan): «На традиционно консервативном рынке ИБП, с длительным жизненным циклом устройств, важным событием стала смена популярных продуктовых линеек лидером рынка APC by Schneider Electric». В свою очередь, Денис Андреев (Landata) обращает внимание на «выход ИБП премиум-класса Eaton 93PM, а также расширение модельного ряда Delta».

Многие игроки отмечают, что каких-либо кардинальных изменений в их партнерской политике не произошло, подчеркивая при этом, что они оказывают партнерам «всестороннюю поддержку». Лишь Максим Рубаненко (Eaton) сообщил о пересмотре партнерской программы Power Advantage: «Мы подняли входной порог, увеличив при этом фонд партнера в два раза и упростив схему его получения. Теперь партнер может единовременно получить всю сумму через нас или выбранного дистрибьютора. Мы надеемся, что компании, работающие с Eaton, это оценят».

Ландшафт с пятью константами

По данным ITResearch, в 2014 г. пятерка лидеров рынка выглядела «традиционно»: APC by Schneider Electric, Eaton, Ippon, Delta и Powercom (перечислены в алфавитном порядке), чья суммарная доля составила почти 80% в деньгах. При этом неплохие результаты показали также General Electric (в инфраструктурном сегменте) и CyberPower (массовый рынок), вплотную приблизившиеся к лидирующей группе.

Некоторые флуктуации в составе пятерки лидеров наблюдались лишь в начале прошлого года, когда по итогам I квартала к ним присоединилась компания General Electric, временно потеснив Powercom, уступившую ей доли процента. General Electric — Всемирный партнер Международного олимпийского комитета, и успех компании в начале 2014 г. обусловлен поставками оборудования в Сочи (более 1,4 тыс. ИБП общей мощностью более 16 МВ·А). После окончания Олимпиады расстановка сил вновь приобрела «привычный вид», уже во II квартале Powercom вернулась в «великолепную пятерку».

Несмотря на множество проблем, число ИБП-игроков продолжало расти. По оценке ITResearch, к концу прошлого года на российском рынке насчитывалось «около 20 активных производителей».

«В последние годы регулярно появлялись новые игроки. В 2014 г. эта тенденция продолжилась, в Россию пришло особенно много небольших компаний из Китая, Турции и других стран», — подтверждает Денис Андреев (Landata). Кроме того, по его мнению, «на рынок влияет активность крупных мировых корпораций электротехнического сектора в области слияний и поглощений»: «В последнее время ряд из них (Legrand, ABB и другие) сделали заметные приобретения, которые, в частности, позволят расширить предложения на строительном рынке».

«Число игроков увеличилось, многие из них стали более заметны в том, что касается продуктов и демонстрируемых объемов. Это можно рассматривать как свидетельство того, что рынок ИБП не потерял своей привлекательности, конкуренция на нем только усиливается», — считает Андрей Маркин (Powercom). Он также отмечает, что рынок становится более профессиональным и «все больше уходит в корпоративный сегмент, повышая требования к продукту, его сопровождению и сервису»: «Следующий этап развития рынка, скорее всего, консолидация и очередное сокращение числа игроков».

Схожую точку зрения высказывает и Александр Халаев (Tripp Lite): «Как ни странно, усилилась конкуренция. Появились новые игроки, которые пытаются выйти на российский рынок». По его мнению, такого рода попытки запоздали, они были актуальны пару лет назад, когда рынок еще рос: «Новые игроки не предлагают революционных технологических решений, поэтому я не вижу, что позволит им закрепиться в России. Думаю, в 2015 г. число игроков начнет уменьшаться. Сократятся и разрывы между лидерами рынка».

А Дмитрий Виноградов (MERLION) отмечает, что китайские производители тяжелых корпоративных решений усиливают свои позиции и начинают «наступать на пятки» традиционным лидерам. «Отмечу событие, ставшее, пожалуй, главным, — выход на российский рынок ИБП компании Huawei, — добавляет он. — Присутствуя в России уже на протяжении нескольких лет с целым рядом решений (серверы, телекоммуникационное и сетевое оборудование, ПО и т. д.), вендор активно осваивает новую для него нишу. Так, осенью 2014 г. производитель вывел на российский рынок направление „ЦОД“ и в его рамках предлагает мощные корпоративные ИБП, которые все игроки рынка рассматривают как перспективные».

