Именно так, как в заголовке, по данным аналитического агентства ITResearch*, изменялся российский рынок мониторов: в первой половине 2006 г. он стал меньше на 1% (по сравнению с таким же периодом 2005 г.), а по итогам года в целом вырос на 4% в натуральном выражении.

Всего, как утверждает ITResearch, в 2006 г. было продано 7,2 млн. мониторов на общую сумму 1,96 млрд. долл. Практически все опрошенные нами вендоры согласны с цифрами, иллюстрирующими объем рынка. Исключением стала компания Acer, давшая более осторожную оценку: «Данные разных агентств, конечно, несколько различаются, но сходятся в одном: в 2006 г. в Россию было поставлено не менее 6 млн. мониторов». Отличная от ITResearch оценка у Алексея Журавлева, директора по маркетингу компании «Мерлион»: объем российского рынка он оценил в 6,5 млн. штук на сумму 1,6 млрд. долл.

Состав лидеров в 2006 г. практически не изменился. По данным ITResearch, на первом месте все также Samsung, за ней следует LG, на третьем месте Acer. Во втором эшелоне активная борьба шла между четырьмя основными игроками: BenQ, NEC, Philips и ViewSonic.

По собственной оценке компаний, на долю (в шт.) Samsung пришлось более 30% рынка мониторов, Acer — около 20%**, BenQ — около 10%, ViewSonic — 7,1% (и в штуках, и в деньгах), Philips — 4% (штуки и деньги), NEC 3,1% (штуки) или 5,6% (деньги). От компании LG, к сожалению, мы не смогли получить ответ. Можно предположить, что доля вендора не превышает 20–25% в штучном выражении.

Отсутствие новых имен в списке лидеров, по мнению многих экспертов, является вполне логичным — кто-то не может выдержать конкуренции, кто-то считает мониторный бизнес недостаточно прибыльным и сам покидает рынок...

«Заметная концентрация мониторного бизнеса стала самой существенной тенденцией 2006 г., — сказала Мария Соловьева, менеджер по маркетингу компании ViewSonic. — Рынок становится все более и более конкурентным, и многие компании просто не выдерживают прессинга. Поэтому в прошедшем году мы стали свидетелями ухода нескольких очень известных производителей. Вообще, по нашему мнению, на мировом мониторном бизнесе скоро будут доминировать 5–6 основных производителей, чей отрыв от всех остальных будет очень значителен».

Среди покинувших мониторный рынок стоит вспомнить компанию Sony (осень 2006 г.). «Несмотря на высокий спрос на аппараты Sony, компания, по-видимому, посчитала, что рынок стал слишком конкурентным, а маржа слишком малой, а это идет вразрез с ее традиционной стратегией», — таково мнение экспертов ITResearch.

Застой или форс-мажор?

В 2006 г. российский рынок мониторов показал наименьшие темпы роста за долгие годы. По данным ITResearch, результаты 2005 г. были превышены всего на 6,3% (в деньгах) и на 4% (в шт.), что значительно меньше «стандартных» 20–25%, которые демонстрировал рынок на протяжении нескольких последних лет. По мнению аналитиков, снижение темпов роста связано с постепенным насыщением рынка, а также с «некоторыми неблагоприятными факторами» первого полугодия. Вопрос о насыщении рынка мы пока затрагивать не будем, а вот на второй причине стоит остановиться подробнее.

Как сообщала ITResearch (см. CRN/RE № 19/2006), в первом полугодии 2006 г. общий объем продаж на российском рынке компьютерных мониторов составил почти 2,7 млн. шт. на сумму более 750 млн. долл. При этом было отмечено, что впервые за все время многолетних наблюдений произошло фактическое сокращение рынка (почти 1% в натуральном выражении).

Основными проблемами этого периода, по мнению большинства участников рынка, стали затоваривание складов дистрибьюторов и ситуация на таможне (о ней не принято распространяться в прессе).

