Для рынка устройств печати 2010 г. стал периодом восстановления. Говорить о достижении докризисных показателей преждевременно, однако в том, что рост есть, эксперты единодушны, хотя и по-разному оценивают его динамику — одни говорят о «небольшом, но устойчивом» росте, другие — о впечатляющем и считают, что рынок «рванул вверх».

По оценке компании ITResearch, в целом за 2010 г. объем рынка принтеров и настольных МФУ немного превысил 3,8 млн. шт., что на 20% больше, чем в 2009 г., в денежном выражении продажи увеличились до 800 млн. долл. (рост на 26,5%). Согласно данным IDC, в штучном выражении рынок офисных устройств печати — цифровых копиров, принтеров и МФУ — составил в 2010 г. более 4 млн. 100 тыс. устройств, или более 900 млн. долл., что соответствует 35%-ному росту к показателям 2009 г. Другие эксперты также называют цифры восстановления в границах 20–30%.

«В прошедшем году отмечались сильные восстановительные тенденции. Если I квартал был довольно слабым, то II, III и IV „перевыполнили план“ по росту», — говорит ведущий аналитик IDC Россия/СНГ Исмаил Белов. Наиболее активно восстанавливались сегменты лазерных принтеров и МФУ — их доля превысила 50% в штучном выражении и стала больше 80% в денежном. «Поставки лазерных устройств демонстрировали наиболее здоровую динамику, порой доходящую до 50–100% роста по сравнению с 2009-м, особенно в сегменте МФУ», — рассказывает директор «АРТ Дистрибьюшен» Елена Жуплатова.

Основной рост пришелся на вторую половину 2011 г., при этом, по словам Дмитрия Купцова, вице-президента OCS, темпы роста в России гораздо выше общемировых. Однако эксперты отмечают определенные нюансы таких подсчетов. Так, конец года характеризовался падением цен в ряде сегментов.

«Поэтому, считая в штуках, мы, конечно, видим рост. В деньгах, на наш взгляд, имеет место определенная стагнация», — считает коммерческий директор Teko Андрей Блинов.

В то же время, по словам некоторых экспертов, по рынку в целом отмечался рост и в денежном выражении, свидетельствующий об увеличении продаж более дорогих устройств и «оттаивании» рынка аппаратов, которые в основном покупают корпоративные клиенты. «После дефицита конца 2009—начала 2010 г. все вендоры связывали большие ожидания с IV кварталом, и это сыграло с ними злую шутку, — рассказывает Алексей Володин, директор по продажам Департамента информационных систем Sharp Electronics Russia. — Рост, конечно, был, но далеко не такой, какой многие ожидали, а отсюда оверстоки, перегрузка канала, ценовые войны и т. д».

IDC поясняет, что рост 2010 г. стал ответом на отложенный за время кризиса спрос. «Кроме того, не все ввезенные и попавшие в отчет IDC единицы оборудования были куплены или установлены у заказчика. Часть из них ввезли вследствие массированного прессинга вендоров на каналы продаж: партнеры старались „забить склады под завязку“, чтобы избежать дефицита начала 2010 г. Мы не исключаем, что если подсчитывать число инсталлированных машин, ситуация будет несколько иной. Но методика подсчета, которой пользуется IDC, учитывает количество ввезенных единиц оборудования, поэтому мы не можем с высокой точностью сказать, какой процент был ввезен в страну из-за „накачки“ канала», — поясняет Исмаил Белов.

Тренды-2010

В корпоративном секторе в 2010 г. сработал отложенный спрос после кризисного замораживания проектов по обновлению печатного парка. Однако «кризисная привычка» экономить на всем сказывается на поведении потребителей. «Несмотря на общий тренд на оптимизацию парка, по-прежнему часто имеет место „экономия на спичках“, неправильному подбору оборудования способствует отсутствие четкого понимания задач и критериев выбора, — считает Дмитрий Купцов. — Во всех сегментах по-прежнему преобладает спрос на более дешевые устройства. Возможен отказ от части функционала в угоду более низкой цене».

В начале 2010 г. в канале возник некоторый дефицит, что привело к повышению цен на ряд позиций. «Колебания происходили на протяжении всего года. Так, в первом полугодии 2010 г. цены на устройства печати повысились: на «бюджетные» модели приблизительно на 5%, а на более дорогие — на 15%. Колебание цен было связано с сокращением объема поставок», — говорит старший менеджер по продукции отдела персональных систем и периферии компании Treolan Алексей Бодулев.

