Минувший год вряд ли чем-то запомнится игрокам сетевого рынка. Никаких ярких событий, которые могли бы кардинально изменить расстановку сил, ни в мире, ни в России не произошло. Бизнес развивался поступательно, без ощутимых рывков и видимых кризисов, что дает основания считать 2006 г. для телекоммуникационной индустрии в целом благополучным. Практически все производители сетевого оборудования, поставляющие продукцию на российский рынок, рапортовали о росте оборотов в глобальном масштабе, подчеркивая, что наша страна по-прежнему входит в число быстрорастущих, а потому приоритетных регионов.

Основные тенденции, отмеченные в мировом производственном секторе в прошлом году, были характерны и для телекоммуникационной отрасли. Главный тренд — консолидация бизнеса. Покупки, слияния, организация совместных предприятий, создание альянсов, освобождение от непрофильных производств и активов — все это стало обыденным явлением.

Самая крупная сделка — слияние Alcatel и Lucent Technologies. В официальных документах говорится об объединении компаний, но, по сути, Lucent была куплена компанией Alcatel, за что уплачено 13,4 млрд. долл. В результате мир получил гиганта с оборотом почти 19 млрд. евро и рыночной капитализацией 28 млрд. евро.

Интерес к этой покупке отодвинул на второй план заявление Nortel и Huawei о создании совместного предприятия (СП) по разработке решений ультраширокополосного доступа, о чем стороны сообщили в феврале 2006 г. СП, в котором более половины акций принадлежит Nortel, должно выпускать продукцию для конвергентной передачи голоса, видео и данных.

Летом 2006 г. было объявлено еще об одном стратегическом альянсе с участием Nortel. На сей раз ее партнером стала корпорация Microsoft. Стороны сообщили о намерении общими усилиями продвигать свои телекоммуникационные технологии. Компании договорились об обмене лицензиями на интеллектуальную собственность и приступили к формированию совместных команд специалистов для создания продуктов, которые охватывают корпоративные и мобильные решения, а также проводные линии связи.

Во второй половине 2006 г. стало известно о намерении Alcatel приобрести за 320 млн. долл. подразделение Nortel, специализирующееся на выпуске инфраструктурного оборудования для сетей подвижной сотовой связи третьего поколения (3G). Nortel продает бизнес, связанный с системами радиодоступа UMTS, и ряд сопутствующих активов. Таким образом, Alcatel получает в свои руки решения, которые пользуются популярностью у таких ведущих мировых операторов мобильной связи, как Vodafone и Orange. Подсчитано, что после завершения сделки в Alcatel обратится более десятка заказчиков UMTS в разных странах мира. Фактически решениями Alcatel будет пользоваться каждый четвертый оператор UMTS.

Тенденции к консолидации бизнеса были столь сильны, что Microsoft решилась пойти на расширение сотрудничества с Verizon Communications, крупнейшим поставщиком услуг проводных и беспроводных коммуникаций в США. Их партнерство началось почти пять лет назад и теперь должно перейти на новый уровень. В частности, компании намерены совместно продвигать Web-портал Live.com, через который пользователи смогут получить доступ к онлайновым сервисам Verizon и Windows Live.

Отметим, что Verizon входит в число 30 крупнейших американских корпораций (по показателю индекса Dow Jones) и имеет консолидированный годовой доход около 90 млрд. долл. Сама Verizon за последние пять лет приобрела ряд компаний-конкурентов. Венцом ее сделок стала покупка в начале 2006 г. телекоммуникационного гиганта MCI WorldCom.

«Сделай или умри. Сейчас либо никогда» — такие слова нередко встречались в статьях западных экспертов и аналитиков, посвященных бизнесу 3Com. Все сходились во мнении, что 2006 г. должен стать переломным для компании, которая потратила слишком много времени и сил, готовя возвращение на рынок. Вендор смог удержаться на плаву и, судя по всему, имеет неплохие шансы вернуть утраченные позиции.

Событие, которого ждали игроки сетевого рынка, произошло в ноябре прошлого года. Согласно условиям договора по созданию СП Huawei-3Com, компания 3Com объявила о том, что выкупит у Huawei принадлежащий ей 49%-ный пакет акций СП. Китайский производитель дал согласие на эту сделку, сумма которой составила 882 млн. долл. Капитализация предприятия Huawei-3Com на конец минувшего года оценена в 1,8 млрд. долл. Сама же 3Com, как пишут в некоторых изданиях, стала компанией № 2 на азиатском рынке оборудования передачи данных.