В частности, Дмитрий Кравченко, директор департамента периферийного оборудования представительства Acer в России и Казахстане, так обрисовал ситуацию: «IV квартал 2005 г. был сильно «перегрет» из-за того, что закупки канала сбыта серьезно превысили продажи клиентам. В результате в I квартале 2006 г. произошло сильное затоваривание, которое привело к существенным убыткам всех участников рынка».

Учитывая последствия вышеназванных «неблагоприятных факторов», очень интересными выглядят ответы некоторых вендоров на вопрос, как это конкретно отразилось на их продажах. «У нас, как и на рынке в целом, определенные проблемы были. Отставало выполнение плана I квартала, — подтвердила Мария Соловьева. — Но во II квартале ситуация начала выправляться, а благодаря удачному второму полугодию мы успешно закончили год и компенсировали сравнительно неудачное начало».

Во II квартале, по словам Дмитрия Кравченко, нормализовалась ситуация и с продажами мониторов Acer.

А Сергей Лисовский, менеджер по продукции компании BenQ, сообщил, что у его компании ситуация изменилась к лучшему уже в феврале: «Общее негативное состояние рынка мониторов в первом полугодии 2006 г. оказало влияние практически на всех его игроков, вне зависимости от их действий. Но компания BenQ сдерживала поставки в канал, что позволило сохранить лояльность партнеров, сэкономить большую часть средств и раньше других участников рынка вернуться на запланированные объемы продаж (начиная с февраля 2006 г.)».

Но о преодолении трудностей лучше говорят цифры. По данным, предоставленным вендорами, рост продаж мониторов ViewSonic в 2006 г. составил 30% (в штуках), BenQ — 50%, а Acer — 60%. Остальные производители ушли от разговора о динамике продаж, равно как и о проблемах первого полугодия.

Наверное, весомый прирост продаж именно у этих вендоров закономерен. «В 2006 г. чрезвычайно активна была Acer, которая постоянно наращивала объемы поставок, — таким образом прокомментировали ситуацию аналитики ITResearch. — Занимая в начале года 3-е место, к концу года компания переместилась на второе, потеснив LG, традиционно занимавшую эту позицию с огромным отрывом от всех остальных компаний. Таким образом, на рынке опять образовался «триумвират», разрушенный пять лет назад с фактическим уходом ViewSonic. Следует отметить, что последняя также не стояла на месте, и 2006 г. был для компании очень удачным. Жесткая политика российского представительства по стимулированию закупок дистрибьюторами дала свои результаты, и компания окончательно закрепилась в лидирующей группе».

Можно предположить, что успеху Acer и ViewSonic способствовало и заключение в 2006 г. новых дистрибьюторских контрактов: Acer — с «Мерлионом» и «Марвелом» (обе компании ранее имели статус «оптовых партнеров» вендора), ViewSonic — с «Мерлионом» и Erimex.

Удачное завершение года ViewSonic следует связать также с активным развитием партнерской сети: была запущена новая программа авторизации, создан институт региональных представителей и усилена работа с розничными сетями.

А BenQ свой высокий рост объясняет в том числе существенным расширением модельного ряда и усилением позиции в корпоративных продажах.

В компании «Мерлион» сообщили, что продажи мониторов выросли на 17% (в деньгах), а в «Сетевой лаборатории» — на 39%.

Стандарты и форматы

В 2005 г. рынком «правили» 17-дюйм ЖК-дисплеи с разрешением 1280Ч1024. А как изменилась ситуация в 2006 г.? Несмотря на смелые прогнозы (см. спецвыпуск CRN/RE № 2/2006), практически никак.

По данным ITResearch, самыми популярными в 2006 г. оставались все те же мониторы с диагональю 17 дюймов (они занимали почти 60% рынка). На втором месте — 19-дюйм ЖК-аппараты (их доля составила 30%).

