Хроника торгов на биржах NASDAQ и NYSE в марте

После безрадостного февраля, когда напуганные «призраком Enron» инвесторы практически перестали доверять финансовой отчетности корпораций и соответственно покупать акции, ситуация на биржах в начале весны сложилась почти идеальная.

Ворох вдохновляющих показателей состояния американской экономики, опубликованных в первых числах марта и подкрепленных оптимистическими прогнозами отдельных компаний, сделал подешевевшие за предыдущие недели корпоративные ценные бумаги весьма привлекательным объектом инвестиций.

Проблемы с прозрачностью бухгалтерий отошли на второй план, более того — стали одной из причин бурного роста котировок. Дело в том, что акции ряда компаний, заподозренных или даже уличенных в махинациях с отчетностью, в феврале упали неоправданно сильно. Когда вспышка массовой паранойи инвесторов прошла, то акции именно этих компаний (Cisco Systems, Computer Associates, Enterasys, Qualcomm и др.), получившие солидный запас хода, стали лакомым кусочком для биржевых игроков.

В результате за первые шесть торговых дней марта индекс NASDAQ Composite взлетел на 198 пунктов (+11,4%), практически полностью покрыв февральское отставание в 202 пункта.

Увы, биржевая весна оказалась ранней и короткой. Следующие три недели месяца NASDAQ неизменно завершал «в минусе», последовательно потеряв 62, 17 и 6 пунктов — в сумме почти половину приобретенного в период с 1 по 8 марта.

Сначала пыл инвесторов охладили различного рода финансовые неприятности нескольких крупных компаний (в том числе Nokia, Ericsson, WorldCom, McDonald’s, Nike, Baker Hughes, Hewlett-Packard, Philip Morris, EMC и Lucent), наглядно продемонстрировавшие, что улучшение ситуации в целом вовсе не означает немедленного подъема в проблемных секторах экономики. Затем аналитики сообщили, что начало широкомасштабного восстановления приемлемого уровня расходов на ИТ «отодвигается в будущее», а спрос на ПК в корпоративном секторе остается вялым.

Да и непрекращающийся поток хороших общеэкономических данных в конце концов привел инвесторов в замешательство. Считается, что подъем экономики не должен быть слишком быстрым, иначе это приведет к новой серии повышений учетной ставки (хотя Федеральная резервная система 19 марта оставила ставку неизменной, но намек на ее повышение в будущем все-таки сделала). В то же время улучшение ситуации должно быть достаточно убедительным для руководителей, принимающих решения об уровне корпоративных расходов, чтобы те разморозили, наконец, ИТ-проекты и не позволили своим поставщикам «умереть от голода».

В итоге число охотников за сравнительно дешевыми ИТ-акциями резко сократилось — в отличие от количества желающих подстраховаться перед вероятными потрясениями.

Эйфория начала марта к третьей декаде месяца сменилась напряженным ожиданием приближающегося сезона квартальных отчетов. Изменения котировок и основных индексов стали минимальными, и первый месяц весны NASDAQ завершил с показателем 1845 пунктов, поднявшись за четыре недели на 113 пунктов (+6,5%).
Четверг, 28 марта, оказался последним торговым днем и всего I квартала (29 марта в США отмечали Страстную пятницу), в течение которого NASDAQ Composite опустился на 105 пунктов (–5,4%).

Из 26 крупных ИТ-компаний с потерями завершили месяц только шесть. Прирост стоимости акций еще восьми фирм в процентном отношении не превысил увеличения индекса NASDAQ Composite; инвесторы же остальных 12 компаний итогами марта остались вполне удовлетворены.

Тройку лидеров (фирм, стоимость акций которых выросла более чем на четверть) достаточно неожиданно возглавила Avaya (+2,03 долл.; +37,9%). При этом в середине месяца компания преподнесла неприятный сюрприз, объявив, что ее квартальные продажи составят примерно 1,24–1,28 млрд. долл. (вместо ранее заявленных 1,25–1,36 млрд.), а убытки могут достигнуть 10 центов на акцию (ранее компания прогнозировала 8 центов, а биржевые аналитики — 7 центов на акцию). Однако предпринятые Avaya меры — увольнение 1900 сотрудников (около 8% персонала компании), получение крупных инвестиций в размере нескольких сотен миллионов долларов, а также публичное признание Пентагоном заслуг Avaya в восстановлении ИТ-инфраструктуры, разрушенной в ходе терактов 11 сентября, — заметно улучшили репутацию компании в глазах инвесторов.

