Согласно оценкам аналитиков, российский компьютерный рынок вступил в фазу активного восстановления. О том, как в 2010 г. развивались сегменты настольных ПК, мобильных систем и серверов х86 и что их ожидает в 2011 г., рассказывают поставщики.

Настольные ПК

По оценкам аналитиков Gartner, в России рынок настольных и мобильных ПК в прошлом году вырос на 60%. Причем поставки настольных ПК увеличились на 16,4% по сравнению с 2009 г., а мобильных — почти вдвое — на 94%. ITResearch посчитала, что в 2010 г. в России было продано более 4,9 млн. настольных ПК (с учетом собранных российскими компаниями), что на 24% больше, чем в кризисном 2009 г. ITResearch также отметила тенденцию снижения доли настольных систем в общем объеме проданных компьютеров. В число лидеров «настольного» рынка по итогам 2010 г. ITResearch включила Acer, DEPO Computers, Hewlett-Packard, K-Systems и Kraftway, отметив, что их суммарная доля увеличилась до 27% против 23% в 2009 г.

Сергей Янычев, менеджер по маркетингу продукции Fujitsu, полностью согласен с выводами аналитиков и считает, что увеличение продаж настольных ПК его компании в России на десятки процентов, безусловно, является результатом восстановления спроса. Однако Вячеслав Назаров, директор направления настольных ПК Acer в России, наряду с восстановлением рынка немаловажным фактором успеха своей компании (по оценкам ITResearch, Acer вошла в пятерку лидеров) считает грамотную продуктовую и ценовую политику, которая позволила вендору добиться в прошлом году роста объемов поставок настольных ПК, моноблоков и неттопов на уровне 40%.

Достаточно высоких результатов удалось достичь компании iRU — по словам Сергея Суворова, руководителя проекта iRU, продажи компьютеров увеличились на 35% (в штуках). Столь же заметных успехов добилась компания NETLAB. Как утверждает Елена Чернякова, начальник отдела маркетинга и рекламы, при общем росте бизнеса на 32% продажи компьютеров увеличились на 35%: «Мы связываем это скорее не с общими рыночными тенденциями, а с нашим внутренним фокусом на продвижение ПК собственной торговой марки NORBEL».

Алексей Чебатко, менеджер по маркетингу и PR Wexler, заявляет, что в прошлом году продажи выпускаемых его компанией ПК в разных сегментах выросли от 30 до 50% как в штучном, так и в денежном исчислении: «Я думаю, что это хороший ответ тем скептикам, которые утверждают, что рынок ПК стагнирует и уступает ведущую роль рынку ноутбуков. Мы сохраняем эти темпы и в текущем году».

Однако не все компании смогли достичь таких результатов. Так, Алексей Алексеев, директор по маркетингу производственной компании R-Style Computers, говорит, что по сравнению с 2009 г. настольных ПК продано больше на 19%. Причем этот прирост был обеспечен за счет корпоративных заказчиков и компаний СМБ.

Как объясняет Андрей Смирнов, коммерческий директор USN Computers, в первой половине 2010 г. рынок еще «лихорадило», были взлеты и спады: «Наиболее нестабильными стали закупки корпоративных заказчиков — их ИТ-департаменты „страховались“, берегли финансы до конца года, заметное оживление продаж началось только в IV квартале». Он отмечает, что наибольший прирост поставок его компания зафиксировала в сегменте клиентов СМБ, которые более динамично реагировали на рыночные изменения, нежели крупные предприятия с жестким финансовым планированием на год. В то же время дилеры USN Computers в разных регионах сообщали о росте продаж мощных игровых ПК и мультимедиа-центров. «В целом в 2010 г. настольных ПК продано на 8% больше, чем в 2009 г., что, безусловно, является скромным показателем. Но главное, вернулась положительная динамика и начался период стабильного увеличения продаж», — считает Андрей Смирнов.

Однако Дмитрий Купцов, вице-президент компании OCS, утверждает, что наиболее активным был корпоративный сегмент: «Сказался отложенный спрос — в 2009 г. технический парк практически не обновлялся, но потребности не исчезли. Как только у заказчиков появились деньги, они были освоены».

С ним солидарна Ольга Ципилева, вице-президент по маркетингу компании «Аквариус»: «В 2010 г. отмечен рост спроса на ПК со стороны корпоративных и государственных заказчиков, которые реализовали отложенный из-за кризиса спрос, запускали новые проекты и развивали инфраструктуру. При общем росте продаж компьютерной техники под маркой „Аквариус“ на 9,4% (по сравнению с 2009 г.) доля поставленных ПК составила 56%».

Сергей Янычев полагает, что оздоровление общей экономической ситуации в России позволило организациям вернуться к плановой замене устаревшей техники, а так как корпоративный рынок традиционно доминирует, то соответственно оживление спроса произошло именно на нем.

Алексей Крутицкий, генеральный менеджер ASBIS Russia, также считает, что в 2010 г. основными потребителями настольных ПК выступали корпоративные заказчики, которые получили возможности финансирования ИТ-структур как за счет частного капитала, так и за счет федеральных средств.

Марина Войцеховская, менеджер по продукции мультимедиа, моноблокам и неттопам компании ASUS, говорит, что в 2010 г. со стороны корпоративных заказчиков наблюдался повышенный спрос на неттопы, что обусловлено их компактностью и низкой ценой. Однако при этом она подчеркивает, что клиенты СМБ и домашние пользователи проявили большой интерес к моноблокам как замене настольного ПК.

Хотя Алексей Чебатко утверждает, что спрос на ПК рос «по всем направлениям и всем сегментам бизнеса», он отмечает клиентов СМБ, деятельность которых наиболее ярко отражает тенденцию выхода страны из экономического кризиса. Со своей стороны Сергей Суворов подчеркивает, что ПК iRU в основном продвигаются через канал сбыта MERLION, который существенно диверсифицирован: в нем есть дилерская сеть, поставки в корпоративный сектор, собственная розница «СИТИЛИНК» и сеть франчайзи «ПОЗИТРОНИКА»: «В конце года, когда заметно увеличились поставки крупным федеральным заказчикам и ожил спрос в рознице, продажи наших ПК также возросли».