«Тушите свет...»?

В условиях полной неопределенности, которая характерна для сегодняшнего дня, практически невозможно что-либо прогнозировать. Еще в ноябре прошлого года аналитики ITResearch представили три сценария развития ситуации на рынке ИБП в 2015 г. Негативный сценарий, в частности, предусматривал следующее: «Военный конфликт на Украине обостряется, цена нефти опускается до 60 долл., санкции расширяются. В таких условиях, безусловно, ожидается стагнация и даже рецессия экономики. Рынок ИБП ждет падение минимум на 20%».

Однако реальность (по крайней мере, в отношении цены на нефть) оказалась еще хуже. В феврале этого года аналитики ITResearch, представив предварительные данные о рынке ИБП за 2014 г., сообщили следующее: «Прогноз на 2015 г. крайне неопределенный. Ясно только, что он будет негативным. Даже если предположить, что в рублях рынок останется прежним (оптимистичный прогноз), в долларах уже будет падение на 50%. Большинство индикаторов указывает, что 2015-й станет годом великих потрясений во всем мире и в России в том числе, и было бы наивным ожидать, что в это время бизнес и государство будут серьезно вкладываться в развитие инфраструктуры. А учитывая, что значительную часть игроков российского рынка ИБП составляют американские и европейские компании, возможны даже варианты ухудшения условий бизнеса за счет санкций (как односторонних, так и двусторонних)».

Обоснованный пессимизм относительно ближайших перспектив российского рынка ИБП разделяют и в IDC. «На рынке ожидается дальнейший спад, причем, вполне вероятно, темпы падения окажутся выше, чем в прошлом году», — считает Алексей Гвозденко, аналитик IDC.

По итогам первых месяцев года игроки фиксируют существенный спад продаж. Тем не менее многие рассчитывают, что во втором полугодии ситуация в экономике так или иначе прояснится и стабилизируется, а некоторые даже надеются на «отложенный спрос».

Тимур Алтышев (Schneider Electric) называет ситуацию «достаточно тяжелой»: «Очевидно, что в 2014 г. рынок не достиг дна и в 2015 г. падение продолжится». По его словам, начало года усугубляется «ажиотажным спросом» в ритейле в декабре прошлого года, после которого в этом сегменте наступило практически полное затишье: «Более понятное представление о тренде 2015 г. должно сформироваться к концу II квартала, когда появится больше информации о проектах крупных заказчиков. В целом, конечно, надежды можно возлагать только на второе полугодие и только при благоприятной макроэкономической обстановке».

Максим Рубаненко (Eaton) подчеркивает, что развитие ситуации сложно предугадать, поскольку «сильное влияние на рынок оказывают внешние факторы, в частности макроэкономические условия и нестабильность валютного курса»: «Мы не можем влиять на эти факторы, но надеемся, что конъюнктура постепенно улучшится. В то же время мы считаем, что даже в условиях кризиса компании, нуждающиеся в модернизации и плановом ремонте, а также заказчики государственных проектов с высоким приоритетом продолжат инвестировать в качественное оборудование. Потому как бесперебойное питание — это та область, где компромисс в том, что касается качества, не проходит бесследно».

Андрей Маркин (Powercom) полагает, что не стоит «концентрировать внимание на количественных показателях, достаточно много разной степени серьезности прогнозов уже озвучено»: «Здесь важно сконцентрироваться на потребностях рынка и иметь возможность быстро перестраиваться, быстро реагировать на запросы заказчика. На нашем рынке ИБП основной акцент все больше смещается в профессиональные области, а вместе с этим меняются требования к технологиям, времени автономной работы, соответствию стандартам и т. п. Мы достаточно уверенно чувствуем себя во многих сегментах и имеем высококонкурентные продукты для защиты ответственного оборудования, проверенную временем широкую сеть сервисных партнеров и полноценно работающий R&D-департамент. Профессиональный рынок останется в поле нашего интереса, и именно здесь мы планируем усилить и нарастить свои компетенции».

