Российский рынок ИБП довольно быстро восстановился после масштабного обвала в 2009 г., когда он откатился до уровня пятилет­ней давности. В последние годы аналитики фиксировали двузначные цифры роста, причем не только «в деньгах», но и в «в штуках». В денежном выражении объем «наиболее благополучного» докризисного 2007 г. был заметно превышен еще в позапрошлом году. Но приблизиться к натуральным показателям 2007 г., когда было продано более 3 млн. ИБП, по мнению аналитиков, уже не удастся никогда. Структура спроса на рынке ИБП изменилась, локомотивом роста стали дорогие «тяжелые» решения.

В начале прошлого года компания ITResearch прогнозировала нулевые темпы роста объема рынка в штуках и увеличение его денежных показателей примерно на 10%. Прогноз аналитиков оказался достаточно точным.

Объем и динамика

В течение прошлого года поквартальная ­динамика рынка ИБП преподносила неко­торые сюрпризы. Интересно, что в 2012 г. проявилась та же тенденция, что и годом ранее, — в первом полугодии темпы роста оказались заметно выше, чем во втором.

По данным ITResearch, в I квартале 2012 г. было продано чуть более полумиллиона ИБП на сумму около 105 млн. долл. По сравнению с тем же кварталом 2011 г. объем рынка увеличился на 17,8% в штуках и на 13,3% — в деньгах. Эти результаты стали довольно неожиданными, поскольку ранее в течение длительного времени наблюдалась тенденция опережающего роста денежных показателей. По мнению анали­тиков, рост продаж недорогих «массовых» ИБП в начале 2012 г. объяснялся несколь­кими факторами. Среди них — охват все новых ниш потребления, в том числе защита бытовой электроники. Кроме того, ощу­тимый прирост рынка «в штуках» был достигнут за счет «предвыборного» тендера (оснащение избирательных комиссий перед президентскими выборами), который выиграла компания Powercom.

Уже во II квартале аналитики отметили возврат к прежнему тренду — опережающему росту инфраструктурной составляющей. По данным ITResearch, было продано 464 тыс. устройств суммарной стоимостью 118 млн. долл. По сравнению с тем же кварталом 2011 г. рынок практически не вырос в натуральных показателях, но существен­но прибавил «в деньгах» — на 17%. В сегменте инфраструктурных решений в основном росли поставки ИБП малых и средних мощностей.

Во втором полугодии рост рынка «в деньгах» замедлился, а его объем «в штуках» даже несколько снизился по сравнению с показателями 2011 г. По данным ITResearch, в III квартале было продано 592 тыс. ИБП суммарной стоимостью 144 млн. долл. По сравнению с тем же периодом 2011 г. рынок номинально сократился на 0,7% в штучных показателях, увеличившись при этом на 7% в денежных. Последний квартал прошлого года традиционно оказался наиболее «урожайным» — было продано более 784 тыс. ИБП на сумму 187,7 млн. долл. Тем не менее по сравнению с IV квар­талом 2011 г. объем рынка снизился на 7,3% в натуральном исчислении, но «в деньгах» рынок немного подрос — на 1,7%.

В целом, по данным ITResearch, в 2012 г. в России было продано 2,34 млн. ИБП на сумму 554,3 млн. долл. В годовом исчислении рынок прибавил 0,6% «в штуках» и 7% — «в деньгах».

Компания IDC дает чуть более оптимистичную оценку динамики рынка, при этом данные IDC и ITResearch, касающиеся его объема («в штуках»), практически совпадают. «Российский рынок ИБП „в штуках“ вырос в 2012 г. на 4%, до 2,3 млн. шт., а „в деньгах“ — на 8%», — сообщает Алексей Гвозденко, аналитик IDC.

О рынке и о себе...

Оценивая объем и динамику российского рынка ИБП в 2012 г., вендоры и дистрибьюторы как обычно соглашаются с данными аналитиков или называют близкие к ним цифры. Многие из них традиционно утверждают, что их бизнес рос быстрее рынка (остается загадкой, чьи продажи упали или росли медленнее, чем рынок в целом). И практически все называют прошедший год успешным.

«Рынок продолжал расти, — говорит ­Павел Игнатов, руководитель направления дистрибуции подразделения IT Business (APC by Schneider Electric) компании Schneider Electric. — Еще заметнее стала тенденция удержания „среднего ИБП“. В итоге, если „в штуках“ рынок остался примерно на уровне 2011 г., то в денеж­ном выражении он прибавил порядка 10%. По оценкам IDC, в 2012 г. мы выросли чуть больше, чем рынок ИБП в целом, что позволило нам еще немного увеличить свою долю».

Сергей Амелькин, продакт-менеджер электротехнического сектора Eaton в Рос­сии по направлению «Качественное элек­тропитание», тоже считает прошлый год весьма успешным: «В сегменте „тяжелой“ техники Eaton традиционно занимает ве­дущие позиции. В 2012 г. мы также продемонстрировали хороший темп в категории однофазной техники. Мы вывели на рынок новую линейку ИБП Е Series, которая поз­воляет нам успешно конкурировать в бюджетном сегменте».

«Продажи наших продуктов увеличились более чем на 35% в денежном выра­жении, — сообщает Константин Ермаков, глава представительства Powercom. — Значительный вклад в это внесли несколько завершенных проектов, среди которых особо хочется отметить поставку более 70 устройств ONL II-120kVA для обеспе­чения защиты магнитно-резонансных то­мографов в больницах Москвы. Мы счи­таем прошедший год успешным, одновременно с этим задачи, которые мы ставим перед собой, становятся все более масштабными и требующими большей отдачи как от ко­манды Powercom, так и от наших партнеров».