Неттопы не оправдали ожиданий. В последние годы появились компактные и недорогие неттопы меньшей по сравнению с традиционными ПК мощности. Такие компьютеры могут использоваться в корпоративной среде с применением технологий виртуализации. «Именно широкое распространение решений, связанных с виртуализацией, заставило многих клиентов заново оценить необходимость в мощных ПК», — утверждает Дмитрий Купцов. Однако он, как и другие производители, считает, что для таких сред компании все чаще стали использовать терминалы и еще более продвинутые решения типа Zero Clients («нулевые клиенты»).

Именно устройства Zero Clients, которые не имеют ни процессора, ни оперативной памяти, ни дисковых накопителей, по словам Сергея Янычева, предлагает Fujitsu заказчикам, использующим виртуализацию. В свою очередь, «Аквариус», по словам Ольги Ципилевой, рекомендует для виртуальных сред терминальные решения, хотя виртуализация только набирает обороты.

Андрей Смирнов также говорит, что внедрение технологий виртуализации на крупных предприятиях идет медленными темпами, так как требует высоких стартовых инвестиций, а в условиях выхода из кризиса к затратным инновациям менеджмент подходит с осторожностью. Это объясняет, почему ни в ASUS, ни в ASBIS Russia, ни в R-Style Computers не заметили в 2010 г. повышения спроса со стороны корпоративных заказчиков на ПК с ограниченным объемом ресурсов для виртуальных сред.

Хотя, как свидетельствует Алексей Алексеев, корпоративные заказчики проявляли «вялотекущий» интерес к неттопам как «бюджетной» категории настольных ПК. Елена Чернякова говорит, что NETLAB начала поставлять неттопы в 2010 г., но их продажи пока не очень заметны в общем обороте. По словам Алексея Крутицкого, в ASBIS Russia отметили спрос корпоративных заказчиков на неттопы, но он не стал «доминирующим».

Лишь несколько производителей сообщают об увеличении поставок неттопов в 2010 г. Среди них Acer, которая, как утверждает Вячеслав Назаров, отмечает стабильный и уверенный рост спроса на неттопы Acer Veriton. Сергей Суворов напоминает, что iRU выпустила серию компактных ПК из 30 моделей неттопов для дома и офиса, которые в 2010 г. составили 10% общего объема продаж ПК iRU. Устойчивый рост продаж неттопов под маркой Vision зафиксирован в компании Wexler. «С появлением двухъядерных процессоров производительность неттопов стала достаточной для выполнения большинства офисных и мультимедийных задач, вот почему домашние пользователи и корпоративные заказчики выбирают эти устройства в качестве „бюджетного“ решения», — уверяет Алексей Чебатко.

Однако, по мнению Сергея Янычева, специалисты Fujitsu в настоящий момент не видят для неттопов перспектив в бизнес-применении. Не проявляют оптимизма в отношении будущего неттопов и аналитики ITReserach, которые оценили их долю в общем объеме проданных в 2010 г. ПК в 2,2% и считают, что возлагавшиеся на данный подсегмент ожидания не оправдались.

Моноблоки — продажи растут, но... Зато ITResearch в 2010 г. зафиксировала появление нового сегмента — компьютеры-моноблоки. Хотя по итогам года доля его оказалась невелика — около 3%, но она продолжает нарастать. Так, в IV квартале продажи этих устройств составили уже 4,1% от поставок настольных ПК, а среди отгрузок иностранных вендоров моноблоки заняли четверть продаж. Причем в Москве моноблочные ПК достигают уже 1/3 предложения. Наряду с зарубежными вендорами, такими как Acer, выпуск моноблоков осилили российские K-Systems, чьи моноблочные системы появились в рознице, и Kraftway, поставляющая их в госучреждения. По мнению аналитиков IDC, доля моноблочных настольных ПК в ближайшее время удвоится.

Лидеры рынка высоко оценивают перспективы развития этого сегмента. «В 2009 г. наша компания представила доступные производительные и качественные моноблоки. Это один из наиболее активно развивающихся сегментов», — считает Вячеслав Назаров. «Выпуск моноблоков ASUS начался еще в 2009 г., и спрос на них в России в течение 2010 г. увеличился в 2 раза», — говорит Марина Войцеховская.

Столь же оптимистично настроены представители Sony. «Наша компания производит и поставляет моноблоки уже несколько лет. По нашему мнению, рынок моноблоков действительно вырос в 2010 г., а поставки Sony за прошлый год возросли на 78%. Продажи росли не только в Москве, но и в регионах», — заявляет Ирияма Сатоши, руководитель департамента маркетинга компьютерных технологий компании Sony Electronics в России и СНГ.

В 2010 г. моноблоки появились в продуктовом портфеле «Аквариус» и, как говорит Ольга Ципилева, спрос на них растет: «В одном корпусе совмещен экран и системный блок, что важно в условиях нехватки пространства на рабочем столе. Такими устройствами интересуются в call-центрах, а также при оснащения учебных классов, где также необходимо экономить свободную площадь».

Сергей Суворов напоминает, что в ассортименте iRU насчитывается более 20 моделей моноблоков: «Продажи их увеличиваются, но это скорее нишевый продукт, который ни в коем случае не вытеснит настольные ПК». С ним согласен Алексей Алексеев: «Моноблочные системы присутствовали на рынке всегда. Интересны решения с сенсорным экраном для оборудования информационных киосков. Но для большинства клиентов моноблоки не представляют интереса в силу разного срока службы монитора и компьютера и сложностей модернизации».

На другую «слабую» сторону моноблоков указывает Андрей Смирнов: «Моноблок стоит на 10–15% дороже сочетания „десктоп схожей конфигурации + монитор“, и думаю, это главный сдерживающий их массовое распространение фактор». Пока USN Computers не планирует запускать моноблоки в серийное производство в отличие от Wexler, которая, как объясняет Алексей Чебатко, намерена выпустить в середине 2011 г. свои модели.

Зато Сергей Янычев однозначно заявляет, что Fujitsu не предлагает моноблоки в России в связи с весьма незначительным спросом на них.