Если говорить только о диагонали экрана, то почти все вендоры и дистрибьюторы подтверждают лидерство 17-дюйм устройств (исключением является только NEC, у которой самыми популярными были 19-дюйм дисплеи). Но помимо размера экрана есть и другие параметры. Кроме того, интерес представляют сведения о том, какие мониторы подключают корпоративные заказчики, а какие — домашние пользователи.

По словам Алексея Златина, главы московского офиса NEC Display Solutions, у его компании в обеих группах лидировали 19-дюйм мониторы с разрешением 1280Ч1024. Он связывает это с тем, что соотношение цены и характеристик у этих мониторов было наилучшим. Хотя скорее основной причиной стала специализация вендора на профессиональных дисплеях, где маленькие диагонали традиционно не пользуются значительным спросом.

Дмитрий Кравченко сообщил, что в корпоративном секторе наиболее востребованными оказались мониторы с диагональю 17 дюймов, а в сегменте устройств для дома и развлечений доминировали 19-дюйм модели.

У компании Philips основным спросом в 2006 г. как на домашнем, так и на корпоративном рынке пользовались 17-дюйм мониторы. Хотя к концу года значительно выросла доля 19-дюйм. Что касается остальных параметров, то наиболее продаваемыми у вендора были дисплеи со следующими характеристиками: время отклика 8 мс, контрастность — 600:1, яркость — 300 кд/м2.

По словам Сергея Лисовского, в 2006 г. корпоративные покупатели традиционно приобретали недорогие устройства начального уровня с дополнительными возможностями (функции мультимедиа, подставки с изменяемой геометрией и др.). Что касается домашнего сектора, то, по его мнению, большая его часть также была настроена на бюджетные решения, хотя в этом сегменте сформировалась и достаточно значимая группа пользователей, желающих получить нечто большее, чем простое устройство вывода изображения. «Это и любители компьютерных игр, предпочитающие мониторы с минимальным временем отклика пиксела, и требовательные к качеству картинки пользователи, делающие свой выбор в пользу аппаратов с матрицами на основе технологий VA или S-IPS», — пояснил он.

А Чже Хун Ю, руководитель направления мониторов отдела информационных систем Samsung Electronics, прокомментировал положение дел следующим образом: «Никакие принципиально новые требования к продукции не предъявлялись. Традиционно для корпоративных клиентов одним из самых важных факторов при выборе модели монитора оставалась цена. Ведь разница даже в несколько десятков рублей становится весьма ощутимой, когда речь идет о поставке, измеряемой тысячами устройств. Домашние пользователи, в свою очередь, значительно больше внимания уделяют таким параметрам, как размер экрана и внешний вид монитора. В остальном требования тех и других схожи — высокое качество изображения, современные технические характеристики и безопасность. Если же попытаться нарисовать портрет среднестатистического монитора образца 2006 г., то это будет 17-дюйм ЖК-аппарат со временем отклика 8 мс и контрастностью около 500:1».

В компании «Мерлион», по словам Алексея Журавлева, наиболее продаваемыми в 2006 г. были ЖК-мониторы с диагональю 17 дюймов со стандартными значениями яркости и контрастности.

По словам Николая Алексеева, начальника департамента корпоративных продаж «Сетевой лаборатории», и у этого дистрибьютора также наибольшим спросом пользовались 17-дюйм ЖК-мониторы. «А лидер среди вендоров — компания Samsung (в частности, «лучшим» в корпоративном сегменте стал 17-дюйм LCD Samsung SM 710N). Это объясняется оптимальным соотношением цены, качества и известности марки производителя», — отметил Алексеев.

Последние дни ЭЛТ...

«Агония» ЭЛТ-мониторов на российском рынке стала заметна, пожалуй, в 2005 г. В его начале их доля в общих продажах дисплеев составляла менее 50%, а к концу года снизилась настолько, что итоговым стало значение в 25% рынка. Обвал продолжился и в 2006 г. Так, по данным ITResearch, ЭЛТ-мониторы по итогам года заняли около 4,5% рынка, при том что к концу года их доля уменьшилась до 1,8%.