Анастасия Киселева, директор по мар­кетингу компании Delta Russia&CIS, отме­чает «незначительный рост рынка в денежном выражении и незначительное снижение объемов в натуральном». «Для нашей компании год был очень успешным, — ­добавляет она. — Продажи („в деньгах“) ­увеличились почти на 50%. Реализовано ­несколько больших проектов для госсекто­ра, в области здравоохранения, построения ЦОДов».

«В целом мы согласны с оценками ана­литиков, что в последние два года российский рынок ИБП остается на уровне поряд­ка 500 млн. долл., — говорит Александр ­Халаев, генеральный директор представительства Tripp Lite. — Рынок имеет слабую тенденцию роста „в штуках“, но „в деньгах“ растет на 5–7% за счет увели­чения ­количества инфраструктурных проектов и возросшего спроса на онлайн-ИБП сред­ней и большой мощности, что мы видим из обращений наших партнеров и заказчиков». Он утверждает, что начиная с 2009 г. бизнес Tripp Lite ежегодно удваивается: «В прошедшем году наш дистри­бьютор­ский бизнес также вырос более чем на 100%. Кроме решения типовых ИТ-задач для построения инженерной инфраструктуры (монтажные шкафы и стойки, блоки рас­пределения питания, КВМ и консольные серверы, ИБП стоечного исполнения и трехфазные системы ИБП Smart­Online) Tripp Lite активно предлагала инверторные решения».

По оценке Игоря Кудрявцева, генерального директора компании «Клорайд Рус», в денежном выражении рынок увеличился на 7–10%, а «рост количества проданных ИБП, вероятнее всего, отсутствовал или был незначительным». Несмотря на то, что оборот «Клорайд Рус» в 2012 г. снизился на 6%, он считает прошедший год успешным: «Снижение связано с тем, что в 2011 г. компания участвовала в реализации крупного проекта — ЦОД Сбербанка России (Южный порт, мощность 44,4 МВ·А). В прошлом году в портфеле компании соизме­римых проектов не было. Если не учитывать вышеуказанный проект, то рост оборота составил бы 20%».

Сергей Атаманенко, руководитель направления ИБП компании SVEN, оценивает объем рынка в 2012 г. в 460–470 млн. долл. Он тоже доволен итогами прошедшего года: «Мы выросли относительно 2011 г. в натуральном выражении на 10%, в денежном — почти на 40%».

Евгений Жирнов, генеральный директор компании «Интеллиджент Пауэр» (поставляет ИБП под брендом Inelt), счита­ет, что объем рынка «в деньгах» остался примерно на уров­не 2011 г., а «в штуках» сни­зился примерно на 20%. По его словам, продажи ИБП Inelt выросли более чем на 30%: «Ко­нечно, год был для нас успешным, особенно с учетом стагнации рынка».

Удовлетворены итогами прошлого года и многие опрошенные представители дистрибьюторских компаний.

«В начале 2012 г. аналитики прогнозировали умеренное увеличение рынка в денежном ­выражении (5–10%) и нулевой рост или небольшое падение ­количества проданных уст­ройств. Тем не менее по результатам первого полугодия оба ­показателя оказались заметно лучше прогнозов. Рынок в денежном выражении вырос примерно на 15%, в натуральном — порядка 10%, — говорит Петр Приходько, руководитель груп­пы отдела персональных систем и периферии компании Treolan. — Второе полугодие, к сожалению, было менее удачным в основном из-за IV квартала, активность рынка в котором была существенно ниже ожидаемой. Поэтому результаты года оказались приблизительно такими, как и прогно­зировали аналитики, — падение в натуральном выражении более 5% и рост в денежном — на единицы процентов». При этом, по его словам, «го­довые показатели компании Treolan по направлению ИБП оказались несколько выше ­среднерыночных»: «Продажи ИБП АРС by Schneider Electric по отношению к 2011 г. увеличились на 15%».

«Объем рынка оценить сложно, но динамика в целом положительная, — считает Сергей Тузов, продакт-менеджер ком­пании OCS Distribution. — ­Впрочем, в прошлом году по сравнению с предыдущими периодами рынок рос значи­тельно медленнее, как „в деньгах“, так и „в штуках“».

По словам Дениса Андреева, руководителя департамента систем бесперебойного питания компании Landata, «рынок был более-менее стабилен, серьезно­го роста не ощущалось». Продажи продукции Eaton в Landata выросли более чем на 3,7%. ­Кроме того, он напоминает, что в 2012 г. компания подписала дистрибьюторское соглашение еще с одним производителем ИБП — Delta Electronics: «С появлением в нашем продуктовом портфеле ИБП Delta мы смогли предлагать заказчикам более гибкие решения, что положительно отразилось на динамике направления в целом».

По оценке Игоря Лахтина, руководителя отдела закупок компании USN Computers, рынок ИБП вырос на 10–15%: «Год был достаточно успешным, наш оборот по этому направлению увеличился на 11%».

