В докризисные годы российский рынок ИБП развивался существенно быстрее всего ИТ-рынка, но в 2009 г. он оказался в числе наиболее пострадавших от кризиса. Тогда, по оценке аналитиков ITResearch, он откатился на уровень 2004 г., упав более чем на 40% как в штуках, так и в деньгах. Но в прошлом году рынок ИБП, как и некоторые другие рынки, во многом ориентированные на корпоративный сегмент, восстанавливался более быстрыми темпами.

От падения — к взлету

Продажи систем бесперебойного электропитания устойчиво росли на протяжении всего 2010 г., темпы восстановления не снижались вплоть до конца года.

По данным ITResearch, в I квартале прошлого года было продано 385 тыс. ИБП на сумму 67 млн. долл. Показатели аналогичного квартала 2009 г. были превышены на 26% в штуках и на 27% в деньгах. По словам аналитиков, практически синхронное увеличение натуральных и денежных показателей в начале года свидетельствовало о соразмерном росте рынка как в массовом, так и в инфраструктурном сегменте.

Во II квартале было продано 400 тыс. ИБП, что на 37% больше, чем в том же квартале 2009 г. В денежном выражении рост оказался еще более значительным — 50%. Как отметили аналитики ITResearch, «в отличие от других рынков, на рынке ИБП сезонный фактор показал превышение уровней второго квартала над первым, что во многом связано с активизацией тендерного рынка, традиционно слабого в начале года». Начал реализовываться отложенный спрос на инфраструктурные решения. Во II квартале был зафиксирован резкий рост продаж online-решений, что отразилось на средневзвешенной цене проданных устройств — она выросла до 204 долл. (в I квартале — 174 долл.).

Подобные тенденции наблюдались и в III квартале, в течение которого было продано 550 тыс. ИБП. Это на 34% больше, чем в аналогичном квартале 2009 г., а в денежном выражении рынок вырос на 50,7%.

Очень удачным, по оценке ITResearch, оказался и IV квартал прошлого года. Было продано более 730 тыс. ИБП на сумму более 163 млн. долл. По сравнению с тем же кварталом 2009 г. рынок вырос на 27,5% в штуках и на 62,4% в деньгах.

Всего, по данным ITResearch, в 2010 г. было продано более 2,1 млн. ИБП на сумму около 430 млн. долл., за год рынок прибавил 33% в штуках и 53% в деньгах.

Аналитическая компания IDC дает более скромные оценки. «Объем российского рынка ИБП в 2010 г. составил около 380 млн. долл., — сообщает Исмаил Белов, ведущий аналитик IDC в России и СНГ. — Это значит, что продажи “бесперебойников” сравнялись с уровнем 2007 г. и почти на четверть превысили уровень 2009 г. (305 млн. долл.), но еще не достигли уровня 2008 г. (около 395 млн. долл.)». По данным IDC, в 2010 г. в Россию было поставлено около 1,9 млн. единиц оборудования.

На различия в оценках IDC и ITResearch, по всей видимости, влияют особенности методик анализа и расчетов.

О рынке...

Оценивая объем российского рынка ИБП, некоторые игроки называют цифры, близкие к «среднему арифметическому» данных IDC и ITResearch.

«Объем рынка — около 400 млн. долл. Он продолжает восстанавливаться, но уровня 2008 г. все еще не достиг», — считает Александр Халаев, генеральный директор представительства Tripp Lite.

400 млн. долл. называют и в представительствах Eaton и Delta Energy Systems. «Основной рост в прошлом году пришелся на последние два квартала. В первой половине 2010 г. более сильные позиции на рынке занимали так называемые low-cost-решения, но по мере оживления экономики заказчики вновь стали проявлять интерес к более качественным и надежным продуктам, что мы отчетливо видели на примере продаж оборудования Eaton», — утверждает Евгений Ребизов, менеджер по развитию бизнеса Eaton Power Quality. «Рынок по сравнению с 2009 г. вырос примерно на 50%, но он так и не вернулся к докризисному объему», — добавляет Анастасия Киселева, директор по маркетингу Delta Energy Systems в России и СНГ.

«Объем российского рынка ИБП в 2010 г. составил, по разным оценкам, 400—450 млн. долл., что говорит о постепенном восстановлении этого сегмента после провала 2009 г. Положительная динамика роста (в основном за счет увеличения доли проектных поставок) по сравнению с 2009 г. оценивается примерно в 50% в денежном выражении», — считает Евгений Новиков, директор компании «Стинс Корп.».