Вторую позицию заняла Palm (+0,97 долл.; +32,1%), выпустившая две новые модели КПК с цветным экраном m130 и m515, которые сразу начали пользоваться очень хорошим спросом, а затем поразила биржи квартальными результатами. Убытки компании оказались вдвое меньше, чем предсказывали аналитики (2 цента на акцию вместо 4), а продажи, хотя и упали с 471 млн. долл. год назад до 293 млн. долл., превысили ожидания аналитиков на целых 40 млн. долл.

Во II квартале Palm обязалась удержать продажи на уровне 290–300 млн. долл., и акции компании продолжили подъем из глубокой ямы, в которой они оказались к осени 2001 г. (за первые полтора года самостоятельного существования ценные бумаги Palm опустились с 80 до 1,5 долл.).

Почетное третье место по итогам марта досталось бывшей материнской компании Palm — 3Com (+1,31 долл.; +27,3%), которая сумела уменьшить квартальные убытки до 12 центов на акцию с 36 центов год назад (аналитики прогнозировали потери в 16 центов на акцию) и пообещала выйти на давно обещанную прибыльность уже во II квартале.

Обнадежили инвесторов также резкое снижение операционных расходов 3Com — с 439 млн. долл. в предыдущем квартале до 307 млн. долл. в I квартале и заявление компании о том, что спад в продажах ее основной продукции — корпоративного сетевого оборудования — уже «достиг дна».

Квартет аутсайдеров марта составили Hewlett-Packard, Nortel, Lucent и Oracle. К слову, снижение стоимости их акций оказалось сравнительно небольшим: в феврале ценные бумаги пяти отставших ИТ-фирм опустились на 25–68%.

В сложном положении оказались инвесторы Hewlett-Packard (–2,18 долл.; –10,8%), серьезно завязшей в грандиозной сделке по приобретению Compaq Computer.

Изнурительная борьба с «диссидентами» в лице наследников основателей компании привела к тому, что голосование акционеров по вопросу слияния завершилось с неясными итогами. Преимущество команды Карли Фиорины составило несколько процентов или даже долей процента (причем, по предварительным данным, пересчет голосов 900 тыс. владельцев акций HP независимая фирма IVS Associates завершит только в апреле), а главный оппонент слияния Уолтер Хьюлетт уже подал иск, в котором требует признать голосование незаконным. По утверждению Хьюлетта, руководство компании оказывало давление на Deutsche Bank, владеющий 25 млн. акций HP, а также сообщало ложную информацию об экономических перспективах слияния.

Как правило, акции компании-покупателя, в отличие от фирмы, которую приобретают, падают. Это и происходило в последние полгода: сообщения о поддержке слияния крупными акционерами слегка «роняли» ценные бумаги Hewlett-Packard и приподнимали акции Compaq; известия о противодействии сделке производили обратный эффект. Однако теперь любой исход для HP чреват непростыми последствиями. Расторжение сделки приведет к отставке Фиорины и большой группы топ-менеджеров, а благополучное завершение поставит перед компанией множество непростых задач по интеграции двух столь крупных организаций (как показывает исторический опыт, большинство серьезных слияний в ИТ-индустрии завершались не слишком удачно, в том числе покупка той же Compaq фирмы Digital Equipment).

Кстати, непосредственное негативное влияние на бизнес Hewlett-Packard еще не состоявшаяся сделка уже оказала. Как следует из внутреннего документа компании, обнародованного информационным агентством Dow Jones Newswires, сервисное подразделение HP не выполняет квартальный план, а число новых заказов на его услуги остается крайне недостаточным (данное подразделение обеспечивает 16% продаж и 20% операционной прибыли Hewlett-Packard). Причинами снижения производительности труда персонала и нерешительности потенциальных заказчиков названы «отвлекающие» перипетии процесса слияния с Compaq.