«Продажи были неоднородны: какие-то вендоры росли значительно быстрее рынка, другие, наоборот, немного сбавили обороты, но в целом рост по ИБП „в деньгах“ составил почти 15%, и потому мы считаем 2012 г. достаточно успешным», — говорит Павел Сурин, руководитель направления «Мониторы и ИБП» компании «Марвел-Дистрибуция». По его словам, компания сфокусировалась на развитии региональных продаж и на проектном бизнесе: «По итогам 2012 г. доля проектного бизнеса составила почти 40%. Это весьма неплохой показатель».

Мощнее, тяжелее, дороже...

За исключением «аномального» I квартала, в 2012 г. вновь проявилась тенденция опережающего роста денежных показателей над «натуральными». Это свидетельствует о том, что рынок продолжает «двигаться» в сторону тяжелых инфраструктурных решений. В целом это можно считать положительным фактором для игроков, т. к. маржинальность этого сегмента ­существенно выше. К тому же ИТ-компании могут заработать не только на поставках ­оборудования, но и на сервисе и услугах. Основным драйвером роста остается сегмент ИБП для ЦОДов, и с этим соглаша­ются практически все игроки. Но и «обычные» инфраструктурные решения также пользовались повышенным спросом.

Как отмечает Павел Игнатов, рынок настольных ПК уже насыщен или близок к насыщению, поэтому продажи ИБП для защиты корпоративных ­компьютеров в 2012 г. не росли и, скорее всего, расти уже не будут: «Парк корпоративных ПК обновляется слабо, его защита уже не является приоритетной задачей для большинства заказчиков. С другой стороны, рынок ЦОДов — один из самых динамичных в ИТ-сфере, и это тот рынок, те продукты и те заказчики, на которых мы возлагаем серьезные надежды». На рынке домашних пользова­телей, по его мнению, все большее значение приобретает защита бытовой электроники: «Большинство производителей небольших ИБП именно на этот рынок нацеливают свои новые модели, оснащаемые обычными („бытовыми“) розетками».

С этим соглашаются в ком­пании OCS Distribution. «Вни­мание производителей ИБП сейчас сосредоточено на сегменте SOHO, на рынок выводится ­много новых интересных моделей с «бытовыми» розетками. Но учитывая, что офисные ПК в большинстве случаев уже защищены, инвестиции в дооснащение рабочих мест не становятся для заказчиков приоритетными, — считает Сергей ­Тузов. — При этом растет доля домашних пользователей — приходит понимание важности и значимости информации, хранящейся на домашнем ПК. Поэтому, пожалуй, можно сказать, что основной рынок для малых ИБП — это домашние пользо­ватели». В сегменте тяжелых систем, по его словам, заметно выросла доля комплексных решений InfraStruxure, включающих в себя не только ИБП, но и пассивное оборудование, а также системы охлаждения и мониторинга.

По оценке Арины Смирновой, бренд-менеджера Ippon (ИБП под этой торговой маркой поставляются компанией Merlion), в последние годы тренд на рынке смещается в сторону тяжелых решений: «Продается меньше десктопов, а покупательский спрос уходит в сторону портативных устройств (планшетных компьютеров, ультра­буков и ноутбуков). Мы видим постоянный рост в сегменте тяжелых решений, а покупатели все охотнее приобретают более дорогие устройства».

«Заметна тенденция к „утяжелению“ оборудования, в денежном выражении рынок растет быстрее, чем в количественном. Это обусловлено прежде всего продолжающимся бумом строительства ЦОДов, рынок ­которых пока не насыщен», — говорит Сергей Амелькин. На сегмент SOHO, по его мнению, влияют два фактора: «С одной стороны, огромное количество мобильной техники подразумевает отказ от стандартных устройств: уменьшается использование персональных компьютеров, персональных ИБП. С другой стороны, появляется все больше решений, которые требуют надежной защиты питания (например, сетевые хранилища). Таким образом, массовый сегмент находится в стабильном состоянии — нет ­интенсивного роста, но не уменьшаются и объемы, как это предрекали несколько лет назад».

«Безусловно, в условиях практически стагнирующего рынка любой рост затруднен, однако можно сказать, что корпоративный сегмент рос быстрее, — уверен Константин ­Ермаков. — Здесь необходимо уточнить, что под „корпоративным сегментом“ мы в данном случае имеем в виду в основном госзакупки. Хотя реализация нескольких значимых для нас проектов была отложе­на, Powercom успешно выпол­нила план продаж».

Большинство продуктов Tripp Lite ориентированы на корпоративный сегмент, и в первую очередь компания отмечает рост именно здесь. «Точкой роста стали комплексные решения для ЦОДов, включающие инженерную инфраструктуру — ИБП и блоки распределения питания, стоечные системы и решения для управления электропитанием по сети», — уточняет Александр ­Халаев. — Однако стоит отметить, что, несмотря на общие тенденции рынка (централизация ресурсов, сокращение числа десктопов, рост количества мобильных устройств и т. д.), мы не увидели серьезного сниже­ния бизнеса в сегменте „массовых“ ИБП. Повышаются требования заказчиков к качеству и техническим характеристикам ИБП начального уровня, что является для нас очень ­хорошим сигналом и поводом для оптимизма».

«Корпоративный сегмент рос быстрее, — соглашается Анастасия Киселева. — С одной стороны, сокращаются про­дажи ПК, следовательно, и „индивидуальных“ ИБП. С другой — наблюдается бум строительства ЦОДов, реализуются государственные проекты, модернизируется инфраструктура сотовых операторов».