Несколько ниже оценивают объем рынка в Chloride и Inelt. «Наши оценки мы обычно делаем на основе данных, получаемых от нескольких аналитических компаний, — говорит Олег Становов, генеральный директор “Клорайд Рус”. — Как нам кажется, российский рынок ИБП в 2010 г. вырос на 25—35% по отношению к предыдущему году и достиг объема не менее 350 млн. долл.». Эту же цифру называет и Евгений Жирнов, руководитель отдела дистрибуции ИБП Inelt: «Объем рынка можно грубо оценить в 350 млн. долл. с ростом на 40—50% к 2009 г.». А по мнению Дмитрия Купцова, вице-президента OCS, объем рынка в прошлом году составил примерно 300 млн. долл.: «Рынок восстанавливается после кризиса, но полного восстановления пока не произошло».

…и о себе

Как утверждают многие игроки, рост их бизнеса в 2010 г., как минимум, соответствовал динамике восстановления рынка или же превосходил ее. Не все называют конкретные цифры, но практически все считают прошлый год успешным.

«Основным драйвером нашего бизнеса в 2010 г. стали комплексные решения инженерной инфраструктуры, в составе которых были трехфазные ИБП, — говорит Николай Харитонов, руководитель департамента по работе с партнерами управления по рынку “Информационные технологии” (APC by Schneider Electric). — Год был успешным, о чем свидетельствуют крупные инфраструктурные проекты, построенные на базе архитектуры APC InfrastruXure».

В представительствах компаний Eaton и Delta Energy Systems, не называя показателей, утверждают, что рост их бизнеса превосходил темпы роста рынка.

«Прошлый год был для компании весьма успешен, — говорит Константин Ермаков, глава представительства Powercom. — Мы практически завершили модернизацию основных линеек оборудования, продаваемого в России, подготовили к выводу на рынок несколько новых моделей, начали сотрудничество со многими интересными партнерами. Рост календарного 2010 г. к 2009 г. по продажам в канал в денежном выражении составил 68%».

«В прошлом году мы выросли на 30% по сравнению с 2009 г.», — утверждает Андрей Колпаков, заместитель директора по развитию торговой марки Sven. А по словам Евгения Жирнова, продажи ИБП Inelt увеличились на 60% по отношению к показателям 2009 г. и на 45% по отношению к докризисному 2008 г.

В представительстве Tripp Lite рапортуют о двукратном росте продаж. «В прошлом году также увеличилось число новых партнеров и новых проектов», — добавляет Александр Халаев.

Лишь в двух компаниях — Ippon и Chloride — признают, что их показатели в 2010 г. оказались меньше, чем рынка в целом.

«В 2009 г. продажи падали не так быстро, как на рынке (-29%), но в 2010 г. росли медленнее, чем рынок (+23%), в сравнении с 2009 г. Таким образом, в этом году продано на 14% меньше, чем в 2008 г., — подчеркивает Павел Лебедев, директор по маркетингу торговой марки Ippon. — Небольшой рост мы связываем с восстановлением рынка в сегменте “тяжелых” ИБП и с отсутствием значительного роста в сегменте offline, line-interactive, где мы традиционно сильны». Он объясняет это изменением пропорций в продажах десктопов и ноутбуков.

В 2010 г. общий объем бизнеса компании Chloride на российском рынке вырос на 16%, при этом продажи оборудования увеличились примерно на 11%. «На первый взгляд это может показаться не очень впечатляющим, особенно на фоне результатов других производителей. Однако хочу подчеркнуть, что мы и в 2009 г., в условиях пикирующего вниз рынка, также показывали двузначные числа роста продаж, обеспечив себе довольно уверенное положение на рынке в настоящее время», — говорит Олег Становов. По его словам, в 2010 г. существенно вырос бизнес сервисного подразделения «Клорайд Рус» — на 36%. Во многом это объясняется расширением спектра оказываемых услуг по монтажу, инсталляции и пусконаладке поставляемого оборудования.

Свою работу в прошлом году считают успешной и многие дистрибьюторы.

«В OCS рост в сегменте ИБП по отношению к 2009 г. составил 30% и практически приблизился к показателям "эталонного" на текущий момент 2008 г.», — утверждает Дмитрий Купцов. О докризисных временах вспоминает и Денис Андреев, руководитель департамента систем бесперебойного питания компании Landata: «Объем продаж продукции Eaton в Landata в 2010 г. приблизился к показателям 2008 г. Основные закупки, также, как и в прошлом году, пришлись на онлайновые ИБП средней и высокой мощности. Мы также значительно увеличили количество дилеров, сотрудничающих с нами по направлению ИБП, укрепили и расширили наш бизнес в регионах». Он утверждает, что направление Eaton уже на протяжении нескольких лет входит в тройку ведущих бизнесов Landata и является одним из наиболее динамичных.