В регионах продолжают покупать настольные ПК. Продажи настольных ПК в столицах всегда опережали продажи в регионах. Однако, как свидетельствует Дмитрий Купцов, в 2010 г. OCS отметила более значительное повышение спроса в регионах, чем в среднем по рынку, — ориентировочно на 30%.

«Продажи настольных ПК iRU в провинции выросли на 30%», — утверждает Сергей Суворов. Он объясняет это тем, что, несмотря на сдвиг спроса в сторону мобильных устройств, региональные партнеры предпочитают настольные системы, так как их цена ниже, чем у ноутбуков, при одинаковой производительности.

Заметный рост спроса на настольные ПК в регионах зафиксировала USN Computers. «В течение 2010 г. мы увеличили число авторизованных сервисных центров по обслуживанию ПК USN до 75, что способствовало росту спроса на них. Региональные продажи ПК выросли на 25% по сравнению с 2009 г.», — отмечает Андрей Смирнов.

«Наши партнеры на местах уже сейчас развиваются быстрее рынка, потенциал их роста на ближайшие годы очень высокий. Это позволяет нам, как производителю компьютерной техники, успешно конкурировать как с местными региональными сборщиками ПК, так и с крупными зарубежными брендами», — говорит Алексей Чебатко. По его данным, продажи настольных ПК Wexler в регионах за 2010 г. увеличились на 50%.

Еще большие показатели называет Алексей Крутицкий: в 2010 г. ASBIS Russia удалось увеличить продажи настольных ПК более чем в 2 раза.

Однако не все производители смогли реализовать свой потенциал в регионах. Так, Марина Войцеховская признает, что ASUS по-прежнему делает акцент на московском рынке. NETLAB также развивает продажи в столице и области через свой корпоративный отдел. «Рост в регионах есть, но он менее заметный. Это связано с тем, что мы только начали выстраивать систему сервисных центров, тогда как у конкурентов эта стадия давно пройдена. Планируем в течение ближайших двух лет открыть сервисные центры во всех крупных городах России», — подчеркивает Елена Чернякова.

По словам Сергея Янычева, прирост продаж настольных ПК в регионах соответствует среднему по России. А в R-Style Computers, как говорит Алексей Алексеев, поставки ПК на региональные рынки увеличились в 2010 г. на 15%.

Перспективы рынка настольных ПК. По мнению большинства наших собеседников, в 2011 г. продажи настольных систем будут расти. «Значительных сдвигов ожидать не приходится, но думаю, что в пределах 5–10% они возможны», — полагает Сергей Суворов. По мнению Алексея Алексеева, в 2011 г. продолжится модернизация компьютерного парка у корпоративных заказчиков, возрастет интерес к ПК и со стороны госструктур в рамках взятого курса на построение информационного общества: «Поэтому вполне реален рост продаж в 20%». Елена Чернякова предполагает, что рынок ПК станет больше примерно на 25%, что будет обусловлено дальнейшей активизацией корпоративного сегмента и ростом продаж в регионы.

Ожидает роста рынка и Андрей Смирнов, хотя он предполагает, что последствия кризиса будут еще долго чувствоваться, и потому рост не превысит 20%. Умеренную прибавку (10–20%) продаж традиционных настольных ПК в 2011 г. прогнозируют и в Fujitsu. Более осторожен в своих прогнозах Алексей Крутицкий: «Рост продаж будет в пределах 10% (в количественном выражении). В денежном выражении за счет уменьшения цены роста может и не быть».

Ольга Ципилева подчеркивает, что «Аквариус» поставляет системы только корпоративным и государственным заказчикам, и потому считает, что в 2011 г. спрос на настольные ПК в этом сегменте будет постепенно повышаться, поскольку в кризис многие компании заморозили обновление компьютерного парка: «Стационарный ПК еще долгое время будет востребован российским рынком. Однако существенного снижения объема продаж, как, впрочем, и существенного роста, мы не прогнозируем».

Уверенность в «плавном» росте рынка настольных ПК выражает Алексей Чебатко: «В ближайшие годы запрос на корпоративные ПК будет диктоваться темпами роста экономики и динамикой выхода ее на докризисный уровень. Продажи розничных ПК стимулируют новинки производителей».

Более четко перспективы продаж настольных систем видят в ASUS. «Мы прогнозируем в 2011 г. увеличение продаж моноблоков в 2 раза, на неттопы спроса не ожидаем», — говорит Марина Войцеховская.

Мобильные компьютеры

Еще в начале 2010 г. IDC предполагала, что портативные компьютеры займут около 60% всех поставок ПК в России. По данным ITResearch, в 2010 г. в России было продано 5840 тыс. мобильных ПК, включая нетбуки, что на 76% больше показателя 2009 г., и впервые этот сегмент достиг примерно 54% общего объема рынка ПК, превзойдя продажи настольных систем. Среди производителей ноутбуков лидировали Acer, ASUS, Hewlett-Packard, Samsung и Lenovo, которые суммарно продали 80% мобильных ПК.

Как утверждает Ирияма Сатоши (Sony Electronics), продажи ноутбуков и нетбуков его компании в 2010 г. возросли приблизительно на 50%. А Игорь Снытко, генеральный менеджер компьютерной техники Toshiba в регионе СНГ и Балтии, заверяет, что в прошлом году продажи ноутбуков с маркой Toshiba росли с небольшим опережением рынка, и в абсолютных показателях вендору удалось удвоить поставки по сравнению с 2009 г.

Алексей Осипов, представитель по продажам компании ASUS, говорит, что в продажах мобильных ПК его компании большую часть составили нетбуки: «Они показали просто феноменальный рост, и мы оцениваем нашу долю на этом сегменте рынка приблизительно в 25%». Сергей Грибанов, менеджер по маркетингу продукции Fujitsu, также считает прошедший год успешным — рост продаж мобильных ПК его компании исчисляется десятками процентов.