Затем началось снижение. «Когда появились признаки оживления рынка, вендоры начали понемногу снижать цены на те группы техники, которые дают наибольшую прибыль и являются критически важными. Также это совпало с концом года, когда многие заказчики активно тратят деньги и закупают больше, чем в другие кварталы», — говорит Александр Альтшуллер, руководитель направления по работе с дилерами, мененджер по продукции (высокопроизводительная и цветная печатающая техника) «Супервэйв Групп».

При этом к концу года в ряде сегментов тенденция снижения цен позволила экспертам говорить о демпинге и «ценовых войнах». «Наблюдается значительная эрозия цен и жесточайшая конкуренция в сегменте low-end», — утверждает Павел Тихонов, менеджер по продукции представительства компании Brother в России.

Высокая востребованность дешевых аппаратов серьезно обостряет конкуренцию на рынке. «Эрозия цен и откровенный демпинг играют — в средней и дальней перспективе — против всех участников рынка», — убежден Дмитрий Купцов.

Вендоры пытаются найти плюсы в этой ситуации. «Производители в 2010 г. вынуждены были постоянно снижать цены, в том числе и на принтеры и МФУ среднего ценового сегмента, чтобы сделать их более востребованными на рынке. Думаю, что во многом благодаря этому производители добились увеличения спроса, например, корпоративных заказчиков на устройства среднего ценового сегмента, а не только на базовые продукты начального уровня», — считает Софья Соболева, директор по маркетингу «ОКИ Системс Рус».

Тем не менее снижение цен не отменяет другую тенденцию — послекризисное восстановление спроса на более дорогие устройства. «На протяжении всего года снижались цены на персональные устройства — как принтеры, так и МФУ. При этом в целом мы наблюдали смещение спроса в сторону более производительного и дорогого оборудования, чем в 2009 г.», — рассказывает Марианна Именохоева, директор департамента дистрибуции малой офисной техники Xerox Россия.

«Продажи среднего и старшего сегмента МФУ восстановились», — констатирует директор «РОСКО» Сергей Данилов.

Константин Киммельман, директор департамента устройств печати и обработки изображений (IPG) «HP Россия», также обращает внимание на то, что помимо объективных показателей роста наблюдалось также смещение структуры спроса по отношению к докризисной: покупатели снова отдают предпочтение устройствам на базе лазерной технологии печати, а также предпочитают принтерам МФУ.

«В 2010 г. можно отметить рост доли лазерных МФУ по отношению к струйным. Это можно объяснить тем, что рынок восстанавливается и покупатель оценивает в совокупности как стоимость самого устройства, так и стоимость владения им, то есть расходные материалы. В период кризиса ключевым моментом при совершении покупки была цена аппарата, и большинство покупателей не задумывались о последующих затратах на расходные материалы, чем и объяснялся рост доли струйных устройств», — поясняет Евгений Карпов, руководитель группы маркетинга и планирования отдела телекоммуникаций Panasonic.

Среди других тенденций 2010 г. эксперты отметили влияние на определенные сегменты рынка растущего электронного документооборота (например, электронные билеты и соответствующий им сегмент матричных принтеров).

Если же говорить об итоговых цифрах роста в 2010 г., то правы и те эксперты, которые призывают учитывать не относительный процентный рост, а абсолютные цифры. «Достигнутые в 2010 г. темпы роста рынка печатающих устройств можно в целом охарактеризовать как, мягко говоря, умеренные. Что уж говорить о его восстановлении? Если смотреть на количественный показатель, то в целом рынок приближается к 2005 г., а если на денежный, — то ближе к 2004 г.», — считает Андрей Блинов.

МФУ вновь лидируют

По данным ITResearch, продажи МФУ росли почти в три раза быстрее, чем принтеров (28% против 11%). При этом основной точкой роста оказались настольные лазерные устройства, продажи которых увеличились на 45% и достигли почти 90% предкризисного уровня. В сегменте струйных МФУ эти показатели оказались несколько меньше — продано 85% максимального уровня 2008 г. На рынке принтеров прошедший год также был более успешным для лазерных аппаратов, продажи которых увеличились по сравнению с 2009 г. на 13%, в то время как для струйных и матричных принтеров этот показатель составил около 5%. Эксперты ITResearch считают, что достигнуть, а тем более превзойти лучшие докризисные показатели принтеры уже не смогут.

