На прошедшей в феврале отчетной годовой пресс-конференции управляющий директор SAP CIS Алексей Шлыков в качестве одного из подтверждений лидирующих позиций компании на российском ERP-рынке сослался на мнение IDC. Однако приведенные им сведения чуть не стали причиной информационного недоразумения. Дело в том, что мой знакомый журналист из известного бизнес-издания был уверен, что представленные на том слайде данные относятся к итогам 2006 г. (на самом деле речь шла о 2005 г.): его заблуждение обнаружилось случайно в нашем разговоре на следующий день, и он успел исправить ошибку в уже отправленном в редакцию тексте*.

«А почему в конце февраля 2007 г. нужно оперировать информацией позапрошлого года? Неужели нет более свежих данных?» — искренне недоумевал «непонятливый» коллега. Я ему ответил в том плане, что если «звезды ночью горят, то, значит, это кому-то нужно». Ну а если не горят, значит, не нужно...

Несколько лет назад я брал интервью у одного из высокопоставленных сотрудников американской IDC и по ходу беседы спросил: а зачем вообще проводятся различные маркетинговые исследования о долях рынка? Это кому-то нужно для выработки стратегии и тактики своей деятельности или только в пиар-целях, чтобы иметь возможность опубликовать «независимые» данные на слайдах презентаций? Разумеется, мой собеседник уверенно высказался в пользу первого варианта, хотя наш дальнейший разговор, скорее, свидетельствовал о правильности второго предположения.

Действительно, как же организованы эти исследования, если их результаты становятся известны спустя восемь месяцев после анализируемого периода. Но еще непонятнее другое — а зачем, кому вообще нужны столь устаревшие данные, для выработки какой тактики и стратегии они могут пригодиться?

Так или иначе, но, по моим наблюдениям, сведения об итогах давно прошедшего года российского ERP-рынка используются тройкой лидеров (SAP, Oracle, «1С») вот уже почти шесть месяцев исключительно в целях общей демонстрации усиления своих позиций (правда, на базе устаревшей информации). К сожалению, серьезного аналитического интереса к этим данным не было заметно со стороны профессиональной прессы.

Тем не менее, может быть, если зажечь звезды, то все же окажется, что они кому-то понадобятся? Очередной отчет IDC об итогах 2006 г., судя по всему, нужно ждать еще месяцев пять, поэтому попробуем сделать свои прикидки на основе имеющейся у нас информации.

Итак, по данным IDC, обнародованным в феврале, в 2005 г. российский ERP-рынок вырос на 21,0%, до величины 236 млн. долл. Надо сказать, что при всем интересе прессы к абсолютным финансовым показателям на самом деле на них мало кто обращает внимание. Например, можно ли, познакомившись с ними, ответить на такой вопрос: много это или мало для страны, претендующей на достойные позиции в мировой экономике?

Обращает на себя внимание то, что темпы роста замедлились — в 2004 г. они составляли 52,8%. В чем причина такого спада? Незаметные внешне проблемы в экономике страны? Или просто изменилась методика исследования? А может, никакого спада в 2005 г. и не было, а был аномальный всплеск за счет суперкрупных проектов SAP и Oracle? Аналитики IDC эти вопросы также обошли вниманием, но сделали точный прогноз: в следующие пять лет этот рынок будет расти на 28% в год**.

Посмотрим, как вендоры выполняли это «предначертание» в 2006 г.

Финансовый год Oracle, занимающей в российском ERP-рейтинге вторую позицию, закончился 31 мая 2006 г. Компания сообщила о росте продаж лицензий (а именно их в основном и считает IDC, без учета услуг) на бизнес-приложения на 50%. Правда, непонятно, как эти достижения делятся между 2005-м и 2006-м календарными годами, но все же примем эту величину к сведению.

Месяц спустя завершился финансовый год Microsoft, переместившейся в списке IDC по итогам 2005 г. с третьего на четвертое место. Сведения по своему направлению Dymanics (по-старому — Business Solutions) российское отделение компании официально не огласило, но на неформальном уровне эксперты говорили о росте на 25–30%. На самом деле это не очень много на фоне нулевого роста в предыдущем году. Отметим, что из продуктов Dymanics к ERP-категории IDC относит, кажется, лишь AX. А перед выпуском версии 4.0 (в начале 2007 г.) ее продажи могли снизиться.

У лидера российского ERP-рынка компании SAP финансовый и календарный год совпадают, и это упрощает наш анализ — продажи новых лицензий выросли в 2006 г. на 51%.

«Галактика» (игрок номер 5 по рейтингу IDC) сообщила о росте доходов в целом за этот же период на 36%, но, как изменился объем продаж собственно ERP-продуктов, из представленных данных не видно (говорится только о том, что на услуги приходится 57% оборота, а на поставки лицензий — 43%).

Но отметим, что у Oracle и SAP темпы продаж ПО выше, чем бизнеса в целом, с учетом услуг, так что и у «Галактики», возможно, увеличение поставок продуктов не менее 40%.

Как обычно, наиболее детальную информацию о своей деятельности раскрывает «1С» (в последний раз это было на партнерской конференции в начале марта). Общий рост продаж экономического софта («1С:Предприятие», 1СП) составил в 2006 г. 19%. Но это — суммарный показатель по 7.7 и 8.0, а IDC причисляет к категории ERP только 1СП8, которая в прошедшем году продолжала динамично расти — 93%.

Подведем общие итоги. В целом получается, что темпы роста пятерки ERP-лидеров (это 85% рынка по версии IDC) достаточно высоки — в среднем порядка 50%. Что же касается расстановки позиций в рейтинге, то она останется прежней, но разрыв между третьим и четвертым местом должен увеличиться: вероятнее всего, доля «1С» вырастет до 13–14%, а Microsoft Dynamics снизится до 8–9%.

В заключение отметим, что все это — оценочные прикидки. На самом деле лично я с большим уважением отношусь к исследовательской работе IDC, которая имеет доступ к более точным данным о бизнесе поставщиков и располагает методикой приведения этих данных к «одному знаменателю», что позволяет проводить адекватное сопоставление присутствия на рынке разных поставщиков программного обеспечения.

Но все же восемь месяцев на проведение такой работы — это слишком много. Правда, эти сведения как раз поспеют к всплеску осенней пиар-активности российских ИТ-лидеров.

* Его ввело в заблуждение то, что на слайде была указано «сентябрь 2006-го». Но это была дата публикации результатов исследования.

** Для подобных прогнозов лучше подошла бы диапазонная оценка, например от 25 до 30%, но авторы, наверное, помнили об известном афоризме: «Круглые числа всегда лгут». Правда, в нем говорится не о прогнозе, а о бухгалтерской отчетности.