Правда, «Аквариус», которая поставляет свои ноутбуки в составе комплексных решений, столкнулась с проблемами. «В 2010 г. снизилось финансирование социальной сферы, в частности образования, и потому доля ноутбуков Aquarius в общем объеме продаж несколько снизилась и составила 2,5% (3,3% в 2009 г.)», — объясняет Ольга Ципилева.

Зато большинство дистрибьюторов мобильных ПК отмечают значительный рост. Так, Андрей Смирнов отмечает уровень в 20%: «Мы отслеживаем эту динамику прежде всего по увеличению оптовых закупок наших дилеров». Алексей Крутицкий заявляет, что в 2010 г. его компания продала на 40% больше ноутбуков, чем в предыдущем году. «В нашем канале мобильных ПК продано на 54% больше», — утверждает Дмитрий Виноградов, руководитель рабочей группы «Ноутбуки» компании MERLION. Андрей Котов, заместитель начальника отдела поставок NETLAB, также сообщает, что за год общий объем продаж нетбуков и ноутбуков вырос примерно на 60% (в штуках).

Еще более значимые показатели (рост в 2,5 раза) называют Сергей Данилов, директор ООО «РОСКО», и Лина Ченцова, менеджер по продуктовой категории «Ноутбуки» компании БТК (в 25 раз).

«Война» за рынок ноутбуков разгорается. Аналитики ITResearch отметили значительное усиление конкуренции в лидирующей группе поставщиков ноутбуков. Сергей Грибанов считает, что на рынке ноутбуков уже достаточно давно сформировались жесткие условия конкурентной борьбы за массового покупателя.

Эту тенденцию подтверждает Ирияма Сатоши: «Мы ощутили сильную конкуренцию в сегменте массовых „бюджетных“ ноутбуков стоимостью до 30 тыс. руб., который является самым объемным и быстрорастущим. Также значительная конкуренция чувствовалась в сегменте дорогостоящих ультрамобильных устройств». С ним согласен Игорь Снытко, который свидетельствует, что на рынке мобильных ПК отмечалась высокая активность всех вендоров, особенно в сегментах ноутбуков начального уровня и массового спроса: «Благодаря появлению новых платформ, новым выгодным ценовым предложениям и агрессивным рекламным кампаниям удалось оживить спрос».

Дмитрий Виноградов подчеркивает, что, безусловно, конкуренция обострилась: «За последний год доли и положение вендоров существенно изменились. Борьба велась за каждого покупателя и вендоры „по максимуму“ использовали возможности для продвижения своих продуктов». Например, Андрей Котов отмечает существенный рост продаж в 2010 г. ноутбуков Samsung и Lenovo.

«Сейчас ситуация на рынках Европы достаточно сложная, поэтому практически все вендоры сделали ставку на Россию, где конкуренция была весьма ожесточенной», — объясняет Алексей Осипов. Он говорит, что «война» за покупателя шла в основном в сегменте ноутбуков массового спроса (ценой от 20 до 25 тыс. руб.), где предлагались системы с современными процессорами Intel и AMD и с дискретной графикой для замены настольных ПК.

О том, что на рынке мобильных ПК в прошлом году вендоры жестко конкурировали между собой, говорят и руководители ASBIS Russia, БТК, «РОСКО». Все они отмечают, что эта борьба была особенно заметна в сегментах ноутбуков начального и среднего ценового уровней. «Обострение конкуренции произошло за счет снижения цен, а также вследствие изменения структуры спроса покупателей, приобретающих ноутбук для замены устаревших ПК и в качестве корпоративного ПК или второго компьютера для конечного пользователя», — полагает Лина Ченцова.

«Корпоратив» или конечные пользователи? По словам Ирияма Сатоши, Sony в 2010 г. преуспела на рынке розницы: «Это было достигнуто за счет маркетинга, развития канала, прямых контрактов с розничными сетями, укрепления системы сервиса». «Основная часть ноутбуков Toshiba поставляется через розничный канал — реселлеров, ориентированных на розничные продажи, сети компьютерной и бытовой техники, интернет-розницу. Общение напрямую с ключевыми игроками рынка позволяет развивать канал сбыта и обеспечивать необходимую поддержку у наших партнеров», — заявляет Игорь Снытко. Кроме того, за 2010 г. было удвоено количество городов, где налажено сервисное обслуживание мобильных ПК Toshiba, что облегчило партнерам ведение бизнеса и укрепило доверие клиентов к этому бренду.

Как известно, в 2010 г. произошли существенные изменения в политике и структуре продуктового портфеля Fujitsu, вследствие чего, как говорит Сергей Грибанов, стали существенно расти продажи мобильных ПК в корпоративном сегменте.

Алексей Осипов также напоминает, что ASUS в прошлом году выпустила новую серию ноутбуков, ориентированных на корпоративных пользователей: «Сложно добиться хороших результатов, если уделять внимание только одному направлению. Но, конечно, самым большим по доле является сегмент ноутбуков для конечных пользователей, и в 2010 г. он показал наибольший рост».

Естественно, что ситуация с поставками мобильных ПК у дистрибьюторов в значительной мере определяется спецификой созданного ими канала. Так, Лина Ченцова говорит, что в БТК доля этих устройств в поставках розничным сетям в 2010 г. составила 53%, а продажи ресселерам и системным интеграторам — 47%. Для NETLAB, USN Computers и «РОСКО» наиболее успешным оказалось сотрудничество с реселлерским каналом. А в ASBIS Russia и MERLION, где каналы достаточно диверсифицированы, по словам их руководителей, наибольший прирост продаж был отмечен в корпоративном и розничном сегментах.

Ноутбуки в регионах. Как утверждает Алексей Осипов, в регионах мобильных ПК ASUS было продано на 30% больше. Примерно столько же, по словам Ирияма Сатоши, прибавили поставки ноутбуков Sony за пределы Москвы; при этом наибольший вклад внесли розничные сети.

«Во всех регионах России отмечалась высокая активность участников рынка», — подчеркнул Игорь Снытко. Он особо выделяет федеральные розничные сети, которые укрепляли свои позиции в регионах, расширяя выгодные предложения, увеличивая рекламные бюджеты, предлагая новые программы лояльности для клиентов. Кроме того, по его мнению, свою роль сыграло повышение доступности Интернета, что увеличивает число покупателей интернет-магазинов.

