В минувшем году на рынке сетевого оборудования каких-либо существенных изменений не произошло. Объемы продаж основных игроков если и увеличились, то не намного. Усилия компаний были направлены главным образом на сохранение своих позиций, поэтому рискованных или революци­онных шагов, связанных с покупкой других фирм, слиянием или расширением сферы деятельности, почти никто не предпринимал. Рынок спокойно, подчас даже слишком, эволюционировал, и можно утверждать, что 2012 г. мало отличался от года 2011-го.

Как оценивают ушедший год руководители и топ-менеджеры ведущих сетевых компаний? Их мнения разделились. «Есть все основания назвать уходящий год еще одной знаменательной страницей в семнадцатилетней истории деятельности Cisco в России и СНГ, — заявил Павел Бетсис, вице-президент компании, глава представительства в России и СНГ. — Мы успешно реализовали целый ряд стратегических инициатив нашей компании, укрепив ее технологическое лидерство, и помогли осуществить множество крупных проектов, способствующих экономическому и социальному развитию России и стран СНГ. Заметно выросли масштабы нашей деятельности в госсекторе и корпоративном сегменте». Павел Бетсис сказал, что стратегия работы Cisco в России остается неизменной. Главная цель компании — использовать свои технологические ресурсы для всесторонней поддержки инновационного развития российской экономики. Понятно, что для игрока № 1, чей го­довой оборот достигает 46,1 млрд. долл., а чистая прибыль выросла до 8 млрд. долл., это вполне посильная задача.

Константин Сидоров, президент группы компаний RRC, отметил, что в 2012 г. RRC упрочила позиции у ряда сетевых вендоров. В частности, расширен контракт с Cisco на территории Румынии, Хорватии, Белоруссии и в Туркменистане. «Для нас это важно, — подчеркнул Сидоров. — Это реализация нашей стратегии сильного международного нишевого value added дистрибьютора, действующего на обширной территории по единым правилам и предоставляющего своим партнерам продукты по единой технологии. Это удобно для партнеров, когда мы покрываем такие территории своими услугами единовременно. Особенно это удобно тем большим российским компаниям, которые сами настроены весьма амбициозно в „географическом“ плане». Глава RRC считает, что 2012 г. был успешным для компании. «Рост около 30% — это очень хороший результат, намного опережающий средние темпы роста ИТ-рынка, — добавил он. — Мы росли по всем направлениям, как с точки зрения объемов продаж, так и с точки зрения географической».

По мнению Александра Столярова, руководителя отдела сетевых решений НР в России, 2012 г. был непростым, но весьма продуктивным. Он тяжело начинался, но под конец, что называется, разошелся. Появились новые технологии, интересные решения и проекты у заказчиков. «Вопреки ожиданиям очередной волны кризиса рынок рос, и наши осторожные и пессимистические ожидания не оправдывались, — сказал Столяров. — Большинство наших партнеров, похоже, закончили прошлый год если не с лучшими показателями за свою историю, то с одними из лучших, как по обороту, так и по маржинальности».

Позитивно оценил минувший год и Василий Селюминов, исполнительный директор компании Landata. Он рассказал, что крупные заказчики старались тратить деньги равномерно в течение всех 12 месяцев, поэтому в IV квартале не было привычного ажиотажа, как и явных провалов в I квартале. Селюминов отметил, что одной из отличительных особенностей 2012 г. стали постоянные разговоры о возможном новом кризисе. «В 2011 г. все говорили, что кризис преодолен, а в прошлом году снова принялись его ждать. И боязнь кризиса заставляла заказчиков тратить деньги сразу, не откладывать реализацию проектов».

А вот Руслан Чиняков, вице-президент OCS Distribution, оценивает 2012 г. «между нейтральным и плохим». «Корпоративный рынок жил очень сложно, но развивался, при этом абсолютно бессмысленные в стратегическом плане ценовые войны в рознице, а также в сегментах SOHO и малого бизнеса не давали поводов для позитива», — заметил он.

