В последние годы аналитики все чаще говорят о проблеме многократного увеличения объемов информации, которая затрагивает как корпоративный сегмент рынка, так и конечных пользователей. О том, как решали ее в 2010 г. с помощью мощных систем хранения данных (СХД) и компактных сетевых хранилищ NAS в России, рассказывают вендоры и дистрибьюторы.

СХД — выбор крупных заказчиков и не только

По данным IDC, рынок СХД остается одним из наиболее динамично развивающихся — в 2010 г. поставки внешних систем хранения увеличились более чем на 40%.

«По нашим оценкам, закупки СХД в России за 2010 г. заметно возросли, приблизительно на 30%, — говорит Владислав Логвиненко, руководитель группы продуктового маркетинга отдела СХД „HP Россия“. — Это объясняется тремя факторами: 1) отложенным из-за кризиса спросом; 2) ростом информации, которую требуется хранить предприятиям в условиях возрастающей конкуренции и экономических катаклизмов; 3) возвращением тенденций, характерных для рынка СХД в 2006–2008 гг.».

Наряду с удовлетворением отложенного спроса Михаил Воробьев, специалист подразделения СХД IBM в России и СНГ, подчеркивает появление другой тенденции на корпоративном рынке: «Рост продаж СХД в 2010 г., ставший „значительным скачком“ по сравнению с 2009 г., в немалой степени обусловлен повышением значимости хранения информации — все больше заказчиков приходят к пониманию, что самым важным в ИТ-системе является информация. Так, для банка вышедший из строя сервер не проблема, его можно заменить, но если теряются записи о транзакциях, банк несет ощутимые убытки».

Андрей Шевелев, руководитель отдела IBM компании Landata, также обращает внимание на изменение отношения к СХД: «Потребители стали ценить инфраструктуру, тщательно и последовательно подходить к процессу ее формирования, более продуманно и аккуратно относиться к средствам, затрачиваемым на ее формирование и содержание».

В свою очередь Александр Яковлев, менеджер по маркетингу продукции Fujitsu, отмечает значение новых технологий по оптимизации хранения данных, появившихся в последние два года: «Эти технологии позволили заказчикам при меньших затратах хранить существенно большее количество информации, нежели исходные объемы приобретенных СХД». Тем самым он подчеркивает, что опережающий рост потребности в хранении информации вынуждает компании изыскивать дополнительные ресурсы хранения данных.

С ними согласен Виктор Kартунов, директор по развитию бизнеса ETegro Technologies: «Спрос на СХД растет прежде всего из-за накапливания, хранения и использования больших объемов данных, которые возрастают „лавиной“. Сбор и анализ данных, статистика, автоматизация — это основные причины роста этого рынка». При этом он считает, что наибольший вклад внесли крупные корпоративные проекты, хотя отмечен спрос на эти системы и со стороны средних компаний и клиентов СМБ.

«Постоянный рост данных — это неизбежный факт, именно поэтому даже в кризисном 2009 г. падение рынка СХД было менее значительным, чем серверного, — утверждает Сергей Васильев, старший менеджер по продукции отдела серверных систем, систем хранения и сетевого оборудования компании Treolan. — Сравнивая последние два года, можно увидеть их принципиальное отличие — в кризисный период заказчики стремились получить максимум от уже имеющегося оборудования, и развитие шло преимущественно интенсивным путем (увеличение объема хранения за счет установки дополнительных дисков), в 2010 г. явно наметился экстенсивный рост — инсталляция новых систем».

По мнению Алексея Чебатко, менеджера по маркетингу и PR компании Wexler, российский рынок СХД (в количественном исчислении) в 2010 г. вырос примерно на 35% в сравнении с 2009 г. Он также считает, что этот сегмент практически всегда развивается темпами, близкими к темпам роста общего объема информации: «Она растет в геометрической прогрессии, и очевидно, что необходимость ее сохранения диктует два пути: увеличение количества СХД и наращивание емкости уже существующих систем путем замены жестких дисков на более емкие. Потому можно смело утверждать, что этот рынок сам по себе является стабильно развивающимся».