«Традиционно основная доля продаж ноутбуков Fujitsu в регионах приходится на реселлеров, и хотя там темпы роста несколько ниже, чем в Москве, но в целом уровень достаточно высок», — уверяет Сергей Грибанов.

А что у дистрибьюторов? Сергей Данилов утверждает, что в «РОСКО» региональные продажи мобильных ПК возросли в 3,7 раза: «Вклад внесли как реселлеры, так и розничные сети — 50/50». Как подчеркивает Андрей Котов, в канале NETLAB 60% оборота дают региональные компании, и потому продажи ноутбуков выросли за пределами Москвы. ASBIS Russia, MERLION, USN Computers и БТК также отметили роль регионов.

Ноутбуки или нетбуки. По данным ITResearch, за 2010 г. продажи стандартных ноутбуков увеличились на 69%, нетбуков — на 107%. Хотя, по мнению аналитиков, к концу года период сверхвысокой динамики закончился.

Как известно, ASUS первой выпустила на рынок нетбуки и, естественно, прилагала заметные усилия по их продвижению, что и объясняет наибольший рост продаж этих устройств. «Возможно, это было связано с тем, что производительность нетбуков выросла за счет новых технологий, появилось много моделей с 12-дюймовыми экранами», — полагает Алексей Осипов.

А по оценкам Ирияма Сатоши, поставки ноутбуков и нетбуков Sony росли приблизительно с одинаковой скоростью. Игорь Снытко утверждает, что наиболее динамичный рост показал сегмент ноутбуков: «Нетбуки занимают небольшую долю в портфеле Toshiba, мы предлагаем только премиальные модели». Компания Fujitsu в регионе ЕМЕА, как говорит Сергей Грибанов, нетбуки не предлагает вообще.

Видимо, в силу разности политик вендоров показатели продаж у дистрибьюторов также отличаются. Андрей Смирнов отмечает, что в USN Computers в 2010 г. сбыт универсальных ноутбуков рос быстрее, чем нетбуков, в соотношении примерно 5:1. В NETLAB продажи ноутбуков выросли на 70%, а нетбуков только на 30%.

Дмитрий Виноградов заявляет, что в MERLION в прошлом году отметили снижение интереса к нетбукам — их доля в продажах сократилась до 17–19%, тогда как в 2009 г. они занимали чуть больше 20%. Еще меньшую долю, как говорит Сергей Данилов, составили продажи этих систем в «РОСКО» — всего 9%. А Алексей Крутицкий вполне согласен с мнением аналитиков ITResearch: рынок нетбуков стагнирует.

На смену нетбукам приходят планшеты? Известно, что более 20 лет компания Fujitsu выпускала планшетные ПК с сенсорными экранами для корпоративных заказчиков. Но в 2010 г. Apple анонсировала пользовательский планшет iPad, который стал катализатором рождения нового сегмента рынка, — в IV квартале на нашем рынке появились устройства разных производителей, продажи стали быстро расти. По данным аналитиков SmartMarketing, в прошлом году в России их было 152 тыс. шт.

«В конце 2010 г. на российском рынке появились первые модели мультимедийных планшетов, которые вызвали большой интерес у массового потребителя и которые, безусловно, окажут влияние на рынок мобильных устройств, прежде всего нетбуков», — считает Сергей Грибанов. С ним согласен Ирияма Сатоши, который полагает, что планшеты в первую очередь «потеснят» нетбуки ввиду схожести сценариев использования и уровня цен. Аналогичного мнения придерживается Игорь Снытко: «Сейчас намечается тенденция перемещения спроса с нетбуков на планшеты, что говорит о возможном снижении поставок первых в 2011 г.».

Однако Ольга Ципилева отмечает: «Планшет — это в первую очередь мобильное средство доступа к контенту и в последнюю очередь средство создания и обработки информации. С большой вероятностью можно сказать, что в обозримом будущем планшетные ПК не смогут потеснить ноутбуки, поскольку функционал и назначение этих устройств достаточно разные». Так как планшеты рассчитаны на потребление контента, то, по мнению Андрея Смирнова, они «нишевый» продукт: «Пользователи не будут быстрыми темпами переключаться с привычных мобильных ПК на планшеты. Думаю, со временем планшеты могут потеснить только нетбуки».

Дмитрий Виноградов уверен, что планшету удается заменить полноценный мобильный ПК: «Планшеты могут представлять серьезную угрозу лишь для нетбуков, и то при существенном снижении цены. Мы скорее можем говорить о создании новой продуктовой ниши, которая в ближайшее время получит широкое распространение». Это мнение разделяет Лина Ченцова: «Планшетный компьютер — мобильный коммуникатор, а не ПК в привычном понимании. Мы присутствуем при формировании новой товарной категории и прогнозируем за счет планшетов рост потребления мобильных устройств в целом». Сергей Данилов также считает, что ноутбуки останутся на рынке и будут совершенствоваться: «Конкуренции между устройствами не будет. Рынок планшетов будет развиваться вне зависимости от рынка ноутбуков».

Перспективы рынка мобильных устройств. Пока аналитики прогнозируют развитие российского рынка мобильных систем, вендоры и дистрибьюторы готовы поделиться своими взглядами на его перспективы в пределах 2011 г. Алексей Осипов считает, что по-прежнему значительную долю будут занимать ноутбуки, на втором месте расположатся нетбуки и далее — планшетные устройства. По оценкам Sony, рост рынка мобильных ПК в 2011 г. составит порядка 20–30%. «Наиболее востребованными станут ноутбуки массового спроса с экранами 14–15 дюймов стоимостью до 30 тыс. руб.», — полагает Ирияма Сатоши.

Правда, как отмечает Сергей Грибанов, на сбыт мобильных устройств могут оказать негативное воздействие последствия землетрясения в Японии, но в любом случае рынок будет расти. «Наибольший спрос ожидается на мультимедийные планшеты», — полагает он. Игорь Снытко также уверен, что в 2011 г. в России продолжится рост продаж ноутбуков и планшетов. С ним согласна Ольга Ципилева: «Оба сегмента — ноутбуки и планшеты — будут на подъеме. За счет новых технологий мобильные ПК смогут дольше работать от батареи, получат новые мультимедийные функции, в частности 3D-видео. Увеличат производительность и планшеты».