По мнению Игоря Белоусова, исполнительного директора компании «Тайле», прошлый год не стал каким-то особенным. Это был нормальный период для поступательного развития, по крайней мере на рынке сетевого оборудования. Похожей точки зрения придерживается и Владимир Щеулов, менеджер отдела закупок компании USN. Он считает, что год был «нейтральным», практически ничем не отличающимся от 2011 г., с той лишь разницей, что игроки ИТ-рынка снова увидели некие сомнения корпоративных заказчиков в стратегии развития бизнеса. В то же время активно рос спрос со стороны СМБ и частных пользователей.

Михаил Кириченко, руководитель отдела по развитию канала продаж компании TP-LINK, напомнил, что в марте 2012 г. проходили президентские выборы и они достаточно сильно повлияли на сезонность продаж. Первый квартал показал очень хорошие результаты, особенно в розничном канале. В частности, сетевого оборудования TP-LINK было продано на 20% больше, чем в IV квартале 2011 г. Вся первая половина 2012 г. прошла достаточно спокойно в секторе государственных ИТ-проектов. Большинство проектов ­было заморожено до 7 мая, даты вступления в должность нового Президента РФ.

«Для компании TP-LINK 2012 г., как на международном, так и на российском ­рынке, был успешным, — отмечает Михаил Кириченко. — Так, например, рост продаж на международном рыке составил более 40% (в штучном выражении), а на российском рынке мы показали еще более внушительный рост: объем продаж по сравнению с 2011 г. составил 180% (в штуках). В денежном выражении этот показатель составил 212%. Это говорит о том, что TP-LINK растет быстрее не только ИТ-рынка, но и сетевого сегмента SOHO, который в прошлом году в России прибавил 30% (в штуках) по сравнению с 2011 г.».

О влиянии президентских выборов напомнил и Сергей Васюк, глава представительства D-Link в странах СНГ и Балтии. А после выборов на экономическом форуме в Санкт-Петербурге прозвучал призыв к экономии, что не могло не сказаться на общей экономической ситуации. «Год для рынка был тяжелым, было немало изменений. Ушедший год можно назвать нейтральным для нас, мы закончили его с небольшим ростом, около 4% по нашей территории», — сказал он.

«Я бы отметил снижение скорости роста сетевого рынка и усиление ценовой конкуренции, — говорит Денис Тяпаев, глава представительства NETGEAR в России. — В целом, несмотря на уверенный рост NETGEAR на 60%, год оказался не самым удачным, поскольку наши планы были еще более амбициозными. Среди положительных моментов — выпуск новой линейки товаров, рассчитанных не только на традиционный для нас сегмент СМБ, но и на корпоративного пользователя, что заметно расширило рынок нашей продукции».

Итоги соответствовали ожиданиям

Эксперты и руководители ИТ-компаний считают, что темпы роста рынка сетевого оборудования, хотя и заметно снизились, все же опережают рост ИТ-рынка в целом. Однако достоверных данных о том, насколько за минувший год увеличился объем рассматриваемого рынка, к сожалению, нет. Оценки специалистов отличаются весьма значительно.

Как считает Константин Сидоров, рынок сетевого оборудования вырос на 8–10%. «Это достаточно точная оценка, так как доля этого сегмента в наших продажах составляет более 30% и мы вправе себя считать экспертами, — говорит он. — Рынок сетевого оборудования достаточно стабилен и находится в стадии зрелого роста. Эта зрелость проявляется в том числе и в малом количестве новых вендоров, новых партнеров и новых заказчиков».

Денис Тяпаев сообщил, что, по его оценке, рынок сетевого оборудования в 2012 г. в денежном выражении вырос на 5–10%. Более оптимистично оценивают итоги года в компании USN. По мнению специалистов, рынок увеличился на 13–15%. Отсутствие значительного роста связывают с замедлением темпов развития ИТ-рынка в целом. Похожую цифру — 15% в денежном выражении — называет и Владлен Ионов, руководитель группы «Телекоммуникации и сети передачи данных» компании Treolan.