По словам Павла Сурина, руководителя направления «Мониторы и ИБП» компании «Марвел-Дистрибуция», в его компании продажи ИБП выросли на 46%.

Руководство «Стинс Корп.» утверждает, что поставки ИБП в 2010 г. выросли в два раза, и связывает это с ростом корпоративного сегмента. «Несомненно, прошлый год стал успешным для нашей компании хотя бы потому, что мы, с моей точки зрения, довольно успешно и практически безболезненно преодолели потрясения конца 2008 г. и 2009 г.», — говорит Евгений Новиков.

И «большие», и «маленькие»?

Условно рынок ИБП можно разделить на два сегмента — массовый и корпоративный, и каждый из них живет и развивается по своим собственным законам. Большинство игроков считают, что в прошлом году корпоративный сегмент рос гораздо быстрее массового.

«Корпоративный рынок меньше пострадал и восстанавливается более быстрыми темпами, — утверждает Николай Харитонов. — В начале кризиса многие полагали, что большинство заказчиков “переключат” значительную часть своих закупок на решения производителей, работающих в более низком ценовом сегменте. Однако клиенты продолжали использовать оборудование проверенных производителей, в итоге этот сегмент просел намного меньше. С появлением позитивных тенденций в экономике и размораживанием проектов по развитию корпоративный сектор возобновил инвестиции в ИТ-инфраструктуру и быстрее восстановливается».

С этим соглашается и Анастасия Киселева: «В 2010 г. было осуществлено множество корпоративных проектов, которые откладывались из-за кризиса. С другой стороны, рост продаж ноутбуков привел к снижению доли стационарных ПК и к сокращению массового сегмента ИБП».

Компания Landata работает в основном в корпоративном сегменте. «Он восстанавливается несколько быстрее. Это вызвано как эффектом отложенного спроса, так и растущим интересом к данному виду ИБП, — утверждает Денис Андреев. — В 2010 г. снова увеличился спрос на более сложные и дорогие системы бесперебойного питания, в то время как в 2009 г. наблюдалось смещение интереса потребителей к более простым и экономным конфигурациям. Это свидетельствует о реализации нашими партнерами сложных, интересных проектов и стабилизации рынка ИБП в целом».

По мнению Павла Лебедева, рынок «тяжелых» ИБП стремительно восстанавливается при отсутствии значительного роста в сегментах offline и line-interactive: «Изменяется пропорция между десктопами и ноутбуками и сказывается отложенный спрос со стороны корпоративных заказчиков, которые во время кризиса были вынуждены отложить заказы “тяжелых” ИБП “до лучших времен”».

В «Стинс Корп.» утверждают, что корпоративный сегмент развивался «не просто более быстрыми, а взрывными темпами». «Сыграло свою роль восстановление государственного и корпоративного секторов, что позволило и госструктурам, и крупным коммерческим компаниям вернуться к отложенным на время инфраструктурным проектам, в которых немалую часть занимают системы жизнеобеспечения. На уменьшение доли массового сектора повлияло также постепенное смещение интересов потребителей к мобильным решениям», — говорит Евгений Новиков.

Однако у руководства компаний «Клорайд Рус» и «Марвел-Дистрибуция» другая точка зрения.

«Как мне кажется, наиболее быстрыми темпами восстанавливался массовый сегмент. То есть именно тот, который наиболее сильно пострадал во время кризиса, — предполагает Олег Становов. — И поэтому корпоративный сектор, который не испытал серьезных провалов в 2008—2009 гг., в 2010 г. рос более спокойными темпами».

«Массовый сегмент однозначно восстанавливался быстрее, объемы продаж в 2010 г. в компании “Марвел-Дистрибуция” превысили показатели 2009 г. на 70%, — утверждает Павел Сурин. — Поставки “тяжелого” оборудования выросли, но в гораздо меньшей степени. Это связано с тем, что, скорее всего, корпоративные заказчики “придержали” свои бюджеты в начале года».

Главы представительств Powercom и Tripp Lite подчеркивают, что продажи их оборудования в разных сегментах росли равномерно.

«Все три сегмента (SOHO, СМБ и Enterprise) показали схожие темпы роста, обусловленные, правда, различными факторами. Если в рознице основным драйвером, безусловно, стала вернувшаяся платежеспособность населения, то в корпоративных сегментах многое зависело от отложенного спроса, изменений в бюджетах и финансировании, и в конце 2010 г. мы получили ожидаемый эффект от сделанных ранее наработок», — говорит Константин Ермаков. С этим соглашается и Александр Халаев: «В первой половине года более активно действовала дистрибуция, во второй — проектный бизнес. Видимо, это обусловлено динамикой расходования бюджетных средств».