В MERLION, по словам Дмитрия Виноградова, предполагают, что повысится спрос на планшетные ПК, но не в ущерб традиционным ноутбукам, к концу года произойдет дальнейшее снижение доли нетбуков. Сергей Данилов полагает, что в текущем году рынок ноутбуков вырастет еще на 35%, но при этом не исключает, что планшеты займут до 20% рынка. Близок к нему в своих оценках Андрей Котов: «Предполагаемая прибавка — порядка 40%, при этом самый высокий рост покажут планшетные ПК, а за ними — ноутбуки и нетбуки».

«Конечно, рост продаж мобильных ПК продолжится, усилят свои позиции более „продвинутые“ нетбуки (стоимостью от 20 тыс. руб.), а более дешевые, думаю, постепенно потеряют долю рынка в пользу планшетов», — предлагает свой прогноз Андрей Смирнов. Более категоричен Алексей Крутицкий: «Ноутбук будет жить. Зато планшеты, востребованные как новинка, смогут потеснить нетбуки».

Серверы стандартной архитектуры

Аналитики отмечают заметный рост поставок серверов стандартной архитектуры как на мировом, так и на российском рынке. Так, IDC в своем ежеквартальном отчете показала, что в IV квартале 2010 г. в России было продано 42,34 тыс. серверов стандартной архитектуры, что на 29,4% больше, чем кварталом ранее, и более чем на 21,5% — в сравнении с аналогичным периодом 2009 г. По данным IDC, лидерами российского рынка по объему выручки в классах «легких» и «тяжелых» серверов остаются HP и IBM, которые суммарно занимают более 70% рынка в денежном выражении. Аналитики IDC также отметили российскую компанию T-Platforms, которая смогла за счет поставок высокопроизводительных систем увеличить свою долю почти до 10%.

Здесь стоит привести мнение Антона Алпеева, представителя по продажам компании ASUS, которая поставляет в Россию серверные платформы для сборки систем российскими компаниями: «В 2010 г. рынок серверов вернулся на докризисный уровень. Наиболее ощутимый рост спроса наблюдался со стороны заказчиков из госструктур, телекома и поставщиков услуг Интернета, поэтому серверное оборудование ASUS показало очень хорошую динамику».

Артем Гениев, менеджер по продажам корпоративных систем Dell в России и СНГ, также считает, что российский рынок серверов стандартной архитектуры в 2010 г. быстро восстанавливался, стремясь к показателям 2008 г. Даже дистрибьюторы приводят весьма значимые показатели. Так, Надежда Бланкет, руководитель направления Enterprise компании MERLION, говорит, что продажи серверов x86 в 2010 г. в ее компании превысили данные 2008 г. почти на 30%.

Ситуацию в этом сегменте нашего рынка Алексей Крутицкий охарактеризовал так: «Иллюзия выхода из кризиса возвратила отложенный спрос, что способствовало восстановлению рынка». Корпоративный рынок еще продолжает испытывать воздействие остаточных кризисных явлений; и о том, что различные типы заказчиков в 2010 г. по-разному относились к укреплению инфраструктуры ИТ за счет новых серверов, говорят сами поставщики. Так, Андрей Смирнов сообщает: «Продажи серверов в нашей компании увеличились благодаря спросу со стороны клиентов СМБ, которые более мобильны и ориентируются на экономически выгодные предложения, в отличие от крупных заказчиков, медленно принимающих решения и в основном предпочитающих приобретать брендовые зарубежные продукты».

По мнению Антона Калины, директора по развитию бизнеса группы компаний «МОСТ», в 2010 г. у многих компаний появились деньги для замены ИТ-оборудования, у компаний СМБ выросли потребности в вычислительных мощностях: «Они начинают понимать, что ИТ реально сокращают расходы и время, способствуют повышению качества товаров и услуг».

Практически все поставщики серверов отмечают значимость роста спроса со стороны клиентов СМБ. Так, Ольга Ципилева заявляет: «Доля серверов и СХД в обороте „Аквариус“ в 2010 г. составила 36%, это на 17,4% больше, чем в 2009 г., что объясняется тенденцией наращивания вычислительных мощностей как в корпоративном секторе, так и у клиентов СМБ». «Продажи серверов Wexler за год выросли почти на 30%», — заявляет Алексей Чебатко.

А вот Ольга Царева, директор по маркетингу ETegro Technologies, сетует на то, что у многих корпоративных заказчиков большинство проектов оставались «замороженными» почти весь год и лишь к концу появились первые признаки «оттепели»: «Рост рынка серверов, по нашему наблюдению, в 2010 г. был в основном обеспечен поставками в проекты внедрения систем высокопроизводительных вычислений (НРС), финансируемыми государством, что позволило НP и IBM занять лидирующие позиции».

О клиентах СМБ говорит Кирилл Терешенко, менеджер серверных решений IBM стандартной архитектуры: «Активное восстановление после кризиса происходило как за счет замены устаревших систем и расширения инфраструктуры ИТ заказчиков, так и роста спроса компаний СМБ. Доля IBM на рынке серверов х86 в России выросла и составила примерно 23%. Причем значительно увеличились продажи серверов в регионах».

Ему вторит Андрей Шевелев, руководитель отдела IBM компании Landata: «В 2010 г. продажи серверов значительно увеличились. У нас появилось много новых партнеров и клиентов, как московских, так и региональных. Причем небольшие компании, в прошлом предпочитающие приобретать серверное оборудование российской сборки, проявили большой интерес к продукции IBM».

Регионы стали «оживать». Андрей Смирнов и Алексей Алексеев утверждают, что в 2010 г. поставки в регионы выпускаемых их компаниями серверов выросли на 10%. «Доля региональных продаж MERLION в 2010 г. выросла на 5% по отношению к 2008 г. и на 12% по сравнению с 2009 г., когда наблюдался существенный спад регионального бизнеса», — отмечает Надежда Бланкет. Антон Алпеев утверждает, что серверных платформ ASUS в регионах стало продаваться больше на 20%.