«Сложно сказать, насколько вырос весь рынок сетевого оборудования, но сегмент, в котором мы работаем, увеличился на 20%», — комментирует ситуацию Игорь Белоусов. «Трудно оценить сетевой рынок в масштабах всей страны, но в нашей компании этот сегмент растет быстрее. Мы оцениваем нижнюю границу в райо­не 20%», — сказал Василий Селюминов. А Михаил Кириченко сооб­щил, что, по расчетам его коллег, рынок сетевого оборудования сегмента SOHO прибавил 30% по отношению к 2011 г . (в штучном выражении), что заметно опережает общий рост ИТ-рынка. По словам Сергея Васюка, сетевой рынок в прошлом году претерпел существенные изменения, был «переформатирован». Произошел переход от проводного подключения, как в домах, так и в офисах, к беспроводному. Ноутбуки, планшетные ПК, смартфоны, телевизоры и даже бытовая техника — все подключается к Сети по Wi-Fi.

Как и ожидалось, различные сегменты и продуктовые ниши росли разными темпами. По словам Руслана Чинякова, сегмент оборудования для корпоративных проектов, в частности для построения ЦОДов, показал рост в районе 30%, сегмент СМБ увеличился примерно на 10–15%, но в нем произошло серьезное перераспределение долей между вендорами. «В структуре наших продаж в 2012 г. мы отметили существенный рост управляемых коммутаторов и маршрутизаторов для сегмента SOHO, а также сетевых хранилищ NAS для домашних пользователей», — сообщил Владимир Щеулов. Как отмечает Сергей Васюк, мировая структура рынка выглядит следующим образом: 40% приходится на долю телекоммуникационных и инфраструктурных решений, 30% — розничный рынок, еще 30% — корпоративные заказчики. В России доля телекоммуникационных и инфраструктурных решений сейчас равна доле розницы и корпоративных заказчиков вместе взятых. Из этого следует, что в ближайшее время бурное развитие ожидает розницу и СМБ. Доля корпоративных клиентов также увеличится, но на этот сегмент в значительной степени будет влиять общая экономическая ситуация в стране.

Надо сказать, что заметный рост продемонстрировали многие технологические и продуктовые сегменты, что свидетельствует о благополучном положении заказчиков и наличии у них денег. Так, по словам Александра Цыганкова, менеджера по продукции компании ZyXEL, в прошлом году приятно удивил прогресс рынка «продвинутого» абонентского оборудования, покупатель стал более грамотным и разборчивым в выборе устройства для дома. Руслан Чиняков отметил, что, по его наблюдениям, наибольший прирост был в сегменте корпоративных проектов — решений для ЦОДов и систем ВКС. «Здесь были и хорошие бюджеты заказчиков, и важные технологические инновации, помогающие сокращать расходы, — сказал он. — Эти направления растут быстрее, чем рынок в целом, в то время как ситуацию в традиционных технологиях сетевого рынка 2012 г. нельзя назвать очень успешной. Но и в наших классических „старых“ линейках мы находим возможности для роста. OCS, как правило, берется за продвижение всех новых направлений вендоров, получает необходимые аккредитации и активно работает с партнерами по этим направлениям. Для наших партнеров-реселлеров, корпоративных поставщиков, системных интеграторов это очень важно, так как эти финансовоемкие вещи не всегда им доступны. Все это позволяет развивать бизнес с их уже сущест­вующими заказчиками, ведь последние заинтересованы в новых технологиях и решениях. Опережающими темпами увеличиваются поставки систем безопасности, контроля доступа и оборудование для беспроводных сетей».

Игорь Белоусов подчеркнул, что в прошлом году началось активное строительство сетей LTE, что повлечет за собой поставки соответствующих решений. Он добавил, что сетевое оборудование, продаваемое в рознице, разделяется на очень дешевое, с жесточайшим демпингом, и среднего ценового диапазона, где наметился ожидаемый рост. Так, например, позиции ZyXEL укрепляются в этом сегменте.

Как сообщил Сергей Сержантов, старший менеджер отдела проектных продаж компании Koodoo Technologies, наиболее активный рост показали пассивные оптические сети (PON), для которых характерны удобство эксплуатации и высокая пропускная способность. Многие телеком-операторы уже оценили преимущества технологии PON и запустили пилотные проекты.