Разочарованных не было

Как отмечают компании-поставщики сетевого оборудования, прошлый год в целом оправдал их надежды. По данным IDC, объем российского сетевого рынка увеличился на 12,5% по сравнению с 2005 г. и составил 900 млн. долл. Представители всех фирм, вне зависимости от размера и специализации, утверждали, что смогли достичь намеченных целей.

По словам Михаила Кристева, директора по развитию бизнеса Cisco Systems в России и СНГ, в прошлом году оборот компании в нашей стране в целом увеличился на 40% по сравнению с 2005 г. Повышенным спросом пользовались решения по информационной безопасности (ИБ). В этой нише был зафиксирован рост на уровне 50%. Таких же показателей компании удалось достичь в области IP-телефонии и систем передачи голоса, видео и данных. Более консервативной оказалась ниша коммутаторов и маршрутизаторов — сбыт этих устройств вырос на 35%. Опережающими темпами развивался сегмент беспроводных сетей — там объем продаж оборудования увеличился на 80%. А в области систем хранения российский бизнес Cisco вырос на 150%.

Быстроразвивающиеся решения на базе новых технологий (хранение данных, конвергентные системы) составили в объеме продаж Cisco в России 25%. Оставшиеся 75% пришлись на долю традиционных устройств — коммутаторов, маршрутизаторов, оптического оборудования, систем управления доступом и др.

Специалисты Cisco отмечают, что в прошлом году продолжался переход от TDM-телефонии к решениям на базе IP. По словам Михаила Кристева, увеличение объемов продаж систем IP-телефонии было обусловлено тем, что заказчики с большим доверием стали относиться к этой технологии.

Другая область быстрого роста — ИБ. Интерес заказчиков здесь закономерен: Россия готовится к вступлению в ВТО, у нас приняты законы о персональных данных и о защите информации. А регуляторы рынка стали пристальнее следить за тем, чтобы правила соблюдались.

Как рассказал Александр Удалов, менеджер по работе с партнерами представительства Linksys, объем продаж компании в нашей стране вырос примерно на 200%. В немалой степени этого удалось достичь за счет продвижения решений VoIP, что стало возможным с появлением у вендора широкой линейки продуктов. Хорошо продавались системы IP-телефонии для предприятий малого бизнеса, рассчитанные на подключение до 16 абонентов. Для домашних пользователей вендор также подготовил ряд новинок, в числе которых есть решения по IP- и Skype-телефонии, а также семейство беспроводных устройств.

Удалов отметил, что в минувшем году Linksys уделяла много внимания локализации продуктов и установлению партнерских отношений с торговыми сетями и Интернет-провайдерами.

Неплохие результаты на российском рынке SOHO и СМБ продемонстрировала компания ASUSTeK. Как сообщил Кирилл Никифоров, ее торговый представитель, рынок сетевого оборудования в указанных двух сегментах вырос на 10–15%. В прошлом году в России, СНГ и странах Балтии (за исключением Украины), ASUS продала 304 тыс. единиц сетевого оборудования на сумму порядка 10 млн. долл. Распределение между товарными группами выглядело следующим образом: 31% — беспроводное оборудование, 35% — сетевое оборудование, 34% — ADSL-модемы. В целом по сравнению с 2005 г. продажи сетевых устройств ASUS выросли в 4,3 раза.

«Минувший год мы закончили с хорошими результатами. Мировой оборот компании вырос примерно на 10%, — заявил Владимир Смирнов, генеральный директор по корпоративным продажам представительства Nortel. — А в России наш бизнес почти удвоился». Он напомнил, что два года назад доля систем передачи данных (СПД) составляла в российском обороте 20%, остальное приходилось на телефонию. В 2006 г. соотношение изменилось, и доля СПД составила 30%. Впрочем, это деление весьма условно. Большинство решений Nortel — конвергентные, и отделить СПД от «чистой» телефонии не всегда возможно.

Заметных успехов компания добилась в области ИБ. Nortel встроила в маршрутизаторы криптоалгоритмы российских разработчиков, сертифицированные ФСБ, что обеспечило высокий спрос на ее продукцию.

По итогам прошлого года в структуре российских продаж увеличился сбыт традиционных сетевых устройств — коммутаторов и маршрутизаторов. Резко вырос спрос на мультимедийные решения. Подросли поставки беспроводного оборудования, но рынок, похоже, ожидает принятия стандартов для систем WiMAX и появления недорогих абонентских устройств.

