Если вы уверены, что творчество — это удел Шекспиров или Эйнштейнов, то эта статья не для вас. Если же вы сами себе выдали лицензию на производство идей, не зная, куда они порою вас могут завести, то наши наблюдения подтвердят или опровергнут ваш личный опыт, а возможно, и просто немного вас развлекут.

Творчество — это использование своего воображения для создания чего-то нового, не важно в какой сфере деятельности. Способность к творчеству, как и способность к решению задач, является универсальным человеческим качеством, востребованным в том числе и в бизнесе. Правда, работодатель вряд ли согласится ждать, когда на вас снизойдет вдохновение, которое позволит родить гениальную идею. В коммерческой сфере, как правило, задача ставится предельно ясно и жестко: через неделю или другой вполне конкретный срок ты должен выдать творческую идею, причем во что бы то ни стало. Поэтому процесс перехода от спонтанного к «плановому» творчеству стал предметом исследования для людей самых разных профессий и привел к появлению целого ряда рекомендаций и практик, позволяющих в нужный момент открывать «интеллектуальные замки», тормозящие творческий процесс, и формулировать творческие идеи в запланированные сроки. Об интеллектуальных замках и некоторых методиках «планового» творчества пойдет речь в этой статье.

Процесс творчества

  1. Уберите из головы все лишнее, расслабьтесь и сосредоточьтесь. Теперь сформулируйте вопрос.
  2. Возьмите наобум любой предмет из окружающей обстановки. Источником случайной информации может быть все что угодно, начиная с седьмой страницы книги, которую вы читаете, до предмета, на который случайно упал взгляд.
  3. Подумайте, как случайные понятия можно соотнести с вашей ситуацией. Легко увидеть закономерность во всем, поэтому такое сравнение обязательно внесет ясность в вашу проблему.
  4. Подумайте о метафорах.
  5. Не серьезничайте и не пытайтесь ограничить поток мыслей, пусть и глупых на первый взгляд.
  6. Любая случайность поможет вашему воображению.
  7. Не заботьтесь о том, насколько вы практичны или логичны.
  8. Помните, что очень часто именно те идеи, которые показались абсолютно неуместными, впоследствии могут оказаться наиболее важными.

Избавляемся от интеллектуальных замков

Большинству людей кажется, что успех и неудача противостоят друг другу, но ведь, по сути, они представляют собой две стороны одной медали. К провалу приводят те же действия, что и к победе.

С раннего детства нас учат, что правильный ответ — это хорошо, а неправильный — плохо. Поэтому мы стараемся избегать ситуаций, в которых велика вероятность потерпеть неудачу, это приводит к консерватизму в мыслях, ведь только покорное следование принятым стереотипам позволяет избежать позора, которым коллеги клеймят провалы и ошибки.

Но фактически вся история открытий — это история ошибок, ее делали люди, которые использовали свои ошибки в качестве ступенек к новым свершениям. Колумб искал короткий путь в Индию, а нашел Америку. Ошибкой Склодовской-Кюри стал радий.

Всегда ли хорош успех? Если все идет нормально, люди склонны ограничивать свои действия привычными стереотипами. Такая установка мешает искать и испытывать новые методы и приемы работы, которые, возможно, впоследствии принесли бы немалую выгоду.

Если у вас время от времени не бывает неудач, то это значит, что вы пользуетесь только избитыми средствами и избегаете каких-либо новшеств.

Возможно ли «плановое» творчество?

Как достичь такого состояния, которое можно назвать «творческим подъемом», «полетом мысли», «прорывом сознания», «озарением»? Нам часто кажется, что вдохновение возникает неожиданно, из ниоткуда. Однако это вовсе не так. Якобы «неожиданное» озарение — это лишь часть процесса. Немецкий ученый Герман Гельмгольц впервые описал творческий процесс как совокупность таких стадий, как накопление, вынашивание и озарение.

На этапе накопления собирается информация. Вы читаете, наблюдаете, беседуете, что-то записываете или фиксируете иным способом, измеряете, обдумываете накопленную информацию, мысленно моделируете различные ситуации или сценарии действий.

Стадия вынашивания заключается в ничегонеделании. Попытка ответить на волнующий вас вопрос попадает в область бессознательного, и там продолжается работа по ее изучению. А вот дальше вы либо восклицаете «Эврика!» и вас посещает озарение в виде решения проблемы, либо не происходит ничего. В таком случае нужно искать свои интеллектуальные замки, снимать их и возвращаться к первому этапу.