Как утверждают аналитики ITResearch, опережающее увеличение денежных показателей роста рынка над «натуральными» (по их оценке, соответственно 53 и 33%) было обусловлено резким ростом инфраструктурной составляющей рынка ИБП: «Проекты с самым “тяжелым” оборудованием длительное время ощутимо отставали от остального рынка. Однако вторая половина 2010 г. благодаря подорожавшей нефти и успешному исполнению государственного бюджета позволила крупнейшим заказчикам (включая государство) смелее выделять средства».

В IDC также отмечают «небывалый рост» в сегменте наиболее мощных ИБП (свыше 100 кВ•А). «Эта группа оборудования прибавила в денежном выражении 105% по отношению к 2009 г. (118% к 2008 г.). При этом рост в штуках составил лишь 48% к 2009 г. (55% к 2008 г.), что опять же говорит об удорожании одной усредненной единицы, — сообщает Исмаил Белов. — Этот рост складывается из нескольких факторов, таких как возобновление отложенного спроса в связи с размораживанием проектов и перетекание спроса из соседних мощностных диапазонов».

Кроме того, аналитики IDC утверждают, что в прошлом году высокими темпами рос не только корпоративный, но и массовый сегмент, при этом в нем изменяется структура продаж. Так, по данным IDC, в два раза (как в денежном, так и в штучном выражении) по сравнению с 2008 г. упали продажи самых маломощных ИБП (ниже 500 В•А). Наиболее востребованным подсегментом было и остается оборудование мощностью 0,5—0,99 кВ•А. Продажи их устройств стабильно растут, несмотря на кризис. «Можно говорить о смещении потребительских акцентов среди покупателей трех наименее мощных сегментов в сторону устройств большей номинальной мощности, а внутри отдельно взятого мощностного диапазона — в сторону устройств с более высокой стоимостью, а, следовательно, и функциональностью, — утверждает Исмаил Белов. — Это обусловлено прежде всего ростом мощности каждого отдельно взятого компьютерного блока питания. Кроме того, растет число компьютеров и других приборов, защищаемых одним ИБП, что предъявляет более высокие требования к энерговооруженности».

Вместе с тем в IDC отмечают уменьшение поставок ИБП средней мощности. Так, продажи оборудования мощностью 5,1—10 кВ•А сократились на 32% по сравнению с 2009 г., а 10,1—20 кВ•А — на 34% (в штуках). «Падение продаж оборудования средних мощностных диапазонов (уже не бытового, но еще не промышленного) связано в том числе со снижением спроса на офисы и объекты торговли: в конце 2008 г. и в 2009 г. новые объекты практически не закладывались», — считает Исмаил Белов.

Тенденции на фоне роста

Говоря о тенденциях, проявившихся на рынке ИБП в прошлом году, многие игроки отмечают существенный рост продаж online-решений. В ITResearch считают, что благодаря удовлетворению отложенного спроса доля online-ИБП ощутимо выросла, приблизившись к концу года к отметке 50% рынка (в деньгах). Прогнозируется, что с высокой вероятностью данная планка будет преодолена уже в текущем году.

По мнению ITResearch, российский рынок ИБП приобретает все больше черт зрелых рынков, где массовые устройства — далеко не самая главная составляющая: «Против массовых ИБП действуют долговременные внутриотраслевые тренды, в частности отказ от десктопов (связанное оборудование) в пользу ноутбуков даже в организациях».

О негативном влиянии роста продаж ноутбуков на массовый сегмент рынка ИБП также упоминают многие участники рынка. Однако в IDC считают, что в прошлом году эта тенденция пока не проявилась, ноутбуки не стали «тормозящим фактором». «Прогнозы уменьшения рынка ИБП в связи с ростом продаж ноутбуков, нетбуков и handheld devices (“планшетники”, смартфоны) пока не сбываются, — утверждает Исмаил Белов. — Представители всех компаний — производителей ИБП, с которыми мы сотрудничаем, отмечают стабильный рост рынка вместе с увеличением продаж компьютеров и серверов. Кроме того, появляются новые, “не-айтишные” направления по защите дорогостоящей бытовой техники (аудиовидео, бытовая электроника)». Среди других проявившихся тенденций Исмаил Белов отмечает бурный рост спроса на узкоспециализированные ИБП для защиты объектов бытовой инфраструктуры (котлов, «теплых полов», кондиционеров и т. п.).

