Темпы роста российского рынка ИБП по-прежнему остаются высокими, а в последние два года они заметно превышают рост всего ИТ-рынка. По данным аналитической компании ITResearch*, в прошлом году в России было продано более 2,5 млн. ИБП, что на 21% больше, чем в 2005 г. В денежном выражении объем продаж превысил 400 млн. долл., увеличившись на 35% по сравнению с позапрошлым годом. Наиболее быстрыми темпами росли продажи online-устройств малой и средней мощности (до 10 кВ.А). Превышение «денежных» показателей над «натуральными» свидетельствует об увеличении средневзвешенной цены одного ИБП.

Всего лишь пару лет назад...

Казалось бы, по сравнению с 2005 г. эти результаты выглядят довольно неожиданно — напомним, что тогда, согласно данным ITResearch, рынок вырос на 37% в натуральном выражении и лишь на 28% — в денежном. То есть средневзвешенная стоимость одного ИБП в позапрошлом году заметно упала, и не из-за эрозии цен, а в связи со значительным ростом продаж «легких» и дешевых линейно-интерактивных устройств. Но в течение предыдущих четырех лет наблюдалась обратная тенденция — замедление темпов роста сегмента недорогих массовых ИБП (в денежном выражении) на фоне стабильного увеличения продаж более «тяжелых» устройств. Сложно сказать, был ли 2005 г. «аномальным», и в прошлом году ситуация «вернулась на круги своя», или же свою роль сыграли некие объективные и субъективные факторы.

Одним из таких факторов мог стать «отложенный спрос» на ИБП со стороны корпоративного и государственного сегментов. Об этом, после памятной московской аварии в мае 2005 г., говорили многие игроки. Энергетический кризис заставил потенциальных заказчиков задуматься о приобретении систем гарантированного энергоснабжения — ведь скупой, как известно, платит дважды. При этом многие государственные компании из-за долгих бюрократических процедур заложили средства на приобретение ИБП в бюджет 2006 г.

Можно вспомнить, что два года назад, по данным ITResearch, темпы роста российского рынка ИБП были относительно невелики: в 2004 г. 12% в натуральном выражении и 18% — в денежном. Аналитики тогда говорили о возможном дальнейшем сокращении темпов роста (в первую очередь это касалось сегмента недорогих массовых изделий, который, казалось, уже приблизился к насыщению). Однако итоги 2005-го и 2006 г. опровергли эти предположения.

Как вспоминает Кюести Козлов, директор по продажам ИБП Powerware в России и генеральный управляющий московского филиала корпорации Eaton, в отчете за 2004 г. международная исследовательская компания Frost&Sullivan прогнозировала, что в 2006 г. объем российского рынка ИБП достигнет 270–275 млн. долл. В действительности же, по данным ITResearch, в прошлом году в России было продано ИБП более чем на 400 млн. долл. Предсказанный Frost&Sullivan ежегодный прирост рынка на 12% на самом деле был значительно превышен.

Корпоратив или SOHO?

Во втором полугодии 2006 г. объем продаж ИБП примерно в полтора раза превысил аналогичный показатель первых 6 месяцев. Как обычно, значительный рост наблюдался в IV квартале. Глава московского представительства АРС Илья Звонов ссылается на данные ITResearch — если в I квартале была продана 451 тыс. устройств, то в IV почти в два разе больше — 887 тыс. Наибольшим спросом пользовались решения мощностью от 0,4 до 0,9 кВ.А — они заняли более 73% рынка (в штуках). Вместе с тем их доля постепенно уменьшается, а продажи более «тяжелых» ИБП, предназначенных для корпоративного использования, растут.

Абсолютное большинство игроков соглашаются с тем, что в прошлом году продажи в корпоративный сегмент демонстрировали более высокую динамику роста. «Это обусловлено подъемом экономики, строительством новых объектов, модернизацией существующих, повсеместными внедрениями вычислительных и телекоммуникационных комплексов, чувствительных к качеству электроснабжения», — считает Алексей Попов, технический консультант по ИБП представительства Emerson Network Power.

