В Москве прошел второй ежегодный Форум пользователей решений по управлению качеством ПО. Аудитория вполне соответствовала названию мероприятия, и хотя в целом собралось не более сотни человек, большая их часть непосредственно занимается качеством разработки (в основном организацией тестирования), что определило и вопросы к докладчикам, и уровень кулуарных обсуждений. Кроме обмена опытом и клиентских докладов организатор, компания HP, представила HP ALM11, впервые анонсированный в декабре в Барселоне. Этот продукт — наследник ПО фирмы Mercury, купленной HP в 2006 г.

Сокращение ALM — Application Lifecircle Management, управление жизненным циклом приложений, можно считать знаковым. Хорошо известное понятие «жизненного цикла», которое обычно связывают с «изделиями» в самом широком смысле (PLM) или отдельно с информацией (ILM), применимо и для ПО. Так же как PLM и ILM, ALM — пока скорее красивая и логичная концепция, чем общепринятый практический подход, однако во всех этих областях заметно движение вперед.

Жизненный цикл программ, от проектирования до снятия с эксплуатации, был описан и в ГОСТах, но, во-первых, желательно иметь законченный комплект средств для работы на всех этапах, а во-вторых, необходимо как-то связать, лучше всего — в едином информационном пространстве, всех, кто связан с разработкой: бизнес-пользователей, разработчиков, тестировщиков, службу эксплуатации. Обычно поставщики такого ПО считают главным в ALM разработчика, HP же рассматривает всех участников как равных. Еще одна важная особенность: платформа ALM11 не зависит от ОС и сред разработки.

HP с помощью своего нового продукта намерена дать всем участникам разработки адекватные инструменты. Далеко не всё в этом направлении сделано, однако некоторые важные шаги уже предприняты. В частности, реализован импорт описаний бизнес-процессов из других сред. В идеале схема должна быть проста: бизнес-пользователь, заказчик, видит, как нужно изменить бизнес-процесс. Он меняет его описание, что автоматически генерирует пул задач разработчикам, тестировщикам. А со временем и служба поддержки узнает, для чего и как были внесены изменения. При этом фиксируется каждый шаг.

В свое время HP намеревалась объединить собственные инструменты управления инфраструктурой и сервисами (OpenView) с продуктами для управления и доставки приложений компании Mercury, и все это — со средствами регулирования ресурсов и SOA. Оценивая HP ALM11, мировые эксперты полагают, что задачу можно считать решенной.