Оценки роста рынка СХД Артема Гениева, менеджера по продажам корпоративных систем Dell в России и СНГ, еще более оптимистичны: «Потребление СХД в 2010 г. возросло как минимум на 50%. Среди наиболее значимых факторов роста, на мой взгляд, — быстрое увеличение подлежащей хранению информации и распространение технологии серверной виртуализации».

Руслан Чиняков, вице-президент компании OCS, говорит, что продажи СХД в его компании в 2010 г. по сравнению с 2009 г. выросли более чем в 1,5 раза и превысили показатели продаж 2008 г. на 20–30%. Причем он, как и Виктор Kартунов, утверждает, что столь значительный рост продаж связан с выполнением крупных проектов, преимущественно в госсекторе.

Александр Загнетко, аналитик и руководитель программы исследований IDC «Корпоративные системы», отметил, что в последнее время возросла роль ПО: «В IV квартале 2010 г. некоторые потребители оплачивали фактически только ПО, а серверы и СХД были лишь дополнением».

Насколько значимыми оказались поставки ПО в прошлом году?

Представители вендоров напоминают, что современные СХД без системного ПО управления не поставляются. «Большинство программных продуктов для СХД — средства по управлению, мониторингу и конфигурированию — поставляются в составе системы и являются бесплатными», — поясняет Михаил Воробьев. Это подтверждает Руслан Чиняков: «ПО управления собственно СХД входит в стоимость системы. Если говорить о ПО для расширенного управления данными, такими как моментальные снимки, копирование, локальная и удаленная репликация, то пока эти средства востребованы примерно в 30–50% проектов». Подобную оценку дает Андрей Шевелев, который говорит, что в структуре продаж СХД в компании Landata около 35–40% составляют продажи ПО. Но при этом отмечает возникший тренд продаж дополнительного ПО на установленные системы: «Это свидетельствует о том, что проданное нами оборудование активно используется заказчиками».

СХД оказались востребованы и в регионах. Как отмечает Александр Яковлев, наиболее ярко реализация отложенного спроса на СХД начального уровня проявилось именно в регионах. Это мнение разделяет Михаил Воробьев, который уверен, что многие московские продажи затем отправляются в регионы: «Головной офис, который занимается закупками, распределяет продукты по региональным филиалам. Спрос там также растет, потому что рынок и экономическая ситуация в стране стабилизировались и находятся на подъеме».

Более определенно о спросе на СХД на региональных рынках говорит Владислав Логвиненко: «HP обладает в России развитой региональной партнерской сетью, наши продажи на местах координируют 11 офисов. Результаты совместных с партнерами усилий приносят свои плоды — региональный бизнес по СХД в 2010 г. вырос как минимум на 50%». Артем Гениев также полагает, что в прошлом году продажи СХД Dell на региональных рынках заметно увеличились — почти на 40%.

Компания Treolan, по словам Сергея Васильева, прилагает большие усилия для развития региональных продаж, что позволило ей в 2010 г. достичь, а в ряде федеральных округов уверенно превзойти показатели продаж СХД докризисного 2008 г.

СМБ — новый заказчик СХД

Ольга Ципилева, вице-президент по маркетингу компании «Аквариус», подчеркивает: «Сейчас значительно выросло потребление СХД в сегменте клиентов СМБ. На рынке СХД наметилась тенденция к снижению стоимости систем, что делает их более доступными для конечного потребителя». Это мнение разделяет Виктор Kартунов, который говорит, что в прошлом году ETegro Technologies наблюдала рост спроса на СХД со стороны производственных, сервисных и торговых компаний среднего уровня, а также банков, которые стремились усовершенствовать работу приложений и использование БД в своих ИС.