Игорь Кудрявцев считает, что опережающий рост корпо­ративного сегмента обусловлен несколькими факторами: «Это смещение спроса на решения из области защиты каждого ­компьютера к защите групп ПК. Продолжается активное строительство ЦОДов. Растет энерговооруженность компаний с одновременным повышением уровня требований к качеству электроэнергии».

Евгений Жирнов утверждает, что рост продаж ИБП Inelt наблюдался как в массовом, так и в корпоративном сегменте: «Основные тенденции остались прежними: в сегменте SOHO растет спрос на решения для частных пользователей, желающих обеспечить себя электропитанием при отключениях энергии, в корпоративном — продолжается развитие телекоммуникационной отрасли».

Компания Landata работает в корпоративном сегменте, поставляя ИБП с двойным преобразованием напряжения. «Мы чувствуем потенциал этого сегмента рынка, — говорит Денис Андреев. — Заказчики вынуждены покупать ИБП, т. к. внедряемые сложные инфраструктурные решения требуют соответствующего уровня защиты, вызывая увеличение спроса на эффективные и надежные ИБП с хорошими техническими характеристиками».

«Массовый рынок сейчас насыщается мобильными компьютерами, которым ИБП не нужны. Совместно с ЖК-панелями, приставками, роутерами и другой потребительской электроникой ИБП пока широко не используются. Возможно, потому что нет активного продвижения, а также нет специализированных моделей ИБП для аудио- и видеотехники», — считает Сергей Атаманенко.

«Более динамично развива­ется сегмент высокотехнологичных ИБП большой мощности, на базе которых строятся сложные инфраструктурные решения, — уверен Петр Приходько. — Такая тенденция в отрас­ли существует не первый год и имеет вполне логичное объяснение. Лидерам рынка гораз­до выгоднее использовать свои конкурентные преимущества (мощные НИОКР, высокий уровень доверия к бренду, развитую сервисную сеть, возможность крупных и долговременных инвестиций в передовые идеи и разработки), чем конкурировать с недорогими азиатскими производителями. К тому же маржинальность бизнеса инфраструктурных решений в разы больше».

А в компании USM Computers, напротив, отмечают рост розничного сегмента. «Корпоративные заказчики закупали у нас ИБП практически в тех же объемах, что и в 2011 г., — утверждает Игорь Лахтин. — В лидерах продаж — модели начального и среднего уровней. Увеличение доли „массовых“ ИБП в общем объеме продаж мы связываем с ростом коли­чества электронных устройств в доме (хранилища данных, ­телевизоры, моноблоки, медиаплееры, проекторы и т. д.), которые критичны к перепадам напряжения».

Как утверждает Павел Сурин, продажи в сегменте тяжелого оборудования в компании «Марвел-Дистрибуция» росли почти в два раза быстрее, чем в сегменте SOHO: «Общая ­рыночная тенденция — сме­щение в сторону инфраструктурных решений. Этот тренд объясняется ростом рынка сер­веров и СХД, а также стагна­цией спроса на традиционные десктопы».

Тенденции...

Какие еще тенденции, кроме уже ставшего традиционным смещения потребностей заказчиков в сторону более тяжелых инфраструктурных решений, проявились на российском рынке ИБП в прошлом году?

Как известно, этот рынок консервативен, и принципиаль­но новые технологические ре­шения появляются на нем не­часто. «Однако с переходом к облачным вычислениям, увеличением количества пользователей мобильных приложений (планшетные ПК, смартфоны) и сотрудников, работающих ­удаленно, изменяются и сами ЦОДы, — утверждает Александр Халаев. — Они стано­вятся более компактными (при этом вычислительная мощность в расчете на одну стойку растет), надежными, более эффективными и защищенными. Повышение эффективности ­достигается в первую очередь за счет ИБП и систем охлаждения с высоким КПД, ведь именно эти два компонента инже­нерной инфраструктуры вносят наибольший вклад, помимо активного оборудования, в суммарное потребление питания ЦОДа. Нельзя не отметить также рост потребностей в системах управления и мониторинга, которым придают все больше значение ИТ-менеджеры».

Как отмечают многие игроки, в 2012 г. получили свое дальнейшее развитие тенденции, наблюдавшиеся в предыдущие годы.

«Производители стараются сделать так, чтобы выпускае­мые ими ИБП обладали высо­ким КПД, отвечали современ­ным требованиям энергоэффективности, надежности и безопасности, поддерживали виртуали­зированные среды, — говорит Сергей Амелькин. — Крайне востребованы модульные решения. Они компактны, удобны в эксплуатации и позволяют экономить денежные средства. С их помощью можно, напри­мер, существенно снизить за­траты на капитальное строительство: заказчик получает возможность разместить столько мощностей, сколько ему требуется в данный момент, а также существенно сократить время на обслуживание».

Рост интереса к модульным системам подтверждают представители Delta и «Клорайд Рус». «Практически все произ­водители предлагают модульные решения для своих ИБП. Растут доли продаж ИБП, использующих технологию двойного преобразования (on-line)», — отмечает Игорь Кудрявцев.

В представительстве Powercom выделяют две основные тенденции. «Во-первых, в сегменте SOHO главным трендом стал переход на привычные всем „евророзетки“, что позволяет значительно расширить сферу применения ИБП малой и средней мощности, — говорит Константин Ермаков. — Во-вторых, мы отмечаем значительный рост продаж устройств, постро­енных по технологии on-line, ­малой и средней мощности. Бе­зусловно, есть еще драйверы развития рынка, но эти — основные».

