На фоне громких скандалов и отставок в Федеральной таможенной службе (см. CRN/RE № 9/2006), несколько в тени остались последние решения, принятые прежним руководством ФТС. Они, по мнению экспертов, могут оказать существенное влияние на бизнес-импортеров электроники и ситуацию на ИТ-рынке. «Правила игры» изменились в очередной раз.

В последний день пребывания на своем посту, 11 мая, экс-глава ФТС Александр Жерихов подписал телетайпограмму о приостановке таможенного оформления электроники по приказу №727. Напомним, что в соответствии с этим приказом вошедшие в «белый» список импортеры могли растаможивать грузы по упрощенной схеме, предъявляя для определения таможенной стоимости лишь счет-фактуру (инвойс) производителя (при этом импортер должен быть официальным партнером последнего и добросовестным плательщиком налогов и таможенных сборов).

Приказ, упрощающий таможенное оформление электроники, в лоббировании которого участвовала РАТЭК, появился еще в 2002 г. Затем требования для включения в «белый» список были ужесточены и приказ №727 приняли заново два года назад. В мае, в числе прочих разоблачений коррумпированных таможенников, генпрокуратура объявила о пресечении контрабандного канала поставок дорогостоящей бытовой техники и электроники. Как отмечалось в официальном заявлении, этот канал был организован «отдельными участниками <...> РАТЭК при участии должностных лиц центрального аппарата ФТС». По всей видимости, именно с этим и было связано решение о приостановке действия приказа №727. Это, по мнению некоторых игроков, как минимум, может привести к заметным задержкам в таможенном оформлении и замедлению поставок товаров.

Еще одним неприятным нововведением стало ощутимое подорожание таможенной очистки. В мае ФТС существенно повысило так называемые «профили риска» — минимально допустимые ввозные цены по каждой категории товаров (его цена в инвойсе, представляемом импортером, должна быть не ниже, чем в соответствующем «профиле риска»).

«Изменение коснулось алгоритма определения цены изделия (основы начисления), от которого идет расчет размера таможенной пошлины и НДС. В качестве ориентира был принят новый уровень, рассчитанный от розничных цен. Этот новый ориентир оказался заметно выше ранее использовавшегося для многих групп товаров компьютерного спектра», — говорит Алексей Запотылюк, директор по закупкам компании «Марвел». Как отмечают участники рынка, по сути, новые «профили риска» оказались примерно равны нынешней розничной цене товара за вычетом 10%.

Повышение уровня стоимости товара, исходя из которой приходится платить таможенные пошлины и НДС, оказалось весьма существенным — стоимость таможенной очистки резко возросла. По словам Алексея Запотылюка, расходы импортеров на таможенное оформление некоторых из товарных групп увеличились в полтора-два раза, а по отдельным позициям — втрое.

По мнению некоторых участников рынка, эти действия ФТС можно считать акцией, направленной на то, чтобы вынудить «несознательных» производителей представить в ФТС свои прайс-листы, на основании которых рассчитывались бы взимаемые таможенные пошлины и НДС. Напомним, что еще в конце прошлого года состоялась встреча руководства ФТС с производителями компьютерного оборудования и комплектующих, организованная ассоциациями АПКИТ и РАТЭК. Как и ранее, производителям бытовой техники и электроники, ИТ-компаниям было предложено представить в ФТС свои прайс-листы. Но сделали это далеко не все. Некоторые просто не располагают систематизированной ценовой информацией. Другие не верят, что может быть гарантирована конфиденциальность информации, которая будет рассылаться из ФТС на все таможенные пункты.

«По соображениям конкуренции производители формируют различные системы ценообразования. При этом особенностью данного сегмента рынка являются быстрые изменения цен в довольно широком диапазоне, и поставщики тщательно скрывают от конкурентов размеры скидок, компенсаций и уступок, предоставляемых российским заказчикам. Зачастую эти данные не находят отражения в публикуемых ценовых базах производителей, но должны учитываться при таможенной оценке на основе цены сделки», — пишет в журнале «Таможня» Константин Антипов, генеральный директор агентства «AM Консалтинг», сопредседатель комитета по таможне и транспорту Американской торговой палаты в Москве.

Интересно, что в свое время АПКИТ предлагала ответственным специалистам ФТС экономически обоснованный механизм расчета размера таможенной пошлины и НДС на товары «от розничной цены», который был согласован с участниками рынка. Однако по каким-то причинам его не приняли. «ФТС, по нашим сведениям, воспользовалась иной, несколько странной схемой расчета. Они ориентировались примерно на такую формулу: «розничная цена минус 10% стоимости». Этот ничем не обоснованный механизм расчета не может не сказаться на рынке, что в итоге выразится в росте розничных цен, а наказан будет прежде всего потребитель», — утверждает Николай Комлев, исполнительный директор АПКИТ. «Возросла себестоимость товара, поступающего на склады компании. Для сохранения рентабельности осуществляется корректировка цен продажи с учетом рыночных реалий», — говорит Алексей Запотылюк. По его оценке, во многих товарных группах отпускные цены могут подняться на 10—15%. Вместе с тем он отмечает, что этот процесс будет растянут во времени: «Компании имеют ранее созданные складские запасы с меньшей себестоимостью, которые постепенно замещаются новыми поступлениями. Если предположить, что рентабельность остается на прежнем уровне, то рост цен продажи должен отражать постепенное увеличение себестоимости».

