Консорциум Web3D разрабатывает открытые стандарты и содействует выпуску VRML с технологией X3D

Взаимодействие с трехмерными объектами и персонажами в Сети, а также использование трехмерной графики в Интернете пока еще не стало обычным делом, но если консорциум Web3D решит поставленные перед ним задачи, то ситуация может измениться очень быстро.

Одно из новых направлений деятельности консорциума — перевод 3D-технологий из разряда академических занятий в категорию обычных приложений для нужд Web.

«Мы хотим, чтобы наша работа была полезна коммерческим компаниям, а не рассматривалась как тема для обсуждения среди технической публики и профессоров», — заявил Сэнди Ресслер, вице-президент консорциума Web3D и менеджер проекта Национального института стандартов и технологий (NIST).

До настоящего времени трехмерные средства использовались в Web крайне редко, причем, как отмечают обозреватели, большинство приложений было создано на базе оригинальных фирменных технологий.

«Есть много интересных средств для 3D-рендеринга в онлайновом режиме, но с ними, как правило, неудобно работать, — пояснил Ресслер. — Существующие технологии отвечают современным требованиям, но работа с ними порождает чувство неуверенности — требуется устанавливать дополнительное ПО, и не всегда оно работает».

Среди компаний, предлагающих 3D-технологии для Web, наиболее заметны Viewpoint, Shout3D и Pulse Entertainment. Всего же, по словам Ресслера, в мире существует более 40 подобных разработчиков.

Являясь головной группой, отвечающей за язык конструирования виртуальной реальности (VRML) и его дальнейшее развитие, консорциум намерен установить открытый отраслевой стандарт 3D-технологий для Web.

В очередную версию VRML, которая должна выйти примерно через 6 мес, будет включена технология X3D, которая привнесет Web-возможности благодаря надстройке из XML, сообщил Ресслер.

«VRML первого поколения не стал популярным, потому что практически не было удачных программных продуктов, совместимых с ним», — говорит Тим Брэй, главный управляющий компании Antarcti.ca Systems, которая выпустила в ноябре прошлого года свой первый продукт Visual Net. С тех пор ситуация заметно улучшилась. Сегодня будет несложно обеспечить совместимость с новой версией VRML, когда она появится, заметил Брэй.

Visual Net — одно из наиболее новаторских применений 3D-технологии в Web — это представление корпоративных сетей, экстранета и Интернета в виде трехмерных карт.

Программа дает возможность осуществлять поиск и навигацию в Сети, используя трехмерную визуализацию. Например, для облегчения поиска информации в Web в рамках определенной тематики Web-узлы могут быть представлены в виде зданий, расположенных на платформах, представляющих собой предмет поиска. Сообщается, что в будущем к этому могут быть добавлены дополнительные расширения, например трехмерные стрелки—указатели направления или встроенная в Web-страницу виртуальная клавиатура.

Растущий интерес к онлайновым 3D-приложениям может означать и дополнительные возможности для расширения бизнеса поставщиков решений.

«Мы хотим продавать Visual Net компаниям, имеющим крупные сети. Обычно такие фирмы работают с интеграторами, когда строят свою инфраструктуру, — говорит Брэй. — Этот продукт, безусловно, быстрее устанавливается, чем традиционные системы таких разработчиков, как SAP или Oracle, однако он потребует определенной работы по созданию внешнего вида карты Сети и выработке процедур обновления».

Судя по всему, разработчики 3D-технологий для Web имеют достаточно ясное видение ее роли в будущем коммерческого Интернета.

В ноябре 2000 г. компания Britney Brands объединила свои усилия с фирмой iToymaker.com и разработчиком 3D-технологий фирмой Pulse, чтобы создать специальную анимацию для Бритни Спирс. Стремясь придать дополнительный блеск своему официальному Web-сайту, который был вновь запущен в ноябре прошлого года, поп-звезда молодежной сцены представила на нем свое трехмерное alter ego, которое будет демонстрироваться на большом экране во время ее концертов.

Разговоры о перспективах 3D-технологий идут все чаще. Например, компания Sharper Image собирает сведения о том, каким образом наличие 3D-контента стимулирует онлайновый сбыт. Уже существуют Web-узлы, на которых разработчики, поставщики решений и простые пользователи могут получить представление о возможностях трехмерной Web. «Если вы покупаете билеты на концерт через Сеть, то на некоторых Web-узлах вам покажут трехмерное изображение стадиона, — говорит Ресслер. — Демонстрация товаров в трех измерениях используется и при продажах. На сайте nike.com вы можете увидеть трехмерное изображение некоторых моделей спортивной обуви», — добавил он.

Кое-кто по-прежнему скептически настроен в отношении практического применения 3D-технологий в Сети, но многие считают, что будущее за трехмерной Web.

«Наша цель заключается не в том, чтобы продвигать VRML или X3D как единственный способ реализации трехмерной графики в Web. Мы стремимся построить отрасль 3-D и стимулировать ее рост», — заявил Ресслер.