В IDC обращают внимание на скачок продаж промышленных высокоскоростных систем печати, как монохромных, так и цветных, — рост в 2–5 раз в зависимости от подсегмента. «Хотя в абсолютном выражении цифры ежегодных продаж таких устройств невелики, темпы роста ясно свидетельствуют об оживлении корпоративного и государственного секторов», — считает Исмаил Белов. Аналогичная ситуация в сегменте широкоформатных машин — продается больше как CAD-, так и GRAPH-оборудования. Первые на определенном этапе показали более существенный рост вследствие возобновления госзакупок и финансирования соответствующих отраслей промышленности. Возобновились продажи машин «сверхширокого» формата (signage).

С тем, что 2010 г. стал годом МФУ, согласны все эксперты. «Приостановившийся в кризисный период процесс замещения принтеров на МФУ возобновился», — подчеркивает коммерческий директор EuroBusiness Владимир Ламков.

«Активно развивались: рынок черно-белых МФУ формата А4, полноцветных МФУ формата А3 и производительное оборудование», — считает Тсукаса Уехара, президент ООО «Коника Минолта Бизнес Сольюшнз Раша».

«Наибольшее оживление наблюдается в сегменте домашних и корпоративных МФУ», — согласен Алексей Лавров, продакт-менеджер NetLab.

В 2010 г. свои позиции усилили более дешевые бренды. «Эта тенденция сохранилась и в 2010 г., и в I квартале 2011-го, что особенно заметно в регионах. Что же до основных игроков, то кризис активизировал их размежевание: сильные упрочили свое лидерство, а что касается остальных, то одни ушли с рынка, другие стали нишевыми», — утверждает Дмитрий Купцов. Всплеск активности мелких поставщиков был недолгим.

«Впрочем, в первом полугодии они готовы были восполнить дефицит продукции ключевых производителей, но уже к концу года, когда крупные вендоры увеличили свою долю, ландшафт рынка устройств печати стал прежним», — говорит Алексей Бодулев.

«В результате изменения внешней конъюнктуры выигрывали те вендоры, которые устанавливали гибкие цены, предлагали наиболее эффективные решения и обеспечивали достаточное количество товара в условиях дефицита. В целом некрупные поставщики за счет более слаженной политики, быстрой адаптации и оптимизации собственных расходов смогли «отъесть» определенную долю у лидеров рынка. Но в результате, конечно же, лидерства не добились», — поясняет Елена Жуплатова.

Струйная печать — новый взгляд

Интересный тренд связан со струйной печатью — с одной стороны, все признают, что этот сегмент сокращается, и в умах пользователей давно закрепилась аксиома — струйная печать дороже лазерной. Однако вендоры предлагают новые решения струйной печати, на которые это правило уже не распространяется. Ведь «дороже» — это вопрос стоимости отпечатка.

«Струйная печать уже больше двух лет отвоевывает свою долю за счет выпуска очень интересных аппаратов с раздельными картриджами большого ресурса, — поясняет Александр Альтшуллер. — Для офисного сегмента, для ежедневной печати в объеме до двух тысяч страниц в месяц эти аппараты стали выгодны потому, что их картриджи при ресурсе, равном ресурсу картриджей лазерных устройств, стоят в 2–2,5 раза дешевле». По его мнению, только явный консерватизм пользователей, которые по привычке считают, что струйная печать дороже лазерной, тормозит распространение таких моделей.

Сами вендоры с оптимизмом смотрят на этот рынок. «Сегмент струйной бизнес-печати значительно вырос, и стоимость отпечатка стала очень привлекательной», — говорит Павел Тихонов. В HP признают, что несмотря на рост, этот сегмент остается все еще нишевым. Но здесь «первопроходцы» могут открыть рынок для всех остальных. «Стоит отметить усилия Hewlett-Packard по продвижению своих струйных бизнес-решений. Именно в этом сегменте отмечен рост, и резонно ожидать его и в наступившем году, ведь и другие производители представили или готовят свой ответ на эту инициативу», — напоминает Дмитрий Смирнов, директор по развитию «Ресурс-Медиа».