Однако есть и другие мнения. Так, Евгений Жирнов, руководитель отдела дистрибуции ИБП компании ИНЭЛТ, считает, что массовый и корпоративный сегменты прибавили примерно одинаково — приблизительно по 20%. А по мнению Мирзы Хаджиева, регионального менеджера компании Tripp Lite по России, СНГ и Северной Европе, продажи «массовых» ИБП росли более высокими темпами, а корпоративный сегмент отставал, что связано с изменениями правил проведения тендеров для госструктур, а также с неопределенной ситуацией «вокруг таможни».

Факторы роста

Многие игроки выделяют несколько основных факторов, которые оказывают наиболее существенное влияние на быстрый рост российского рынка систем бесперебойного питания. В первую очередь, как отмечает Игорь Полуэктов, бренд-менеджер торговой марки Ippon (компания Merlion), это повышение компьютерной грамотности, общий экономический рост и непрекращающиеся проблемы с электропитанием.

Действительно, бурное развитие бизнесинфраструктуры при сохранении ненадежных систем передачи и распределения электропитания ужесточает требования к защите информации и оборудования. По мнению Евгения Жирнова, эту проблему ощутили не только крупные корпоративные заказчики, но и представители СМБ.

«Ситуация с электроэнергией выглядит плачевно: мало того что электричества не хватает, так мы еще не можем добиться его достаточной «чистоты». Этот фактор общий как для корпоратива, так и для домашних пользователей», — считает Александр Хорошилов, директор по маркетингу московского представительства Powercom.

По словам Ильи Звонова, на рост рынка, помимо общей благоприятной ситуации в экономике, в значительной степени повлияла и растущая технологическая осведомленность людей, принимающих решения: «Бурно развивается Интернет, новые средства связи, платежные системы, появился целый слой населения, совершающего покупки через Интернет. В связи с этим для некоторых компаний, прежде всего в банковской, страховой, информационной сфере, простой систем может означать серьезные финансовые потери».

Как утверждает глава представительства АРС, многие крупные предприятия предпочитают приобретать законченные интегрированные решения. «Модульные ИБП, системы кондиционирования воздуха, стойки для монтажа оборудования, системы мониторинга и управления, средства распределения питания — эти и другие элементы инфраструктуры сегодня востребованы в комплексе. Они позволяют защитить информационные системы от всех негативных внешних воздействий, как от проблем с электропитанием, так и от перегрева и износа оборудования, а также от многих других факторов», — поясняет Звонов. Руководство представительства Powercom имеет на этот счет свою точку зрения. «Далеко не все крупные заказчики готовы тратить средства на избыточные комплексные решения повышенной стоимости. Естественно, наша «брендовая премия» значительно меньше при таком же качестве продукта, вот и тянутся к нам те заказчики, которые более прагматично относятся к ИТ-затратам», — утверждает Александр Хорошилов. В подтверждение своих слов он приводит данные компании о росте продаж ИБП Powercom в корпоративный сектор — по сравнению с 2005 г. они увеличились на 43% (в денежном выражении).

Многие игроки утверждают, что их продажи растут значительно быстрее рынка. Так, по данным внутренней аналитической службы компании Merlion, доля ИБП Ippion в прошлом году увеличилась с 21 до 28% (а в массовом сегменте — с 30 до 39%). О высоком росте продаж устройств Powerware сообщает компания Landata — они увеличились на 51%, а суммарная мощность всех проданных аппаратов составила более 17 МВ.А.

Когда приобретают лидера

Безусловно, наиболее значимым событием 2006 г. на рынке систем бесперебойного питания стало приобретение компании APC французским концерном Schneider Electric, специализирующимся на производстве электротехнического оборудования и средств автоматизации (см. CRN/RE № 22/2006). О завершении сделки объявлено в марте этого года. Концерну Schneider Electric принадлежит компания MGE UPS Systems, которая до последнего времени оставалась одним из конкурентов АРС на этом рынке. В настоящее время идет процесс объединения компаний (см. CRN/RE № 7/2007). По словам Кристиана Корсина, вице-президента по маркетингу MGE UPS Systems, оба бренда, MGE и АРС, будут сохранены.

