На рынке жестких дисков остается все меньше производителей — за последние 20 лет их число сократилось с 75 до 10! К числу наиболее известных поставщиков относится компания Western Digital. О текущем положении вендора и о том, в каких направлениях он планирует развивать свой бизнес на мировом и российском рынке, в беседе с обозревателем CRN/RE Владимиром Смирновым рассказали посетившие в июне нашу страну Клаaс де Вос, вице-президент Western Digital по продажам в регионе ЕМЕА, и Иан Кин, директор по продажам Western Digital в Восточной Европе.

CRN/RE: Какое положение в настоящее время занимает Western Digital на мировом рынке жестких дисков?

Клаас де Вос: Прежде всего я должен сказать, что за последний год наша компания изменила свой имидж. Мы — американский вендор, и многие потребители считали, что название Western Digital прямо указывает на то, что мы работаем исключительно на рынке Америки. Но это не так — мы продаем продукцию по всему миру. В настоящее время доля продаж наших устройств в Америке составляет 36%, то есть почти столько же, сколько в Европе (30%) и в Азиатском регионе (34%). Поэтому мы сменили свой корпоративный логотип и теперь предпочитаем называть компанию WD, увеличивая узнаваемость нашей торговой марки — именно так ее чаще всего называют в России.

Наш бизнес растет. Оборот WD в 2005 финансовом году (закончился 30 июня) составил 920 млн. долл., что на 23% больше, чем в 2004 ф. г. В I квартале 2005 г. мы довели объем производства жестких дисков до 15,3 млн. шт. в квартал — на 30% больше показателя прошлого года. На протяжении последних пяти лет продажи продукции WD постоянно увеличиваются, что позволяет нам оставаться прибыльной компанией.

В 2004 г. объем поставок жестких дисков в целом по рынку составлял 65—70 млн. шт. в квартал, а в будущем аналитики прогнозируют его увеличение до 100 млн. шт. Так что у нас есть хорошие перспективы для развития бизнеса. Хотя возникшая в последние годы сегментация накопителей — для компьютерных систем и устройств бытовой электроники — породила определенные проблемы: выпускаемыми ранее продуктами WD покрывала примерно 70% потребностей рынка. Этого недостаточно для обеспечения устойчивого роста бизнеса в будущем, и компания, вложив значительные средства в НИОКР, начала выпускать новые устройства, которые позволят WD покрыть почти 90% рыночных запросов.

CRN/RE: Как WD планирует развивать свой бизнес в России?

К. д. В.: Мы изменили свой подход — если три года назад у нас в России не было даже своего представителя, то сейчас в Москве открыт офис, в котором работают семь сотрудников. Они знают специфику российского ИТ-бизнеса, многие работают напрямую с крупными сборщиками и заказчиками. У нас появились региональные представители в Екатеринбурге и Новосибирске, есть менеджер, который обеспечивает продажи наших продуктов в розничных сетях и поддерживает партнеров в Санкт-Петербурге, Поволжье и на юге России. Появился менеджер по маркетингу для работы с каналом. Сейчас у нас в России семь дистрибьюторов, обслуживающих около 100 дилеров, из них около 25 крупных покупателей нашей продукции.

CRN/RE: Какие виды устройств WD поставляет на российский рынок в настоящее время?

Иан Кин: Для нас по-прежнему остается самым важным сегмент накопителей для настольных ПК. Сейчас он в четыре раза превышает объем рынка накопителей для ноутбуков. По данным IDC, наша доля в сегменте жестких дисков для ПК в последние годы составляет 26%. При этом мы стремимся оставаться технологическим лидером — недавно одними из первых анонсировали жесткие диски WD Caviar серии SE16 с интерфейсом SATA II, которые обеспечивают скорость обмена 300 МБайт/с, то есть в три раза выше, чем диски с традиционным интерфейсом ATA.

Однако продажи устройств для ПК растут всего на 6—7% в год, в то время как поставки накопителей для ноутбуков увеличиваются ежегодно на 15—20%. Поэтому мы выпустили в прошлом году весьма экономичные и производительные 2,5-дюйм жесткие диски Scorpio для ноутбуков, и хотя мы продаем их всего два квартала, уже смогли отвоевать 1,9% мирового рынка.

CRN/RE: Два года назад WD объявила о выпуске жестких дисков Raptor с интерфейсом SATA для серверов. Поставляет ли компания эти диски в Россию?

И. К.: Мы поставляем устройства Raptor с интерфейсом SATA для серверов и СХД. Но в этом сегменте весьма консервативные корпоративные заказчики традиционно использовали накопители с интерфейсом SCSI и Fibre Channel, их трудно убедить в достоинствах новых продуктов. Лишь после выпуска в прошлом году жестких дисков Raptor емкостью 74 Гбайт со скоростью вращения шпинделя 10 тыс. об./мин многие клиенты стали брать их для тестирования. Как правило, период тестирования занимает полгода, и вот результат: если в I квартале в регионе ЕМЕА мы продали в канал 30 тыс. этих дисков, то уже во II квартале объем продаж возрос до 50 тыс. шт.

В России WD почти два года вела переговоры с одним из крупных местных производителей серверов, и только в этом году он подписал с нами соглашение. Этот производитель, как и другие российские сборщики, убедившиеся в надежности и низкой себестоимости дисков Raptor, будет использовать их в своих системах.

CRN/RE: Вы упомянули жесткие диски для устройств бытовой электроники. Поставляет ли WD такие накопители в Россию?

И. К.: Это один из самых быстрорастущих и перспективных рынков, где годовые темпы роста по отдельным сегментам достигают 60—170%. Сложность работы на этом рынке заключается в том, что в бытовых устройствах нельзя применять жесткие диски для настольных ПК — они слишком шумные и выделяют много тепла. Мы разработали новые конструкции накопителей, которые предлагаем под лозунгом «Быстрее, холоднее и тише».

Сейчас мы поставляем эти накопители ОЕМ-производителям видеорекордеров и игровых консолей. Эти же жесткие диски используются в нескольких сериях внешних накопителей. Они могут подключаться к ПК для хранения цифрового контента — фотографий, музыки, электронных книг. Последним продуктом стал внешний накопитель NetCenter емкостью до 320 ГБайт, который может подключаться к домашней или офисной сети для записи данных с разных ПК.

CRN/RE: Появятся ли в продаже 1-дюйм накопители WD типа Microdrive?

К. д. В.: В январе этого года мы объявили о намерении выпустить такое устройство, но столкнулись с дефицитом компонентов для их производства. Сейчас мы заключили соглашение с одним из производителей и в конце года, полагаю, сможем начать поставку таких накопителей в Россию.