Из семи производителей, лидирующих на российском мониторном рынке, лишь четыре поставляли эту продукцию в 2006 г.: ViewSonic, LG, Samsung и Philips. Но и они не видят будущего этой технологии.

Так, по словам Василия Дягилева, бизнес-менеджера направления мониторов компании Philips, в конце года продажи ЭЛТ-устройств практически свелись к нулю (хотя с учетом результатов первых кварталов по итогам 2006 г. они дотянули до 3% в объеме продаж компании). В середине года их производство было полностью остановлено.

По мнению Чже Хун Ю, прошлый год войдет в историю как последний год эпохи ЭЛТ-мониторов. «Если еще в I квартале их продажи составляли порядка 10% всего рынка, то к концу года они упали до 2% и продолжают стремительно снижаться», — отметил он. Сейчас, по его словам, ЭЛТ-мониторы занимают не более 2% в объемах продаж компании.

У Марии Соловьевой более оптимистичный взгляд на судьбу ЭЛТ-мониторов: «Этот рынок стремительно сокращается, тем не менее спрос на них все еще существует. Это, главным образом, тендерные поставки. И мы удовлетворяем этот спрос, поддерживая линейку ЭЛТ-мониторов в своем ассортименте. При этом отмечу, что абсолютные продажи таких аппаратов у компании ViewSonic в России в 2006 г. даже выросли по сравнению с 2005 г., но их относительная доля очень незначительна и постоянно сокращается (по России около 1% в 2006 г. и 2% в 2005 г. в штучном выражении). Если брать СНГ, то доля ЭЛТ несколько выше — около 3% в штуках».

Очень похоже, что полное исчезновение ЭЛТ-дисплеев — это вопрос нескольких лет. Еще какое-то время они сохранятся как экзотическое или самое экономичное предложение, но стремительное удешевление ЖК-технологии очень скоро сделает ЭЛТ неконкурентоспособными даже по цене.

Смотри шире

Сегмент широкоформатных мониторов растет во всем мире. По словам наших коллег из CRN/США, такие дисплеи в 2007 г. вытеснят «квадратные» (соотношение сторон 4:3).

Конечно, российскому мониторному рынку до исчезновения стандартных моделей 4:3 еще далеко... У нас продажи мониторов WideScreen также стремительно растут, но пока их доля невелика: по данным ITResearch, в прошедшем году она составила не более 3% общего количества проданных устройств.

Все вендоры согласны с тем, что сегмент широкоформатных мониторов в 2006 г. значительно вырос, и сходятся во мнении, что в наступившем году они станут еще более популярными.

«Рынок мониторов широкого формата только начал зарождаться, — говорит Василий Дягилев. — В 2006 г., по нашим оценкам, их доля составила порядка 5–7% всего рынка. В наших продажах это также отразилось, хотя и в меньшей степени, поскольку мы были ограничены в широкоформатном предложении — не смогли представить 19-дюйм монитор. В 2007 г. доля широкого формата может дойти до 15–20% в общем объеме. Хотя многие эксперты считают даже эти показатели заниженными, поскольку бурное развитие спроса в этом сегменте и переход индустрии на производство матриц широкого формата может сильно ограничить предложение в сегменте 4:3. В результате рынок будет вынужден к концу года более активно переходить на новые диагонали и форматы. Мы подготовились к этому, и в 2007 г. Philips уже предлагает весь спектр широкоформатных мониторов от 19- до 26-дюйм».

По мнению Чже Хун Ю, в прошлом году поставки мониторов широкого формата стремительно росли — до почти 200 тыс. устройств, причем больше половины только в течение последнего квартала. В продажах Samsung широкоформатные модели сейчас составляют более 5%, и их доля продолжает стремительно расти. «Это напрямую обусловлено увеличением продаж моделей с диагональю экрана больше 19 дюймов. Ведь абсолютное большинство из них как раз широкоформатные», — заметил он.