Эту же тенденцию (по крайней мере в первом полугодии 2012 г.) отмечали и аналитики из ITResearch: «На рынке ИБП несколько меняется профиль ­заказчика, и вслед за крупнейшими клиентами, которые после кризиса уже реализовали самые необходимые проекты, в назревшее обновление инфраструк­туры включился „массовый“ СМБ-заказчик». Аналитики ­назвали это «крайне обнадеживающим фактором».

Кроме того, представители OCS Distribution напоминают о тенденции к снижению мощности блоков питания у серверов. «Это постепенно смещает спрос на ИБП в сторону менее мощных моделей, — утверждает Сергей Тузов. — Если пару лет назад самыми популярными ­были стоечные ИБП 3 и 5 кВ·А, то сейчас отмечается больший спрос на 1,5–3 кВ·А. При этом заказчики по-прежнему требовательны к функциональности».

«Самым заметным и самым приятным событием стало то, что, вопреки мрачным прогно­зам о скором свертывании рынка малых и средних ИБП, этого не произошло, — считает Сергей Атаманенко. — Более того, эти сегменты выросли, как в масштабах рынка, так и в продажах продукции SVEN».

...и события

Глобальные сделки по слиянию и поглощению производителей ИБП далеко не сразу оказывают влияние на российский рынок.

После приобретения в 2007 г. концерном Schneider Electric компании АРС на ее базе было образовано одно из пяти бизнес-подразделений концерна — IT Business. В России интересы Schneider Electric представляет дочерняя компания «Шнейдер Электрик», в состав которой ­было интегрировано бывшее представительство АРС.

На прошлогодней партнер­ской конференции подразделения IT Business Илья Звонов, вице-президент «Шнейдер ­Электрик» по рынку «Инфор­мационные технологии», объ­явил о старте новой глобальной корпоративной программы Connect, рассчитанной на период с 2012-го по 2014 г. и пришедшей на смену программе One, действовавшей с 2009-го по 2011 г. В рамках прежней корпоративной программы концерн провел реорганизацию, сгруппировав все направления бизнеса в пять подразделений. Страте­гическая цель программы Connect — отладить механизмы взаимодействия между подраз­делениями, консолидировать бизнес-процессы, оптимально используя потенциал каждого из бизнес-юнитов.

«Приобретение АРС было необходимо концерну не только для того, чтобы стать лидером в построении инженерной инфраструктуры ЦОДов, — поясняет Илья Звонов. — Используя наши возможности, мы можем убедить заказчиков, что Schneider Elec­tric может построить не только ЦОД, но и систему управления инфраструктурой зданий, а также автоматизировать их технологические процессы».

В 2007 г. концерн Eaton приоб­рел немецкую компанию Moeller, специализирующуюся на производстве электротехнического оборудования и средств автоматизации. Она вошла в состав электротехнического подразделения. В российский офис Eaton переехали сотрудники «Моэллер Электрик», дочерней компании Moeller в России. А в декабре прошлого года было объявлено о завершении еще одной сделки, о которой стало известно в мае: Eaton заплатила 13 млрд. долл. за компанию Cooper Industries, известного производителя электротехнического оборудования. Это приобретение — крупнейшее за всю (более чем столетнюю) историю корпорации. Eaton и Cooper Industries объединились в ведущую мировую компанию в области управления энергией под названием Eaton Corporation plc.

В России интересы Cooper ­Industries представляет дочерняя компания «Купер Инда­стриз Раша», продвигающая взрывозащищенное электро­оборудование, электротехнические изделия для защиты электрооборудования и проводки, электромонтажные устройст­ва и т. п. О том, как будет проходить интеграция российских офисов Eaton и Cooper Indu­stries, говорить пока рано.

Осенью 2010 г. завершилась сделка по поглощению концерном Emerson Network Power компании Chloride, но она до сих пор никак не отразилась на российском рынке. Интересы Chloride здесь представляла компания «Клорайд Рус», которая ­теперь стала дочерней фирмой Emerson. Объединенная «материнская» компания провела ­унификацию модельного ряда и уже успела выпустить новые системы бесперебойного питания совместной разработки (NXC и NX). Однако в России пред­ставительство Emerson Network Power и компания «Клорайд Рус» продолжают работать параллельно и самостоятельно и фактически конкурируют друг с другом. Ситуация не изменилась и в прошлом году.

«Пока вопрос интеграции ­бизнесов остается открытым, — сообщил Игорь Кудрявцев. — На сегодняшний день „Клорайд Рус“ продает ИБП только под брендом Emerson Chloride, а „Эмерсон Россия“ — Emerson Liebert. При этом предпринимаются действия, направленные на исключение взаимной конкуренции».

Не обошлось и без некоторых изменений в канале продаж.

Год назад компания Landata объявила о подписании дистрибьюторского соглашения с Delta Electronics по направлению ИБП. «У них нет такой большой наценки на поддержание бренда, которая у некоторых производителей достигает нескольких десятков процентов, — утверждает Денис Андреев. — Значит, они могут заинтересовать тех потребителей, у которых нет желания переплачивать за известную марку. Мы решили предложить дилерам альтернативу, возможность выбора между тем, что мы уже давно поставляем, и новым продуктом. Надеемся, что теперь проекты, которые раньше мы не могли „закрывать“, не „уплывут“ к другим дистрибьюторам. В них будут поставляться ИБП Delta». Ранее на протяжении многих лет у компании Landata был лишь один дистрибьюторский контракт по ИБП — с Eaton.