Как заявляет Александр Яковлев, благодаря тому, что Fujitsu создала целый комплекс решений именно для СМБ, продажи СХД в этот сегмент рынка в 2010 г. составили около 40% оборота. Михаил Воробьев говорит, что СХД начального и среднего уровней занимают около трети всех продаж IBM в России: «У больших компаний или госорганизаций есть множество региональных офисов, где нужно инсталлировать СХД, но и маленькие фирмы приходят к пониманию, что необходимо строить полноценную ИТ-инфраструктуру. И при небольших бюджетах и простых задачах они также выбирают эти решения».

Владислав Логвиненко считает, что кризисный тренд покупок в 2009 г., когда крупные корпорации закупали СХД начального уровня для корпоративных приложений, завершен: «Но мы наблюдаем резкий рост продаж СХД начального уровня, связанный с развитием инфраструктуры ИТ на предприятиях СМБ. По итогам продаж в 2010 г. доли СХД начального, среднего и высшего уровня примерно равны, что обеспечивает нашей компании меньшую зависимость от крупных заказчиков и позволяет строить более предсказуемый бизнес как с точки зрения продаж, так и логистики».

А вот в Dell, по свидетельству Артема Гениева, доля проданных в прошлом году СХД для СМБ невелика — всего 10–15%.

Объяснение этому дает Руслан Чиняков: «С нашей точки зрения, львиная доля рынка СХД приходится на крупных и средних заказчиков — порядка 70% по количеству систем и еще больше в денежном исчислении. Малый бизнес пока не восстановился после кризиса, к тому же из-за сильного падения оборотов у него снизились требования к СХД как по объему хранимых данных, так и по нагрузке».

Андрей Шевелев также отмечает, что доля продаж СХД для клиентов СМБ в структуре оборота Landata не слишком значительна: «Большие, сложные проекты с использованием СХД для крупных корпораций, как правило, подкреплены высокими бюджетами, и системы СХД среднего и малого уровня в процентном соотношении просто теряются на их фоне. Однако одной из ключевых задач мы видим продвижение СХД именно в сегмент предприятий СМБ, так как емкость его достаточно велика».

Сергей Васильев также отмечает, что СМБ-решения демонстрируют устойчивую позитивную динамику, существенно опережающую рост других решений: «Во-первых, оборудование стало более доступно для заказчиков. Во-вторых, эти системы просты в конфигурации и масштабировании. В-третьих, значительно расширилась их функциональность и увеличилась производительность. В результате по итогам 2010 г. в поставках СХД в Treolan доли решений для клиентов СМБ и бизнес-критичных систем были сопоставимы».

Каждый выбирает для себя. Известно, что в архитектуре СХД существуют три группы решений — сети хранения SAN, сетевые хранилища NAS и ленточные системы Tape Drive. И здесь интерес представляют результаты продаж СХД компанией MERLION, которые позволяют выявить новые тенденции в использовании этих систем. Как свидетельствует Надежда Бланкет, руководитель направления Enterprise в MERLION, в котором продажи СХД составляют существенную часть корпоративного бизнеса, в последнее время происходит перераспределение долей трех групп СХД: «Продажи SAN по-прежнему лидируют и составляют 60–70% общего оборота MERLION по СХД. А вот продажи ленточных систем Tape Drive в 2010 г. не смогли достичь показателей докризисного 2008 г., в то время как поставки NAS выросли почти в 4 раза и составили 16% общих продаж СХД в MERLION против 4% в 2008 г. Сохранение тенденции роста сегмента NAS мы наблюдаем и в I квартале 2011 г.». Она уверена, что в скором будущем системы NAS смогут заменить традиционные «легкие» СХД и стать полноправным игроком на рынке клиентов СМБ, что обусловлено развитием ПО управления хранилищами NAS и упрощением интерфейса для их настройки и конфигурирования.

В компании Fujitsu, нацеленной на обслуживание корпоративных заказчиков, по словам Александра Яковлева, в 2010 г. большим спросом пользовались устройства SAN: «Сыграл фактор доступности — за последнее время стоимость проекта начального уровня, выполненного на технологии SAN, существенно снизилась, а функциональность и надежность наших СХД увеличились».