Юрий Бельский, директор представительства Allied Telesis в России и странах СНГ, отметил, что самым быстрорастущим сегментом в линейке оборудования в 2012 г. стали гигабитные коммутаторы третьего уровня с интерфейсами 10G. «Мы связываем это с увеличением спроса на высокоскоростные решения и значительным снижением стоимости портов 10G c появлением оборудования стандарта 40/100G Ethernet, — сказал он. — Немаловажным фактором является то, что все наши L3-коммутаторы Х серии работают под управлением единой многозадачной ОС AlliedWare Plus, обладающей широким функционалом».

«В прошлом году наиболее активно развивался сегмент SOHO, мы отметили значительное увеличение продаж, — рассказывает Владимир Щеулов. — Мы также увеличили продажи в государ­ственный сектор, в том числе за счет получения соответствующих лицензий надзорных органов по внедрению оборудования определенного класса».

По мнению Михаила Кириченко, лучше всего росли продажи планшетных ПК, смартфонов и сетевого оборудования для сегмента SOHO: в 2012 г. продолжился рост доходов населения на фоне дешевеющих ИТ-устройств, что сказалось на большей ценовой доступности указанных сегментов ИТ-рынка. А в компании НР считают, что самый быстрорастущий сегмент — это коммутаторы для корпоративных заказчиков. «Идет масштабное строительство ЦОДов, и коммутация, в том числе внутри ЦОДов, активно используется. Также шла миграция с устаревших моделей, установленных 5–7 лет назад», — пояснил Александр Столяров. Владлен Ионов говорит, что лидерами роста были СХД, ВКС и оборудование для беспроводного доступа в Интернет.

Как сообщил Денис Тяпаев, высокий рост был зарегистрирован в следующих продуктовых сегментах:

  • смарт-коммутаторы, более 120%. Быстрорастущий спрос на эти устройства подтверждает, что заказчики стали более разумно и эффективно расходовать средства на ИТ-инфраструктуру. В ситуациях, когда для построения сети достаточно функционала смарт-коммутаторов, нет смысла переплачивать за более дорогие решения, возможности которых не будут использованы в полном объеме;
  • корпоративные Wi-Fi-решения, более 53%. Появление большого количества мобильных устройств предъявляет повышенные требования к организации беспроводного доступа в Интернет. Особенно это важно для предприятий. Сотрудники выбирают мобильность, и руководству выгоднее обеспечивать для них беспроводной доступ к сети, чем создавать дополнительные стационарные рабочие места. Во многих сферах деятельности наличие Wi-Fi дает весомые конкурентные преимущества;
  • двухдиапазонные гигабитные Wi-Fi-роутеры, свыше 220%. Увеличивается число абонентов, растет количество устройств, одновременно подключаемых к сети, в крупных городах все более востребован диапазон 5ГГц;
  • Wi-Fi-репитеры (повторители), более 500%. Это новый сегмент устройств, которые успешно устраняют «мертвые» зоны Wi-Fi.

«У рынка всегда есть драйверы роста, — утверждает Василий Селюминов. — Одним из таких в течение последних двух лет является продвижение идей облачных технологий. Мы отвечаем за инфраструктурное обеспечение этой идеи».

К числу наиболее прибыльных сегментов сетевого рынка руководители компаний отнесли проекты по построению полной сетевой инфраструктуры, включающей в себя ядро сети на базе коммутаторов 3-го уровня, беспроводную связь, решения BYOD, системы IP-видеонаблюдения, сетевые хранилища данных, устройства и решения, обеспечивающие безопасность сети. Отмечено также успешное развитие бизнесов Juniper и Huawei. Продукция этих вендоров становится все более заметной на рынке корпоративных заказчиков.

Несколько слов надо сказать и об аутсайдерах. Как отметил Владлен Ионов, практически ­исчез спрос на DSL-решения. «Прошедший год был последним, в котором отмечались сущест­венные продажи ADSL-оборудования, — говорит Сергей Сержантов. — Этот сегмент окончательно уходит в прошлое из-за низких скоро­стей и в целом морального устаревания телефонной пары как физической среды передачи данных. Однако география Российской Федерации говорит о том, что незначительные продажи оборудования этого сегмента сохра­нятся еще долго».

По словам Дениса Тяпаева, наблюдалось значительное снижение спроса на Wi-Fi-адаптеры из-за появления большого количества устройств со встроенным модулем Wi-Fi.

