Руководитель компании: Нитенко Владимир Борисович

«Форт Диалог» — одна из старейших ИТ-компаний не только нашего рейтинга, но и всего российского ИТ-рынка: в этом году в Набережных Челнах отмечали ее двадцатилетие. Компания специализируется на работе с корпоративными клиентами. Руководители «Форт Диалога» смогли не только создать, но и удержать, сохранить команду высококвалифицированных специалистов. Несмотря на то что эта компания впервые занимает место в списке победителей рейтинга CRN/RE, наши эксперты поставили ей высокие оценки. Системный интегратор вошел в десятку лучших по двум критериям: «Профессионализм» и «Репутация на рынке». И это, по мнению вендоров и дистрибьюторов, — закономерный результат. Вот что говорят эксперты об этой компании.

RSI: «„Форт Диалог“ давно и успешно работает на корпоративном рынке».

«Аксофт»: «Если бы было понятие „округообразущая компания“, то его, не раздумывая, можно было бы применить к „Форт Диалогу“. Являясь крупнейшим системным интегратором Поволжья, „Форт Диалог“ составляет достойную конкуренцию столичным игрокам за счет солидной базы лояльных заказчиков, широкого спектра предоставляемых услуг, наличия необходимых сертификатов и лицензий. Кроме того, компания представлена во многих регионах: Татарстане, Удмуртии, Башкортостане, Чувашии, Марий Эл, Самарской области. Это также, в буквальном смысле слова, приближает ее к нуждам и потребностям заказчиков. Что особенно радует, кризис никак не сказался на характере наших взаимоотношений — объем заказов растет, что напрямую связано с грамотной кредитной политикой „Форт Диалог“».

OCS: «Это территориально распределенная компания с большим географическим охватом (Татарстан, Чувашия, Башкирия, Самара), что позволяет ей быть более стабильной, предоставляя свои услуги клиентам на корпоративном и розничном рынках в месте их нахождения. Компанию отличает уверенность и стремление занять лидирующие позиции на всех рынках своего присутствия».

«Мерлион»: «Для характеристики компании „Форт Диалог“ лучше всего подойдут следующие определения: „набор компетенций“ и „устойчивость бизнеса“».

Cisco: «Крупный интегратор с филиалами в Башкортостане, Кировской области, Восточной Сибири. Команда обладает высоким уровнем экспертизы, имеет статус премьер-партнера. Успешно работает по проектам, связанным со строительством олимпийских объектов в Сочи».

«Сетевая Лаборатория»: «Компания достаточно долго работает, имеет четко выраженную стратегию, хорошую управляемость и не теряет стабильных и лидирующих позиций на своем локальном рынке. У руля компании стоят хорошие управленцы, адаптивно воспринимающие изменения на рынке. „Форт Диалог“ — это в первую очередь четкая приверженность выбранной модели бизнеса. Мы поставили высший балл компании поскольку это — крупная компания с разветвленной сетью представительств в разных городах Поволжья. Работа в компании организована настолько грамотно, что при поставках никогда не возникает никаких накладок, всегда и все проходит четко. А это — показатель».

Справка о компании

Форт Диалог, Набережные Челны

Год основания: 1989.

Руководитель: Нитенко Владимир Борисович.

Руководство: финансовый директор — Чудиновских Татьяна Степановна, директор по общим вопросам — Морозенко Иван Александрович, директор департамента развития сервисных услуг — Абдулатипов Амир Валерьевич, директор департамента ПК и комплексов — Набиуллина Асия Хусаиновна, директор департамента системной интеграции — Еремин Дмитрий Николаевич.

Количество сотрудников: 275.

Состояние бизнеса по итогам 2008 г. и первого полугодия 2009 г.

Выручка компании за первое полугодие 2008 г. — 382 216 тыс. руб.

В первом полугодии 2009 г. этот показатель составил 328 314 тыс. руб.

Филиалы (данные на 1 июля 2009 г.)

Филиалы расположены в следующих городах: Набережные Челны (открыт в 1989 г.), Казань (1989 г.), Уфа (1993 г.), Чебоксары (1996 г.), Йошкар-Ола (1993 г.). Помимо этого филиалы дочерней компании «Полифорт» открыты в Самаре (с 2000 г.), Ижевске (1991 г.), Уфе (2006 г.), Казани (2006 г.).

В период кризиса была приостановлена работа филиала в Нижнекамске, но решение об этом принималось раньше, так что это — структурные изменения, а не влияние кризиса.

Основные корпоративные клиенты компании

  • ОАО «Татнефть»,
  • ГК «Олимпстрой»,
  • ОАО «Транснефть»,
  • «СвязьТранснефть»,
  • ОАО «Нижнекамскнефтехим»,
  • ОАО «Танеко» (строящийся комплекс нефтеперерабатывающих заводов в Нижнекамске),
  • ОАО «Салаватнефтеоргсинтез»,
  • «Чувашэнерго»,
  • МРСК Волги,
  • Управление федеральной налоговой службы по Марий Эл и др.