Подобную картину наблюдали и в IBM. «Бесспорно, в наших продажах преобладали системы SAN, а в денежном выражении доля NAS-хранилищ совсем не велика. Решения на базе NAS выбирают заказчики, которым нужны файловые хранилища, и значительная доля продаж NAS-устройств приходится на регионы, где нет нужды в обработке больших баз данных», — говорит Михаил Воробьев.

Артем Гениев говорит, что в 2010 г. в продажах СХД Dell 98% пришлось на системы SAN. В ETegro Technologies, по словам Виктора Картунова, — около 60%: «Это связано с их активным использованием в отказоустойчивых вычислительных кластерах, в решениях виртуализации, которые сейчас находятся на волне спроса. Системы NAS просто включить в работу уже действующих сетей, поэтому они востребованы в случаях, если перестройки инфраструктуры ИТ не планируется».

Андрей Шевелев также напоминает, что концепция сетей SAN известна дольше, чем сетей с хранилищами NAS: «SAN позволяет любому серверу получить доступ к любому накопителю, не загружая при этом ни другие серверы, ни корпоративную локальную сеть. Сети с использованием NAS — менее дорогая альтернатива, они также позволяют освободить системные ресурсы серверов, не решают проблему транзита данных между NAS-сервером и серверами приложений. По сформировавшемуся в отрасли мнению, сети с NAS оптимальны для использования в небольших офисах или удаленных отделах крупных предприятий. Поэтому большинство компаний выбирают именно SAN-решения, на которые приходится до 85% продаж».

Сергей Васильев считает, что в корпоративном секторе обе архитектуры (SAN и NAS) развиваются параллельно и скорее дополняют друг друга, нежели конкурируют между собой: «Для интеграции производительной NAS-системы в инфраструктуру заказчика требуется не меньше опыта, чем на реализацию СХД с помощью SAN. Рост спроса на NAS-решения обычно возрастает в периоды финансового благополучия и существенно сокращается при уменьшении бюджета на ИТ».

По-видимому, поэтому в условиях наступившей финансовой стабилизации группа компаний «МОСТ» решила продвигать на нашем рынке системы NAS фирмы Inspur. «Многие компании, в том числе клиенты СМБ, имеют ограниченный бюджет и вынуждены использовать NAS, а доступность таких систем компании Inspur позволит клиентам решить эту задачу. Системы NAS позволяют упростить совместное использование файлов и обеспечивают легкость подключения к сетям и простоту в администрировании. SAN выбирают компании, ориентированные на ресурсоемкие приложения, использующие многочисленные запросы к базам данных, а также стремящиеся к снижению нагрузки на серверы», — заявляет Антон Калина, директор по развитию бизнеса группы компаний «МОСТ».

Руслан Чиняков делает однозначный вывод: «Крупные компании в 80% внедрений используют сети SAN, так как их основные задачи требуют быстрого и надежного доступа к структурированным БД, включая почтовые серверы. Но более половины компаний СМБ применяют NAS-системы, а небольшие СУБД (на базе „1С“ и подобных им) успешно работают в среде файловых систем NAS». Однако он отмечает, что сейчас почти все производители в своих модульных СХД одновременно включают функционал SAN и NAS, так что второй вид систем становится все популярнее.

Что ожидает рынок СХД в текущем году. Как говорит Виктор Kартунов, многое зависит от экономической ситуации: «Каким будет бюджет, профицитным или дефицитным, такими окажутся и темпы роста рынка. Но мы надеемся на их увеличение в среднем сегменте и среди клиентов СМБ».

