9 ноября 2021 г.

Распространение «цифровых кочевников» активизируют тренды в ИТ, которые стали восходящими из-за популяризации удаленной работы. Однако к имеющемся трендам, которые получат дополнительные стимулы для развития, добавятся новые, которые пока выглядят экзотичными.

Почему мы выделяем «цифровых кочевников» из общей массы «удаленщиков»? Потому что «номады», в силу своей высокой квалификации и значительных затрат на их зарплаты, будут «драйверить» изменения существенно активней, чем массовые недорогие сотрудники, работающие удаленно из российских регионов.

Софт новых классов

Разумеется, работа «удаленщиков» и «номадов» потребует внедрения решений, построенных на виртуализации, «облаках» и других технологиях, о которых мы неоднократно рассказывали. Но наряду с ними многие цифровые решения из категории «любопытно, может быть, внедрим при случае когда-нибудь» переходят в категорию «must have».

Прежде всего, становятся остро актуальными упомянутые в первой части статьи Business Process Management System: Oracle BPM Suite, Bitrix24, IBM Business Process Manager, «Первая форма», Zoho, Metatask и другие. При работе гибридных команд растет актуальность решений для управления проектами (которые можно рассматривать как BPMS «на минималках» и не охватывающих всю деятельность компании).

Пандемия и «удаленка» изменили корпоративную культуру, а с ней и процессы коммуникаций, отметила Кристина Тихонова, президент Microsoft в России. Для гибридных команд будут нужны системы корпоративной видеоконференцсвязи (ВКС), включающие, в том числе, «цифровые переговорные», в которых используют новые решения, например, «цифровые флип-чарты», о которых мы недавно рассказывали на примере Huawei IdeaHub. Также остро актуальными становятся системы для обеспечения совместной работы, от которых требуется существенно бОльшая функциональность, чем способны обеспечить ВКС.

«Мы стираем грань между средствами совместной работы, коммуникации и бизнес-процессами, чтобы помочь вам создавать эти приложения для ведущих специалистов и рядовых исполнителей», — говорит Сатья Наделла, CEO корпорации Microsoft. Из программных платформ можно привести в пример Microsoft Teams, которую иногда рассматривают как замену Skype, что неверно. Teams обладает существенно бОльшими возможностями, например, позволяет быстро и просто получать доступ к любому контенту команды/ рабочей группы/ подразделения — сообщениям, корпоративной библиотеке документов, файлам, сведениям о сотрудниках. Реализована поддержка совместной работы с документами — от редактуры до поиска контента, от создания заметок до отслеживания проекта в целом и т. д. Разумеется, реализован быстрый встроенный к другим программным продуктам Microsoft: SharePoint, OneNote, Power BI, планировщику и пр.

«В течение многих лет установленные схемы работы были ясны: общение происходило по электронной почте, создание контента в основном состояло из документов, электронных таблиц и презентаций, — говорит Ванги МакКелви, генеральный директор подразделения Microsoft 365. — За последние 18 месяцев мир изменился, и мы адаптировались к новой рабочей среде, в которой людям приходилось дополнять традиционные средства коммуникации и личное сотрудничество альтернативными решениями, быстро переводя в цифровую форму все».

Решений разной степени функциональности, направленных на обеспечение совместной работы, на рынке довольно много. Это могут быть и элементы, закрывающие отдельные задачи спектра — почтовые сервисы, мессенджеры, системы управления задачами, тайм-трекеры, генераторы отчетов, docflow и т. д. Но присутствуют и решения с разной степени интеграцией инструментов — Google Workplace, Cisco Webex, Slack, Pyrus, «Планфикс», GanttPro, Taiga, Flowlu и другие.

Все эти системы вендоры активно развивают. Например, недавно Cisco представила ряд инноваций для гибридной работы на платформе Webex, предназначенной как для работы гибридных рабочих мест, так и для гибридных мероприятий. Напомним, что Webex является интегрированным решением, которое включает как программные платформы, так и опциональные персональные устройства. Представленные недавно инновации в Webex помогут заказчикам раскрыть потенциал гибридных сотрудников, предложить им новые методы совместной работы и создать инклюзивную атмосферу, отметил Джиту Пател, исполнительный вице-президент и генеральный менеджер бизнес-группы безопасности и совместной работы компании Cisco.