Константин Сидоров считает, что медленнее других рос сегмент крупных промышленных предприятий. Это связано прежде всего с общим замедлением роста экономики России и уменьшением объема инвестиций. Точку зрения главы RRC разделяет и Владимир Щеулов. «В прошлом году корпоративный сегмент рос достаточно медленно из-за нестабильной ситуации в экономике, — сказал он. — Многие компании заняли выжидающие позиции и отложили крупные проекты на 2013 г. Основная причина — стагнация корпоративного рынка в условиях общей нестабильной экономической ситуации».

Василий Селюминов говорит о заметном снижении продаж простейших коммутаторов. «Это малоприбыльный товар, но без них пока обойтись нельзя», — заметил он.

Как ни странно, но к числу аутсайдеров некоторые специалисты относят и решения в области ИТ-безопасности. Разделились мнения и относительно систем IP-телефонии. Одни считают эту область прибыльной, другие говорят о насыщенности этого рынка.

Партнерская сеть: качество и количество

Несмотря на весьма умеренный рост и усиливающуюся конкуренцию, число партнеров у ведущих компаний растет. По словам Павла Бетсиса, успешную деятельность Cisco во многом предопределяют ее реселлеры. В России и СНГ таким статусом обладают около 3 тыс. компаний. За минувший год партнерская сеть Cisco в России выросла на 40%. Количество «золотых» партнеров осталось неизменным (20), зато существенно увеличилось число экспертиз и технологических специализаций обладателей этой наивысшей сертификационной категории. Ряд специализаций российские компании получили первыми в мире: компания Jet Infosystems стала обладателем специализации Advanced Content Security, а CTI — первый в мире партнер по программе Cisco ATP — SaaS. Кроме того, компания Step Logic стала первым за пределами США партнером Cisco с максимальным уровнем экспертизы в области безопасности — Master Security. В связи с этим уместно напомнить, что в 2012 г. Cisco в очередной раз получила титул «Чемпиона российского ИТ-канала» (проект CRN/RE) в номинации «Сетевое оборудование».

Не менее бурно увеличивалось количество реселлеров и у других вендоров. Как сообщил Денис Тяпаев, партнерская база NETGEAR за 2012 г. выросла на 20% и в настоящее время насчитывает около 3 тыс. компаний. «База партнеров ежегодно расширяется, все больше фирм присоединяются к программе Star Partner, — говорит Юрий Бельский. — За 2012 г. общее количество реселлеров увеличилось примерно на треть, а несколько компаний в рамках программы Star Partner получили наивысшие статусы».

Число партнеров TP-LINK, как отметил Михаил Кириченко, увеличилось более чем в три раза. Появилось много новых региональных дилеров, включивших в свой ассортимент продукцию TP-LINK. «С точки зрения распределения наших продаж между типами партнеров можно наблюдать смещение в сторону ретейла и проектного канала, что говорит о лучшей узнаваемости бренда TP-LINK на российском рынке и повышении лояльности игроков канала», — подчеркнул Михаил Кириченко. Рост партнерской базы отмечают и в компании HP. По словам Александра Столярова, вендор много внимания уделяет развитию канала и активно поддерживает исторических партнеров, которые изначально продавали оборудование СХД и серверы. Особое отношение к бывшим реселлерам 3Com. «Мы пытаемся создать новую атмо­сферу для прежних партнеров, которые после поглощения 3Com по ряду причин перестали сотрудничать с нами, стараемся вернуть их лояльность», — подчеркнул Столяров.

Стабильнее обстояли дела у компании D-Link. Как сообщил Сергей Васюк, количество реселлеров увеличилось незначительно. Некоторые компании уходят с рынка, им на смену приходят новые. Но в целом на протяжении последних двух лет заметных изменений в канале сбыта не было.

Число дилеров и системных интеграторов, сотрудничающих с компанией Landata, также растет, но не так быстро, как хотелось бы дистрибьютору. «Это связано с нашей продуктовой политикой, — объясняет Василий Селюминов. — Мы консервативны и не работаем в массовых сегментах и на розничном рынке. Landata продает высокотехнологичное оборудование. Продукция многих наших вендоров популярна на рынке, но для ее поставок требуется определенное качество партнерской сети. Не может каждый год появляться большое количество ИТ-компаний, обладающих требуемой экспертизой. Сейчас наша партнерская сеть увеличивается примерно на 10% в год».