Именно региональные продажи, составляющие около 30% оборота ETegro Technologies, по словам Ольги Царевой, вселяют оптимизм: «У нас появились новые региональные клиенты и партнеры, число последних возросло до 22. Многие из них успешно внедряют современные ИТ-решения, в том числе на базе виртуализации».

По мнению Алексея Чебатко, на рынке серверов, как и в сегменте настольных ПК, регионы являются весьма значимым «движителем» роста. Алексей Крутицкий заявляет, что ASBIS Russia увеличила поставки серверов в регионы примерно на 70%.

Что больше продавалось? Александр Мухортов, руководитель отдела серверных систем, систем хранения и сетевого оборудования компании Treolan, отмечает: «По моему мнению, серверный рынок практически восстановился. Нарастал спрос на 1–2-процессорные серверы со стороны клиентов СМБ, отмечен рост продаж „тяжелых“ систем, связанный с технологическим обновлением инфраструктуры ИТ крупных заказчиков, и „размеренный“ рост blade-серверов, которые удачно вписываются в концепцию виртуализации». Кирилл Терешенко также сообщает, что в IBM зафиксировали весьма заметный спрос на серверы для решения задач виртуализации, blade-серверы для упорядочивания и консолидации вычислительных ресурсов и построения конвергентной инфраструктуры ИТ.

В свою очередь Дмитрий Купцов подчеркивает: «Если в кризисный 2009 г. спрос ориентировался в основном на однопроцессорные напольные системы, то в 2010 г. его структура поменялась — как и раньше, в основном продавались стоечные серверы, преимущественно двухпроцессорные».

«Среди наших клиентов значительную часть составляют компании СМБ, которым „тяжелые“ решения не требуются, и поэтому в 2010 г. мы в основном продавали „ходовые“ 1–2-процессорные модели серверов», — говорит Андрей Смирнов. Алексей Алексеев объясняет, что в связи с возросшей мощностью процессоров и выросшим объемом адресуемой памяти в 2-процессорных моделях снизился спрос на «тяжелые» серверы с числом процессоров более 4. С ним согласен Антон Алпеев: «„Легкие“ серверы пока по-прежнему доминируют, поскольку в стране мало потребителей и задач, для которых требуются „тяжелые“ мультипроцессорные системы».

Алексей Чебатко оценивает востребованность «легких» устройств по-другому: «За последние пару лет привлекательность „тяжелых“ серверов резко снизилась — сейчас мощность современных 2-процессорных решений зачастую превосходит производительность 8-процессорных решений 4–5-летней давности. Простота обслуживания, цена и общая стоимость владения 2-процессорными решениями намного ниже, чем у „тяжелых“ собратьев».

Дмитрий Купцов однозначно заявляет, что в прошлом году основную долю продаж в OCS составляли 2-процессорные серверы. Рост спроса на 1–2-процессорные устройства подтверждает Надежда Бланкет, считая их наиболее востребованными для построения почтовых систем в компаниях СМБ, а также наиболее удобными для «линейного масштабирования» в существующих инфраструктурах ИТ.

«По нашей оценке, кризис сильнее всего подействовал на сегмент „тяжелых“ серверов — в 2009 г.практически все крупные ИТ-бюджеты были заморожены, а на разработку сложных проектов может уйти не один год», — поясняет она. Тем не менее Надежда Бланкет отмечает, что за последние два года на первый план вышли облачные вычисления, которые предъявляют новые требования к построению ЦОДов, и в ближайшем будущем от поставщиков потребуется не только новое серверное оборудование, но и дополнительные сервисы.

Ольга Царева также говорит, что в первой половине 2010 г. спросом пользовались преимущественно 1–2-процессорные системы, а продажи «тяжелых» устройств стали увеличиваться во втором полугодии, когда рынок оживился: «При этом начали расти потребности в развитии новых услуг, интернет-сервисов, высокопроизводительной обработки данных. Поэтому мы видим хорошую перспективу сбыта многопроцессорных систем».

Хотя в Dell не зафиксировали заметных изменений в соотношении продаж «легких» и «тяжелых» систем, однако Артем Гениев отмечает возросший в 2010 г. интерес заказчиков к серверам с четырьмя и более процессорами в связи с выходом весьма производительных многоядерных процессоров Intel и AMD. Ольга Ципилева также утверждает, что, по оценкам «Аквариус», 4-процессорные серверы архитектуры х86 стали более востребованы, что связано с появлением мощных 8- и 12-ядерных систем.

А Кирилл Терешенко считает, что в 2010 г. особым спросом пользовались серверы х86, построенные на базе новой архитектуры IBM eX5, которые обладают широкими возможностями масштабирования, позволяют внедрять технологии виртуализации и могут заменять устаревшие серверы других платформ.

Поставщики обращают внимание и на рост продаж blade-серверов. Например, Надежда Бланкет говорит, что в MERLION в прошлом году продажи этих устройств по сравнению с 2009 г. выросли почти в 2 раза, хотя в сравнении с показателями 2008 г. прирост составил только около 20%.

Андрей Шевелев также указывает на тренд увеличения спроса на blade-серверы: «Большинству пользователей стали очевидны преимущества использования blade-серверов, которые становятся одним из ключевых продуктов, для реализации проектов на базе оборудования IBM».

Как отмечает Дмитрий Купцов, в OCS продажи blade-серверов за год возросли в 3 раза, увеличилась и их доля относительно стоечных систем: «Заказчики все больше внимания уделяют виртуализации, унификации оборудования, резервированию и масштабированию, и в этих условиях выгоднее купить blade-систему и постепенно ее наращивать». Павел Борох, менеджер по маркетингу продукции Fujitsu, также утверждает, что в продажах компании Fujitsu TS доля blade-серверов в 2010 г. выросла почти вдвое.

Однако Александр Мухортов оценивает рост продаж этих систем иначе: «В течение нескольких лет доля blade-серверов продолжает медленно, но верно расти, но взрывного роста не наблюдается». По словам Артема Гениева, доля blade-серверов в целом по российскому рынку в 2010 г. по сравнению с 2009 г. увеличилась всего на несколько процентов.