Год «неродных» картриджей

Главной тенденцией 2010 г. в сфере расходных материалов стал неприятный для вендоров, но вполне объяснимый, с точки зрения потребителей, переход к активному использованию совместимой, заправляемой и даже просто поддельной продукции. Это вынудило производителей начать активные кампании по пропаганде «родной печати», однако и противники не сдаются. На стороне первых — множество очевидных аргументов о важности гарантии производителя и правильном обращении с устройствами печати, у других же резон один, но очень сильный — цена.

По данным ITResearch, оригинальных картриджей для принтеров и настольных МФУ было продано 18 млн. штук в натуральном выражении на почти 900 млн. долл. По сравнению с 2009 г. рынок увеличился почти на 6% (в штуках и в деньгах), однако заметно отстает от темпов роста всех остальных сегментов.

«Появление ряда сильных предложений (в том числе и B2B) со стороны производителей неоригинала здорово подкосило „оригинальный“ рынок, поскольку предложения неоригинала в 2–3 раза дешевле при практически том же или сходном качестве», — считает Исмаил Белов. Ответные действия оригинальных производителей (пропаганда, создание пакетов и бандлов и т. п.), по его мнению, не в состоянии сдержать натиск «совместимки», поскольку за последней остается неоспоримое ценовое преимущество, а разовые демпинговые акции отдельных производителей (НР, Samsung) не могут продолжаться долго, поскольку в их рамках товар продается ниже себестоимости. Тем не менее во втором полугодии доля оригинальных расходных материалов стала выше, чем в первом. Это говорит о том, что усилия вендоров все же не прошли даром.

Андрей Блинов считает, что успешное развитие рынка совместимых расходных материалов в 2009–2010 гг. лишь подтверждает вполне удовлетворительное качество печати с их использованием: «Количество совместимых картриджей (и это без учета „заправок“), по нашим оценкам, составило 50–60% оригинальных расходных материалов и становится все более заметным в общей структуре продаж расходных материалов для лазерных устройств. Во-вторых, рынок «заправок» картриджей для лазерной печати, создававшийся как некая „добавка“ к деятельности фирм, торгующих оригинальными и совместимыми расходными материалами, в течение 2004–2008 гг. трансформировался в самостоятельный сегмент. В 2009 г., когда практически все объемы лазерной печати снизились, рынок „заправок“ рос, и это продолжилось в 2010 г.».

Некоторые эксперты называют еще большие цифры — по разным оценкам, в различных регионах «совместимые» расходники «отъедают» от 60 до 80% рынка расходных материалов в денежном выражении. «Оригинальные» производители стараются «защититься» от перезаправки своих картриджей, в связи с этим перезаправка становится все более дорогой и невыгодной, но спрос смещается не в сторону оригинальных расходников, а в сторону совместимых, что дополнительно увеличивает ее долю рынка. Стало заметно больше и прямых подделок, то есть на первый взгляд коробка и сам картридж очень похожи на оригинальные и отличить их может только квалифицированный инженер.

Но при этом в начале 2011 г. некоторые вендоры еще и увеличили (в среднем на 15%) цены на свои расходные материалы. Производители, например HP, твердо придерживаются такой позиции — пользователи могут пробовать «альтернативы», но нестабильное качество печати или неисправности, вызванные использованием неоригинальных расходных материалов, со временем вернут спрос на главный критерий — соотношение цена/качество.

«В период, когда большинство организаций сокращали свои ИТ-бюджеты, некоторые пользователи переходили на неоригинальные расходные материалы, в том числе перезаправку картриджей. Но уже с 2010 г. тренд развернулся, и спрос на оригинальные тонеры стал расти», — говорит Елена Жуплатова.

Марианна Именохоева подчеркивает, что на рынок расходных материалов большее влияние оказало восстановление объемов печати как у рядовых пользователей, так и у больших корпоративных заказчиков: «В прошлом году мы продали на 35% больше расходных материалов, чем в кризисном 2009 г.».

От минимального — к необходимому

«Если в кризисный и послекризисный годы корпоративный сегмент „замер в ожидании“, то теперь мы наблюдаем рост продаж „тяжелых“ машин — до этого пользователи пытались обходиться не тем, что действительно нужно, а тем, на что хватало средств. В „домашнем“ сегменте ситуация была схожей — покупка откладывалась „на попозже“», — говорит Лада Белан, директор по маркетингу ГК «А1 ТИС».