Часто бывает так, что уже есть идея, замысел, наброски, но нет сил или желания довести их до ума, например написать текст, концепцию, план, пригодный для личных или служебных нужд. Такое «заторможенное» состояние само по себе является внутренним барьером, не позволяющим сделать что-либо связное и вразумительное. А ждать, когда посетит вдохновение, нет возможности, потому что вариант решения нужно положить начальству на стол через три дня.

Для того чтобы вынудить подсознание перевести результаты обработки идей в область осознанного, нужно каким-то образом быстро ввести себя в состояние «вынужденного творчества». Многим на ум приходят традиционные источники такого вдохновения. Однако алкоголь и другие сильнодействующие средства далеко не так эффективны, как принято считать. Последствия их частого применения неуправляемы и непрогнозируемы.

Одинаковых рецептов для всех не существует: кому-то помогают долгие пешие прогулки, кого-то вводит в «пограничное» (близкое к творческому) состояние горячая ванна, кто-то собирает приятелей, разговор с которыми позволяет сформулировать идею. Кому-то просто нужно сесть за стол и начать рисовать фигурки или писать слова, относящиеся к обдумываемой теме, и благодаря этим незатейливым действиям втянуть себя в творческий процесс.

Для стимуляции индивидуального творчества психологи разработали ряд практик, позволяющих использовать творческие возможности сновидений. Оказывается, что во время сна можно искать ответ на поставленный вопрос, настраивая сновидение на нужную тему. Особенность осознанного сновидения такова: вы помните о том, что вам снилось после пробуждения. Научившись регулярно видеть осознанные сны, можно вызывать творческий сон, когда он вам нужен, сосредоточившись предварительно на стремлении найти ответ на свой вопрос.

Интеллектуальные замки

Распространенная причина творческого бесплодия кроется в том, что система образования и трудового найма зачастую заставляет нас участвовать в играх «угадай, что думает учитель или босс» или, что чуть лучше, «соответствуй стандарту и получишь пятерку». Первая игра порождает безынициативных и нетворческих людей, вторая — специалистов с «синдромом отличника», которые постоянно стремятся соответствовать мифическому идеалу. Еще одной причиной творческой импотенции является система наших собственных стереотипов и привычек, которые, принося пользу в повседневной жизни, частенько встают поперек дороги, как только мы пытаемся заняться творчеством.

Вот типичные установки-утверждения, которые, по мнению известного психолога Роджера Ван Оиха, являются интеллектуальными замками, мешающими творчеству:

  1. Поиск единственного правильного ответа.
  2. Это не логично.
  3. Соблюдай правила и делай, как все.
  4. Будь практичен.
  5. Игра — занятие, непригодное для решения серьезных проблем.
  6. Ошибаться плохо.

Практика поиска единственного верного ответа может иметь серьезные последствия. Трудности никому не доставляют удовольствия, поэтому, сталкиваясь с препятствиями, люди обычно хватаются за первое пришедшее в голову решение. Если вы продумываете только один вариант решения проблемы, то это большой риск в мире, где гибкость и способность к вариативности являются необходимыми условиями выживания. Если у вас лишь одна идея, то ее не с чем сравнить, чтобы оценить сильные и слабые стороны. Чтобы мыслить продуктивно, нужно уметь взглянуть на предмет с разных точек зрения. Очень часто именно второй правильный ответ, даже если он поначалу представляется необычным, бывает как раз тем, что вам нужно.

Существует много способов найти второй правильный ответ: спросить «а что если», переформулировать задачу, нарушить привычные стереотипы и т. п.

Как часто слышим: «Это нелогично». «Ну и что?» — хочется сказать в ответ. Логика позволяет понять только то, что по своей природе последовательно и непротиворечиво. Но жизнь всегда неоднозначна, а посему, возлагая большие надежды лишь на логический метод, вы блокируете свое мышление. Как отметил педагог по развитию творческих способностей Эдвард де Боно, если кто-то скажет, что он научился мыслить, то очень многие решат, что он научился мыслить логически. Таков стереотип. Логика, которая хорошо работает там, где нужно реализовать идею, может заблокировать творческий процесс, поскольку она душит в вас творца. А посему избегайте влюбленности в логически обоснованные идеи, время от времени пересматривайте их и без сожаления отстреливайте «священных коров».

В создании любой новой идеи можно выделить две фазы: творческую и практическую — и соответствующие им типы мышления: мягкое и жесткое. В творческой фазе вы генерируете идеи и играете с ними, в практической — оцениваете идеи и реализуете их. В образной фазе вы задаете вопросы: «Что если? Почему бы нет? Какие существуют шаблоны? А если посмотреть с другой точки зрения?». В практической фазе вы спрашиваете: «Конкурентна ли новая идея, есть ли ресурсы для ее реализации, хватит ли у нас времени внедрить идею, обогнать конкурентов и снять сливки?»

