В начале лета прекратила работу компания «Ультра Электроникс»: 25 мая закрылся последний магазин. На этот момент ее задолженность перед банками составляла 10 млн. долл., перед поставщиками — 43 млн. долл., в арбитражном суде лежали около 25 исков от поставщиков.

В последние пару лет название этой компании часто мелькало на страницах деловой печати, в том числе и CRN/RE. К сожалению, не только в контексте развития бизнеса, но и в связи с ее причастностью к сбыту товара, который незаконно изымался в 2006–2007 гг. у ряда ИТ-компаний.

Во второй половине 2005-го — начале 2007 г. по ИТ-рынку прошла волна товарного рейдерства, которым промышляли криминальные группы с участием сотрудников правоохранительных органов и чиновников РФФИ (Российский фонд федерального имущества), — они незаконно изымали у компаний товар и затем перепродавали его по заниженным в десятки раз ценам. Их жертвами, по данным ассоциации АПКИТ, стали десятки ИТ-компаний.

Начиная с мая 2007 г. АП КИТ и созданная тогда рабочая группа по защите собственности предпринимали активные усилия по противодействию товарному рейдерству. Хартию руководителей ИТ-компаний по вопросам этики и защиты собственности, предусматривавшую добровольные обязательства по неучастию в подобных неправомерных действиях, подписали более 100 компаний.

По данным АПКИТ, в течение 2007 г. единственным на ИТ-рынке крупным каналом сбыта незаконно изъятых товаров была компания «Ультра Электроникс». Такие товары неоднократно обнаруживались в ее магазинах и на ее складах. На заседании правления АПКИТ исполнительный директор компании Алексей Галущенко, признав эти факты и сотрудничество с РФФИ, согласился отказаться от подобной практики. В июле 2007 г. «Ультра Электроникс» подписала Хартию.

Тем не менее уже в августе в магазинах компании в нескольких городах вновь появились товары, ранее незаконно изъятые у ряда ИТ-фирм. В конце ноября 2007 г. АПКИТ призвала участников рынка не поддерживать деловые отношения с «Ультра Электроникс». Большинство поставщиков (всего их было более 200) прекратили поставлять ей товары в кредит, что резко ухудшило финансовое положение компании. По сообщению самой «Ультра Электроникс», ее выручка по итогам года уменьшилась на 250 млн. долл. по сравнению с 2006 г. Долги банкам и поставщикам росли. Финал, наступивший в мае 2008 г., был закономерным.

Летом 2007 г. Следственный комитет при прокуратуре по Москве начал расследование уголовного дела о махинациях (известных как «схема РФФИ») с распродажей техники, незаконно изъятой у московских фирм в 2006–2007 гг. По данным следствия, в состав преступной группы (не менее 17 человек, почти все они арестованы) наряду с просто мошенниками входили прокуроры, следователи, оперуполномоченные.

«Ультра Электроникс» была весьма привлекательным продавцом для определенного круга розничных покупателей и небольших дилеров прежде всего благодаря низким ценам. К сожалению, в основе таких цен лежала не только эффективная организация продаж, но и, мягко говоря, «неразборчивость» менеджмента компании в бизнес-связях. ИТ-сообщество и АП КИТ уже дали этому морально-этическую оценку. Теперь компаниями («Ультра Электроникс» и другими), причастными к реализации незаконно изымаемых товаров, занимаются следственные органы. Были ли эти участники рынка лишь неразборчивыми «добросовестными приобретателями» или соучастниками противозаконных махинаций — покажет следствие.

Судьба «Ультра Электроникс» — хороший урок, и не только для ИТ-рынка.

Тем не менее, по мнению участников рынка, то положительное, что было в ее бизнес-модели, не должно пропасть.

Действительно, уже 1 июля в Санкт-Петербурге в здании, где раньше находился магазин «Ультра Электроникс», дистрибьюторская компания «Комбриг» открыла магазин компьютерной техники и электроники, работающий по той же модели розничного дискаунтера. Некоторые решения, прежде всего ИС, и часть сотрудников заимствованы у «Ультра Электроникс», но «Комбриг» не называет себя ее правопреемником. Имеют ли отношение к этому проекту владельцы и топ-менеджеры «Ультра Электроникс», неясно.