Смирнов добавил, что в 2006 г. в московском офисе было завершено формирование команды, работающей с корпоративным рынком, благодаря чему Nortel удалось стать участником ряда крупных федеральных целевых программ. По его словам, сейчас компания участвует в проектах, работа над которыми началась полтора-два года назад. «Предпочтения наших заказчиков и их инерция мышления оказались сильнее, чем мы думали, — подчеркнул Смирнов. — Этот фактор нами явно недооценивался. Поэтому вместо ожидаемых шести месяцев, предпроектная подготовка длится около полутора лет».

«Прошлый год не преподнес никаких сюрпризов, — сказал Вадим Плесский, бизнес-менеджер HP ProCurve Networking в России. — Продажи стабильно росли весной, летом мы предприняли ряд маркетинговых шагов, благодаря которым не было сезонного спада, основной прирост бизнеса, как и ожидалось, пришелся на осень и конец года».

Бизнес департамента вырос на 40%, чуть выше — в сегменте СМБ. Существенно увеличились продажи гигабитных коммутаторов — на 80% по числу портов, на 50% по деньгам. Это очень хорошие показатели, но, чтобы гигабитная технология стала доминирующей, необходим рост на 200–300%. Ценовая эрозия в 2006 г. составила примерно 30%. Годом ранее она была на уровне 20–25%.

Структура продаж в HP ProCurve такова: в начале прошлого года на долю СМБ приходилось 55% оборота, на долю корпоративного сегмента — 45%. Рынок СМБ рос высокими темпами, поэтому к концу 2006 г. его доля достигла 65%.

Флагманскими продуктами по-прежнему остаются 10/100-Мбит коммутаторы. В европейских странах сбыт этих устройств, в отличие от России, не растет. Но на этом основании нельзя утверждать, что мы отстаем от Запада. Просто у нас другая структура спроса.

По мнению Плесского, в нашей стране масштабы продаж IP-телефонии пока не очень велики. Эти системы целесообразно внедрять на предприятиях, имеющих филиалы в разных городах, но объем бизнеса у многих потенциальных заказчиков не настолько велик, чтобы окупить затраты на IP-телефонию. А в тех компаниях, где она все же внедрена, ее используют далеко не с полной отдачей. Обычно по IP-телефону руководитель местного офиса звонит в московскую штаб-квартиру.

Также не востребованы в массовом порядке и мультисервисные решения. Для большинства клиентов гигабитные сети избыточны, поскольку не существует таких приложений, которые могли бы их загрузить. ИТ-инфраструктура типичной компании СМБ — несколько ПК, на которых установлены бухгалтерские и офисные программы. В таких фирмах нет даже своего системного администратора. Функции «компьютерщика» выполняет либо работающий на полставки инженер, либо студент. Страна у нас грамотная, и дефицита в подобных кадрах нет. Следствием же такого подхода к ИТ-инфраструктуре является спрос на недорогие неуправляемые коммутаторы и оборудование начального уровня.

Не произошло заметного прорыва и в области беспроводных устройств. Люди покупают точки доступа, чтобы использовать их в квартирах в качестве беспроводного удлинителя. Недостаток сетей Wi-Fi — их незащищенность. Но в домашних условиях это мало кого волнует.

Другое дело — корпоративный сектор. На многих предприятиях беспроводные сети по соображениям безопасности были запрещены. Но в последнее время отношение к ним изменилось. Выяснилось, что продвинутые сотрудники «самодеятельно» устанавливают точки доступа. И в ИТ-департаментах решили, что лучше не запрещать их использование, а «организовать и возглавить» этот процесс. Так, по крайней мере, можно контролировать беспроводную сеть и выявлять несанкционированно подключенные устройства.

В компании Netgear считают, что одна из основных тенденций — распространение беспроводных сетей. Как утверждает Александра Верхове, менеджер по продажам в Восточной Европе, вендоры стремятся максимально разнообразить портфель предложений для корпоративного рынка. Этого требует бурное развитие технологий — расширение модельного ряда беспроводных устройств, повышение требований к ИБ, расширение диапазона частот, увеличение площади охвата и, наконец, появление новых стандартов. Netgear планирует разрабатывать продукты не только на базе стандартов 802.11b/g, но и на базе 802.11n.

По словам Юлии Пучковой, директора по маркетингу представительства компании TRENDnet в России и СНГ, в прошлом году производители беспроводного оборудования ожидали принятия стандарта 802.11n и рассчитывали начать продажи новых устройств. Но утверждение стандарта задерживалось, и вендоры начали сертифицировать оборудование в Мининформсвязи РФ и Ростесте, для того чтобы предложить покупателям устройства «чернового» стандарта. Первые поставки нового оборудования начались в IV квартале. Пучкова считает, что 2006 г. стал успешным для производителей Skype-телефонов. Во второй половине года вендоры отметили значительный рост продаж этих устройств и офисных решений для конференц-связи. По ее мнению, этот процесс, видимо, связан с тем, что сама технология альтернативной голосовой связи становится все более популярной и, возможно, через 2–3 года будет иметь такие же сильные позиции, как сейчас ICQ.