Тенденции технологического развития ИБП коротко перечислил Александр Халаев: «Они не особенно отличаются от мировых — увеличение КПД, повышение компактности, снижение веса, увеличение отказоустойчивости и управляемости, энергоэффективность и энергосбережение». А по поводу рыночных тенденции так же коротко высказался Андрей Колпаков: «Усиление конкурентной борьбы, появление новых китайских торговых марок, расширение сфер деятельности некоторых крупных вендоров в смежные отрасли, повышение средней стоимости ИБП».

В компании APC by Schneider Electric убеждены, что рынок ИБП невозможно рассматривать отдельно от ИТ-отрасли и от сегмента инженерной инфраструктуры. «Стремление к эффективности — главный тренд ИТ-отрасли. Говоря о подсистеме электропитания инженерной инфраструктуры, включающей ИБП и систему распределения питания, необходимо отметить, что сегодня уже достигнут 96%-ный КПД для систем двойного преобразования, поэтому в этой области нет существенных резервов повышения эффективности», — утверждает Николай Харитонов. Однако, по его словам, мощный резерв кроется в области управления: распределение энергии необходимо контролировать на пути от поставщика до конечного потребителя, определяя проблемные зоны, где энергия используется неэффективно, отслеживая ее потребление на каждом участке пути. «В системе распределения питания от электростанции до конечного потребителя возможны огромные потери, до 50%. Очевидно, что именно здесь и нужно искать мощный резерв для экономии. Это как раз та область, на которой специализируется концерн Schneider Electric», — напоминает Николай Харитонов.

В компании Ippon говорят об «усложнении систем и тенденции к законченности решений». «В корпоративном сегменте покупают уже не ИБП, а системы, гарантирующие стабильность работы, — считает Павел Лебедев. — В этом случае поставщики вынуждены теснее интегрироваться с системными интеграторами или быть ближе к конечному заказчику». По его мнению, есть и еще одна общая тенденция — рост цен на основные компоненты ИБП, который ведет к росту себестоимости, падению маржи и увеличению цен на рынке.

В компании «Клорайд Рус» утверждают, что в конце прошлого года произошел всплеск интереса к созданию коммерческих дата-центров. «Если в 2009 г. многие из проектов строительства ЦОДов были заморожены, то во второй половине 2010 г. мы стали получать большое количество запросов по этой тематике, — говорит Олег Становов. — Причем довольно существенная часть этих запросов относится к сравнительно большим ЦОДам, где мощность электропотребления измеряется десятками мегаватт».

Эту же тенденцию наблюдают и в OCS. «Сильно вырос сегмент рынка, связанный с построением дата-центров различных размеров — от небольших, на 20—30 стоек, до глобальных, на 300—500, — утверждает Дмитрий Купцов. — Это изменяет структуру рынка: растет спрос не столько на одиночные ИБП, сколько на комплексные системы, "оболочки" для ЦОДов».

В Eaton говорят, что у заказчиков вновь появился интерес к высококачественному и надежному оборудованию. «Они как и раньше обращают внимание не столько на рыночную стоимость устройства, сколько на совокупную стоимость владения оборудованием в течение жизненного цикла», — отмечает Евгений Ребизов.

Многие, в том числе и в Landata, отмечают рост конкуренции. «Появляются новые игроки. Требования к поставщикам становятся все более и более жесткими как по составу оборудования и условиям финансирования, так и по сервису и условиям гарантии, — говорит Денис Андреев. — Приобретают особое значение различные виды поддержки, оказываемые партнерам, дополнительные сервисы и привилегии, которые вендор вместе с дистрибьютором готовы предоставить дилеру».

Конкуренция растет вместе с рынком

По данным ITResearch, в 2010 г. бренд APC by Schneider Electric по-прежнему контролировал около половины российского рынка ИБП в денежном выражении. «Компании продолжают “смещаться” в инфраструктурную область, но и массовая составляющая “отрабатывается” очень сильно», — отмечают аналитики. Основные конкуренты этого производителя на массовом рынке — ИБП под торговыми марками CyberPower, Ippon, Powercom и Powerman (здесь и далее перечислены в алфавитном порядке). На рынке инфраструктурных решений заметны позиции компаний Chloride, Eaton, GE DE, Delta, Emerson Liebert, Inelt, Newave и Socomec UPS.

По оценке ITResearch, по итогам первой половины прошлого года APC by Schneider Electric контролировала 47% продаж в денежном выражении. В пятерку лидеров вошли также Eaton, Emerson Liebert, Ippon и Powercom. На долю этих компаний в сумме пришлось 89% рынка в деньгах. Как отмечают аналитики, годом ранее на лидирующую группу приходилось на 5% больше, и это снижение свидетельствует о нарастании конкуренции.