«Слияние двух компаний приведет к появлению нового безоговорочного лидера на рынке одно- и трехфазных ИБП, а также ведущего поставщика интегрированных систем для центров обработки данных и информационных центров. Это даст обеим компаниям великолепную возможность для дальнейшего совместного роста», — утверждает Илья Звонов. Сейчас рано говорить о том, как будет организована работа после интеграции двух компаний. Московские представительства АРС и MGE UPS Systems пока не готовы комментировать варианты их возможных структурных преобразований, построения общего канала продаж, объединения продуктовых линеек, изменений в политике взаимодействия с партнерами и т. п. Ясно одно — интеграция ресурсов приведет к безусловному лидерству объединенной компании.

Между тем, как отмечают некоторые игроки, объединение АРС и MGE UPS Systems не означает автоматического сложения их долей рынка. И рассчитывают заработать на этом определенные дивиденды. «При смене менеджмента компания всегда теряет силы, задача любого конкурента — воспользоваться этим моментом», — убежден Александр Хорошилов.

В прежнем составе

Компания АРС на протяжении многих лет является абсолютным лидером российского рынка ИБП. Вместе с тем, как отмечают аналитики ITResearch, в прошлом году «острая конкуренция повлекла за собой серьезное снижение позиций APC на массовом рынке». Благодаря сдвигу бизнеса компании в «тяжелые» решения в целом ослабление позиций АРС не оказалось столь значительным, но все же, по оценкам ITResearch, ее доля рынка в денежных показателях опустилась ниже 60%. По данным аналитиков, в массовом сегменте основными соперниками устройств АРС по-прежнему остаются ИБП под торговыми марками Ippon, Powercom и Powerman.

«На рынке традиционных ИБП зачастую мы конкурируем (хотя в данном случае этот термин, наверное, не совсем корректен) не только с уважаемыми производителями, но и с «серыми» системами китайского производства, — считает Илья Звонов. — Несомненно, все решения имеют право на жизнь, однако мы всегда рекомендуем задуматься, настолько ли вы богаты, чтобы позволить себе рисковать благополучием ваших ключевых систем и процессов?».

Как утверждает Игорь Полуэктов, в этом сегменте уже сложился пул основных игроков, и кардинальных изменений здесь не предвидится. «Доля ИБП Ippon в 2006 г. существенно выросла, мы далеко оторвались от «преследователей» и не намерены сбавлять темпы», — подчеркивает он.

На рынке «тяжелых» решений наряду с APC прочные позиции занимают компании AEG, Chloride, Eaton Powerware, GE DE, Emerson Network Power (Liebert), MGE UPS Systems, Neuhaus, Newave и Socomec Sicon UPS (перечислены в алфавитном порядке).

Кто на новенького?

Может ли в обозримом будущем существенно измениться расклад сил на российском рынке ИБП? Многие игроки уверены, что революционных потрясений не предвидится. Вместе с тем может наблюдаться эволюционный процесс — доли, занимаемые определенными вендорами и их места в группе лидеров, естественно, не есть величина постоянная.

Многие отмечают, что в последние годы значительно усилилось давление на рынок ИБП со стороны южно-азиатских и российских вендоров. «Эти компании достаточно активно работают на рынке, и некоторые из них добились впечатляющих результатов», — считает Кюести Козлов. Мирза Хаджиев говорит об «агрессивной политике тайваньских, а также псевдороссийских производителей, являющихся OEM-заказчиками тайваньских фирм», которая отразилась в первую очередь на сегменте ИБП малой и средней мощности. «Российских производителей ИБП как таковых нет — есть ассемблеры (которые дорабатывают или собирают ИБП в России из запчастей, поступающих из других стран) и ОЕМ-заказчики. Ни одна из российских фирм не имеет собственного дизайна и инжиниринга в этой области», — утверждает Мирза Хаджиев. Впрочем, как он считает, это касается и многих иностранных вендоров.