К концу марта акции Nortel Networks (–0,58 долл.; –11,4%) упали до самого низкого значения за последние семь лет (отметим, что немалая часть проблем Nortel была вызвана приобретением в 1998 г. фирмы Bay Networks за 9 млрд. долл.). Аналитики весьма скептически относятся к перспективам возвращения компании к прибыльности раньше конца 2003 г., и в течение месяца несколько инвестиционных фирм понизили прогнозы на продажи и прибыли этой крупнейшей канадской компании, указав на продолжающееся падение расходов на ИТ среди телекоммуникационных фирм — основных заказчиков оборудования Nortel.

Не намного лучше положение одного из главных конкурентов Nortel — Lucent Technologies (–0,83 долл.; –14,9%), которая объявила, что ввиду неопределенности на рынке сервис-провайдеров возвращение компании к прибыльности переносится на следующий финансовый год (начинается 1 октября 2002 г.), а завершение процесса отделения Agere Systems откладывается по крайней мере до лета. По сходной причине — слабый спрос на продукцию Lucent — авторитетное агентство Moody’s Investors Service понизило рейтинг ценных бумаг компании на два уровня до B2.

Замкнула таблицу Oracle (–3,82 долл.; –23,0%), которая, начав месяц с предупреждения об уменьшении квартальной прибыли с обещанных 10 до 9 центов на акцию, в середине марта отчиталась о снижении продаж с 2,67 до 2,23 млрд. долл., причем практически вся «недостача» пришлась на продажу новых лицензий на ПО.
По поводу ближайшего будущего компания также не пообещала ничего хорошего: в начавшемся 1 марта финансовом квартале прибыль компании не дотянет до прошлогоднего показателя (15 центов на акцию) 1—2 цента; ранее Oracle ожидала роста в 2–3 цента.

Ухудшение результатов компания объяснила недостаточно хорошим состоянием ее бизнеса в Азиатско-Тихоокеанском регионе, приносящем Oracle около 14% всех ее доходов, снижением доли крупных сделок (стоимостью более 500 тыс. долл.) с 45% год назад до 35% и продолжающимся застоем в области ИТ-расходов корпораций, особенно в телекоммуникационном и финансовом секторах, а также секторе высокотехнологического производства, т. е. там, где у Oracle традиционно сильные позиции.

Автор — заместитель
главного редактора @daily

Котировки акций

Цена акции на 28 февраля, долл. Цена акции на 28 марта, долл. Разница, долл. Изменение, %
Зона значительного роста
Avaya 5,35 7,38 +2,03 +37,9
Palm 3,02 3,99 +0,97 +32,1
3Com 4,80 6,11 +1,31 +27,3
Зона умеренного роста
SGI 3,49 4,25 +0,76 +21,8
Enterasys 3,55 4,23 +0,68 +19,2
Cisco 14,27 16,93 +2,66 +18,6
Symantec 36,06 41,21 +5,15 +14,3
Qualcomm 33,25 37,64 +4,39 +13,2
Xerox 9,71 10,75 +1,04 +10,7
Motorola 13,00 14,20 +1,20 +9,2
Apple 21,70 23,67 +1,97 +9,1
AMD 13,50 14,71 +1,21 +9,0
Зона минимальных изменений
Intel 28,55 30,41 +1,86 +6,5
NASDAQ Composite 1732 пункта 1845 пунктов +113 пунктов +6,5
IBM 98,12 104,00 +5,88 +6,0
Dell 24,69 26,11 +1,42 +5,7
Sun 8,51 8,82 +0,31 +3,6
Alcatel 13,69 14,17 +0,48 +3,5
Microsoft 58,34 60,31 +1,97 +3,4
Compaq 10,14 10,45 +0,31 +3,1
Nokia 20,77 20,74 –0,03 +0,1
Ericsson 4,22 4,18 –0,04 –0,9
Novell 4,09 3,89 –0,20 –4,9
Зона спада
Hewlett-Packard 20,12 17,94 –2,18 –10,8
Nortel 5,07 4,49 –0,58 –11,4
Lucent 5,56 4,73 –0,83 –14,9
Oracle 16,62 12,80 –3,82 –23,0