В продажах ViewSonic доля таких мониторов по итогам прошлого года составила порядка 20% в штучном выражении (имеется в виду сегмент 19 дюймов и больше), и их доля постоянно увеличивается. «Мы делаем серьезную ставку на это направление и уверены, что оно будет постоянно расти, и в целом повторится то, что происходило на рынке несколько лет назад, когда ЖК вытесняли ЭЛТ-собратьев. Полагаю, к 2009–2010 гг. половина продаваемых на рынке мониторов будут широкоформатными. Появление операционной системы Vista, других приложений, игр, ориентированных на формат 16:10, только ускорит этот процесс», — таково мнение Марии Соловьевой.

По словам Сергея Лисовского, сейчас еще сложно оценить рынок широкоформатных моделей в количественных показателях — в основном из-за его бурного роста. В поставках BenQ такие мониторы занимают около 10%, и, по его словам, существует реальная тенденция к увеличению. Лисовский поясняет: «Если в 2006 г. главным образом росли продажи 19- и 20-дюйм дисплеев, то в текущем году акцент сместится с «двадцаток» на 22 дюйма из-за минимальной дельты по цене и желания пользователя получить чуть больше изображения за практически те же деньги. Девятнадцатидюймовые будут также очень значимо расти в случае сохранения ценового преимущества по сравнению с аналогичными аппаратами традиционного формата. Вряд ли недавно появившиеся на рынке 17-дюйм широкоформатные решения повторят успех широких «девятнашек» — в основном из-за общего смещения покупательского спроса к большим диагоналям и технологических особенностей этих устройств, однако при сохранении грамотного ценового баланса занять небольшую рыночную нишу им вполне по силам».

Дмитрий Кравченко считает, что в этом году поставки широкоформатных мониторов возрастут в несколько раз. При этом изменится их ценовое позиционирование — широкоформатные модели перестанут относиться к «престижным» и прочно обоснуются в бюджетных, игровых и офисных сериях. «Широкоформатные ЖК-мониторы, безусловно, самый перспективный сегмент рынка. Их популярность будет возрастать в геометрической прогрессии, во-первых, благодаря ценовой привлекательности по сравнению с традиционными мониторами такой же диагонали, а во-вторых, из-за лучшей совместимости с абсолютно всеми новейшими офисными программами, видеостандартами, уникальными функциями новой ОС Windows Vista, чем стандартные мониторы похвастать уже не могут», — отметил он.

Алексей Златин тоже полагает, что в этом году доля широкоформатных мониторов значительно увеличится, а центр тяжести сместится с 20- к 22-дюйм, так как появятся более массовые предложения от всех производителей, базирующиеся на дешевых матрицах.

По словам Алексея Журавлева, хотя широкоформатные мониторы не составляли в 2006 г. сколько-нибудь заметной доли на рынке, сейчас у «Мерлиона» доля широкоэкранных мониторов составляет около 10%, а, по прогнозам, к концу года вырастет до 25%.

В «Сетевой лаборатории» также не ожидают взрывного роста спроса на WideScreen. «Эти устройства, весьма вероятно, будут несколько более популярны в домашнем пользовании, но резкого скачка спроса на них не будет. Сейчас в «Сетевой лаборатории» их доля в объеме продаж в корпоративном секторе составляет 1,5%, а в целом по компании примерно 3%. Думаю, в 2007 г. картина не изменится», — прокомментировал Николай Алексеев.

Прогнозы и тенденции

Какими параметрами обладал «стандартный» монитор прошлого года, мы уже установили. А что несет нам год настоящий? Мы попросили представителей вендоров и поставщиков представить параметры устройства — «стандарта» 2006 г.

По мнению Дмитрия Кравченко, в 2007 г. «вкусы» потребителей сильно не изменятся — в корпоративном секторе все также будут преобладать 17-дюйм, а в домашнем 19-дюйм модели. «Наиболее высокотехнологичные и дорогие мониторы Acer в большей степени ориентированы на домашнее использование, так как традиционно частные лица охотнее приобретают инновационные товары. Корпоративные же клиенты в большей степени ограничены бюджетом и в меньшей степени заинтересованы в богатой функциональности, поэтому в этом сегменте рынка по-прежнему хитами продаж останутся недорогие 17- и 19-дюйм модели», — пояснил он.