Число реселлеров компании RRC, по словам Константина Сидорова, — более 2 тыс. активных фирм. Это те, кто совершает ежеквартальные закупки. Всего же с дистрибьютором сотрудничают более 5 тыс. игроков канала. Такого результата RRC добилась благодаря проекту ThinkLink — системы электронной коммерции, через которую дистрибьютор автоматически выставляет счета и продает продукцию без участия менеджера по продажам. Удобство работы с системой ThinkLink привлекает все больше партнеров из сегмента СМБ. Именно поэтому данный сегмент в RRC самый быстрорастущий.

Вендоры и дистрибьюторы отмечают не только количественный рост канала сбыта, но и повышение экспертизы партнеров. «У нас появляется все больше так называемых „умных“ реселлеров на рынке СМБ, — говорит Игорь Белоусов. — Простая перепродажа коробок стала сокращаться после сильнейшего давления на дилеров со стороны федеральных сетей».

Как сообщил Юрий Бельский, экспертиза и квалификация партнеров изменились в лучшую сторону благодаря регулярным обу­чающим семинарам по продукции, тренингам технических специалистов и информационным рассылкам о выходе новых продуктов компании. Региональные дилеры, которые не имеют возможности пройти очное обучение, могут подключиться к вебинарам, запись которых доступна и после онлайн-сессии. За 2012 г. у Allied Telesis значительно выросло число сертифицированных специалистов, среди которых также есть и представители региональных компаний, получившие возможность сдать сертификационные экзамены дистанционно. Особый интерес партнеров вызывают семинары по комплексным решениям, проводимые с участием других производителей.

«Квалификация и экспертиза партнеров растет, — подчеркнул Константин Сидоров. — Это в первую очередь касается продукции Cisco. Надо признать, что вендор выделяет сейчас немало сил и ресурсов на обучение игроков канала, в том числе и через нас как дистрибьютора. За счет таких программ рынок растет и развивается». Сидоров также отметил увеличение числа новых компаний. Разумеется, молодой фирме трудно быстро получить необходимую экспертизу, поэтому таким партнерам RRC оказывает любую доступную помощь. «У нас работает много высококвалифицированных инженеров, и они способны предоставить поддержку в самых сложных и нетривиальных случаях», — сказал Константин Сидоров.

По словам Дениса Тяпаева, несмотря на рост квалификации, партнерам всегда будет к чему стремиться. Чтобы работать с оборудованием NETGEAR, реселлер должен понимать, какие требования к ИТ-инфраструктуре предъявляет заказчик. Только так он сможет предложить такое решение на базе NETGEAR, которое устроит клиента и в плане решения его задачи, и в том, что ка­сается бюджета. «Работа с партнерами в этом направлении для NETGEAR является приоритетной, — сказал Денис Тяпаев. — Мы проводим бесплатные сертификационные обучения, как по нашей продукции, так и по общим принципам построения сетевых инфраструктур. Кроме того, организуем тренинги — помогаем партнерам формировать навыки выявления реальных потребностей заказчиков исходя из их бизнес-задач. Думается, что именно в этом ключ для успешных продаж в существующих условиях».

«Уровень инженерных работ, консалтинга и качество проектов значительно возросли, — считает Александр Столяров. — Я надеюсь, что тенденция к созданию комплексных решений сохранится в дальнейшем, так как в этом заложено серьезное конкурентное преимущество. Заказчики становятся все более требовательными, а бюджеты уменьшаются. Выживут лишь те интеграторы, которые смогут предложить максимально привлекательное решение как по цене и качеству, так и с точки зрения технической реализации».

Василий Селюминов отметил, что в прошлом году увеличилось число инфраструктурных проектов, что резко повысило востребованность инженеров в региональных компаниях. До недавнего времени эти игроки экономили на специалистах. Но сейчас с ростом сложности проектов доходы региональных фирм выросли, что позволило им вновь брать на работу высококвалифицированных кадров.