«С отступлением кризиса спрос на бизнес-технику растет, компании снова стали покупать производительные и функционально насыщенные модели, позволяющие наладить более профессиональную работу и повысить эффективность использования ИТ-инфраструктуры. Налицо положительная динамика продаж моделей среднего и высокого ценового сегментов, растет интерес к цветным лазерным печатающим устройствам, — подтвержает Владимир Ламков. — У домашних покупателей, после вынужденной экономии в кризисный период и временного колебания спроса в сторону однофункциональных устройств, выбор снова все чаще останавливается на устройствах с несколькими функциями, столь же компактных по размерам, что и однофункциональные аппараты».

Таким образом, в корпоративном сегменте стремление потребителя сэкономить все чаще приводит не к приобретению дешевых устройств, а к обратной ситуации: спрос смещается в сторону более производительного (и более дорогого) оборудования, но зато с низкой себестоимостью отпечатка, то есть покупатели не только стали прикидывать, во что обойдется покупка «здесь и сейчас», но и просчитывать полную стоимость владения.

«Как это работает? Например, заказчик выбирает аппарат более высокого класса, с более развитым функционалом, и платит больше денег сразу. Но экономит на эксплуатации за счет низкой стоимости расходных материалов. Все зависит от объема печати. При правильном подборе аппарата общие затраты клиента на „оборудование + эксплуатацию“, скажем, уже в течение двух лет будут ниже. И чем дольше эксплуатируется аппарат (а это, как правило, не менее 5 лет), тем ниже общие суммарные расходы. И это при том, что в его распоряжении более выскопроизводительный аппарат с большим функционалом, чем если бы он выбрал дешевый. Как в той поговорке — скупой платит дважды», — поясняет Алексей Володин. Подчеркивая при этом, что в госзакупках этот фактор часто не работает из-за особенностей законодательства — аппараты приобретаются отдельно от расходных материалов, и поэтому смысл ТСО пропадает.

Но все согласны с тем, что кризис поменял мышление корпоративного потребителя, сделав подходы к выбору устройств печати более рациональными. «Основной урок кризиса в том, что выработался навык поиска реальной, а не мнимой экономии — наилучшего соотношения цены и качества. В корпоративном сегменте это выражается прежде всего в комплексном подходе к стоимости владения», — считает Константин Киммельман.

Согласен с ним и Алексей Бодулев: «Поведение потребителей, безусловно, изменилось. Подход к выбору техники стал более рациональным, и думаю, что таким он останется еще довольно длительное время».

«Сейчас можно утверждать, что пользователи умеют не только считать стоимость приобретения и владения, но и готовы инвестировать в более сложные решения с большей функциональностью», — полагает Марианна Именохоева.

Такие тенденции приводят и к росту спроса на системы учета расходов и контроля доступа к устройствам печати.

Эта ситуация, безусловно, является положительной для всех игроков — работать на «дешевизну» не хочет никто. «Чем дешевле, тем лучше» — таков был общий подход в 2009 г., — даже если сломается через 2–3 мес., проще выкинуть и купить новый принтер за 1 тыс. руб. Перспективы рынка с такими покупательскими настроениями были сложные, т. к. никому не выгодно торговать дешевыми (и, как следствие, низкокачественными) товарами в долгосрочной перспективе, — поясняет Исмаил Белов. — Никто же не гарантирует, что такая дешевая коробочка не сломается через неделю, что обязательно скажется отрицательно на престиже бренда».

Аутсорсинг печати — тренд?

Многие вендоры включили Managed Print Services (MPS), или аутсорсинг печати, в свои продуктовые портфели. Хотя бурного роста этого сегмента в 2010 г. не произошло, в целом данное направление, как считают поставщики и эксперты, достаточно перспективно. «Наконец наметилась тенденция спроса на услуги печати — когда пользователь покупает не „железо“, относя его на основные фонды, а „копии“, считая их как текущие расходы. У нас уже есть несколько таких проектов, заказчик практически во всех случаях — крупная частная компания с разветвленной сетью небольших офисов, например пунктов продаж», — рассказывает Алексей Володин.