Развитие будет продолжено. Например, Cisco планирует добавить возможности асинхронного общения, призванные оптимизировать и минимизировать взаимодействие на совещаниях. В среднем на совещаниях берут слово только 48% участников, по данным исследования Cisco Hybrid Work Index. Функция асинхронного общения даст возможность сотруднику записать совещание, просмотреть и прокомментировать событие в удобное время, что особенно полезно, когда участники митинга находятся в разных часовых поясах — что часто бывает при совещаниях, в которых участвуют «цифровые кочевники»! — и в результате оптимизировать рабочие нагрузки. Сейчас функция доступна для бета-тестирования, а полная интеграция с приложением Webex произойдет весной следующего года, согласно планам Cisco.

В условиях постоянных изменений в области организации труда растет спрос на решения, поддерживающие корпоративную культуру, а также позволяющие осуществлять удобный поиск по базе знаний корпорации и производить обучение без отрыва от работы. На сегодняшний день существует большое количество разрозненных услуг и инструментов, однако их потенциал недостаточно эффективно используется сотрудниками компаний, которые инвестировали в решения упомянутых задач значительные суммы. Нужны единые платформы, это требование определяют задачи корпораций. «Каждая организация будет нуждаться в едином подходе к взаимодействию с персоналом, начиная с приема на работу и заканчивая их непрерывным обучением и ростом», — уверен Сатья Наделла. Аналитики оценивают оборот зарождающегося рынка платформ Employee Experience в 300 млрд долл. в год. Примером такого программного обеспечения может служить Microsoft Viva, которая при помощи Teams и Microsoft 365 объединяет инструменты для создания эффективной рабочей среды по четырем показателям: вовлеченность, улучшение эмоционального состояния, обучение и обмен знаниями.

Инфобезопасность: новые грани... опять!

Как видно, в новых условиях ИТ-специалистам приходится решать множество разных задач, внедряя виртуализацию и cloud-решения, разворачивая программное обеспечение радикально новых классов или меняя архитектуру хранения данных (например, вынося часть данных в «облака», приземленные физически ближе к местам, где трудятся традиционные «удаленщики» и хардкорные «номады»). Все это делать придется, разумеется, с соблюдением общей целостности ИТ-инфраструктуры, требований безопасности, локальных законодательств и т. д., однако в результате поверхность атаки все равно возрастает.

Обеспечение безопасности сегодня следует трактовать максимально широко, применяя новые подходы. Переосмысление подходов к ИБ при гибридном формате работы ставят на первое место в текущих трендах, например, эксперты Varios. «Удаленная работа очень сильно отличается как с точки зрения построения бизнес-процессов, так и с точки зрения защиты данных», — подчеркивает Даниэль Гутман, глава Varonis в России.

В обновляемой реальности подходы к ИБ применяют самые суровые. «Бизнес должен использовать модель Zero Trust, при которой каждый пользователь, запрашивающий какой-либо доступ, должен пройти строгую аутентификацию, авторизацию с учетом ограничений политик и проверку на аномалии — только после этого доступ может быть предоставлен, — говорит Андрей Савчук, руководитель отдела корпоративной безопасности, соответствия требованиям и идентификации Microsoft в Центральной и Восточной Европе. — Для предотвращения вторжений проверяется все — от удостоверений пользователей до среды размещения приложений».

В современных условиях, когда максимально размыто само понятие периметра ИТ-инфраструктуры организации, для обеспечения инфобезопасности, трактуемой в широком плане, возрастает значение DLP (Data Leak Prevention — системы предотвращения утечек информации). Процесс защиты от утечек строится по принципу анализа на соответствие политикам безопасности компании каждого сообщения, переданного работниками, а также других действий в ИТ-инфраструктуре.

Изначальная задача таких систем — защита от утечек — сегодня является важной, но рутинной, а поэтому, как и любой рутинный процесс, должна быть максимально автоматизирована, уверена Галина Рябова, директор центра продуктов Dozor компании «Ростелеком-Солар». DLP-системы с успехом применяют для решения разных задач служб безопасности, отмечает г-жа Рябова, например, для мониторинга лояльности сотрудников, выявления групп риска, анализа активности сотрудников из групп особого контроля и т. д. С помощью DLP-систем можно выявлять в компаниях ранние признаки мошенничеств и коррупции, используя полученные данные для дальнейших расследований. Как видно, спектр доступных для решения задач очень широк.