Отмечают это и в IDC. «Хотя безоговорочным лидером остается APC by Schneider Electric, некоторые относительно небольшие вендоры благодаря массированному наступлению на рынок и сбалансированной продуктовой линейке существенно усилили свои позиции. Прежде всего это касается Powercom (Тайвань) и Ippon — частного бренда компании Merlion», — говорит Исмаил Белов. По его словам, в массовом сегменте обе эти фирмы подтянулись вплотную к лидеру рынка, а Powercom также наращивает присутствие и в сегменте оборудования высокой мощности: «То обстоятельство, что многие организации повысили требования к формированию ИТ-бюджетов и заказчики стали гораздо более рачительными и заинтересованными в поиске решений с наилучшим соотношением цена/качество, играет на руку тайваньской компании, имеющей относительно невысокую себестоимость оборудования при высоком уровне качества и, следовательно, больше возможностей для ценового маневра».

В последнее время, как отмечают в IDC, появилось множество новых брендов. «Достаточно удачный старт сделала компания “Бюрократ” с запуском бюджетных моделей ИБП под брендом CyberPower, — напоминает Исмаил Белов. — Достаточно хорошо себя чувствует еще один российский бренд — компания Inelt. Eaton и Socomec улучшили свои позиции на рынке в основном за счет оживления рынка проектов».

В APC by Schneider Electric убеждены, что «в 2010 г. рынок стал более концентрирован». «Впрочем, данная тенденция наблюдается и на смежных рынках ПК, серверов, СХД, — утверждает Николай Харитонов. — Не исключено, что в 2010 г. имели место незначительные изменения долей менее крупных участников».

В Powercom считают, что в прошлом году не произошло заметных событий, связанных с конкуренцией, однако «были заложены некоторые основы для изменения ландшафта в 2011 г.». «Появились новые игроки, изменились соотношения долей рынка в некоторых его сегментах. В общем, скучно не будет, — говорит Константин Ермаков. — Могу отметить, что доминирование APC в некоторых сегментах оборудования (в частности, в line-interactive продуктах) закончилось, а это значит, что в будущем нас ожидает весьма интересная конкурентная борьба и в остальных сегментах. Да и потребители получат возможность, не переплачивая, выбирать из большего количества качественных предложений».

«Пул основных производителей остался прежнем, т. е. серьезных игроков на рынке пока не появилось, — утверждает Дмитрий Купцов. — Рыночные доли также сильных изменений не претерпели. Думаю, основные игроки остались на старых позициях с небольшими флуктуациями».

Евгений Жирнов также считает, что перечень основных игроков рынка не претерпевает существенных изменений: «После кризиса пытаются выйти новые игроки, ни к чему хорошему это не приведет... Возможно, новички снизят цены, но маловероятно, что признанные лидеры ввяжутся в ценовые войны. Рынок ИБП консервативен, и ключевые заказчики долго будут относиться к новым игрокам настороженно».

Впрочем, в «Клорайд Рус» утверждают, что в прошлом году все же случались если не полномасштабные «ценовые войны», то отдельные «интервенции». «Как мне кажется, некоторые производители, почувствовав, что теряют позиции, “пустились во все тяжкие”, шокируя покупателей, конкурентов и рынок такими ценовыми предложениями, которые нельзя объяснить с точки зрения здравого смысла, — говорит Олег Становов. — На первый взгляд это кажется большим плюсом для покупателей, но на поверку выясняется, что низкие цены в большинстве случаев выливаются в такие технические решения, с которыми заказчик потом будет мучиться».

В представительстве Tripp Lite считают, что российский рынок ИБП остается очень конкурентным. «Тем не менее он также отличается высоким уровнем технической подготовки самих заказчиков, инженеры которых хорошо понимают свои задачи и выбирают решения, оптимально соответствующие требованиям технического задания и бюджета. А раз так — у нас хорошие перспективы», — уверен Александр Халаев.

В компании Landata отмечают общую тенденцию повышения требований к ИБП, предъявляемых заказчиками и соответственно дилерами. «Вендоры, так же как и дистрибьюторы, работают над тем, чтобы предложить партнерам максимально выгодные и эффективные условия сотрудничества, обеспечить дополнительные сервисы и привилегии тем компаниям, которые занимаются продвижением ИБП», — говорит Денис Андреев.

Сделка на полтора миллиарда

Безусловно, главным событием на мировом рынке ИБП в 2010 г. стала сделка по приобретению концерном Emerson компании Chloride. Она состоялась лишь с третьей попытки, когда цена была поднята до 1,5 млрд. долл.

