Спрос на услуги на рынке информационных технологий традиционно высок. Стремясь повысить эффективность предприятий, заказчики передают непрофильные функции на аутсорсинг, а для сокращения рас­ходов на ИТ-инфраструктуру используют облачные сервисы. В последнее время все более востребованными становятся так называемые управляемые услуги (Managed Services) — объединение сервисов связи и аутсорсинга.

Провайдер предлагает клиентам ши­рокий спектр услуг: от предоставления ­каналов связи и аренды оборудования до управления ИТ-инфраструктурой. Такие компании, получившие название MSP (Managed Services Provider, поставщик управляемых услуг), становятся для клиен­тов и поставщиком услуг связи, и интегра­тором, и аутсорсером, гарантируя при этом, в соответствии с SLA, оговоренный уровень сервиса.

Один из активных игроков этого рынка — компания IBM. Не так давно Россию посетил Мирослав Черник — руководитель направления продаж для поставщиков управляемых услуг в Центральной и Восточной Европе. Цель визита — активизация деятельности IBM и партнеров в данном сегменте рынка. По словам Мирослава Черника, развитие бизнеса MSP должно стать одним из локомотивов ИТ-рынка в ближайшие годы.

Переход от традиционных поставок оборудования к моделям взаимодействия между поставщиками и операторами, обеспечивающим снижение стартовой стоимости вхождения в бизнес, а также разумный, взаимовыгодный уровень разделения доходов и рисков, давно назрел. Со временем конкуренция на рынке управляемых сервисов сделает для клиентов цены на услуги более выгодными при этом снизится совокупная стоимость владения ИТ.

Переход от традиционных поставок оборудования к моделям взаимодействия между поставщиками и операторами, обеспечивающим снижение стартовой стоимости вхождения в бизнес, а также разумный, взаимовыгодный уровень разделения доходов и рисков, давно назрел. Со временем конкуренция на рынке управляемых сервисов сделает для клиентов цены на услуги более выгодными, при этом снизится совокупная стоимость владения ИТ.

Ссылаясь на данные исследовательских компаний, Мирослав Черник сообщил, что сейчас рынок ИТ растет примерно на 3% в год, а сегмент управляемых услуг — во много раз быстрее, увеличиваясь ежегодно, по разным данным, на 15–25%. Уровень маржи у реселлеров, продающих аппаратные и программные средства, невысок, менее 10%. А у игроков рынка MSP — от 15 до 50%.

В 2010 г. объем мирового рынка управляемых услуг составлял 8 млрд. долл., а к 2015 г. он должен достичь 27 млрд. долл. По прогнозам экспертов, оборот в сегменте IaaS через два года может выйти на уровень 8 млрд. долл., в сегменте PaaS — 3 млрд. долл., в сегментах SaaS и BI — по 8 млрд. долл.

Сегодня рынок MSP наиболее развит в США. Там много игроков и сложилась здоровая конкуренция. Определенные успехи демонстрируют рынки Западной Европы. Потенциал стран Центральной Европы, а также Рос­сии и СНГ специалисты оценивают как очень высокий, но говорить о буме MSP пока не приходится. «Мы видим, что определенная часть российских ИТ-компаний начинает пред­лагать управляемые сервисы своим клиентам, — отметил Мирослав Черник. — Еще больше фирм задумываются над тем, чтобы начать этот бизнес. Сейчас можно утверждать, что услугами MSP охвачено 5–10% местного рынка».

Как показывает мировая практика, управляемые сервисы востребованы во всех сегментах, включая SOHO, СМБ и корпоративный рынок. И если первые два, как правило, отдают всю инфраструктуру на аутсорсинг, то крупные предприятия пользуются управляемыми сервисами выборочно. Рыночные аналитики говорят, что 70% потенциала рынка управляемых и облачных сервисов — это ­потребности малых и средних предприятий. Небольшим ком­паниям, для того чтобы начать бизнес, требуется минимальный набор программ­ного обеспече­ния — бухгалтерия, почта, офисные приложения, CRM-система и пр. Понятно, что им выгоднее обратиться к провайдеру и получить практически готовую инфраструктуру.

Для освоения рынка управляемых услуг в IBM в прошлом году была разработана специальная программа. Она преду­сматривает техническую поддержку партнеров, помощь в области маркетинга и продаж, а также предоставление специфических решений, адаптированных к требованиям того или иного провайдера. Вендор поможет MSP в разработке новых услуг, поиске заказчиков и готов предложить привлекательные финансовые условия. Например, заметно снижена сумма, которую провайдер должен выложить при покупке решений. Ценовая модель «Pay as you go» предусматривает, что компания-MSP будет платить по мере роста своего бизнеса. По словам Мирослава Черника, успешный игрок сможет рассчитаться в течение года. «В перспективе российский рынок управляемых услуг ничем не будет отличаться от рынков других развитых стран, — подчеркнул он. — ­Вопрос лишь в том, насколько быстро он будет развиваться, насколько оперативно поставщики услуг предложат востребованные сервисы».

Черник добавил, что программа заинтересовала многих партнеров. «Опираясь на поддержку IBM, они смогут быстрее расширять спектр предоставляемых услуг, — сказал он. — Помимо помощи в подготовке специалистов мы готовы предоставлять долгосрочные фонды развития на 3–5 лет, если компания-MSP возьмет на себя обязательства по развитию бизнеса в определенном объеме. У нас нет жестких финансовых ограничений. К каждому партнеру мы подходим индивидуально, и если видим перспективу, то деньги всегда найдем». Кроме того, вендор предоставит MSP возможность использовать опыт и знания своих экспертов, работающих в международных центрах компетенции, предлагая набор программ для поддержки усилий MSP в области маркетинга и формирования спроса на свои услуги.

В развитии рынка управляемых услуг IBM видит большую выгоду и для собственного бизнеса. «Провайдерам по мере их развития потребуется новая инфраструктура, аппаратные и программные средства. Все это, а также консалтинговые услуги мы готовы предложить рынку», — сказал Мирослав Черник.