Компания IBM провела в Москве конференцию «Практика и перспективы внедрения разумных инноваций». Необходимо оговориться: термин «разумные» — не вполне адекватный перевод продвигаемого уже не первый год английского слогана IBM Smarter Planet и отдельно smarter innovations, поскольку появление «неразумных» инноваций даже не хочется предполагать. Слово smart в качестве существительного трактуется словарями как «проницательность, сообразительность; умение». Эти трудности дословного перевода привели к появлению в программе мероприятия докладов с названиями типа «Разумный анализ деятельности организации как основа разумных преобразований». Исключение «разумности» явно сделало бы фразу более внятной.

К инновациям были отнесены практически все продукты, которые продвигает вендор: WebShpere, Lotus, Rational, Tivoli Maximo, FileNet и другие, что неудивительно, так как, отмечая в этом году сто лет со дня своего создания, IBM подчеркивает, что вся история фирмы была непрерывной чередой инноваций. Необычной была тема управления городским хозяйством, в частности организацией движения транспорта. У IBM есть успешные, интересные комплексные проекты в этой сфере, о чем раньше, видимо, не считалось важным говорить в России специально, а теперь такой момент настал. Другой, еще более заметный, акцент был сделан на бизнес-аналитике.

В конференции приняли участие Ивачи Драгутин, директор департамента программного обеспечения, IBM Россия/СНГ, и Роберт Пульчини, руководитель подразделения бизнес-аналитики IBM в Центральной и Восточной Европе. Ссылаясь на аналитическое исследование «Business Analytics and Optimization for the Intelligent Enterprise» (апрель 2009), он сообщил, что принимая решения, руководители в 79% случаев опираются на личный опыт, в 62% — на аналитику, в 52% — на коллективный опыт. При этом 53% руководителей не имеют доступа к необходимой информации в рамках своей компании.

Неудивительно, что в мире инвестиции в бизнес-аналитику и оптимизацию растут в два раза быстрее, чем в автоматизацию. Прогнозируется, что именно бизнес-аналитика станет следующей волной изменения автоматизации бизнеса после транзакционной автоматизации, планирования ресурсов (ERP) и управления бизнес-процессами.

На конференции также был приведен вывод исследования IBM и Слоунской школы менеджмента при Массачусетском технологическом институте: аналитика связана с производительностью, именно лидеры индустрии в 5,4 раза чаще используют инструменты бизнес-аналитики вместо интуиции. Подразумевался вывод, что лидирующие позиции обусловлены этим фактом. Возможно, тут отчасти перемешаны причины и следствия: не исключено, что настоящая бизнес-аналитика только лидерам и нужна, только они ею и могут пользоваться как следует, поскольку грамотно управляют бизнесом, а аутсайдерам сколько аналитики ни дай, вперед они не вырвутся. Значительно важней другой факт: 80% корпоративной цифровой информации не структурировано. И с этими массивами необходимо научиться справляться, а ведь традиционно автоматизация бизнеса связана в первую очередь со структурированными данными.

Предполагая растущий спрос на аналитику разного типа, IBM продолжает приобретать компании, разрабатывающие такие решения. Среди последних «пополнений» BigFix (июль 2010), Unica (октябрь 2010), Netezza (ноябрь 2010). Особенно примечательна последняя покупка, поскольку Netezza производит программно-аппаратные аналитические комплексы, условно говоря, «начального уровня». Хранилища данных Netezza предоставляют широкий аналитический инструментарий для пользователей в любом отделе компании — продаж, маркетинга, разработок и кадров, а простота их применения делает эту технологию оптимальной для высококлассного анализа данных, не требуя при этом от пользователей глубоких знаний в области ИТ и системного администрирования. Клиенты могут составлять сложные запросы к базам данных уже через несколько дней после начала работы с системой.

В целом можно говорить о развитии тренда на использование для аналитики специализированных программно-аппаратных комплексов вместо более универсальных решений на основе стандартных баз данных и систем хранения «общего назначения», как это было принято раньше. И IBM не прошла мимо этой тенденции. Все новые продукты, недавно появившиеся в портфеле вендора, уже доступны на российском рынке. Правда, о каких-либо специальных мерах по их продвижению ничего не было сказано.