По объему бизнеса объединенная компания может занять второе место на мировом рынке ИБП. По данным IMS Research, первое место принадлежит бессменному лидеру — APC by Schneider Electric. В 2009 г. она контролировала 29% рынка ИБП. На втором месте находилась Eaton (13%), однако суммарная доля Emerson и Chloride оказывается выше — 14%.

В России, по данным ITResearch, в том же 2009 г. общая доля этих двух компаний в целом по рынку составляла 6,7%, однако в сегменте «тяжелых» ИБП она существенно больше.

Как отмечают в IDC, это одна из наиболее масштабных сделок десятилетия в отрасли. «На мой взгляд, она относится к тем сделкам, в которых выигрывают все (обе компании и заказчики). Для Emerson Network Power это слияние будет означать существенное расширение продуктовой линейки, а также приобретение многочисленных заказчиков Chloride. Для Chloride, в свою очередь, откроются новые рынки сбыта (в первую очередь инфраструктурные), на которых компания Emerson традиционно сильна, — считает Исмаил Белов. — Помимо этого компании Chloride, не очень крупной по меркам отрасли, по-видимому, будет оказываться общекорпоративная поддержка со стороны нового “родителя”. Chloride является престижной торговой маркой и, кроме того, имеет ряд корпоративных заказчиков с высокой степенью лояльности бренду. Поэтому не думаю, что в ближайшие год-два произойдет ребрендинг продуктовой линейки. Также маловероятны сокращения штатов — в этой компании они не раздуты».

C 2008 г. компанию Chloride на российском рынке представляет ее дочерняя фирма «Клорайд Рус». Помимо выполнения стандартных функций представительства, она ведет полноценную коммерческую деятельность, являясь прямым импортером и дистрибьютором оборудования Chloride и занимаясь его сервисным обслуживанием. О завершении сделки было объявлено в сентябре прошлого года, однако до настоящего времени российский офис работает самостоятельно. Примечательно, что именно компания «Клорайд Рус» этой весной анонсировала новые модели мощных ИБП, однако официально они выводятся на рынок уже от имени Emerson Network Power.

«Слияние Chloride и Emerson стало заметным событием, — считает Светлана Мурашкина, директор по развитию компании “Радистр”. — В связи с этим наш профессиональный интерес вызывает новая стратегия Emerson». Этот вопрос, безусловно, волнует многих партнеров обоих вендоров. Однако пока в представительстве Emerson Network Power не дают никаких комментариев по поводу слияния. А руководство «Клорайд Рус» не может предсказать, как пойдет интеграция бизнесов двух бывших конкурентов и как будет структурирован общий канал продаж.

«Пока, до получения официальной информации о механизме и конкретных процедурах слияния, сделку комментировать сложно, — отмечает Олег Становов. — Надеемся, что “шашкой махать” никто не будет, и мы сохраним имеющиеся каналы продаж и завоеванные ранее позиции для объединенной компании. В будущее мы смотрим оптимистично и надеемся получить синергетический эффект за счет “перекрестного опыления” наших партнерских сетей более широкими и сбалансированными продуктовыми линейками».

Конечно, еще рано говорить о том, как это объединение отразится на российском рынке ИБП. Но большинство игроков предполагает, что кардинальных изменений ждать не стоит.

«С точки зрения корпорации Emerson, это абсолютно закономерный шаг, позволяющий расширить линейку решений для конечного пользователя, — считает Евгений Новиков. — Что касается влияния на российский рынок — не думаю, что это повлечет за собой кардинальные изменения. Просто произойдет переход потребителей оборудования класса Chloride в “лагерь” клиентов Emerson».

«Все будет зависеть от политики слияния, возможного изменения структуры канала, сохранения бренда. Это может “сыграть” как в лучшую сторону, так и в худшую», — отмечает Дмитрий Купцов.

«Как показывает практика, в условиях российского рынка ИБП изменения, связанные с приобретением одной компании другой не становятся значимыми факторами и на расстановку сил сильно не влияют», — говорит Андрей Маркин, руководитель корпоративного отдела представительства Powercom.

«Скорее всего, какое-то время сохранится текущая ситуация. У Chloride в России есть несколько крупных заказчиков... В любом случае форсированный процесс объединения брендов, каналов и т. п. итоговому результату на пользу не пойдет, поэтому действовать в этом направлении будут постепенно. Если вообще будут», — предполагает Евгений Жирнов.

«Позиции Chloride исторически сильны у крупных корпоративных заказчиков в закрытых проектах. А на открытом рынке Chloride не оказывала нам большой конкуренции. Поэтому эта сделка не окажет существенного влияния на позиции и характер работы Landata по направлению ИБП, — утверждает Денис Андреев. — В то же время у Chloride есть достаточно активное представительство, с четкой позицией и складом. Безусловно, компания Emerson внесет свои правила в его работу».

