Конкуренция электронных каталогов обостряется

В первой половине марта холдинг eHouse представил информационную систему по компьютерной технике PriceMatrix (www.pricematrix.ru), которая в отличие от анонсированной чуть больше полугода назад eMatrix (см. CRN/RE № 14/2000) имеет свободный вход и ориентирована на розничных покупателей. Внешне новая система мало чем отличается от аналогов, в изобилии присутствующих в российском Интернете: это поисковый сайт с подробной рубрикацией по категориям продуктов, продавцам и уровню цен.

Отличие заключается в том, что PriceMatrix — пожалуй, единственный на сегодня каталог розничных цен, интегрированный с оптовой торговой площадкой (в данном случае eMatrix). Соответственно для зарегистрированных участников электронных торгов на eMatrix размещение и обновление информации на PriceMatrix бесплатно, для остальных оно стоит 50 долл. в месяц без учета НДС.

«Мы единственные, кто обладает информацией о наличии товаров на складах и реальных ценах у поставщиков в данный момент», — без обиняков утверждает президент eHouse Рустем Ахияров, имея в виду единый оптово-розничный каталог, выставляемый участниками на eMatrix и PriceMatrix. Как считают руководители холдинга, интеграция с оптовой площадкой дает PriceMatrix ряд преимуществ перед другими каталогами. Прежде всего, это проблема идентификации товаров и унификации предложений, решение которой, в частности, сдвинуло сроки запуска каталога на три месяца (первоначально открытие планировалось на 1 декабря 2000 г.).

В качестве другого преимущества заявлена актуальность информации. Однако на 100% ее можно обеспечить, только ограничив число участников розничного каталога клиентами eMatrix. Отчасти это и имеют в виду руководители холдинга, заявляя, что в привлечении сторонних участников на PriceMatrix пока не заинтересованы. Сейчас в каталоге представлены около 200 розничных продавцов, среди которых ряд крупных российских дистрибьюторов и производителей компьютерной техники.

Однако есть и другая причина акцента на «своих». Розничный каталог рассматривается прежде всего как один из этапов развития системы eMatrix, дающий оптовым покупателям дополнительную точку реализации. Существующая версия eMatrix уже позволяет проводить фьючерсные сделки и реализовывать совместные программы с производителями. Кроме того, участникам, имеющим проблемы с работой в Интернете, предоставляется в помощь сотрудник, размещающий заявки в системе и оповещающий о совершенных сделках.

По информации CRN/RE, в качестве следующего шага не исключается введение системы независимых брокеров, формирующих систему гарантий по сделкам. Этот шаг стал бы логичным в череде мер по превращению eMatrix в электронную биржу в полном смысле этого слова. В результате структура eMatrix/PriceMatrix сможет претендовать на статус торгового портала на рынке ИТ — по словам Владислава Улендеева, исполнительного директора eHouse, уже сейчас в сделках на eMatrix участвуют почти все ведущие дистрибьюторы, при этом общий объем заявок составляет в среднем около 80 млн. долл. ежедневно.

Весьма вероятно, что новая информационная система обострит конкуренцию среди электронных каталогов, и наиболее авторитетный из них, Price.ru, уже был назван Улендеевым в качестве главного соперника. Кстати, возможно, предвидя подобное развитие событий, руководство Price.ru около месяца назад приняло решение о разделении своего каталога на оптовую и розничную части.