По словам Евгения Колобова (Nippon Klick), в этом году «ожидается плановое сокращение

объемов отрасли, которое продолжается не первый год»: «Ситуация непростая. Падение по результатам первых месяцев составило 40%. По нашим оценкам, годовое снижение объемов рынка составит не менее 30%». По его мнению, «относительно хорошо» будут продаваться oнлайн-ИБП.

Мария Митюрёва отмечает, что «от текущего года не приходится ждать стабилизации рынка, что позволило бы реализовывать все намеченные планы». Тем не менее, по ее словам, Delta Electronics наращивает активную поддержку партнеров: «В том числе в этом году планируем открыть в московском офисе центр по обучению высококлассных специалистов по ИБП и инфраструктурным решениям ЦОДов. Кроме того, мы видим потенциал роста за счет расширения рынка сбыта в странах СНГ: Казахстан, Таджикистан, Беларусь и др.».

В представительстве Tripp Lite вспоминают опыт прошлого кризиса, когда «кривая продаж» восстановилась достаточно быстро — в течение года. «В этот раз ситуация сложнее. Участников рынка останавливает общая неопределенность, политическая напряженность. Как только ситуация стабилизируется, появится какой-то устойчивый тренд, накопленный отложенный спрос даст о себе знать и рынок опять начнет расти, — рассчитывает Александр Халаев. — Думаю, уже к осени общеэкономическая ситуация станет более стабильной , опираясь на это, можно будет строить бизнес-планы, делать инвестиционные расчеты. Это означает возобновление замороженных проектов и рост продаж во всех сегментах». Он также напоминает, что кризис, помимо прочего, еще и «время возможностей»: «Мы рассчитываем усилить свое присутствие на российском рынке, активнее действовать в странах СНГ. Наши планы — пользуясь кризисом, увеличить свою долю на рынке до 3%».

«Первые месяцы 2015 г. показали, что впереди нас ждет сложный год. Бизнес в сегменте ИБП — это на 85% проектный бизнес, а значит, он напрямую зависит от экономической стабильности в стране. Если бюджеты заказчиков станут стабильными, то можно ожидать стабилизацию спроса и рост продаж», — рассуждает Сергей Ямов («Марвел-Дистрибуция»).

Дмитрий Виноградов (MERLION) считает, что в ближайшей перспективе улучшений ждать не стоит: «По нашим прогнозам, в I квартале спад продаж составит порядка 40%, а по итогам года мы можем увидеть 30%-ную отрицательную динамику. Но уже через два-три года рынок сможет восстановиться и выйти на уверенный рост».

«Тенденции в сегменте ИБП примерно те же, что и в других технологических направлениях. Очевидно, что падение рынка продолжается, причем в I квартале оно было поистине драматическим. Многие компании остановили инвестиционные проекты и выжидают. Пока достаточно сложная ситуация и в госсекторе, который выступает основным потребителем ИБП», — говорит Денис Андреев (Landata). По его мнению, во II квартале ситуация вряд ли существенно изменится, а вот в III–IV кварталах можно будет наконец «нащупать твердую почву под ногами»: «Экономическая стабилизация поспособствует восстановлению рынка ИБП, кроме того, проявится отложенный спрос. Но многое будет зависеть от антироссийских санкций — их ужесточение только ухудшит положение».

«Первый квартал, как мы и прогнозировали, выдался крайне неудачным — падение порядка 50%. Все срочные проекты заказчики постарались реализовать в конце прошлого года, а в 2015 г. заняли выжидательную позицию», — сообщает Петр Приходько (Treolan). По его мнению, надежды на рост продаж можно возлагать только в случае укрепления курса рубля: «Но при сохранении текущей экономической ситуации мы ожидаем падения рынка за год на уровне 45%. Также следует ждать ухудшений условий ведения бизнеса, сильного роста конкуренции и смещения приоритетов заказчиков в сторону производителей из Юго-Восточной Азии».