«Пул наших дистрибьюторов в России сформировался окончательно. Landata стала последней компанией, с которой было подписано соглашение по ИБП», — сообщает Анастасия Киселева. Ранее эти про­дукты на российском рынке продвигали компании «Темпесто» и «Спектр RS».

Delta Electronics — один из крупнейших мировых производителей ИБП, выпускаю­щий не только оборудование под собственным брендом, но и по ОЕМ-соглашениям. ­Компания уже давно присутствует на российском рынке, но свою первую в нашей стране пресс-конференцию провела лишь в конце прошлого года. Ее дочерняя фирма Delta Russia&GIS была зарегистри­рована в Москве в 2004 г. С ав­густа 2012 г. ее возглавляет ­Марат Файрушин. В последние годы бизнес компании в России растет быстрыми темпами — по данным ITResearch, в III квартале 2012 г. Delta Electronics вошла в тройку лидеров инфраструктурного сегмента российского рынка ИБП.

Активизировалась и немец­кая AEG Power Solution. Как ­отмечают аналитики, ранее компания не предпринимала в нашей стране активных действий по развитию бизнеса и повышения узнаваемости бренда, а ее менеджмент придерживался «крайне жесткой политики информационной закрытости». В начале прошлого года было объявлено о подписании контракта с компанией БТК, получившей статус мастер-дистрибьютора AEG Power Solution и сфокусировавшейся на по­ставке ИБП малой и средней мощности. В начале 2013 г. ста­ло известно, что новая линейка ИБП Protect Blue, предназначенная для построения систем бесперебойного питания для крупных ЦОДов (мощностью до 4 МВ·А), будет поставляться через компанию Radius Group.

В августе прошлого года корпорация Eaton и компания Merlion подписали дополнительное дистрибьюторское соглашение о расширении линейки продуктов. Ранее Merlion была официальным дистрибьютором Eaton по направлению Power Quality, продвигая ИБП и сетевые фильтры, теперь ассортимент пополнился продуктами направления Power Distribution: распределительные щитки, устройства дифференциальной защиты, модульные автоматические выключатели и др.

Представители Eaton и Powercom сообщают об изменени­ях в партнерской политике.

Уже много лет Eaton работа­ет с российскими партнерами в рамках глобальной программы Power Advantage. Согласно ее условиям партнеры, в зависи­мости от объема закупок, де­лятся на четыре группы по футбольной терминологии: «авто­ризованные», «первая лига», «премьер-лига» и Power Club («высшая лига»).

«В конце 2012 г. мы модернизировали данную программу, в частности изменили финансовые критерии принадлежности к той или иной категории, — ­говорит Сергей Амелькин. — Кроме того, мы существенно увеличили возможности использования маркетинговых фондов партнерами „премьер-лиги“. ­Если деньги тратятся на такие ­целевые программы, как проведение и участие в семинарах, профильных выставках, рекла­ма в СМИ, печать корпоративных изданий и др., — мы под­писываем с партнером прямой годовой договор на оказание маркетинговых услуг. Таким ­образом, использование фондов значительно упрощается, повышается оперативность и эффективность взаимодействия с нашими партнерами».

Изменилась стратегия взаимодействия с дилерами и в Powercom. «Теперь каждый партнер второго уровня имеет вы­деленного аккаунт-менеджера, — рассказывает Константин Ермаков. — Мы значительно „уплотнили“ контакт с партнерами и очень заинтересованы в получении обратной связи от наших дилеров. Это позволяет нам, к примеру, отказываться от единой рибейтной сет­ки и предлагать каждому партнеру уникальные, интересные именно ему условия работы — согласованный план и уровень вознаграждения. И результаты года говорят о том, что эта стратегия — правильная».

«По нашему мнению, знаковых событий не было, кроме то­го, что бренду Ippon в прошлом году исполнилось 10 лет и мы отметили эту дату в кругу друзей и партнеров», — считает Арина Смирнова. По данным компании, за это время было продано 5 млн. ИБП. В прошлом году началась поставка новых ИБП Ippon Innova RT, выполненных по наиболее тех­нологичной топологии on-line. Ранее продуктовый портфель Ippon не охватывал этот наи­более перспективный сегмент. Как отмечают аналитики ITRe­search, «Ippon входит в тройку ведущих компаний на российском рынке ИБП, занимая около трети продаж в нату­ральном исчислении и перио­дически по этому показателю даже оттесняя с первого места компанию APC by Schneider Electric».

В погоне за лидером

На протяжении многих лет бессменным лидером остается APC by Schneider Electric. В свое время компания АРС вложила немало усилий и средств в становление и развитие российско­го рынка ИБП.

«Бренд APC by Schneider Electric по-прежнему лидирует, но контролирует уже менее по­ловины всего рынка в денежном выражении», — констатируют аналитики ITResearch. Сами представители Schneider Electric, ссылаясь на данные IDC, утверждают, что в 2012 г. их ­доля на российском рынке ИБП составила 53% — на 1% больше по сравнению с 2011 г.

По данным ITResearch, основными конкурентами APC by Schneider Electric на массовом рынке являются ИБП под торговыми марками CyberPower, Ippon, FSP, Powercom и Power­man (здесь и далее перечислены в алфавитном порядке). На рын­ке инфраструктурных решений ощутимы позиции Eaton, Emerson Chloride, Emerson Liebert, Delta, GE DE, Inelt, Newave и Socomec UPS.