Примерно так же оценивает тренд в сегменте blade-серверов Андрей Смирнов, отмечая, что USN Computers продала таких систем больше на 4,2%: «Это обусловлено высокой стоимостью самого устройства, его интеграции и обслуживания, а также структурой наших клиентов». Алексей Алексеев сообщает, что продажи blade-систем в R-Style Computers исчисляются десятками в год, поэтому пока рано строить статистику.

Зарубежные или российские производители? Как и следовало ожидать, ответы на этот вопрос разнятся и зависят от сегмента заказчиков, куда серверы поставляются. Например, Алексей Алексеев считает, что в 2010 г. соотношение продаж серверов зарубежных и наших компаний практически не менялось. «Уже сложившийся рынок консервативен по своей сути, и, по моим оценкам, серьезного изменения здесь не произошло», — вторит ему Алексей Чебатко. «Спектр компаний, с продукцией которых на российском рынке конкурируют серверы производства Fujitsu, не претерпел коренных изменений», — говорит Павел Борох.

В то же время Алексей Крутицкий подчеркивает, что в сегменте серверов х86 агрессия со стороны ведущих зарубежных производителей продолжается. С ним согласен Антон Алпеев, который считает, что хотя в целом баланс соблюдался, давление со стороны «заграницы» ощущалось: «Одним из важнейших критериев при выборе системы является цена, и здесь российские вендоры обычно имеют преимущество. Они также могут предложить заказчику нестандартное решение для конкретных задач».

Андрей Смирнов утверждает, что в 2010 г. в условиях жесткой экономии многие крупные предприятия обратили внимание на российских производителей, что позволило изменить ситуацию в их пользу.

Однако Ольга Царева признает, что бороться с господством мировых компаний на серверном рынке очень сложно. Впрочем, она уверяет, что российские клиенты СМБ стали обращать больше внимания на соотечественников: «При равных технических характеристиках оборудования, одинаковых гарантийных обязательствах и приличном уровне сервиса выбор уже не определяется только брендом».

Тем не менее Артем Гениев отмечает, что в 2010 г., по сравнению с 2009 г., доля российских производителей снизилась. Еще более категоричен Андрей Шевелев, который заявляет, что соотношение между поставками российских и зарубежных производителей изменилось в пользу последних: «Многие наши компании не смогли преодолеть последствия кризиса, в то время как у зарубежных более солидный опыт и масштаб бизнеса. Заграничные решения по цене теперь несильно отличаются от серверов выживших российских компаний, а вот качество и поддержка на порядок выше. Поэтому все больше компаний СМБ выбирают известные бренды. Я думаю, скоро эта ниша у российских сборщиков будет отобрана».

Ссылаясь на аналитиков, Кирилл Терешенко говорит, что доля проданных в России серверов зарубежных компаний увеличилась более чем на 10%. То, что мировые производители продолжают наращивать суммарную долю серверного рынка, подтверждает и Александр Мухортов: «Соотношение продаж серверов х86 в пользу зарубежных вендоров изменилось, но несильно. У мировых вендоров больше возможностей по выпуску продуктов под конкретные нишевые сегменты, они предлагают не только серверы, но и решения, причем с едиными гарантийными обязательствами».

Что ожидает рынок серверов х86? Александр Мухортов говорит, что текущие показатели компании Treolan в части продаж серверов х86 уже превышают докризисный уровень, и он полагает, что рост всего серверного рынка в 2011 г. превысит 25%. Алексей Чебатко также рапортует о достижении компанией Wexler докризисного уровня и заявляет: «В 2011 г. мы планируем превысить этот показатель минимум на 30%. Ожидаем, что новинки, которые предложат в конце лета производители процессоров, помогут увеличить спрос на нашу продукцию».

Оптимистично настроена и Надежда Бланкет: «Мы прогнозируем общий рост рынка в 2011 г. на уровне 30%. Планы MERLION амбициозны — планируем рост серверного направления на 70% за счет расширения портфеля решений и наращивания доли рынка».

Прогнозы Андрея Смирнова более пессимистичны: «В 2011 г. продажи серверов вряд ли выйдут на докризисный уровень — ведь рынку нужно время на восстановление, полагаю, не менее двух лет».

Однако большинство руководителей компаний-поставщиков уверены, что докризисный уровень будет достигнут именно в текущем году. Так думают Алексей Алексеев, Андрей Шевелев, Дмитрий Купцов. Артем Гениев при этом делает оговорку: «Если не случится никаких экономических потрясений». Его поддерживает Кирилл Терешенко: «При отсутствии форс-мажорных обстоятельств существует вероятность восстановления спроса».

Ольга Царева считает, что в 2011 г. рост серверного рынка продолжится, и определяющими его факторами будут: окончательная активизация отложенного спроса, процесс замены купленного в 2007–2008 гг., устаревшего оборудования, а также смена поколений технологий, которая поможет решать задачи виртуализации, построения «облаков», анализа больших БД.

«Сегодня можно говорить уже не о восстановлении, а о росте рынка, на который приходят новые технологии. В 2011 г. появятся системы, созданные на базе новых платформ AMD и Intel, что будет стимулировать спрос. А вот как распределятся силы между игроками — покажет время», — полагает Антон Алпеев.

Причем к этому дележу могут присоединиться и новые участники рынка. Так, группа компаний «МОСТ» намерена активно продвигать системы китайской компании Inspur. «Этот год для нас подготовительный, наша основная задача — заложить фундамент в виде крепких партнерских отношения с дилерами, дистрибьюторами, сервис-партнерами. Нужна популяризация бренда, требуется понимание клиентами того, что оборудование Inspur производится на заводах государственного масштаба, проходит тщательное тестирование, обладает высоким качеством и доступными ценами», — говорит Антон Калина.

«Год только начался, пока тенденция развития экономики позитивна. Поэтому есть все основания рассчитывать на окончательный возврат серверного рынка к нормальному развитию», — считает Алексей Крутицкий.