Сергей Васильев также полагает, что при сохранении благоприятной финансовой обстановки в 2011 г. рынок СХД продолжит развиваться столь же быстрыми темпами, как и в предыдущем году: «Основной рост продемонстрируют СМБ-системы, а также бизнес-критичные решения, и общий прирост их продаж может достигнуть 50%. Также будет больше внедрений СХД, построенных на базе виртуальной инфраструктуры». При этом, как считает Александр Яковлев, все более важную роль станут играть технологии оптимизации хранения.

По мнению Михаила Воробьева, тенденция ускоренного роста сохранится: «Рынок еще не насыщен, все больше заказчиков понимают, что информация — это главное. Сегодня в мире привычным стало соотношение „два сервера — одна СХД“, а в России этот показатель пока не выдерживается». С ним согласен Владислав Логвиненко, который считает, что если не произойдет каких-либо негативных макроэкономических событий, то в 2011 г. рынок СХД увеличится еще, по крайней мере, на 30%.

Лишь прогноз Артема Гениева звучит диссонансом высказанным мнениям — менеджер Dell оценивает рост в 10–12%.

Однако Андрей Шевелев уверен в дальнейшем развитии рынка: «СХД будут последовательно завоевывать различные сегменты — от крупных корпораций до средних предприятий и небольших офисов». А Алексей Чебатко говорит, что рост объема данных и требования к их сохранности позволяют Wexler рассчитывать на удвоение общего количества поставляемых СХД.

В OCS продажи СХД в 2010 г. превысили докризисный уровень, но Руслан Чиняков не вполне уверен, что высокие темпы роста сохранятся: «Является ли это трендом или просто отложенным на два года спросом, покажет 2011 г. Хотя нет сомнений в том, что продажи СХД будут расти немного быстрее рынка в целом (от 15–25% до 35–50% в зависимости от отрасли и географического положения)». При этом Руслан Чиняков отмечает, что корпоративный сектор существенно обгоняет малый бизнес, а также вновь возникший на российском рынке сегмент конечных пользователей, которые начали приобретать через розницу СХД в архитектуре NAS.

Сетевые NAS — выбор пользователей, СМБ и не только

Как утверждают аналитики, в настоящее время в мире свыше 80% неструктурированной информации создается и хранится конечными пользователями. Руслан Чиняков вполне обоснованно говорит, что в 100% случаев пользователи используют NAS-системы как наиболее удобные для доступа к мультимедиа-контенту. 4–5 лет назад на российском рынке появились компактные сетевые накопители NAS (в основном производителей из Китая), которые продавались в магазинах.

Популярность NAS стремительно растет. «Можно сказать, что спрос на NAS-решения увеличился в разы, — утверждает Руслан Чиняков. — Но в корпоративном сегменте это означало старт с очень низких показателей (сотни NAS-систем на фоне тысяч СХД SAN). Лишь в сегменте малого бизнеса и конечных пользователей мы видим реальный, статистически значимый (в 2–3 раза) рост продаж СХД, то есть „процесс пошел“».

Надежда Бланкет подтверждает эту тенденцию: «Продажи систем NAS растут как в сегменте корпоративных заказчиков, так и в рознице, при этом доля последних существенно выше. Сейчас хранилища для дома пользуются большим спросом, ведь за последние годы разработчики упростили интерфейс NAS, сделав доступным их настройку „домашнему“ пользователю».

Ярослав Кузьмицкий, директор по развитию InPrice Distribution (поставляет системы NAS компаний Synology и QNAP), утверждает, что по итогам 2010 г. продажи этих хранилищ возросли более чем в 2 раза по сравнению с 2009 г. Со своей стороны Андрей Васильев, генеральный директор QNAP Россия, говорит, что объемы продаж NAS его компании за прошлый год увеличились более чем в 2,5 раза.

Дмитрий Танюхин, глава представительства NETGEAR в России, считает, что 2010 г. стал «рекордным» по продажам сетевых хранилищ ReadyNAS: «Выручка от реализации этих продуктов увеличились на 147% по сравнению с 2009 г., хотя и в 2009 г. продажи также были на „рекордном“ уровне».