«В Европе уже несколько лет все больше компаний предпочитают именно этот вид услуг, когда клиенты — крупные и средние компании — платят фиксированную цену за каждый отпечаток, в которую уже включены все расходы (стоимость оборудования, расходных материалов, обслуживания и т. п.), при этом никаких принтеров на балансе у компании нет и нет нужды держать в штате специалистов, которые эти принтеры настраивают и обслуживают. Ряд компаний в России уже давно продвигают этот сервис, и мы думаем, что в 2011–2012 гг. есть большой потенциал роста в этой сфере», — считает Софья Соболева.

Теоретически аутсорсинг печати и «печать как сервис» могут в долгосрочной перспективе даже привести к штучному сокращению рынка устройств печати в корпоративном секторе. Однако речь идет о прогнозе как минимум на 3–5 лет, а так далеко сегодня вряд ли заглядывают даже смелые аналитики. Но понятно одно — от поставщиков и продавцов устройств печати будет все больше (как это уже и происходит в мире) требоваться не только продажа «железа», но и развитие связанных с ним услуг.

Сквозь призму ожиданий

Точкой отсчета при оценке ситуации на рынке в послекризисные годы становится докризисный уровень. Главный вопрос — будет ли он вообще достигнут и когда? Здесь мнения экспертов порой значительно расходятся. Надо заметить, что есть разница между всем рынком и показателями отдельной компании — даже если конкретный вендор или реселлер смог усилить свои позиции, вряд ли можно переносить такой тренд на весь рынок.

Согласно официальному прогнозу IDC, опубликованному в марте текущего года, рынок устройств печати восстановится до докризисного уровня в 2013 г.

Своими взглядами на восстановление рынка печати с нами поделились производители. «Восстановление идет довольно высокими темпами, в 2011 г. возможно достижение докризисных показателей», — считает Павел Тихонов (Brother). «По нашим ожиданиям, рынок устройств печати уже в этом году сможет выйти на докризисный уровень», — полагает Евгений Карпов (Panasonic). «На сегодняшний день рынок восстанавливается активнее, чем в последний год. Наша компания уже достигла предкризисных результатов», — утверждает Тсукаса Уехара («Коника Минолта Бизнес Сольюшнз Раша»). «Рынок устройств должен восстановиться в 2011 г., что касается расходных материалов, то это произойдет лишь к концу 2012 г. Причина — сокращение в кризис установленной базы принтеров, а также незначительное снижение объема печати», — считает Константин Кимельман (HP). «В целом восстановление рынка идет в соответствии с нашими ожиданиями. На текущий момент полное восстановление мы ожидаем к середине 2012 г.», — говорит Марианна Именохоева (Xerox).

Оптимисты есть и среди других игроков канала. «Пока динамика рынка такая, как нам представлялась в начале 2010 г., когда мы давали прогнозы на ближайшие 2–3 года. Если посмотреть количество проданных за 2010 г. принтеров, МФУ и копировальных аппаратов, то превышение докризисных показателей произойдет, скорее всего, в следующем году», — полагает Владимир Ламков.

Но восстановления рынка дождутся не все. «Мы ожидали, что рынок „оживет“ значительно быстрее. Однако этого не происходит. За 2009–2010 гг. ряд компаний и первого, и второго эшелона, надеявшихся на скорейшее восстановление рынка и не дождавшихся его, прекратили свое существование. Поэтому оставшиеся игроки рынка приготовились к „позиционной борьбе за рыночную долю“. Мне кажется, что 2011 г. еще преподнесет нам немало сюрпризов», — говорит Андрей Блинов. Сергей Данилов вообще полагает, что темпы восстановления рынка переоценены, и это приводит к ошибкам в прогнозах: «Восстановление идет хуже прошлогодних ожиданий. Можно предполагать, что рынок восстановится, но за это придется заплатить дорогую цену».

В целом все дистрибьюторы отмечают, что в связи с постепенным насыщением рынка показатели роста уже не будут такими, как в 2010 г. «Восстановление происходит в границах наших ожиданий. Рынок ведет себя более предсказуемо, чем это было до кризиса, когда под действием агрессивных маркетинговых программ он перенасыщался продукцией. Сейчас поведение большинства участников рынка (но не всех) уже менее рискованно, и, как правило, они уже не так сильно „перетаривают“ свои склады. Полагаю, что показатели текущего года будут близки к 2008 г.», — говорит Дмитрий Смирнов.

«Рынок печати в 2010 г. восстанавливался достаточно быстрыми темпами, что, скорее всего, отразится не в лучшую сторону на росте в 2011 г. Уже сейчас заметно сильное насыщение во всех сегментах», — уверен Алексей Лавров.