DDU и катаклизмы

В прошлом году одним из заметных событий на российском рынке ИБП стало изменение схемы поставок оборудования компании APC by Schneider Electric, бессменного лидера рынка ИБП. Теперь они осуществляются по схеме DDU (delivered duty unpaid) — вендор обеспечивает доставку товара в Россию, но не занимается таможенной очисткой, перепоручая это уполномоченному таможенному брокеру.

«С начала 2010 г. мы самостоятельно доставляем оборудование до таможенного склада российских дистрибьюторов. Переход на DDU потребовал перемен во многих областях нашей деятельности, — говорит Николай Харитонов. — Большинство дистрибьюторов, оценивая масштаб грядущих изменений, предпочли заблаговременно создать дополнительный складской запас ходовых изделий. В итоге это позволило нам пройти период смены схемы поставки без спада продаж партнерам второго уровня». Он подчеркивает, что «можно говорить о затоваривании складов, но это был обдуманный и осмысленный шаг».

Впрочем, в компании «Марвел-Дистрибуция» наблюдали не затоваривание, а, напротив, некоторый дефицит. «В начале года были краткосрочные проблемы с наличием товара, связанные с переходом APC by Schneider Electric на новые условия поставки DDU. К IV кварталу 2010 г. нам удалось подготовиться заранее, поэтому на нас в меньшей мере сказались перебои с поставками этого оборудования», — говорит Павел Сурин. Вместе с тем в целом он позитивно оценивает изменения в схеме работы вендора: «Думаю, что по АРС by Schneider Electric ситуация с переходом на новые условия поставок стала более прозрачной, теперь все партнеры находятся в одинаковых условиях по затратам на логистику. Мы склонны оценивать это изменение как положительное для нашей компании».

Многие игроки утверждают, что благодаря «правильной стратегии и грамотному планированию» им удалось избежать затоваривания либо дефицита. Однако, как признает Павел Лебедев, «с такой проблемой столкнулись все поставщики, работающие с длинными прогнозами (транзитами) и складами дистрибьюторов в России». «Решали ее самым обыкновенным способом — внимательным отношением к текущему складу, спецпредложениями для стабильных партнеров», — добавляет он.

Прошлый год выдался «богат» на всевозможные природные катаклизмы и аномалии. Все они, по мнению некоторых игроков, должны положительно сказаться на продажах ИБП. Нечто подобное наблюдалось и после памятного московского блэкаута в 2005 г.

«В 2010 г. произошел ряд событий, связанных с отключением электропитания социально значимых объектов из-за сложных метеорологических условий и других факторов, что заставило многих задуматься о необходимости обеспечить гарантированное и качественное электропитание», — считает Евгений Ребизов.

«Можно отметить события, подстегнувшие рынок ИБП, — это массовые отключения электричества в связи с погодными катаклизмами, среди которых пожары, ураганы, наледь на линиях электропередач, отключения, связанные с перегрузкой изношенных сетей», — говорит Андрей Маркин.

«Энергетический кризис конца декабря 2010 г. в Москве и Подмосковье послужил толчком к увеличению продаж в сегменте малого бизнеса, — утверждает Светлана Мурашкина. — Постоянные угрозы отключений электроэнергии в холода многих убедили в необходимости установки систем бесперебойного питания».

* * *

Хочется верить, что отнюдь не природные катаклизмы станут основным драйвером развития рынка ИБП. Многие игроки проявляют сдержанный оптимизм.

«У этого рынка нормальные перспективы. Настолько, насколько они могут быть такими в условиях нашей не совсем нормальной экономики. Тем не менее пока цена на нефть высока, рынок будет чувствовать себя неплохо. Появятся новые проекты — начнет закупаться оборудование для них, а рынок персональных ИБП будет стагнировать», — считает Евгений Жирнов. Эту точку зрения разделяют многие.

По мнению аналитиков ITResearch, рынок ИБП вряд ли выйдет на докризисные уровни: «Конечно, это относится только к натуральным показателям и обусловлено тем, что количество стационарных компьютеров будет уменьшаться вследствие вытеснения их мобильными решениями, для которых ИБП не столь критичен. В результате уровень продаж 2007 г. (3 млн. штук), скорее всего, недостижим».

На этом фоне ITResearch называет 20% роста в натуральном исчислении в 2011 г. оптимистичным прогнозом. К счастью, такой неутешительный прогноз распространяется только на натуральные показатели, подчеркивают эксперты. В денежном выражении рост может быть выше за счет плавного смещения рынка в инфраструктурные решения и уменьшения доли индивидуальной защиты.