DLP системы развивают и другие российские компании. «Мы намерены пополнять продуктовый портфель новыми решениями в области киберзащиты, например, самостоятельно развивать направление DLP, обогащать существующие продукты новыми функциями, востребованными российским рынком и нашими заказчиками», — говорит Алексей Бадаев, генеральный директор компании «Киберпротект» (ранее известной как «Акронис Инфозащита»). Напомним, что компания известна программным обеспечением для бэкапа и восстановления виртуальных, физических и «облачных» сред для организаций любого масштаба, а также данных, но защита данных в современных условиях требует более широкого трактования. Создание системы бэкапа имеет особое значение для инфобезопасности компаний; при наличии удаленных сотрудников и «цифровых кочевников» соответствующая задача становится достаточно сложной, но про эти особенности поговорим в следующий раз.

Роботизация получит новый стимул

У дальнейшего развития компаний, успешно прошедших новые этапы цифровизации, может быть множество направлений, одно из наиболее востребованных — роботизация. Причем речь идет о роботах разных типов, в том числе, и реализованных программно.

Выразительный пример: «Трубная Металлургическая Компания» (ТМК) внедрила корпоративного чат-бота для автоматизации решения административных и хозяйственных вопросов, созданного Parma Technologies Group в технологическом партнерстве с Microsoft. Внедрение решения, активно использующего AI, прошло успешно: оно позволило ТМК освободить 20% ресурсов профильного персонала и в несколько раз сократить время на подачу заявок в службу поддержки. На первом этапе проект был реализован в отделе снабжения, где взял на себя обработку поступающих от производства звонков с уточнением статуса поступления заказов на склад. Информация в производственный отдел стала поступать в два раза быстрее, а отдел снабжения снял с себя часть административной нагрузки и полностью сконцентрировался на обеспечении холдинга необходимыми ресурсами.

Создание функциональных чат-ботов представляет собой непростую задачу, с которой большинство организации вряд ли справится без привлечения внешних подрядчиков. Например, чат-бот в ТМК научился опрашивать базы, анализировать и консолидировать данные, прогнозировать сроки и передавать результаты. «Благодаря интеллектуальной обработке обращений чат-бот значительно расширил сферы своего применения, взяв на себя многие задачи по организации внутренних коммуникаций, омниканальному взаимодействию с сервисными службами, навигации по внутрикорпоративным информационным ресурсам», — говорит Евгений Овчаров, генеральный директор Parma Technologies Group. Вторым этапом сотрудничества стало внедрение корпоративного чат-бота для решения административных и ИТ-задач. Теперь у ТМК единый канал поступления обращений: от заказа канцтоваров до оформления пропусков и организации рабочего места. Чат-бот также фиксирует заявки службу поддержки, ведет прием предложений сотрудников для корпоративной «Биржи идей» и т. д.

Очевидно, что подобные решения полезны для интенсификации труда сотрудников в офисе, но они же крайне актуальны для компаний с филиальной сетью, а также с «удаленщиками» и «цифровыми кочевниками» в штате. Неважно, в каком часовом поясе трудятся работники, чат-бот готов к взаимодействию 24×7.

Вместо заключения

Мы рассмотрели пример, в котором распространение «цифровых кочевников» активизирует форматы гибридных рабочих групп, что требует разноплановой digital-поддержки и приводит к изменению ИТ-рельефа. Сотрудники — офисные, удаленные, «номады» — ежедневным трудом приносят прибыль компании, поэтому задача современного работодателя — использовать все ресурсы, включая цифровые, для обеспечения развития этим людям. Эффективность каждого работника от этого станет выше, как и прибыль компании. При этом должны быть соблюдены корпоративные правила по ИБ, масштабируемости, управляемости и минимизации стоимости владения. Возможностей для всего перечисленного в современных ИТ предостаточно, нужно только поставить задачи и привлечь для их решения исполнителей с профильными компетенциями в digital.

Часть первая.

Источник: Александр Маляревский, внештатный обозреватель CRN/RE