«Возврата к тем темпам „естественного“ штучного прироста рынка, который наблюдался в 2004–2007 гг., мы, скорее всего, не увидим: рынок уже достаточно зрелый, — согласна с ними Елена Жуплатова. — После этапа реализации „отложенного спроса“ рынок, скорее всего, будет развиваться не в количественном, а в качественном измерении — потребитель потребует больше специфических функций применительно к своим бизнес-процессам, оптимальной себестоимости эксплуатации и т. д».

Дмитрий Купцов считает, что ожидания, озвученные производителями, оправдались не в полной мере — первичное насыщение рынка в послекризисный период прошло и темпы роста постепенно замедляются, а вендоры корректируют свои ожидания и планируют достичь докризисных показателей уже в этом году.

Японский фактор

При отсутствии форс-мажоров все игроки ждут от 2011 г. продолжения тренда восстановления, но в более умеренной форме, чем в 2010 г., — как с точки зрения показателей роста, так и по количеству «пиков и провалов». Ожидаемый рост относительно 2010 г. опрошенные нами эксперты ограничили 10–20%. Однако форс-мажор в 2011 г. уже произошел — разрушительное землетрясение в Японии. Последствия катастрофы для ИТ-рынка пока до конца не ясны. Вполне возможно, что японские события также повлияют на расклад сил на рынке печатающих устройств. «К концу лета рынок может столкнуться с нехваткой товара в определенных сегментах. Это должно привести к повышению цен», — полагает Дмитрий Купцов. «В 2011 г. рост замедлится как по показателям спроса, так и по объему предлагаемой продукции. Если, конечно, трагедия в Японии не вызовет временный дефицит», — говорит Константин Киммельман. «Боюсь, что в этом году на рынок устройств печати будет влиять не экономическая ситуация, а природные катаклизмы», — считает Лада Белан.

2011-й — год спокойного роста?

Если допустить, что японская экономика и ее ИТ-сегмент все же смогут преодолеть последствия землетрясения, то от рынка ожидают спокойного стабильного роста. «Мы рассчитываем, что, несмотря на печальные события в марте этого года в Японии, ситуация с наличием всего ассортимента продукции будет улучшаться, что, в свою очередь, приведет к выравниванию продаж. Их объем будет нарастать в сравнении с прошлым годом и в соответствии с сезонностью (но пики и провалы будут не так сильно выражены, как это было в предкризисные годы). В целом прогноз — оптимистический», — подчеркивает Дмитрий Смирнов.

Тем не менее для игроков канала это «спокойствие» может стать более проблемным, нежели ситуация 2010 г., — в условиях медленного роста растет конкуренция.

Если говорить о технологических прогнозах, то ожидания экспертов самые разные. «Основной рост рынка, а также изменения, связанные с миграцией бизнес-печати в цвет, мы связываем с 2012 г.», — говорит Андрей Блинов.

«Струйные МФУ могут взять реванш у лазерных, которые, в свою очередь, должны потеснить лазерные принтеры», — считает Владимир Ламков.

«Мы ожидаем продолжения роста сегмента лазерных устройств (на 12–16%), как минимум, до конца 2012 г.», — говорит Елена Жуплатова.

В IDC считают, что отдаленные последствия кризиса пока еще неясны и могут проявиться через 3–5 лет, но в общем и целом в среднесрочной перспективе возможно продолжение общего увеличения продаж. Резервы для этого роста есть — в корпоративном сегменте рост будет направлен в основном на восполнение неудовлетворенного и отложенного спроса 2008–2010 гг., а также на замену вышедшего из строя или морально устаревшего оборудования. Домашние пользователи будут шире применять устройства печати (при условии общего роста благосостояния), но сам по себе этот рынок еще «недокормлен».

«В 2011 г., при отсутствии „unknown unknowns“, мы прогнозируем дальнейший плавный рост, не выходящий, впрочем, за пределы наиболее успешного 2007 г.», — говорит Исмаил Белов. Рост стабильности, по мнению эксперта IDC, приведет к улучшению ситуации в компаниях-вендорах, которые, в частности, будут избавлены от вымотавших всех игр с продуктовым портфолио. Свободные средства вновь пойдут в R&D, поэтому вероятно появление давно ожидаемых новинок.