За этот период были реализованы следующие значимые проекты:

  • Проект ГК «Олимпстрой», который включал поставку, настройку и запуск в работу комплексов, состоящих из серверного оборудования, рабочих станций, прикладного и антивирусного ПО, интернет-телефонии, средств криптозащиты для нужд корпорации «Олимпстрой» в Москве и Сочи.
  • Проект ОАО «Транснефть» — крупнейшая поставка оборудования для внутренних нужд холдинга со сложной схемой логистики, охватывающей всю территорию России.
  • По заказу ОАО «ТАНЕКО» на строительной площадке НПЗ, ОАО «Азнакаевский з-д Нефтемаш», было возведено два двухэтажных модульных административно-бытовых здания общей площадью 1,9 и 3,6 тыс. кв. м. В данном проекте «Форт Диалог» выполнил комплекс работ по созданию внутренних инженерных систем здания — электроснабжение, электроосвещение и структурированная кабельная система.
  • Одним из недавних проектов также стала прокладка линий связи и ВОЛС на объектах ОАО «Салаватнефтеоргсинтез».

Производство компьютеров под собственной маркой (данные на 1 июля 2009 г.)

Собственная сборка ПК не рассматривается компанией как приоритетное направление бизнеса. Она используется только для решения тактических целей: возможность участия в комплексных тендерах, предусматривающих поставку компьютеров специальных конфигураций.

Сервисный центр

Качественный сервис — важное направление бизнеса. Сервисные центры компании представлены на всех территориях, где она работает. Общая численность сотрудников сервисных центров — более 80.

Основные события, произошедшие в компании в период с 2007 г. по 1 июля 2009 г.

26 марта 2009 г. компания отметила 20-летний юбилей.

В 2007—2009 гг. компания развивалась в соответствии с планом стратегического развития на 2005—2009 гг.: существенно усилились компетенции в области системной интеграции, сервиса, структурирован бизнес, выделены в отдельные предприятия направления по созданию и поддержке корпоративных информационных систем (компания «Форт-Консалтинг») и полиграфии (ООО «ПолиФорт»).

Самыми значимыми за этот период являются два реализованных проекта: поставки, монтажа и наладки вычислительных и коммуникационных комплексов для ГК «Олимпстрой», а также выполнение комплекса монтажных и наладочных работ по системе технического учета электроэнергии на объектах ОАО «Транснефть».

Партнерские статусы от производителей, полученные в период 2007 г. — первое полугодие 2009 г.

  • «Платиновый» региональный партнер НР по итогам 2008 г.,
  • HP Gold Preferred Partner 2009 («Золотой» привилегированный партнер НР 2009),
  • Cisco Premier Partner (премьер-партнер Cisco),
  • Microsoft Gold Certified Partner («Золотой» сертифицированный партнер Microsoft),
  • HP Gold Certified Supply Partner («Золотой» сертифицированный партнер по расходным материалам НР),
  • Apple Gold Authorized Partner (Авторизованный «золотой» партнер Apple),
  • Sygnamax Authorized Installer (Авторизованный инсталлятор кабельной системы Sygnamax),
  • AMP Netconnect Authorized Installer (Авторизованный инсталлятор кабельной системы AMP Netconnect) и др.

Наиболее значимыми из новых статусов, полученных в 2007—2009 гг. являются статусы Microsoft Gold Sertified Partner, HP Preferred Partner, «платиновый» региональный партнер Hewlett-Packard по итогам 2008 г.

Блиц-интервью:

Антикризисные меры, предпринятые руководством компании в конце 2008 — начале 2009 гг.

Основными антикризисными мерами были:

  • оптимизация расходов,
  • точечное сокращение численности,
  • жесткая инвестиционная и финансовая политика.

Нельзя сказать, что до кризиса за расходами не следили. Специфика бизнеса и его малая маржинальность обязывают контролировать издержки. Бюджетирование, управленческий учет и планирование еще до кризиса были повседневными инструментами. Безусловно, самой «больной» антикризисной мерой, как и у большинства, оказалось сокращение (примерно на 10%) численности персонала.

В ходе кризиса были перестроены финансовые взаимоотношения с поставщиками и клиентами. В разгар кризиса компания практически отказалась от кредитования клиентов, сохранив его только для государственных контрактов. Сейчас, правда, практика кредитных поставок восстанавливается, однако процедуры оценки клиентов стали более жесткими. Появились специальные процедуры контроля запасов и работы с дебиторской задолженностью. Каждое из этих мероприятий сыграло свою роль в том, что сейчас практически восстановлена докризисная рентабельность бизнеса, нет проблем с доступом к кредитным ресурсам банка.

При этом полностью сохранены все существовавшие ранее компетенции и направления бизнеса, за исключением розницы, от которой решено постепенно отказаться еще до кризиса.

Какими основными качествами должна обладать региональная компания в период кризиса, чтобы и дальше оставаться «привлекательной» для поставщиков и клиентов?

Несколько простых качеств:

  • Компания должна обладать компетенциями в областях, востребованных во время кризиса (сервис, так как спрос на него растет; системная интеграция, так как эффективность использования существующей ИТ-инфраструктуры надо повышать, а начатые объекты — достраивать, и т. д).
  • Так как кризис финансовый, необходимо иметь достаточный финансовый резерв (для того, чтобы пережить трудности), доступ к кредитным ресурсам (для выстраивания схем финансирования закупок клиентов), уметь правильно оценивать риски.
  • Ну и главное! Верить в себя и упорно работать, чтобы не только выжить во время кризиса, но и выйдя из него, стать сильнее.