Что общего у 2020 г. и 2023 г.? 2020-й запомнился участникам ИТ-рынка как год тотального дефицита всего и у всех... Вызванный пандемией вынужденный переход на «дистанционное всё» спровоцировал резкий спрос на разные группы ИТ-продукции. В том числе, и на сетевое оборудование. Причем со стороны как корпоративных клиентов, так и частных пользователей.

В 2023 г. тоже ощущался дефицит. Но теперь сетевого оборудования «не хватало» даже тем, для кого расширение и замена парка были не неожиданно свалившимся испытанием, а плановым мероприятием. Причем мы недаром взяли «не хватало» в скобки. Потому что речь идет не просто о физическом недостатке оборудования, а о нехватке оборудования того класса и того качества, к которому потребители привыкли за долгие годы работы с зарубежными вендорами.

И знаний о том, чем заменить то самое, а самое главное, что будет сочетаться с устройствами, которые еще остались в инфраструктуре у клиентов, за 2023 г. не сильно прибавилось.

Конечно, есть уже в этом сегменте рынке отечественные производители, и даже есть лидеры. И есть те, кого рекомендует реестр, коллега, которому установили это оборудование, и системный интегратор, который его и тестировал, и устанавливал, и даже успел починить. Но надо признать, что отечественные компании до сих пор не могут закрыть все ниши рынка сетевых устройств. И кроме того, у ИТ-директоров остается опасение следующего содержания: «Вот когда здесь было Cisco, они делали все, чтобы все на рынке были уверены в их качестве. Они же продавали одной фразой: „Если вы купите Cisco, вас точно не уволят, потому что все знают, что Cisco — это хорошо. Пусть и дорого, но надежно и хорошо, и безопасно для ИТ-директора“. А что важно большинству ИТ-директоров — чтобы было безопасно, чтобы не уволили за то, что установленное оборудование „положило“ бизнес-процессы. И пока среди отечественных производителей я таких, которые ассоциируются с надежностью и безопасностью, не знаю».

Неужели «Сетевое оборудование» — это та номинация, где такие критерии работы вендора как «Активность в продвижении товара» или «Маркетинговая активность» будут наконец-то оценены?

Узнаем чуть позже, а пока напомним, что в 2020 г. в список претендентов на победу в нашем рейтинге вошли 28 компаний: Alcatel-Lucent, Allied Telesis, ASUS, Avaya, Brocade, Buffalo, Cisco Systems, Delta, D-Link, Eltex, Ericsson, Extreme Networks, Hewlett-Packard Enterprise, HONOR, Huawei, Juniper Networks, Keenetic, Mercusys, Microtik, Qtech, Riverbed, Tenda, TOTOLINK, TP-Link, TRENDNet, Ubiquiti, Unify, Zyxel*. А во реальный шанс на победу получили только 10: ASUS, Cisco Systems, D-Link, Hewlett-Packard Enterprise, Huawei, Juniper Networks, Keenetic, Microtik, TP-Link ,Zyxel*.

В 2023 г. несмотря на то, что нашу страну покинули заметные игроки рынка, список претендентов сократился ненамного. В этот раз в него вошли 25 компаний**: ASUS, B4Com, Depo Computers, D-Link, Eltex, Fplus, H3C, HONOR, Huawei, Keenetic, Maipu, MikroTik, N3COM, Nag, Nateks, Nerpa, Netis Systems, Origo, Qtech, Tenda, Totolink, TP-Link, Zyxel, «Вектор технологий», «Сила».

А вот перешагнуть порог канальности смогли восемь вендоров: D-Link, Eltex, Huawei, Nag, Nerpa, Qtech, TP-Link, Zyxel.

Критерии и оценки

Как мы ни надеялись на то, что в номинации «Сетевое оборудование» критерий «маркетинговая поддержка» выйдет из аутсайдеров, но этого чуда не случилось. Зато случилось другое. Эта номинация, пожалуй, единственная, в которой все критерии выстроились в том же порядке, что и в 2020 г. И если бы не новые критерии, введенные нами в 2023 г., первый и третий столбец нашей таблицы были бы одинаковыми.

В итоге мы получили следующую картину. Вернувшийся в 2020 г. на первое место критерий «Качество продукции» (0,911 балла — в 2020 г.) в этот раз заработал 0,8909 балла. Серебряный медалист, критерий «Соотношения цена/качество» (0,874 балла — в 2020 г.) c оценкой 0,8469 балла остался на том же месте. Точнее, разделил его с критерием «Прибыльность продукции», который набрал такое же количество баллов (напомним, что в 2020 г. ему для «бронзы» в рейтинге надо было набрать 0,866 балла).

Самым незначительным для этих партнеров вновь оказался критерий «Маркетинговая поддержка партнеров». Ему в этом году досталось только 0,5485 балла. Хотя в 2020 г. его оценка была значительно выше — 0,676 балла.

Таблица 1. Критерии и оценки

Место в 2023 г. Критерии Место в 2020 г. Оценка в 2020 г. Оценка в 2023 г.
1Качество продукции10,9110,8909
2/3Соотношение цена/качество20,8740,8469
2/3Прибыльность продукции30,8660,8469
4Сервисное обслуживание заказчиков40,8230,825
5Скорость реакции вендора на запрос партнера0,8182
6Сроки поставки/наличие на складе0,7788
7Техническая поддержка партнеров50,8140,7394
8Обучение и сертификация партнеров60,7330,6281
9Наличие четкой партнерской программы0,6152
10Активность вендора в продвижении продукции70,690,5742
11Маркетинговая поддержка партнеров80,6760,5485

* Компании указаны в алфавитном порядке.

** Несмотря на то, что в предварительном списке для голосования были только те вендоры, которые официально работают в России, в итоговый список вошли ВСЕ производители, отмеченные или добавленные хотя бы одним респондентом рейтинга, в том числе и те, чья продукция поставляется по параллельному импорту. Почему было принято такое решение — читайте в вводной статье.