Для компании D-Link минувший год был особенно удачным. Как сообщил Владимир Липпинг, глава представительства, объем продаж в России в дистрибьюторских ценах увеличился на 100% по сравнению с 2005 г. Причиной этого стали, по его мнению, развитие сетей широкополосного доступа в Интернет и доступность подключения для домашних пользователей. Еще несколько лет назад по числу скоростных подключений к Интернету наша страна катастрофически отставала от Европы. Положительные сдвиги наметились во второй половине 2005 г., а в 2006 г. «процесс пошел».

Количество пользователей, имеющих широкополосный доступ в Интернет, многократно увеличилось — сегодня их почти 2 млн. Причем половина из них подключилась с помощью ADSL-модемов. Другие выбрали выделенную линию или беспроводной доступ. «Нам удалось воспользоваться высоким спросом на оборудование и увеличить объем продаж, — пояснил Липпинг. — В России появился еще один рыночный сегмент — абонентское оборудование для подключения к сетям широкополосного доступа». На сегодня доля оборудования xDSL в обороте D-Link в России составляет 11,3%, Интернет-шлюзов — 5,7%, управляемых коммутаторов — 32% (в 2005 г. она была на уровне 10–15%).

Но бизнес D-Link рос не только за счет домашних пользователей. У компании появились корпоративные клиенты, а также заказчики из числа телекоммуникационных компаний. Причем за счет последних вендор получает примерно половину дохода. В течение 2006 г. общее число клиентов выросло на 80%, самый бурный рост — на несколько сотен процентов — отмечен в сегменте СМБ.

Розничным продажам D-Link пока не уделяла большого внимания. Поскольку рынок широкополосного доступа появился недавно, на нем, по словам Липпинга, «еще нет критической массы покупателей». «Надо немного подождать, — сказал он. — Но и не упустить момент».

Воспользоваться ростом рынка широкополосного доступа рассчитывает не только D-Link. «Развитие этой ниши привлекает новых заказчиков из сегмента SOHO, — заявила Александра Верхове. — В ближайшие годы широкополосный доступ будет способствовать росту Netgear, так как мы производим очень интересные семейства продуктов». По прогнозу Верхове, уже в этом году расширится спектр услуг и сервисов, предоставляемых по IP, что приведет к увеличению абонентской базы. За прошлый год бизнес Netgear вырос в России на 300%.

Компания Enterasys не может похвастать увеличением оборота. Объем продаж в России, как рассказал Лев Бокштейн, технический директор московского представительства, сохранился на уровне 2005 г. Главная задача, которую представительству удалось решить, — сохранение имеющихся партнеров и заказчиков. Вендор переживал не лучшие времена, но главное, в прошлом году компания сменила владельцев — из публичной она стала частной. Ее акции выкупил один из фондов. В Enterasys надеются, что это приведет к оживлению бизнеса. Во всяком случае, в США и Европе уже сменили руководство на всех уровнях. По словам Бокштейна, произошли некоторые положительные сдвиги. Например, ускорился процесс принятия решений в европейском офисе.

Компания Huawei-3Com (H3C) начала работать в нашей стране в середине 2005 г., но уже добилась заметных успехов. Как сообщил Фэн Вэйминь, президент регионального представительства в России, доля компании на отечественном рынке оборудования передачи данных составляет 10%, при этом 40% продаваемой продукции — высокопроизводительные коммутаторы и маршрутизаторы уровня ядра и распределения, 60% — оборудование уровня доступа.

Основных клиентов вендор ищет среди крупных государственных компаний, энергетических предприятий, в нефтегазовой индустрии. Главная проблема, с которой H3C столкнулась в России, — дефицит квалифицированных кадров.

Сейчас в московском офисе трудится 25 человек, но по мере роста бизнеса штат будет увеличен. По словам Вэйминя, местные специалисты должны сменить китайских менеджеров на всех постах, включая руководящие.

Анализируя тенденции 2006 г., Александр Чуб, глава российского представительства 3Com, отметил, что все более важными и актуальными направлениями бизнеса становятся технологии VoIP и решения в области информационной и сетевой безопасности. При этом проблем, с которыми приходится сталкиваться игрокам ИТ-рынка, не становится меньше. Как и прежде, остро стоит вопрос сертификации продукции, поскольку это очень дорогостоящая процедура, которая к тому же отнимает много времени. Несмотря на многочисленные обещания властей навести порядок в таможенном регулировании, эта сфера продолжает оставаться для бизнеса одной из самых болезненных. Не изменилась к лучшему и ситуация с кадрами. Найти квалифицированного специалиста очень сложно.

