Программно-аппаратная база для бизнеса в Интернете

Чтобы создать несложный информационный ресурс в Сети, нужно иметь выделенный сервер, канал связи приличной пропускной способности и доступ к другим ресурсам, как правило, предоставляемый поставщиком услуг Интернета (УИ).

В последнее время поставщики УИ, имея развитые центры данных со значительным объемом резервных ресурсов, предлагают услуги хостинга, т. е. использования своих программно-аппаратных средств для ведения И-бизнеса компаниями-клиентами.

Например, фирма "Демос-Интернет" предлагает четыре вида услуг:

а) Низший уровень - предоставление в аренду места в серверной стойке своего центра данных для установки оборудования клиента. При этом поставщик гарантирует качество подаваемого на оборудование электропитания, обеспечивает требуемые условия охлаждения и подключения к ресурсам Сети.

б) Аренда аппаратуры (сервера и сетевого оборудования) у поставщика, который обеспечивает полный спектр сервиса и поддержки этой аппаратуры. На арендуемых средствах клиент использует собственное программное обеспечение, поддержку которого осуществляет самостоятельно (иногда в удаленном режиме).

в) Виртуальный хостинг на комплексе средств центра данных. Поставщик гарантирует не только обслуживание выделяемых клиенту аппаратных средств, но и поддержку ОС и Web-приложений. Как правило, такой вид услуг оказывается клиентам, которые не предъявляют повышенных требований к качеству сетевого сервиса и не нуждаются в круглосуточном обслуживании своих приложений.

г) Высший уровень - хостинг в режиме 7 х 24 при гарантии заданного времени отклика на запрос. Кроме того, оказывая услуги такого вида, поставщик УИ в интересах клиента осуществляет сбор и обработку необходимой статистики.

Однако столь широкий спектр возможностей используется отечественными компаниями, развивающими свой бизнес в Интернете, далеко не полностью.

"Самым большим спросом у клиентов пользуется услуга виртуального хостинга без гарантий качества обслуживания; таких клиентов в "Демос-Интернет" около 3 тыс. - рассказывает Виктор Кутуков (до недавнего времени генеральный директор "Демос-Интернет", а ныне - генеральный директор компании "Телеинтерком"). - Значительно меньше тех, кто рассчитывает на сотрудников своих отделов ИТ и арендует место для установки своего оборудования. Таких клиентов не более 20. А услугами высшего уровня в "Демос-Интернет" пользуются единичные клиенты. Другими словами, большинство российских компаний еще не готово платить за высокое качество сервиса".

Аналогичная картина и в центре данных компании "Зенон Н.С.П.". Число ее клиентов, пользующихся услугами виртуального хостинга для создания в Интернете своих Web-серверов, - примерно 5 тыс. И всего несколько десятков компаний размещают у поставщика собственное оборудование либо арендуют его.

"В числе наших клиентов несколько крупных дизайнерских компаний. Как правило, они используют собственные серверы, размещаемые в нашем центре данных, - сказал Глеб Пыжов, руководитель отдела услуг передачи данных "Зенон Н.С.П.". - Некоторые клиенты, реализующие свои информационные проекты в Интернете по схемам В2В или В2С, например И-магазин "Доставка.ру" и виртуальный магазин торговой сети "М-Видео", арендуют наше оборудование либо пользуются услугами хостинга".

Глеб Пыжов считает, что пока в стране "бума" И-коммерции не наблюдается, хотя потребность в услугах поставщиков УИ растет. Эту точку зрения разделяет и Виктор Кутуков. По его мнению, отсутствие реального переноса бизнеса в Сеть российскими компаниями объясняется недостатком у них опыта и необходимых ресурсов, а услуги поставщиков УИ, включая поддержку ОС и Web-приложений, не востребованы по ряду причин: клиенты не готовы платить деньги за сервис; руководители компаний категорически возражают против переноса к поставщику УИ не только серверов, но и приложений. Они не могут даже представить себе возможности эксплуатации на средствах поставщика важнейших для их бизнеса приложений - систем заказов товаров, оплаты счетов, а тем более бухгалтерии.

Виктор Кутуков считает, что в числе лидеров в области развития И-бизнеса оказались те компании, которые в течение последних лет работают в режиме on-line с зарубежными партнерами.

Однако поставщики УИ не знакомы в полном объеме с условиями работы, целями и задачами бизнеса своих клиентов. Более полной информацией располагают компании, создающие в Интернете информационные и бизнес-порталы, поскольку вынуждены вместе с клиентами проводить совместные маркетинговые акции, планировать объемы необходимых ресурсов, создавать свои ресурсы по оказанию дополнительных услуг.

Виктор Лавренко, технический директор компании Port.ru, создавшей один из крупных Интернет-порталов, считает, что развивать свой бизнес в Интернете отечественным компаниям в значительной мере мешает их консервативность и менталитет, диктующий "феодальный" подход к владению и распоряжению информационными и программно-техническими ресурсами.

"Многие компании открыли свои И-магазины, но их оборот очень невелик, на уровне нескольких тысяч долларов в месяц, - объясняет Виктор Лавренко. - Такая компания может использовать собственный сервер, ПО, написанное ее сотрудниками. Но это неразумный подход, он часто приводит к большим проблемам - персонал ИТ-отдела не может обеспечить бесперебойное энергопитание и условия охлаждения серверов, работу всей системы в режиме 7 х 24, который может потребоваться при росте числа обращений клиентов".

Известны случаи, когда в таких компаниях отключались серверы при перегрузке электросети, восстановление работоспособности системы требует немало времени, в течение которого клиенты не имеют к И-магазину доступа. Все это отрицательно отражается на бизнесе компании.

"Отдельные компании, накопив негативный опыт, наконец, понимают, что использовать услуги хостинга гораздо выгоднее, - отмечает Виктор Лавренко. - А некоторые просто переносят свои серверы и приложения в центры данных поставщиков, отказываются от разработки собственного ПО и переходят на готовые решения. В результате - снижают уровень своих затрат на обслуживание систем поддержки И-бизнеса"