Более скромные показатели роста отмечает Сергей Тихонов, менеджер по продукции Thecus дистрибьюторской компании «Тайле»: «NAS-систем Thecus в 2010 г. продано на 50% больше».

Сергей Васюк, менеджер по маркетингу D-Link в России, СНГ и Балтии, признает, что у его компании увеличение объемов продаж NAS в прошлом году составило около 15% по сравнению с 2009 г.: «Такой „незначительный“ рост обусловлен тем, что мы продавали достаточно старые, но хорошо зарекомендовавшие себя модели. D-Link готовила обновленные серии моделей NAS с улучшенными характеристиками для домашних пользователей, клиентов СМБ и корпоративного сегмента, продажи этих NAS начнутся в ближайшее время».

Несмотря на то что дистрибьюторская компания OLDI совсем недавно вышла на рынок систем NAS, начав в прошлом году продажи хранилищ QNAP и NETGEAR, Владимир Войнов, старший менеджер по развитию бизнеса компании, отмечает заметный рост спроса на эти устройства и считает, что у этого сегмента значительный потенциал роста.

Кто был главным потребителем NAS? Чтобы реализовать этот потенциал и расширить число покупателей NAS, производители выпускают разнообразные типы хранилищ. Как говорит Ярослав Кузьмицкий, в ассортименте QNAP и Synology насчитываются десятки моделей NAS, отличающиеся по производительности и количеству (1–8) устанавливаемых дисков: «В настоящее время продажи NAS в канале разделяются примерно следующим образом (в штучном выражении) — 35% приобретают корпоративные клиенты, 65% продаются в рознице. Можно уверенно говорить, что в 2010 г. клиенты СМБ оценили все преимущества NAS и начали переходить с традиционных серверов на эти устройства. Причем оба вендора (QNAP и Synology) планируют расширять модельные ряды, добавляя „тяжелые“ многодисковые системы в стоечном и напольном исполнении».

По оценке Андрея Васильева, в 2010 г. количество проданных устройств бизнес-потребителям и конечным пользователям примерно равно с незначительным перевесом в пользу последних: «По словам наших партнеров, большое количество NAS, предназначенных для домашнего применения, используют в корпоративном секторе. Мы отметили, что большие компании с множеством филиалов зачастую выбирают NAS начального уровня для оснащения удаленных офисов, зато небольшие фирмы (до 100 человек) используют емкие системы на 8 и больше дисков или даже несколько устройств».

Дмитрий Танюхин, говоря о том, что потребление NAS в 2010 г. росло в том и в другом сегменте, особо отмечает высокую востребованность профессиональных стоечных моделей, продажи которых за год возросли в 7 раз. Сергей Васюк считает, что основными потребителями NAS в прошлом году стали домашние пользователи и компании СМБ, которые использовали 2–4-дисковые накопители в качестве файл-серверов.

Поскольку «Тайле» ориентируется в основном на корпоративных клиентов, то, по словам Сергея Тихонова, наибольший рост продаж NAS Thecus дистрибьютор зафиксировал именно в этом сегменте, хотя продажи для конечных пользователей также увеличились.

Почему растет популярность NAS? Сергей Тихонов полагает, что в корпоративном сегменте она обусловлена простотой интеграции в существующую инфраструктуру ИТ, удобством настройки и администрирования, низкой удельной стоимостью хранения данных, сокращением расходов на эксплуатацию и расширением дискового пространства.

Дмитрий Танюхин добавляет, что NAS популярны в домашнем сегменте из-за проблем с надежным хранением мультимедийной информации, объем которой увеличивается быстрыми темпами, а в корпоративном сегменте заказчики (СМБ и даже крупные) предпочитают более рационально расходовать свои ИТ-бюджеты и приобретать вместо дорогостоящих систем SAN сетевые хранилища NAS, которые стоят порой на порядок дешевле: «Кроме того, они учитывают возможности сервисного обслуживания — покупая наши NAS, клиент получает гарантию на 5 лет на всё, включая жесткие диски, от одного производителя. Причем поменять вышедшее из строя устройство (или винчестер) можно в 45 сервисных центрах NETGEAR, расположенных по всей стране».

