Мнение о том, что российский компьютерный бизнес отличается от других гораздо более цивилизованными взаимоотношениями между его участниками, давно стало общим местом. Автору этих строк когда-то на страницах CRN/RE уже доводилось писать о том, что обусловлено это обстоятельство не только и не столько личными качествами фигурантов компьютерного рынка, сколько условиями, в которых им приходится работать. Позволю себе повториться: в этом секторе реселлерам всех рангов и категорий приходится сражаться на два фронта — с одной стороны, их «поджимает» хроническое и неизбежное нарушение сроков поставки со стороны зарубежных партнеров, с другой — не оставляет своим «вниманием» родное государство. В этих условиях просто невозможно обходиться без взаимовыручки между формально конкурирующими фирмами. Где-то компании помогают друг другу на нижних уровнях, где-то в эти процессы вовлекаются сотрудники самых высоких рангов, но взаимопомощь есть практически везде. В таких условиях переманивание друг у друга ценных сотрудников тоже обретает свои — вполне цивилизованные — формы. В самом деле, утрата приятельского расположения со стороны конкурента руководителю компьютерной компании может обойтись куда дороже, чем приобретение самого ценного сотрудника. Поэтому переходы людей из фирмы в фирму, разумеется, случаются, но всегда по более или менее полюбовному соглашению между «обменивающимися» компаниями.

Ниже вниманию читателей предлагаются три истории, которые в чем-то иллюстрируют, а в чем-то и дополняют высказанный тезис.

История первая.

Хакерская мораль

Случилось все во глубине Сибири, хотя аналогичная история могла произойти и в любой точке нашей державы. Впрочем, вполне вероятно, что у этого случая были и аналоги.

Однажды некоторая весьма преуспевающая фирма подверглась сокрушительному «наезду» со стороны налоговых органов. Судя по всему, кому-то из отцов области приглянулось одно из предприятий фирмы... Атака была проведена по всем правилам военного искусства — в тот момент, когда противник менее всего готов ее отразить: в последнюю пятницу уходящего года. Перед «нападением» налоговики явно проконсультировались у специалистов, поэтому в первые же минуты около каждого из серверов было поставлено по часовому. Правда, не все рекомендации консультантов осели в перетруженных мозгах радетелей о доходах казны. Поэтому выключить серверы догадались только через полтора часа. Ясно, что за это время вся жизненно важная информация была скопирована, проделали и иные необходимые операции — дистанционно. Однако затем мытари спохватились — сеть была отключена, а все основные компьютеры конфискованы и увезены в налоговую инспекцию. Эти действия, вполне естественно, сопровождались требованием в кратчайшие сроки подготовить всю необходимую отчетность.

Самое интересное началось дальше. Попытка быстренько восстановить систему на территории налоговой службы успехом не увенчалась. На требование, чтобы эту работу выполнили сотрудники инспектируемой фирмы, последовал очевидный ответ: «Господа, фирма у нас коммерческая. Рабочий день нашего специалиста на выезде стоит XYZ долл. Если угодно, подпишем контракт — и все будет сделано в лучшем виде». Почему-то это предложение показалось налоговикам недостаточно заманчивым... В конце концов, кое-как присоединить все необходимые разъемы им удалось, но возник следующий барьер — прорваться через пароли и иные средства аутентификации пользователей налоговые служащие все равно не сумели. Поначалу они попытались извлечь необходимую информацию на допросах. В процессе одного из как бы не относящихся к делу диалогов, пытаясь объяснить, что прорваться в систему без серьезной подготовки невозможно, сотрудник фирмы ненароком употребил аббревиатуру NDS (Novell Directory Servics). Что тут началось!

— Так-так, НДС говорите? Это интересно, продолжайте, пожалуйста, — изрек следователь.

— Да нет, я совсем не то имел в виду!

— Ну почему же не то? Это как раз то самое, что нас интересует!

...

Словом, не удалось налоговой инспекции извлечь из системы неопровержимые свидетельства нарушений. И тогда они бросили клич по всем хакерам региона, взывая о помощи. Ни одного отклика не поступило! Однако не стоит считать поголовно всех программистов высокоморальными людьми. Все много проще. Взяли бы вы, уважаемые читатели, к себе на работу человека, о котором известно, что он однажды сотрудничал с налоговыми органами? Вопрос риторический, не правда ли?

История кончилась более или менее благополучно. Руководство фирмы воспользовалось поддержкой губернатора, предало всю историю огласке через телевидение и газеты, и от них (не хочется говорить «до поры до времени») отстали. Куда менее благостно кончилась следующая история.

История вторая.

Эфиальт-наездник

Насекомое эфиальт, как известно, размножается путем откладывания яичек в тело намного большего его ростом насекомого, а название свое эта тварь получила по имени одного античного персонажа...

Жила-была одна совсем не маленькая столичная компьютерная фирма. Дела в ней шли неплохо, в числе клиентов-заказчиков были и крупные государственные предприятия. И вот однажды на работу в нее пришел бывший сотрудник отдела информатизации правительственного учреждения самого крупного ранга. Должность его на предыдущей работе совсем не второстепенной, и, учитывая контакты и знакомства, специально «под него» в фирме организовали новое подразделение. Отдел, начальником которого стал бывший правительственный служащий, занимался, конечно же, крупными контрактами с государственными и полугосударственными структурами. Ясно, что работа в такой должности требует весьма и весьма высокого уровня доверия. Проработав — вполне успешно — несколько месяцев, наш герой снова переменил место работы. Теперь он занял вновь не самый последний пост в другой «казенной» структуре. А еще через несколько месяцев фирму начала сотрясать осада по всем правилам. В столице и уровень столичный, это вам не сибирский кавалерийский наскок. Атаки до поры до времени отбивать удавалось, но работать стало решительно невозможно. И вот, выждав, пока изнуренный противник будет окончательно деморализован, руководству фирмы сделали «предложение, от которого невозможно отказаться»: 51% ее акций перекочевал в карманную компанию одного из шефов ведомства, где покуда продолжается карьера бывшего начальника отдела по работе с крупными клиентами...

А вот третья история еще не завершилась. Вернее, она даже и не началась. Хотелось бы верить, что и не начнется! Итак...

История третья.

Телефон недоверия

Те, кто регулярно читает компьютерную и околокомпьютерную прессу, наверняка уже в курсе дела. Недавно в одной газете, ориентированной на высокопоставленных сотрудников коммерческих компаний, которые по каким-то причинам надумали поменять работу, появилось объявление. Подписано это объявление было общественной организацией BSA (Business Software Alliance), которая занимается преимущественно тем, что отстаивает интересы компании Microsoft. А текст объявления призывал звонить по указанному телефону и оповещать BSA обо всех случаях применения в компаниях нелицензионного программного обеспечения. Подтекст очевиден — если вы решили поменять работу, подложите на прощание своему начальству свинью, чтобы впредь знало, как ценить кадры. Насколько нам известно, покуда приглашением никто не воспользуется, да и воспользуется ли? Вычислить стукача не так уж сложно и дальнейшая его карьера будет проходить где угодно, но не в компьютерных фирмах, по крайней мере не на должностях, предполагающих доверие.

Все три истории роднит одно — человек, совершивший определенный поступок, как бы ступает на эскалатор: дальнейший его путь очевиден и мало зависит от воли. Быть может, где-то мы сгустили краски, что-то перепутали, но... сказка — ложь...