Есть и более пессимистичные прогнозы. Один из игроков предполагает, что розничные цены на дорогие продукты (ноутбуки, ЖК-мониторы и т. п.) могут вырасти минимум на 30—40%. При этом он отмечает, что в последнее время заметно увеличились контрабандные поставки таких товаров, и конкурировать с «черными» поставщиками очень сложно. Это может способствовать тому, что крупные компании, которые стараются работать «по-белому», задумаются — не уйти ли «в тень». Как утверждают ведущие игроки, им это невыгодно — они заинтересованы в повышении собственной капитализации, а без прозрачных схем импортирования это невозможно. Кроме того, многие предпочитают работать «по-белому» из элементарного чувства самосохранения: «ведь в тюрьме-то сидеть не хочется»...

«Участники ИТ-рынка заинтересованы в установлении экономически обоснованных правил игры, а подобные действия ФТС, скорее, будут иметь негативный эффект. Они ударят прежде всего по тем компаниям, которые ведут честный бизнес и исправно платят налоги. АПКИТ, выражающая интересы участников рынка, заинтересована в установлении правил игры, удовлетворяющих все стороны: и государство, и рынок», — утверждает Николай Комлев. По его мнению, было бы правильно ориентироваться на реальные цены закупки оборудования у производителей. Что касается использования формулы «розничная цена минус 10% стоимости» либо иных необоснованных механизмов, то все они приводят к завышению таможенных платежей. «Можно предположить, что это направлено на повышение таможенных сборов. Но не стоит забывать, что решение этой локальной задачи такими методами может отрицательно повлиять на экономику страны в целом», — добавляет Николай Комлев.

Зная о том, какие пертурбации происходят в таможенном ведомстве, вряд ли стоит ожидать, что ситуация может быть исправлена в ближайшее время. Продолжается кадровая зачистка, несколько высокопоставленных чиновников, курировавших эти вопросы, освобождены от занимаемой должности. «В таможне сейчас и без того много проблем, чтобы признавать свои ошибки и заниматься их исправлением», — уверен один из игроков. А рынок пребывает в неведении относительно будущих «правил игры».

Тем временем новый глава ФТС Андрей Бельянинов объявил главным приоритетом своей работы «возвращение в лоно государства распыленной таможенной инфраструктуры». Он также намерен усилить контроль над участниками ВЭД и бороться с «псевдоучастниками экономической деятельности». Так, всего зарегистрировано более 100 тыс. подобных компаний, основная масса которых сконцентрирована в Центральном федеральном округе. «Но в ЦФО 75% платежей обеспечивают 600 компаний. Что делают остальные?», — спрашивает глава ФТС.

Выявлять недобросовестных участников ВЭД и компании-однодневки таможенные органы намерены, в том числе, с помощью так называемого «красного коридора». Суть сводится к тому, что фирмы, только начинающие работать в этой сфере, как и те, кто уже был пойман на незаконных операциях, подвергнутся пристальному и усиленному контролю. Как на этапе таможенного оформления грузов, так и в ходе последующих проверок в форме «специальной таможенной ревизии». Кроме того, руководство ФТС считает необходимым вернуть в Таможенный кодекс персональную ответственность таможенных брокеров за недостоверное декларирование ввозимых товаров. Бороться с коррупцией в собственных рядах, по мнению Андрея Бельянинова, поможет повышение зарплаты. Он уже направил письмо премьер-министру с предложением повысить с 1 сентября зарплату таможенникам на 25%, а в идеале хочет довести ее до 1 тыс. долл.

Стоит отметить, что в целом бизнес-сообщество достаточно скептически относится к тому, что все таможенные пертурбации вызваны реальным желанием государства обуздать коррупцию. В конце мая Ассоциацией менеджеров совместно с ИД «Коммерсант» был проведен опрос 107 топ-менеджеров и собственников российских компаний. Более трети из них (35,3%) назвали в качестве основной причины громких отставок в ФТС и силовых структурах желание властей продемонстрировать мировому сообществу активность в борьбе с коррупцией в преддверии саммита G8. Около трети опрошенных (32,3%) считают, что это — следствие борьбы за передел сфер влияния во властных структурах. С предвыборным популизмом связывают основную причину отставок 17,6% респондентов. И лишь 14,7% верят в реальное желание государства побороть коррупцию.