В 2020 г. наши респонденты насчитали 21 компанию, производящую в России проекторы. По их мнению, именно столько производителей были достойны победить в этой номинации: Acer, Barco, BenQ, Canon, Christie, DigitalProjection, Epson, HIPER, Hitachi , InFocus, JVC, LG, NEC, Optoma, Panasonic, Projectiondesign, Ricoh, Smart, Sony, Viewsonic, Vivitek*. А конкурс на звание чемпиона канала составил меньше 2 производителей на место — тогда девять вендоров смогли перейти порог канальности и получили реальный шанс побороться за победу: Acer, BenQ, Epson, InFocus, NEC, Optoma, Panasonic, Sony, Viewsonic*.
По итогам нынешнего голосования количество производителей, чью продукцию закупал в 2023 г. хотя бы один партнера второго уровня, заметно уменьшилось. Теперь в этот список входят 16 вендоров (при том, что часть партнеров дописали в своих анкетах компании, чью продукцию они привозят по параллельному импорту): Acer, ASUS, BENQ, Cactus, Diello, Digital Projection, EPSON, Exell, HIPER, InFocus, Optoma, Panasonic, Roly, Rombica, Sonnoc, Viewsonic**.
И это, пожалуй, основное отличие данной номинации от большинства других — в ряде сегментов рынка количество производителей не уменьшилось. На смену ушедшим пришли новые игроки. Где-то основой «поддержания численности» вендоров стали отечественные бренды, в других сегментах — вендоры из Китая. Можно много рассуждать о том, смогли ли эти производители заменить ушедших с точки зрения качества предлагаемых изделий или работы с каналом и конечными заказчиками.
Скорее всего, это будет понятно из итогов следующего рейтинга — к тому моменту, надеемся, большинство партнеров уже определятся, с кем из производителей хотят работать, а с кем — нет. Но факт остается фактом. И с этим сложно спорить: так или иначе после ухода западных компаний из нашей страны количество производителей в большинстве сегментов ИТ-рынка не только не уменьшилось, но даже выросло. На рынке проекторов такого не случилось.
Тем приятнее видеть в числе тех, с кем работают наши респонденты, российские марки, которых в 2020 г. еще не было в списке претендентов. Преодолеть порог канальности, т.е. набрать не менее смогли пять компаний: Acer, Cactus, Exell, InFocus, Optoma*.
Критерии и оценки
Что касается требований наших респондентов к критериям работы вендоров, то здесь они не сильно отличаются от коллег из других номинаций.
Лидер рейтинга важности 2020 г. критерий «Прибыльность продукции» (0,873 балла) в этом году переместился на второе место. При этом его абсолютная оценка заметно выросла. В 2023 г. наши респонденты, продающие проекторы, поставили критерию «Прибыльность продукции» 0,9087 балла. И это самая высокая оценка этого критерия во всем рейтинге. Именно эти партнеры второго уровня оказались наиболее чувствительными к тому, сколько денег принесет им работа с данным вендором.
Переместившись на второе место, «Прибыльность продукции» сместил с него критерий, который в 2020 г. практически догонял его по важности. Тогда важность «Соотношения цена/качество» была оценена в 0,87 балла. В этот раз абсолютная оценка данного критерия также выросла — 0,8914 балла. Но не настолько, чтобы сохранить за собой вторую строчку в рейтинге значимости.
А вот на первое место этого рейтинга в 2023 г. поднялся критерий «Качество продукции». И сам этот факт не удивителен и может считаться «стандартом» для данного рейтинга. После ухода проверенных производителей партнеры в первую очередь ищут действительно качественный продукт, который не стыдно предлагать клиентам.
Но даже с такими вводными стоит отметить, что продавцы проекторов оказались одними из самых требовательных к этому критерию. Предположим, что поскольку проекторы являются достаточно сложным устройством, далеко не всем новым производителям удается поддерживать тот уровень качества, к которому привыкли партнеры второго уровня. В пользу этой гипотезы говорит и тот самый факт уменьшения количества производителей в списке претендентов на победу.
В итоге продавцы проекторов в 2023 г. оценили важность «Качества продукции» в 0,9125 балла против 0,862 балла в 2020 г. (третье место в рейтинге важности). И это одна из самых высоких оценок данного критерия в этом рейтинге. Более чувствительными к качеству продукции оказались партнеры, работающие с производителями серверов, СХД и систем ВКС.
А вот тройка самых неважных критериев работы вендора для партнеров, продающих проекторы, оказалась такой же, как и для большинства других участников рейтинга. «Активность вендора в продвижении продукции» занимает девятое место с оценкой 0,5958 балла. И это при том, что в 2020 г. именно продавцы проекторов поставили этому критерию самую высокую оценку значимости — 0,708 балла.
«Обучение и сертификация партнеров» в этот раз довольствуется десятой строчкой и 0,5957 балла. А замыкает рейтинг важности «Маркетинговая поддержка партнеров». Ей наши респонденты поставили 0,525 балла
Таблица 1. Критерии и оценки
Место в 2023 г. | Критерии | Место в 2020 г. | Оценка в 2020 г. | Оценка в 2023 г. |
---|---|---|---|---|
1 | Качество продукции | 3 | 0,862 | 0,9125 |
2 | Прибыльность продукции | 1 | 0,873 | 0,9087 |
3 | Соотношение цена/качество | 2 | 0,87 | 0,8914 |
4 | Скорость реакции вендора на запрос партнера | 0,8375 | ||
5 | Сервисное обслуживание заказчиков | 4 | 0,774 | 0,8125 |
6 | Сроки поставки/наличие на складе | 0,7708 | ||
7 | Техническая поддержка партнеров | 5 | 0,744 | 0,6792 |
8 | Наличие четкой партнерской программы | 0,6042 | ||
9 | Активность вендора в продвижении продукции | 6 | 0,708 | 0,5958 |
10 | Обучение и сертификация партнеров | 8 | 0,604 | 0,5957 |
11 | Маркетинговая поддержка партнеров | 7 | 0,684 | 0,525 |
* Компании указаны в алфавитном порядке.
** Несмотря на то, что в предварительном списке для голосования были только те вендоры, которые официально работают в России, в итоговый список вошли ВСЕ производители, отмеченные или добавленные хотя бы одним респондентом рейтинга, в том числе и те, чья продукция поставляется по параллельному импорту. Почему было принято такое решение — читайте в вводной статье.