В начале мая Digital Equipment Corp. обвинила Intel Corp. в применении защищенных патентом методов разработки высокопроизводительных микропроцессоров. Представители Digital заявили, что Intel преднамеренно использовала технологии, созданные Digital, чтобы увеличить производительность процессоров Pentium, Pentium Pro и Pentium II. Утверждая, что нарушение патентов причинило Digital значительный финансовый ущерб, компания требует судебного запрета на использование своих защищенных патентами технологий в процессорах Intel, прекращения продаж Pentium, Pentium Pro и Pentium II, а также компенсации убытков, возникших в результате нарушения патентов.

Сотрудники московского представительства Digital, куда обратились журналисты CRN/RE, заявили, что не обладают необходимыми полномочиями, чтобы прокомментировать ситуацию, и предложили ознакомиться с официальными материалами.

Итак, 13 мая Digital предъявила иск фирме Intel Corp., обвиняя ее в нарушении десяти патентов. Объясняя действия корпорации, ее руководитель, Роберт Палмер, отметил, что «за многие годы Digital инвестировала огромные средства в разработку архитектуры вычислительных систем и совершенствование технологий, используемых в процессорах», а потому «защитить интеллектуальные права собственности — это наш долг перед акционерами, заказчиками и торговыми партнерами». «Несанкционированное использование технологии Digital» позволило Intel «усилить монополию в секторе x86-совместимых процессоров», а кроме того, привело к тому, что угроза расширения гегемонии Intel в секторе высокопроизводительных систем стала более реальной, чем когда-либо ранее. В поведении Intel компания Digital усматривает также покушение на один из краеугольных камней компьютерной индустрии — изобретательскую деятельность. «Мы можем соперничать с Intel, — сказал Роберт Палмер, — но не способны конкурировать со своими собственными технологиями». В итоге, «тщательно взвесив все аспекты дела», компания предъявила иск.

В тот же день свои права на некоторые технологии, используемые Intel, предъявила и компания Cyrix. В отличие от Digital она меньше «пострадала» в результате нарушения авторских прав (Intel «покусилась» лишь на два патента Cyrix), что, впрочем, сути дела не меняет.

«Заявление Digital было абсолютно неожиданным для Intel», — заметил Алексей Палладин, менеджер по техническому маркетингу московского представительства Intel. Однако уже через два дня официальные лица Intel объявили, что корпорация не нарушала никаких прав Digital (притязания Cyrix корпорация не комментировала) и объявила о намерениях «энергично защищать себя против данного иска». Представители Intel утверждают, что они не нарушали патентов Digital, поскольку в этом не было никакой необходимости: за прошедшие три года корпорация получила несколько тысяч патентов на изобретения в области производства полупроводников, микропроцессоров и др., а на научно-исследовательскую деятельность потратила в общей сложности более 4 млрд. долл. Впрочем, 15 мая стало известно, что Intel намерена предъявить встречный иск. Официальные лица корпорации также отмечали, что некоторые функции в процессорах Intel, вполне возможно, выглядят похожими на те, что используются в ЦП Digital, но это сходство ни в коем случае не означает, что Intel действительно воспользовалась чужими разработками. Как известно, идеи не подлежат патентной защите, а вероятность, что решение определенных технических проблем, найденное инженерами одной компании, будет похоже на решение такой же задачи, но найденное специалистами другой, очень и очень велика, и именно это обстоятельство, судя по первой реакции Intel, станет основой ее защиты. Впрочем, для реселлеров это событие практического интереса пока не представляет. «Я думаю, что иск Digital не окажет никакого влияния на сбыт ПК», — сказал Алексей Палладин.

Как удалось узнать журналистам CRN/ RE, кулуарные разговоры о возможном нарушении авторских прав Digital велись в корпорации уже довольно давно. По утверждениям представителей Digital, незадолго до официального объявления процессора Alpha (1992 г.) компания передала Intel некоторые конфиденциальные материалы, касающиеся внутренней архитектуры этого процессора, в надежде уговорить ее приобрести соответствующую лицензию. Intel предложение отклонила, но идеи Digital (по официальной версии) использовала.

Двумя годами позже, в 1993 г., Intel выпустила процессор Pentium, а еще через два года — Pentium Pro, который обладал быстродействием, сопоставимым с ЦП Alpha, чем якобы очень удивил специалистов и руководителей Digital. После этого обвиняющая сторона провела исследование доступных данных и вынесла вердикт: Intel виновна в нарушении авторских прав. Тем не менее Digital выжидала еще несколько лет, развивая при этом собственное производство компьютеров на базе процессоров Intel.

Основная проблема, с которой столкнется корпорация Digital, — необходимость объяснить, почему она так долго выжидала. Руководители компании называют несколько причин. Во-первых, до сих пор Intel не могла конкурировать с Digital в секторе высокопроизводительных рабочих станций и нарушения не причиняли сколько-нибудь существенного экономического ущерба. Во-вторых, по заявлению Роберта Палмера, предъявляя столь серьезные обвинения, компания многократно перепроверила информацию о возможных нарушениях. В-третьих, размышляя о возможности заявить свои права на доходы от процессоров Intel, руководство Digital долго не могло принять решение об этичности подобных претензий. В-четвертых... Впрочем, достаточно. Официальных версий уже появилось очень и очень много, но нельзя исключить, что главная причина проста — руководители корпорации решили таким образом поправить ее финансовое положение. Несмотря на реформы, проводимые Digital в последнее время (так, например, недавно компания рассталась почти с половиной сотрудников, был реорганизован ряд подразделений и проч.), оно по-прежнему оставляет желать лучшего, и руководители Digital, судя по всему, полны решимости увеличивать прибыльность компании любыми методами...

Р. S. В начале июня стало известно, что Intel потребовала от Digital вернуть всю техническую информацию, касающуюся необъявленных процессоров и заявила, что контракт на поставку ЦП Pentium и Pentium Pro истекает в III квартале 1997 г.