IBM добавит в свое ПО функции офисных программ
Барбара Дерроу, Паула Руни, CRN/США

Похоже, что популярному офисному приложению Microsoft Office придется вести борьбу с новым конкурентом, появления которого не ожидали.

Как сообщают представители реселлерских компаний, корпорация IBM Software намерена бесплатно интегрировать в свой пакет WebSphere Portal приложения для работы с электронными таблицами, текстовый редактор и ряд других средств для настольных систем.

«IBM внедрит в свое ПО около 80% функций, которыми наделен пакет Office, и предоставит их корпоративным пользователям через свой портал», — отметил представитель одной компании, осведомленный о планах IBM.

Кен Бисконти, вице-президент IBM Lotus Software по решениям для обмена сообщениями и совместной работы, подтвердил, что IBM разработала приложения для редактирования документов, составления презентаций и работы с электронными таблицами на базе J2EE, причем эти функции будут предложены на портале IBM бесплатно.

Новый пакет ПО выйдет уже в этом году и станет частью недавно провозглашенной стратегии IBM «вычисления по запросу».

Новые функции «будут скрыты от пользователя, но при необходимости программа сама запустит нужные приложения», сказал вице-президент IBM Lotus Products Ларри Боуден.

Хотя IBM не заявляет о себе как о поставщике программных продуктов для настольных ПК, серверы приложений WebSphere и порталы IBM пользуются спросом на корпоративном рынке. Как сказал один реселлер, пожелавший остаться неназванным, стратегия IBM, ориентированная на интеграцию различных прикладных программ, может дать реселлерам и ИТ-отделам компаний возможность добиться снижения стоимости лицензий на Microsoft Office.

«Порталы стоят на одном из первых мест в списках необходимых покупок у руководителей ИТ-отделов компаний, — добавил он. — Теперь IBM может сказать: «Деньги, которые вы сэкономите на Office, вы сможете заплатить за половину портала»».

В прошлом году, когда Microsoft ввела новую систему лицензионных платежей за свою продукцию, многие обозреватели в отрасли сочли это фактическим повышением цен.

Однако, по словам вице-президента Microsoft по бизнес-услугам Джеффа Райкса, крупные клиенты по-прежнему платят менее 100 долл. в год за обновление версий Microsoft Office в расчете на один ПК.

Некоторые представители IBM отвергают мысль о прямой конкуренции с Microsoft Office и говорят, что новые приложения IBM рассчитаны на работников, «не имеющих стола».

Однако другие уверены, что IBM держит на прицеле именно Microsoft Office.
«В IBM хорошо видят уязвимые места Office — дороговизну и избыток функций», — сказал один из партнеров IBM.

Есть еще один фактор, который может способствовать ослаблению позиций Microsoft Office: сегодня приложения Office сохраняют данные в формате XML, хотя вопрос о том, станет ли этот формат стандартом, остается открытым. В прошлом Microsoft использовала для работы с файлами свои частные форматы и это создавало трудности для конкурирующих продуктов.

В Microsoft должны придумать, как совершить переход к формату XML и при этом не потерять свои доминирующие позиции на рынке программ для настольных систем, считает вице-президент исследовательской компании Summit Strategies Дуайт Дейвис. «Пока не ясно, как они смогут это сделать, если на рынке не будет мощной силы инерции», — говорит он.

Перед Microsoft стоит еще одна задача: убедить пользователей Office перейти на версию Office 2003, которая должна выйти в июне.

Что же касается IBM, то у нее успехи в области ПО для настольных систем чередовались с падениями. Еще задолго до 1995 г., когда она приобрела компанию Lotus, IBM развернула, было, бизнес настольных приложений, но потом свернула его. Операционная система OS/2 для настольных систем тоже не пошла.

Тем не менее один из крупных партнеров IBM, осведомленный о ее планах, уверен в успехе. «В области настольных систем IBM поумнела. Я настроен оптимистически», — заявил он.

Sun готовится к наступлению в середине лета
Элизабет Монталбано, Джозеф Ф. Ковар, CRN/США

Этим летом Sun Microsystems намерена встряхнуть рынок настольных систем, представив долгожданный пакет программ Mad Hatter, который будет предлагаться по цене от 50 до 100 долл. за каждую настольную систему, сообщил исполнительный вице-президент Sun по программному обеспечению Джонатан Шварц.

По его словам, впервые в истории у Sun появится интегрированный комплект ПО, который объединит пакет StarOffice, браузер Mozilla, интерфейс GNOME, приложение Evolution для работы с электронной почтой и календарями, а также Java Card для работы на тонких клиентах Sun Ray и платформах на основе семейства x86. Mad Hatter, считает Шварц, позволит партнерам Sun сэкономить миллиарды долларов своих клиентов.

«Вспомните, что за последний квартал продажи программ для настольных систем принесли Microsoft 6,5 млрд. долл. Наш пакет будет стоить всего 50—100 долл., а не 200 долл., как продукт Microsoft, — сказал Шварц. — Мы уверены, что Mad Hatter станет реальной альтернативой для настольных сред, когда важны экономия средств и обеспечение высокого уровня безопасности».

Шварц призвал партнеров Sun принять участие в разработке модели ценообразования, которая еще не завершена. В рамках программы Mad Hatter компания Sun сотрудничает с ОЕМ-изготовителями оборудования с целью продвижения этого пакета на иных платформах на базе семейства процессоров х86. Sun планирует также предоставлять профессиональные услуги и инструментарий для облегчения работы реселлеров по переводу Windows-систем на Mad Hatter.

Председатель правления и главный управляющий Скотт Макнили сказал, что Sun не намерена отвоевывать у Microsoft ее сегмент рынка настольных систем. «Мы не нацеливаемся на пользователей универсальной мощи Microsoft Office, — заявил он. — Мы ориентируемся на тех, кому нужно снижение сложности и затрат. В организациях таких людей очень много».

По мнению реселлеров, Mad Hatter будет пользоваться успехом у таких клиентов, как центры обслуживания вызовов, школы и клиники, где пользователи вынуждены проводить за ПК много времени.

Дуайт Хинкель, главный управляющий реселлерской компании Applied Engineering, считает, что университету, где учатся около 10 тыс. студентов, пакет Mad Hatter, работающий на тонких клиентах Sun Ray, позволит сэкономить за два года до 5 млн. долл. «Сегодня бюджеты организаций сократились примерно на 20%, и я предвижу существенную эрозию монополии Microsoft», — говорит Хинкель.

Стив Эверест, президент компании Creative Healthcare Systems, которая обслуживает организации здравоохранения, рассчитывает, что выход пакета Mad Hatter позволит его компании увеличить продажи тонких клиентов Sun Rays клиникам на 10—20%.

Эверест отмечает меньшую стоимость обслуживания тонких клиентов Sun Rays.
Sun уже неофициально демонстрирует Mad Hatter, сообщил вице-президент Sun по маркетингу ПО Анил Гадр. В качестве следующего шага Sun предложит Mad Hatter для ознакомления и тестирования партнерам в центрах Sun iForce Centers.

Mad Hatter: первый взгляд

  • Объединяет пакет StarOffice, браузер Mozilla, интерфейс GNOME, приложение Evolution для работы с электронной почтой и календарями, а также Java Сard. Предназначен для работы с тонкими клиентами Sun Ray и платформами на основе семейства х86.
  • Ожидаемая стоимость: от 50 до 100 долл. за одну настольную систему.
  • Mad Hatter спроектирован как единое приложение, обеспечивающее законченное решение для установки на настольных системах и снижение общей стоимости владения.