«Заметных изменений не произошло, — утверждает Павел Игнатов. — Есть всего несколь­ко производителей, которые ­наряду со Schneider Electric ­могут предложить рынку полный спектр ИБП, начиная от небольших устройств для домашней электроники и заканчивая мегаваттными системами. Кроме них есть большое количе­ство, скажем так, «нишевых» производителей, предлагающих только определенный неболь­шой спектр ИБП. Именно здесь появляются новые (в основ­ном китайские) производители, но серьезного влияния на рынок они пока не оказывают».

«APC by Schneider Electric продолжает наиболее активно работать с каналом продаж, и это удерживает ее на лидерской позиции», — добавляет Сергей Тузов (OCS Distribution).

В Eaton соглашаются с тем, что, несмотря на высокую конкуренцию, каких-либо существенных изменений не наблюдалось. «Конкуренция усиливается главным образом под давлением производителей, работающих в низкоценовом сегменте, — говорит Сергей Амелькин. — Это заставляет ведущие компании искать новые пути для продвижения своих решений». Вместе с тем он отмечает тенденцию к «укрупнению» ведущих игроков рынка за счет приобретения компаний, которые позволяют рас­ширить продуктовый портфель и предложить заказчикам комплексные решения: «Однако мы не думаем, что в обозримом будущем это приведет к существенному изменению в расстановке сил. Одни производители могут немного сдать свои позиции, другие, напротив, их укрепить, но это вряд ли сущест­венно повлияет на рынок ИБП в целом».

Представители Ippon счита­ют, что «упрочились позиции компаний, поставляющих тяжелые решения, и ожидаемо сни­зилась доля вендоров, обору­дование которых рассчитано на массового пользователя».

«Судьбоносных изменений не произошло, хотя нельзя не отметить некоторого усиления конкуренции, в основном в low-end сегменте, — говорит Константин Ермаков. — Замет­ного изменения рыночных долей мы не ожидаем, однако Powercom надеется серьезно потеснить конкурентов».

В компании «Клорайд Рус» считают, что конкурентная сре­да не претерпела каких-либо значительных изменений. «Основные игроки остались преж­ними. В силу консервативности рынка „тяжелых“ ИБП ожидать изменений в ближайшей перспективе, видимо, не при­ходится», — поясняет Игорь Кудрявцев.

В Tripp Lite называют российский рынок ИБП «вполне сложившимся и конкурентным». «На нем представлены практически все крупные мировые производители ИБП, с их линейкой продукции, услугами, сетью партнеров и сервисных центров, — говорит Александр Халаев. — Однако мы считаем, что, несмотря на это, изменения в „раскладе сил“ вполне возможны. Наш опыт ­показывает, что именно в ус­ловиях конкуренции заказчик получает возможность рассмотреть альтернативные варианты, более эффективные экономически либо технически. Партнер в свою очередь может сравнить среднюю норму прибыли и необходимый размер инвестиций, оценить уровень технической экспертизы или качество поддержки со стороны вендора в проекте».

По мнению Евгения Жирно­ва, конкуренция усиливается: «Появляются новые компании, но заметные изменения проис­ходят медленно. Достаточно взглянуть на аналитические ­отчеты — новые имена в последние годы мелькают в ниж­ней части списка вендоров и уходят в небытие. Лишь одна-две компании из числа ос­новных игроков вышли на наш рынок менее десяти лет назад. Возможно, кто-то из «молодых и агрессивных» за несколько лет и укрепит свои позиции. Но одной агрессии для этого ­явно мало».

По словам Сергея Атаманен­ко, его компания не ощутила усиления конкуренции: «Возможно, SVEN пока занимает ­узкую нишу, где у нас нет конкурентов. В ближайшее время, на наш взгляд, основной рас­клад сил среди лидеров на рын­ке ИБП не изменится. Однако основные изменения будут происходить в „нижней части турнирной таблицы“, и вполне возможно, кто-то из игроков уйдет с рынка».

Усиление конкуренции отмечают в компании Landata. «Появились новые китайские поставщики, OEM-производители. Это привело к снижению поляризации рынка», — поясняет Денис Андреев.

«Некоторые компании достаточно сильно демпинговали, и приходилось уделять повышенное внимание ценовой по­литике. Однако глобального из­менения в положении основных игроков не произошло», — ут­верждает Игорь Лахтин.

«Рынок замедляется, что приводит к усилению конкуренции, — говорит Павел Сурин. — Однако сегодня она не носит сверхострого характера, пока еще места хватает всем».

С крайне сдержанным оптимизмом...

Как обстоят дела на рынке ИБП в начале этого года? И каких результатов стоит ожидать в его конце? Мнения игроков разделились.

Представители APC by Schneider Electric утверждают, что «пока ситуация очень по­хожа на ту, что наблюдалась во второй половине 2012 г.».

В Powercom отмечают, что «начало года выдалось ровным, с довольно низким уровнем ­продаж». «Но мы ожидаем подъема во II-м и последующих кварталах, — добавляет Константин Ермаков. — Судя по всему, темпы роста рынка ИБП в 2013 г. не будут значительно отличаться от предыдущего года».