В свою очередь Ярослав Кузьмицкий подчеркивает, что современная система NAS давно перестала быть просто хранилищем файлов: «Во многих моделях интегрированы разнообразные функции по работе с электронной почтой, обслуживанием сетевых принтеров и сканеров, „закачки“ файлов из Интернета, и даже IP-видеорегистраторы, используемые в системах видеонаблюдения. А новые модели NAS Synology поддерживают подключение специального HASP-ключа для защиты данных». Соглашаясь с подобными доводами в пользу NAS, Андрей Васильев заявляет: «Альтернативных методов хранения с подобным набором потребительских свойств, в том числе стоимостью, попросту не существует».

Когда увеличить емкость хранилища. Важным стимулом для приобретения систем NAS для большинства пользователей стало появление на нашем рынке все более емких жестких дисков и снижение цен на них, что удешевляет сами устройства. Так, Руслан Чиняков утверждает, что падение стоимости дисков емкостью 1,5–2 Тбайт привело к переориентации спроса в рознице с 2-дисковых NAS на 4-дисковые системы, а в корпоративном сегменте основной спрос пришелся на системы начального уровня с 12–15 SATA-дисками.

Тенденцию изменения спроса подтверждает и Ярослав Кузьмицкий, который, основываясь на статистике продаж своей компании, говорит, что наиболее популярными у конечных пользователей в прошлом году были 2–4-дисковые системы NAS, но явно стал расти и интерес к системам на 5 и более дисков, что свидетельствует о том, что на NAS обратил внимание серьезный корпоративных потребитель. С ним согласен Сергей Тихонов, который говорит что в 2010 г. «Тайле» отметила наибольший спрос на системы емкостью 10–16 Тбайт.

С появлением жестких дисков объемом 3 Тбайт создание емких хранилищ перестало быть проблемой для пользователей. Андрей Васильев говорит, что даже NAS начального уровня позволяет организовать сетевое хранилище объемом до 6 Тбайт, а система на 8 жестких дисков — 24 Тбайт. Причем оно может быть расширено при применении технологии iSCSI и периферийных устройств с разъемами USB и eSATA.

Что ожидает рынок NAS в 2011 г. По мнению Руслана Чинякова, рост поставок систем NAS в текущем году должен превысить не только рост ИТ-рынка, но и превзойти продажи СХД-решений в целом. Причем в первой половине года впереди будет корпоративный сегмент, но потом должна подтянуться и розница. Он объясняет столь оптимистичный прогноз тем, что у большего числа пользователей появились реальные потребности в хранении данных (доступ к документам, использование СУБД, серверная виртуализация — в корпоративе, большой объем и скорость доступа — для домашних пользователей): «В то же время расширяется выбор устройств. Если раньше он был полярным — либо низкая цена, либо производительность и функционал, то с начала 2011 г. появилось много хорошо сбалансированных модульных решений».

Ярослав Кузьмицкий уверен, что на нашем рынке у систем NAS хорошие перспективы: «Они на 80% заменят серверы в компаниях СМБ, станут стандартом для компаний с филиальной сетью. В крупном бизнесе станут опорным структурным элементом для резервирования и ведения оперативного обмена файлов». А Сергей Васюк ожидает дальнейшего роста продаж NAS за счет развития систем широкополосного доступа в сегменте домашних пользователей и небольших СМБ-компаний.

Сергей Тихонов полагает, что при росте компьютерного рынка на уровне 10–20% продажи систем NAS в 2011 г. прибавят 30–40%. В NETGEAR рассчитывают на еще более весомые показатели. «Мы ожидаем в 2011 г. увеличение спроса в районе 60–80% и намерены предложить покупателям новые мощные настольные устройства и стоечные сетевые хранилища», — заявляет Дмитрий Танюхин.