В этом номере мы объявляем результаты очередного редакционного проекта, посвященного региональному ИТ-бизнесу. Первый такой проект состоялся осенью 2001 г.

За прошедшие 2,5 года отечественный ИТ-рынок заметно повзрослел. Выросли и очень многие региональные ИТ-компании, причем увеличился не только их оборот, произошли и важные качественные изменения — появились новые направления бизнеса, повысилась квалификация сотрудников, более профессиональным стал менеджмент.

Сегодня мы называем 25 региональных ИТ-компаний, которые успешно развивались и добились наилучших результатов в бизнесе за период 2002—2003 гг.

На подготовительном этапе редакция составила предварительный список претендентов, в который вошли более 110 ИТ-компаний из регионов (к участию не допускались филиалы столичных фирм). При этом использовалась информация, полученная от ряда ведущих дистрибьюторских компаний (за что мы выражаем им искреннюю благодарность!), а также от самих компаний-претендентов. Редакция обратилась к многим региональным ИТ-компаниям с просьбой предоставить (по желанию: только для сведения экспертов) основные данные об их деятельности и результатах бизнеса в период 2002—2003 гг., хотя это и не являлось обязательным условием для участия в конкурсе. К сожалению, откликнулись на наш призыв, предоставив необходимые данные, далеко не все компании.

Этот предварительный список вместе со сводкой основных данных по отдельным компаниям был направлен экспертам, которые могли его по своему усмотрению дополнить.

Экспертами в нашем проекте выступили руководители (в ряде случаев — менеджеры по работе с партнерами или менеджеры по маркетингу) ведущих фирм-поставщиков и дистрибьюторских компаний, работающих на российском рынке, а также издатели и редакторы CRN/RE (всего 47 человек, список экспертов приведен на с. 45 и 46).

Мы предложили им оценить деятельность компаний-претендентов по нескольким критериям — финансовые показатели и динамика бизнеса в период 2002—2003 гг., изменение сферы деятельности, уровень корпоративного управления и репутация компании на ИТ-рынке.
Эксперты потрудились — и вот список «25 лучших» готов! Задача ранжировать компании не ставилась. Поэтому в этом списке они перечислены в алфавитном порядке.

И все же явного лидера, победившего с очень большим отрывом — 43 голоса из 47, хочется назвать: новосибирская компания НЭТА.

В списке «25 лучших» немало фирм, хорошо известных не только в своем и соседних регионах, но и на отечественном ИТ-рынке в целом.

Практически у всех этих компаний бизнес диверсифицирован — они занимаются и системной интеграцией, и сборкой ПК, и розничной торговлей и т. д. Что вполне объяснимо: на российском рынке еще не созрели условия для существования узкоспециализированных ИТ-компаний. Более того, некоторые из наших «25 лучших» именно в последние пару лет начали развивать те или иные новые направления бизнеса, мотивируя это усилением конкуренции в традиционных для себя сегментах рынка.

Интересно отметить, что среди наших победителей по результатам 2002—2003 гг. примерно половина (13 из 25) — это компании, чьи руководители вошли в список лучших руководителей из регионов в 2001 г. Еще несколько компаний, во главе которых стоят топ-менеджеры из того списка, по числу голосов, полученных в этом году, подошли совсем близко к «проходному баллу». Приятно отметить, что эти компании продолжают успешно развиваться и остаются в числе лидеров.

Разумеется, наш список «лучших» (как, впрочем, и практически любой экспертный выбор) может вызвать возражения, но редакция CRN/RE не претендует на абсолютную истину. Возможно, в него не вошли некоторые ИТ-компании, которые считаются лидерами (не исключено, заслуженно) своих региональных рынков и вполне могли бы претендовать на победу. Наверное, стоит пояснить, почему так происходит.

Во-первых, наш конкурс, а также выбор наших экспертов подвержены «канальному смещению» — по очевидным причинам на первом плане у нас находятся «передовики» канала сбыта, и, например, компании — разработчики ПО, мало взаимодействующие с каналом, имеют гораздо меньше шансов на победу. К тому же и масштабы бизнеса у них обычно в разы меньше, чем у солидных игроков канала сбыта.

Во-вторых, большинству региональных ИТ-компаний, как и столичных, по-прежнему не хватает открытости. Можно понять мотивы, которыми они руководствуются, но нехватка достоверной информации об их бизнесе, как правило, вредит их известности и репутации на рынке и нередко — самому бизнесу.

Вполне вероятно, что и в нашем конкурсе некоторые компании-претенденты пострадали из-за своей закрытости. Наверное, не случайно, что из примерно 35 компаний, вошедших в предварительный список и предоставивших данные о своем бизнесе, 21, т. е. почти две трети, вошли в число «25 лучших».

В-третьих, кому-то покажется небесспорным и подготовленный редакцией предварительный список претендентов. И хотя, как уже говорилось, эксперты могли по своему усмотрению его дополнять, воспользовались этим правом лишь немногие, и это не повлияло на результаты.

Анкета для компаний-претендентов содержала следующие вопросы:

  • основные направления деятельности и структура компании;
  • финансовые показатели за 2001–2003 гг., в том числе распределение оборота и прибыли по направлениям бизнеса;
  • цели, стоявшие перед компанией в период 2002–2003 гг, и основные изменения, произошедшие за эти годы;
  • проблемы и трудности, с которыми пришлось столкнуться;
  • задачи на 2004–2005 гг.

Предоставленные компаниями сведения редакция не проверяла.

* Конкурс «25 лучших управляющих региональных ИТ-компаний». Его результаты опубликованы в спецвыпуске CRN/RE № 3/2001 «ИТ-бизнес в российских регионах».