В целом по рынку Кравченко ожидает сокращения доли 17-дюйм мониторов и возрастание доли «девятнашек», а также значительный рост спроса на модели с диагональю 20 дюймов и выше (в том числе широкоформатных). Более того, он отмечает, что в 2007 г. можно будет говорить о таком явлении, как становление новой массовой категории продукции — сегмента 20-дюйм дисплеев, поскольку цены на них стремительно снижаются, а спрос неумолимо растет. Что касается остальных параметров, то, по его мнению, для требовательных пользователей обязательным станет время отклика менее 2 мс и эксклюзивный дизайн, а для сегмента 20 дюймов и более — DVI.

Алексей Златин считает, что в 2007 г. интересы покупателей сместятся в сторону 20- и 22-дюйм широкоформатных дисплеев с разрешением 1680Ч1050. Он объясняет это тем, что у них будет лучшее соотношение цена/возможности.

По прогнозам Чже Хун Ю, в этом году стандартный размер экрана увеличится до 19 дюймов, а показатели матрицы улучшатся до 5 мс и 700:1 соответственно. Кроме того, по его словам, в прошлом году начался заметный рост продаж мониторов с диагональю 20 дюймов и более (у Samsung с долей процента в начале года до 2,5% в конце), и они станут самым перспективным сегментом.

По мнению Василия Дягилева, в 2007 г. домашние пользователи будут выбирать широкий формат и диагонали не менее 19 дюймов. По его прогнозам, они составят порядка 70% всего объема рынка, а сегмент 17-дюйм изделий формата 4:3 будет существовать в основном на корпоративном рынке, а также в качестве самого дешевого предложения на «домашнем» рынке. «Стандартом, скорее всего, станет 19-дюйм монитор с хорошими показателями динамической контрастности и временем отклика 8–5 мс. На корпоративном рынке требования сильно не изменятся, поэтому мониторы будут выбираться по таким показателям, как время отклика, яркость, контрастность, сервисное обслуживание», — считает Дягилев.

Похожее мнение высказал и Алексей Журавлев: «Основным продуктом для домашнего сегмента в 2007 г. станет 19-дюйм ЖК-монитор, причем с заметной долей широкоформатных моделей. В корпоративе основным останется 17-дюйм аппарат, хотя значительно увеличится доля 19-дюйм дисплеев».

Михаил Стасевич, руководитель направления мониторов торговой сети «Белый Ветер ЦИФРОВОЙ», считает, что в 2007 г. стандартом будут мониторы с диагональю 19 дюймов, разрешением 1280Ч1024 и откликом 6 мc. А по данным информационно-аналитической группы «Белого Ветра», в начале 2007 г. основные характеристики самого популярного в торговой сети монитора Samsung 940N (доля 6% всех проданных в I квартале 2007 г. мониторов) были такими: диагональ — 19 дюймов, разрешение — 1280Ч1024, время отклика — 8 мс, контрастность — 700:1, угол обзора — 160°/160°, яркость — 300 кд/м2.

По мнению других специалистов, как минимум до середины 2007 г. в целом будут лидировать мониторы с диагональю 17 дюймов, но их постепенно будут вытеснять 19 дюйм и более модели. В 2007 г. акцент сместится в сторону устройств с большей диагональю и шириной экрана, с «меньшим» временем отклика», — считает Дьяков.

Николай Алексеев полагает, что в 2007 г. основной спрос придется на 17-дюйм мониторы. Он подчеркнул также, что лучшее соотношение цена/качество у мониторов Samsung, хотя, по его мнению, Acer составит серьезную конкуренцию, особенно среди розничных потребителей, все-таки вряд ли Samsung уступит позицию лидера продаж.