У мягкого и жесткого мышления есть свои сильные и слабые стороны. Мягкое мышление в практической фазе мешает реализации идеи, в этой ситуации твердость и направленность предпочтительнее расплывчатости и нечеткости. И наоборот, жесткое мышление в образной фазе будет мешать творческому процессу, накладывать на него ненужные ограничения. Логика и анализ — важные инструменты, но не стоит слишком полагаться на них на ранних этапах творческого процесса.

Еще немного о стереотипах. Многократным повторением нас приучили, что есть левополушарные и правополушарные люди, одни якобы способны решать логические, а другие — творческие задачи. Но исследования Ористайна, Зейделя, Блоха и других ученых подтвердили, что и то, и другое полушарие способно обеспечить мыслительную активность любого типа. Как указывал Майкл Блох, «когда мы относим себя к типу «левого полушария» или «правого полушария», то мы добровольно отказываемся развивать в себе новые ментальные способности». Единственным барьером к тому, чтобы наши способности проявились, является то, что мы не знаем, как их «включить».

Еще одним психологическим приемом для индивидуального творчества является методика «якорения», когда мы фиксируем требуемое внутреннее состояние, в котором можем творить, с каким-либо внешним фактором. Например, конкретная музыка, или определенная последовательность действий, или разговор с определенным человеком могут стать «якорем» — мостиком перехода к творческому состоянию.

В бизнес-практике, рассчитанной на использование группы для раскрытия творческого потенциала каждого ее члена на благо компании, довольно успешно используется, например, методика открытия интеллектуальных замков «интеллект-карты». Этот метод, разработанный Тони и Барри Базенами, основан на ассоциативном мышлении и рисовании той темы, применительно к которой необходимо найти творческое решение. Базируется он на том, что образы, сопровождающие каждое слово, более красноречивы и лаконичны, нежели слова, а также порождают гораздо больше ассоциаций. На первых порах его использование немного непривычно, поскольку в современном мире основной акцент делается на слове, а многие люди ошибочно считают, что они не способны к рисованию. Но если рассматривать рисование в интеллект-картах как инструмент решения задачи, то время между стадией вынашивания замысла и озарения сокращается многократно. Использование интеллект-карт позволяет в несколько раз быстрее упорядочить и формализовать большое число разнородных данных, сократить время на редактирование и превращает сам процесс обработки данных в интересное и увлекательное дело. Традиционный последовательный способ изучения чего-либо строится на поэтапном выполнении определенных операций, в то время как наш мозг сразу формирует целостный образ, даже если мы это не сразу осознали. Эта способность мозга используется в интеллект-картах для формирования и фиксации большого числа ассоциативных ветвей, позволяющих всесторонне рассмотреть какой-либо предмет или вопрос.

Широко известна и эффективна еще одна стратегия, основанная на опыте Уолта Диснея. Она описана в книге Роберта Дилтса «Стратегии гениальности». Творческие решения приходили к Диснею не в порыве вдохновения, а «по заказу», в результате выполнения определенной последовательности действий. Дисней понял, что самые смелые идеи человека губит его внутренний критик. Поэтому процесс рождения новой идеи он делил на три стадии. Первую он назвал этапом Мечтателя, когда человеку вменялось думать в отрыве от реальности о самых глупых на первый взгляд, нелепых и фантастических вариантах решения. На этом этапе Дисней собирал команду для мозгового штурма. Как известно, два основных правила мозгового штурма — это высказывание любых идей и запрет их критики. При появлении достаточного количества самых разных предположений наступала вторая стадия работы с новыми идеями — звездный час Реалиста-практика. Задача Реалиста — отобрать наиболее интересные и перспективные идеи, руководствуясь набором таких критериев, как наличие ресурсов, сопротивление внешней среды и т. п. И только после этого наступает очередь Критика. Это не тот человек, кто постоянно твердит, что все плохо, а член команды, настроенный так же позитивно, как и все остальные. Еще один известный ученый, Генрих Альтшуллер, автор теории решения изобретательских задач, говорил, что задача Критика — найти слабое место в размышлениях Мечтателя и Реалиста, уточнить задачу и способ ее реализации. Стратегия Диснея действительно работает, главное — разрешить себе мечтать. 

Наталия Тесакова — директор по развитию объединения «Интеллект Патент», автор книги «Миссия и корпоративный кодекс», соавтор книги «Бренд и торговая марка — развод по-русски».

Владимир Тесаков — консультант по стратегическому маркетингу, соавтор книги «Бренд и торговая марка — развод по-русски».