Рассказывая о бизнесе 3Com, Чуб подчеркнул, что компания, испытывавшая значительные трудности, перешла «от затянувшегося упадка к динамично растущему прибыльному бизнесу». В 2006 г. мировой оборот 3Com составил около 2 млрд. долл. Выручка в России выросла почти на 100% по сравнению с 2005 г., причем 30% дохода принесли продажи в корпоративный сегмент, тогда как в 2005 г. эта доля равнялась нулю. В перспективе долю корпоративных продаж планируется увеличить до 60%.

Свои плоды принесла реорганизация партнерской сети. Сейчас с компанией работают 750 зарегистрированных партнеров, а в 2005 г. их было только 38.

Рост отечественного сетевого рынка, по мнению Алексея Шапошникова, менеджера по дистрибуции и работе с каналом сбыта московского представительства Allied Telesis, был обусловлен крупными финансовыми вложениями в ИТ-инфраструктуру предприятий по всей стране. Особенно заметно оживление регионального бизнеса. Всего пару лет назад можно было говорить о продажах лишь в нескольких крупных городах — Москве, Санкт-Петербурге, Новосибирске и т. п. «Но в прошлом году ситуация изменилась, и мы видим рост бизнеса и деловой активности во многих городах России, например Уфе, Ижевске, Кирове, — говорит Шапошников. — Причем речь идет не только о корпоративном секторе, где позиции Allied Telesis традиционно сильны, но и о поставках решений для широкополосного доступа, позволяющих получать целый пакет услуг — интерактивное телевидение, цифровое радиовещание, выделенные игровые серверы и т. д.».

Allied Telesis, как и большинство вендоров, полагает, что будущее — за мультимедийными решениями. Поэтому в 2004–2005 гг. компания инвестировала большие средства в разработку новых продуктовых линеек, в первую очередь решений Triple Play, а также осуществила перестройку бизнес-модели, адаптировав ее к современным условиям. Вследствие этих шагов оборот компании в 2004—2005 гг. не увеличивался, оставаясь на уровне 605 млн. долл., но итоги прошлого года показали, что вендор готов расширить свое присутствие на мировом рынке. Доход компании превысил 650 млн. долл., в России объем продаж увеличился на 20%.

У точки насыщения

Спокойная ситуация на рынке и стабильный рост продаж — тревожные симптомы. Обычно благополучный период развития бизнеса оказывается слишком коротким, и на смену ему приходят трудные времена, пережить которые удается не всем.

Специалисты отмечают, что рынок сетевого оборудования подошел к критической точке, за которой начинается стагнация. У заказчиков установлено производительное оборудование с широкими функциональными возможностями. Но эти решения, по мнению экспертов, используются крайне неэффективно. Большинство игроков и заказчиков по-прежнему живут в системе координат, которую можно назвать «порты и скорости». Считается, что, чем больше портов и выше скорость передачи данных, тем лучше. Впрочем, удивляться такому подходу не следует. Ведь никого не смущает, что мощные ПК во многих случаях используют в качестве печатной машинки.

До сих пор вендорам удавалось придумывать маркетинговые ходы, побуждающие клиентов покупать новое, более мощное оборудование. Но смогут ли производители завтра продать 10-Гбит устройство, если сегодня гигабитный аппарат с избытком покрывает потребности пользователя?

Другая проблема, более серьезная, состоит в том, что рынок этот потерял свою инвестиционную привлекательность. Технологии меняются очень быстро, а для разработки новых продуктов нужны большие инвестиции. Но уровень цен снижен до минимально допустимых значений, да и период реализации продуктов сильно сократился. Не успеют потребители «распробовать» новинку, как им предлагают очередную линейку устройств.

Неудивительно, что крупные вендоры, ранее ориентированные на поставку высокопроизводительного оборудования в корпоративный сектор, обратили свои взоры на СМБ. Следующим шагом станет розничный рынок.

Но что ждет небольших производителей? Скорее всего, они исчезнут. По оценкам специалистов, вендоры, объем продаж которых составляет менее 500 млн. долл., не смогут конкурировать с более крупными игроками. Заводам, выпускающим оборудование, мелкие заказчики не интересны, и им будут предложены не самые лучшие условия и цены.

Поэтому не исключено, что, подводя итоги 2007 г., мы кое-кого не досчитаемся.