Не видят значительных от­личий от прошлогодней ситуации и в Tripp Lite. «Если говорить о корпоративном сегменте, в I квартале традиционно происходит закрытие прошлогод­них контрактов, составляются планы на вторую половину года, — говорит Александр Халаев. — В сегменте СМБ мы наблюдаем рост продаж устройств начального и среднего уровня, до 5 кВ·А».

С этим соглашаются в «Клорайд Рус». «Начало года традиционно проходит в ожидании окончания принятия решений по бюджетам компаний на год, затем начинается финансиро­вание проектов, — говорит Игорь Кудрявцев. — В этом ­году оживление наступило в середи­не февраля, и сейчас мы уже работаем над несколькими ключевыми проектами». По его мнению, в 2013 г. у рын­ка ИБП есть перспективы роста: «Это связано с традиционно низким качеством электроэнергии и, с другой стороны, с бурным развитием новейшей техники».

В Delta Russia&CIS утверждают, что «по сравнению с аналогичным периодом 2012 г. налицо существенный рост продаж». «Реализуются проекты, которые были отложены в конце 2012 г.», — поясняет Анастасия Кисилева.

«Уверенный рост» в I квар­тале отмечают в компаниях OCS Distribution и «Марвел-Дистрибуция». «По моему мнению, главные вопросы 2013 г. — увидим ли мы достаточный рост в „высокий сезон“ и будут ли во втором полугодии большие проекты, — говорит Павел Сурин. — Пока все вендоры пла­нируют рост, в то время как аналитики предсказывают нулевую прибавку рынка „в штуках“, а вот в денежном выражении ожидается прирост на уровне 10%. Я полагаю, что истина где-то посередине: рост будет, но небольшой».

В компаниях Landata и Treolan не разделяют оптимизма коллег. «Кажется, что в начале 2013 г. рынок немного «просел» и спрос уменьшился, — говорит Денис Андреев. — Причем, по ощущениям, это касается не только ИБП, но и всего спектра ИТ-оборудования».

«Перспективы текущего года оптимистичными назвать трудно, — добавляет Петр ­Приходько. — Неудачный IV квартал 2012 г. и текущая ситуация позволяют предпо­ложить, что год будет, скорее всего, достаточно сложным. В целом макроэкономическая и политическая ситуация в стра­не на текущий момент не пред­вещает массовых инвестиций в ИТ со стороны государства, при этом довольно больших ­ресурсов требует подготовка к Олимпиаде в Сочи. В лучшем случае рынок ИБП в 2013 г. увеличился на 0–5% в денеж­ном выражении».

Некоторые игроки признают, что нынешний год может оказаться довольно тяжелым.

«Несмотря на то, что план продаж ИБП Inelt примерно выполняется, чувствуется напря­жение и ожидание кризиса, — утверждает Евгений Жирнов. — Буду рад ошибиться, но, похоже, что итоги года по рынку ­будут как минимум не лучше прошлогодних. Однако наш план продаж на 2013 г. пока не корректируется, следовательно, приходится работать еще более напряженно».

В Eaton также считают, что год будет непростым. «Рынок ИБП сильно зависит от общей экономической ситуации в стра­не, — напоминает Сергей Амелькин. — Согласно анонси­рованному бюджету на ближайшие три года не стоит ожидать роста объема госзакупок. Скорее всего, не будет финансироваться и переоборудование государственных учреждений. Похожим образом обстоят дела на рынке персональных ИБП — вряд ли будет наблюдаться бурный рост, скорее всего, ситуация останется стабильной, без резких взлетов и падений».

«В ближайшем будущем не бу­дет сильного прироста „в деньгах“, а „в штуках“, возможно, даже падение на 5–10%», — считает Арина Смирнова.

Сложно не согласиться с мнением Павла Игнатова: «Хотел бы ошибиться, но, боюсь, вре­мена роста на 20–30–40%, как для всего российского ИТ-рын­ка, так и для рынка ИБП, уже в прошлом». Он считает, что рынок будет прибавлять, но уже совсем другими темпами — на 5–10% в год: «В этой ситуации наиболее успешными будут те производители, которые смогут быстрее и грамотнее адаптироваться к новым условиям».

Как подчеркивают предста­вители SVEN, «рынок ИБП стоит в стороне от основного тренда — развития мобильных устройств». «Поэтому сегмент SOHO расти не будет, но и полный уход „массовых“ ИБП вряд ли возможен, — уверен Сергей Атаманенко. — Скорее всего, произойдет его трансформа­ция, т. е. появятся модели, которые будут позиционироваться для домашнего применения и составят конкуренцию сете­вым фильтрам и стабилизаторам напряжения. Корпоративный рынок будет развиваться более быстрыми темпами».

Чтобы завершить обзор на более-менее «оптимистичной ноте», стоит привести мнение Константина Ермакова. Он считает, что российский рынок ИБП еще не насыщен: «Отчасти это объясняется низким уровнем информированности потребителей о значимости защиты электропитания, отчасти недостаточным финансированием инфраструктурных проектов (хотя здесь ­ситуация улучшается). Свою роль, конечно, сыграет возможное ужесточение требований к энергоэффективности и общее усиление конкурентной борьбы в различных отраслях, включая проникновение „облачных вычислений“, где доступность является критическим парамет­ром. Несмотря на сокращение поставок традиционных десктопов, количество потребителей питания, как в сегментах SOHO и СМБ, так и в Enterprise, растет. Соответственно есть и необходимые драйверы для развития рынка».