Осторожные прогнозы с нотками оптимизма

Каким бы ни был минувший год, он остался в прошлом. И руководителей ИТ-компаний больше волнует год текущий. Результаты I квартала позволяют говорить о том, что превалировать будут положительные тенденции. Вместе с тем легкой жизни никто не обещает. О «тучных годах» начала века придется надолго забыть.

По словам Михаила Кириченко, в 2013 г. рост ИТ-рынка будет ниже уровня прошлого года, но рынок сетевого оборудования должен повторить результат прошлого года — вырасти примерно на 20%. Сохранится высокий рост сегмента консьюмерского сетевого оборудования и техники, работающей по технологии LTE. Увеличатся объемы продаж и в сегменте СМБ за счет перехода компаний к активному использованию облачных сервисов и ИТ-аутсорсингу.

Владимир Щеулов считает, что продолжится рост сегмента SOHO и домашних пользователей. По оценкам специалистов USN, он превысит 30%. Вероятно оживление корпоративных заказчиков во второй половине года, сохранится стабильность в государственном секторе. «Сложно предсказать, что ждет рынок в этом году, — говорит Василий Селюминов. — Мы считаем, что рост будет, и наметили для себя план — увеличить объем продаж на 10%. Есть надежда реализовать проекты по созданию распределенных беспроводных сетей с обеспе­чением их безопасности». Сергей Сержантов полагает, что наиболее перспективным станет сегмент PON-оборудования. Производители, которые в 2013 г. смогут здесь закрепиться, обеспечат се­бя стабильным бизнесом на ближайшие несколько лет.

Владлен Ионов не исключает дальнейшего замедления роста сетевого рынка в денежном выражении. Скорее всего, он ста­билизируется на уровне 9–10%. Более осторожный прогноз сделал Денис Тяпаев. «В 2013 г. сетевой рынок вырастет на 5–10% в денежном выражении, — сказал он. — В количественном эта цифра ­будет выше. Данная ситуация ­обусловлена снижением средней стоимости продуктов почти в каждой категории».

«Пока мы не видим значительного роста, так же как и причин, почему его не должно быть вообще, — заявил Александр Столяров. — Первый квартал, к сожалению, показал тенденцию к снижению роста рынка либо к его стагнации. Надеюсь, что это не тренд 2013 г., а его специфика, схожая с 2012 г., и во втором полугодии рост может начаться». Столяров добавил, что нынешний год — это год перемен, которые начались в 2012 г. и продолжатся в этом. Многие из интеграторов и вендоров будут корректировать свои планы ближе к лету, в зависимости от ситуации на рынке. «Наибольший рост мы ожидаем увидеть в сфере управляемых коммутаторов, — сказал он. — Скорее всего, это произойдет за счет того, что многие заказчики пересмотрят свои бюджеты и от более дорогих интеллектуальных моделей будут переходить к простым, централизованно-управляемым решениям, возможно, к виртуализации сетевых устройств».

По оценке Руслана Чинякова, год начался очень сложно, не только на традиционно вялом розничном рынке, но также и в сегменте крупных проектов.

При всех трудностях уже видно, что канал для СМБ-рынка жив, и до ожидаемого получения во втором полугодии больших бюджетов именно канал будет самым важным элементом выживания. А это значит, что не просто лояльность, но активная позиция партнеров по отношению к конкретным вендорам и дистрибьюторам станет необходимым ключом к успеху.

Ряд игроков рынка делают более оптимистичные прогнозы. Так, по словам Юрия Бельского, компания Allied Telesis уверена в хороших результатах текущего года, поскольку несколько месяцев назад рынку были представлены сразу несколько продуктов, и скоро продуктовый портфель вендора будет пополнен новым оборудованием, что позволит предложить заказчикам полный спектр решений — от недорогих устройств доступа до высокопроизводительных модульных систем.

«Для RRC 2013 г. будет не менее успешным, чем 2012 г., — ­говорит Константин Сидоров. — Мы заложили в планы рост около 25%. По сегменту сетевого оборудования — примерно на 20%, кроме того, рассчитываем, что в телекоммуникационном сегменте и на рынке СМБ будет высокий спрос со стороны за­казчиков на удобство работы с партнером и техническую экспертизу».