Перемирие

«Великая война миллисекунд», в которой участвовали производители в течение последних нескольких лет, похоже, окончена, так как практически все они обзавелись моделями с 1–2-мс временем отклика. На чем же теперь будут концентрировать свое внимание вендоры?

«Такого яркого параметра, о котором бы говорили все основные производители, каким в 2005 г. была скорость отклика матрицы, сейчас на рынке нет, — утверждает Мария Соловьева. — Обсуждаются разные параметры, начиная от дизайна и заканчивая различными технологическими особенностями. Мы считаем, что все большую роль, с точки зрения пользователей, станут играть вопросы эргономики (наличие всевозможных регулировок, удобство работы за монитором). Мониторы с расширенными функциональными возможностями (встроенный микрофон, видеокамера) — очень интересное направление с учетом растущей популярности «компьютерного общения, как и монитор с iPod, предложенный компанией ViewSonic. Конечно, такие модели никогда не станут самыми массовыми (как не были таковыми самые быстрые), но это именно то, что двигает вперед индустрию в целом».

Василий Дягилев видит ситуацию следующим образом: «Поскольку гонка за миллисекундами в 2007 г. приостановится, главный акцент в маркетинге у многих вендоров будет сделан на достижении «идеального» соотношения цена/качество/возможности. Выход операционной системы Microsoft Windows Vista на рынок также будет влиять на мониторные технологии, — скорее всего, появятся новые веяния в мультимедийном оснащении монитора и, конечно, широкий формат, который станет стандартом для игр, видео и Интернета уже в ближайшем будущем».

Похожее мнение высказал и Сергей Лисовский: «В промежутке между «войной миллисекунд» и поисками некого нового технологического преимущества большинство заметных игроков мониторного рынка концентрируются на стоимости своей продукции, на расширении ее узнаваемости и присутствия на полках магазинов. Сегодня— это основные направления, на которых должны сосредоточиться как те, кто хочет остаться в обойме поставщиков ЖК-мониторов в России, так и те, кто желает еще больше упрочить свое положение лидера».

По мнению Алексея Златина, в 2007 г. произойдет смена фокуса с времени отклика на контрастность и уже неоднократно упомянутый широкий формат.

А Дмитрий Кравченко высказался следующим образом: «Великая война миллисекунд» действительно закончилась. При этом победили вовсе не те, кто делал ставку на время отклика. Ведь не менее важным параметром является оригинальный и интересный дизайн, специальные эксклюзивные технологии улучшения качества изображения и эргономика устройств. Именно поэтому на рынке лидируют как раз те компании, которые смогли устоять перед соблазном пуститься в безоглядную гонку миллисекунд и уделили внимание всем остальным составляющим успешного продукта».

*  *  *

Видимо, 2006 г. войдет в историю мониторного рынка как время окончательного ухода ЭЛТ-технологий, зарождения реального спроса на широкий формат и практически полного исчезновения 15-дюйм дисплеев.

Чем запомнится 2007-й, сказать сложно. Но, учитывая тенденции прошлого года, можно предположить, что выровняются доли 17- и 19-дюйм дисплеев и заметную часть рынка займут мониторы широкого формата. Судя по комментариям вендоров, конкурентная борьба будет идти не столько на технологическом поле, сколько на маркетинговом. Кто-то сосредоточится на повышении узнаваемости бренда, кто-то — на расширении каналов сбыта, кто-то — на улучшении пользовательских характеристик (дизайн, эргономика, дополнительные функции и т. п.).

Все отмечают, что конкурентная борьба становится все более жесткой, а в этой ситуации, согласно рыночным законам, в выигрыше оказываются потребители. И участники канала сбыта.

* Полные данные исследования рынка мониторов за 2006 г. приведены в журнале «Бестселлеры IT-рынка», № 1/2007.

** Вендор сообщает, что, по оценкам аналитиков, в России в 2006 г. продано 1,2 млн. ЖК-мониторов Acer.