Андрей Колпаков, продакт-менеджер компании Sven по направлению силовых устройств, отстаивает свою точку зрения: «Российские компании лучше знают особенности нашего рынка и понимают, что именно ему необходимо предложить». А «азиаты», по его мнению, становятся все более заинтересованными не в ОЕМ-поставках для известных мировых брендов, а в продвижении собственных торговых марок. Свой взгляд на будущее российских производителей у компании Powercom. «Остается только путь в ниши, массовое дешевое производство у нас не освоить», — уверен Александр Хорошилов. Кроме того, как «южно-азиатский игрок», он пообещал: «Уверяю вас, мы будем усиливать давление».

«Давление связано в основном с появлением ИБП по более низким ценам», — считает Алексей Попов. При этом он отмечает, что их качество обычно уступает качеству оборудования ведущих производителей.

В прошлом году на российском рынке были представлены устройства примерно 20 компаний, и в их числе — ИБП практически всех мировых лидеров. Конечно, на столь быстрорастущий рынок могут выйти новые вендоры, но они вряд ли существенно повлияют на нынешний расклад сил. «Маржа на этом рынке пока еще есть. Но она совсем не такая легкая, как это кажется со стороны», — утверждает Евгений Жирнов. Рынок достаточно консервативен, и для того, чтобы занять на нем весомые позиции, требуется приложить немало усилий. «Мировая практика показывает: живучесть фирмы, специализирующейся в производстве систем защиты электропитания, определяется лет через 5–6, не меньше. Особенно это характерно для России, где мы не раз наблюдали появление и исчезновение компаний и торговых марок», — считает Мирза Хаджиев. Вместе с тем, по словам Кюести Козлова, «активность новичков подстегивает лидеров», заставляя их работать более эффективно.

Все будет хорошо?!

Практически все игроки уверены, что российский рынок далек от насыщения, есть потенциал для дальнейшего роста. По мнению Игоря Полуэктова, рост продолжится плавно, без заметных скачков. Способствовать этому должна всеобщая компьютеризация. Немалый вклад в развитие рынка ИБП, видимо, внесут и регионы — в некоторых из них эти устройства просто жизненно необходимы, так как износ электросетей достигает 80%. Кроме того, по наблюдению Игоря Полуэктова, массовые потребители все чаще используют ИБП для защиты бытовой техники — телевизоров, DVD-плееров, акустики и т. п. Евгений Жирнов также обращает внимание на существенный рост продаж ИБП для бытовых целей — в частности, для защиты систем отопления в коттеджах.

«Это не рынок, а «черная дыра»! При росте в несколько десятков процентов в год говорить о конкуренции в ее классическом виде не приходится», — считает Александр Хорошилов. По его словам, в этой ситуации конкуренция вырождается в «борьбу за полки», за степень проникновения на рынок. Выигрывает тот, кто масштабнее представлен в магазинах.

Неплохие перспективы и у корпоративного сегмента. «Принимая во внимание существующую потребность в модернизации ряда государственных институтов, муниципальных структур, системы энергоснабжения страны, а также необходимость создания высокотехнологичных производств, можно прогнозировать, что ИБП и комплексные решения по обеспечению надежного и экономичного электроснабжения предприятий будут еще достаточно длительный период пользоваться хорошим спросом на рынке», — убежден Кюести Козлов. По его мнению, конкуренция в этом сегменте заставит игроков более четко дифференцировать предложение и обратить особое внимание на добавленную стоимость, которая формируется за счет развития дополнительных услуг, включая сервис, уровень обслуживания, предложение комплексных решений от одного производителя.

Перспективы радужные. Но в заключение, пожалуй, стоит добавить маленькую «ложку дегтя». В прошлом году на мировом рынке значительно выросли цены на сырье для производства ИБП и аккумуляторных батарей (прежде всего — на свинец и медь). Этот фактор касается всех вендоров и не может не отразиться на стоимости оборудования, что в этом году, в свою очередь, повлияет на динамику роста продаж ИБП.

* Полные данные исследования рынка ИБП за 2006 г. приведены в журнале «Бестселлеры IT-рынка», № 1/2007.